Лермонтов и Ветошкин


Лермонтов и Ветошкин

      (Миниатюра из цикла «Мои поэты»)

          Вспоминается, как однажды я вошел в класс и объявил, что изучать Лермонтова мы закончили и переходим к Некрасову, а на «Камчатке» вдруг раздался звук, очень похожий на стон глубоко разочарованного человека, за коим последовал вопрос, одновременно горестный и протестный:
      - А что, еще про Лермонтова нельзя?

          Вы понимаете, что за последними партами обычно спасаются не самые лучшие ученики, а меня это вздох разочарования удивил еще больше оттого, что исходил он от Саши Ветошкина, путавшего Хлестакова с Чичиковым.

      - Ты очень любишь Лермонтова? - спросил я.

      Саша смутился, так как не привык рассказывать о своих литературных пристрастиях.
      - Ему «Белеет парус одинокий» больно понравился, - объяснила мне умная, но очень ехидная Леночка Градополова, - Он у нас в моряки собрался.

          Сашка швырнул в нее дневником и зло выпалил:
        - И вовсе нет! Просто мне жалко, как его убили... И еще мне Печорин нравится... Вы здорово про него рассказывали, а когда читали, как он стоял на краю пропасти,  у меня мурашки по коже бегали...

         Я понял, что отрывок, прочитанный мной на уроке, было единственное, с чем он ознакомился из «Героя нашего времени» в оригинале, ибо сам он книг не читал. Их содержание передавали ему сердобольные девчонки, или он узнавал его из учебников. И только мой вдохновенный рассказ о творчестве Лермонтова стал причиной его интереса к его произведениям...

      … Лет пять тому назад я получил от него сообщение в «Одноклассниках»: «Иду на греческом сухогрузе в ваши края. Как бы нам встретиться?»

         Я встретил его в порту, и,  если бы он не подошел ко мне первым, ни за что не узнал того Сашку Ветошкина, который скромно прятался за спинами девочек на «Камчатке».

         Это был седой располневший мужчина в белом морском кителе с множеством каких-то нашивок. После того, как мы обнялись, я ткнул пальцем в одну из них и спросил:
      - И до каких высот ты дослужился?

      - Капитаню, Валентиныч, вот на этой старой калоше под греческим флагом, - ответил он мне, не рисуясь. - Ходим по Среднеземке, иногда через Атлантику. Вспоминаю твои уроки английского, и  ругаю себя матерно, что не учил его как следует. В сорок лет стал изучать язык, чтобы в загранку идти, а мозги уже не те....

      В школе кроме литературы я преподавал еще английский язык и помню, что Саша в нем был вообще никакой. А тут он решил, видимо, доказать мне, что то были ошибки молодости, и легко перешел на иностранную речь, причем, на таком уровне, какому мог бы позавидовать квалифицированный переводчик.

      - Пошли в кабак, - после короткого экскурса в в свою морскую жизнь на английском языке сказал он мне по русски. - Посидим, покалякаем, выпьем маленько. Я чего еще тебе благодарен, что ты не дал мне алкоголиком стать. Помнишь?

      Я помнил...

         В десятом классе я застал его с группой ребят, собиравшихся в физкабинете распить семисот граммовую бутылку водки, называемую на Сахалине почему-то «гусем», и вылил ее в цветочный горшок с фикусом, сказав спокойно:
      - Завтра посмотрите, что с этим растением будет. То же самое будет с вами через годик-два...

         ...   - Помню, помню, - грустно сказал я, не отвечая на его широкую улыбку. - Цветочек до сих пор жалко...

      - Мне тоже, - взаимно опечалился он.

         Мы зашли в припортовый ресторан, где было прохладно и тихо.  Ветошкин, не спрашивая меня, заказал холодный сок, салат и достал из кармана маленькую бутылочку греческого коньяка:
      - Выпьем за встречу... Чисто символически... А на пароходе я угощу тебя обедом, какого ты не едал... У меня кок — француз из Марселя... Бог кулинарии...

         Мы выпили,  и я сказал, впервые ощутив радость от встречи с учеником, которого не видел почти сорок лет:
      - Значит, Саша, Лермонтов все-таки повлиял на выбор твоей профессии... «Белеет парус одинокий»...

         Саша вдруг рассмеялся:
      - Валентиныч, клянусь медузой, это все девчонки понапридумали! Моряком я стал, потому что на Сахалине родился.. У моря вырос - в моря ушел... А у Лермонтова я до сих пор Печорина люблю... Во это мужик был! Прямо вживую помню, как ты нам читаешь про его дуэль с Грушницким, а у меня мурашки по коже... Ты же не знаешь, что я после этого «Героя нашего времени» в школьной библиотеке спер и читал его каждый божий день... Хочешь, я тебе наизусть расскажу тот самый отрывок...

         - Не надо, Саша, - ответил я. - Боюсь, что у меня одними мурашками не обойдется. Я ведь и расплакаться могу...





Рейтинг работы: 112
Количество рецензий: 8
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 431
© 19.02.2014 Борис Аксюзов
Свидетельство о публикации: izba-2014-990482

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Анатолий Сухаржевский       16.03.2018   07:54:00
Отзыв:   положительный
Борис Валентинович! Рад каждому новому произведению, Вами опубликованному на главной странице! Прочитал и это и хочу сказать, что обращение ученика на "ТЫ" к своему любимому учителю, меня покоробило. Я не озвучиваю претензии к написанному, а делюсь своими личными впечатлениями от прочитанного, так что не обижайтесь. Кстати, он уже стал капитаном и владеет английским в совершенстве, а русский язык ломает, словно из глухой деревни... Успехов!
Борис Аксюзов       16.03.2018   09:08:45

Обращение на "ты" вызвано, вероятно, небольшой разницей в возрасте. Им было 14, мне -24. Сейчас мне за 80, им под 70. Что касается языка, то это чисто морской слэнг капитана, рано ушедшего "под чужой флаг"
Большое спасибо за внимание к моему творчеству!.
Анатолий Сухаржевский       16.03.2018   12:44:07

Всё равно, мне кажется, что учитель остался учителем, а ученик учеником, несмотря на разницу в возрасте. Здоровья!
Алла Светловская       15.03.2018   14:05:34
Отзыв:   положительный
Спасибо Вам, что напомнили незабываемые школьные деньки, любимых своих учителей.
Светлая грусть по прошлому не покидает нас...
С признательностью...


Лариса Калинина       13.09.2016   22:12:29
Отзыв:   положительный
Я тоже сразу записала себя к Вам в ученицы, дорогой Борис Валентинович! Как хорошо, что на свете есть такие учителя, как Вы!
А вот фикус засох исключительно от излишеств. Моя маленькая ученица, дежурившая в классе, полила цветочки водкой из бутылки, припрятанной учителем музыки за батареей, думая, что это вода. Учитель долго ругался, а цветы после " подкормки" похорошели все !
Лариса
Ольга Таранюк       27.02.2014   22:53:40
Отзыв:   положительный
Многоуважаемый, БОРИС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Восхититься, это значит никак не отреагировать.. а как передать мой восторг и все эмоции до мурашек.. как?
У меня не хватает слов..
Спасибо Вам..
Господи, СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Как счастливы были Ваши ученики, возможно, сами того не ведали..
Борис Аксюзов       28.02.2014   22:21:03

Когда я получаю Ваш отзыв, меня покидают все сомнения: значит. все в порядке, я не сфальшивил... Я знаю, что Вы не сможете восторгаться красивостью и пустотой... Счастья Вам!
Ольга Таранюк       28.02.2014   23:52:24

Знаете, дорогой Борис.. известный факт, что поэзия - это искусство слова, а вот проза - искусство предложения..
Вот у Вас всегда нахожу настоящее искусство...
Спасибо ВАМ!!!!!!!!!!!!!!!
Флярик       27.02.2014   12:16:13
Отзыв:   положительный
А я скажу очень коротко на сей раз. Целительно!!!
Заметила, Борис Валентинович, что Вам стараются писать большие, подробные отзывы. Как школьные сочинения... Видимо, так срабатывает подсознание Ваших благодарных читателей. И тоже, в чём-то, учеников... Ко мне так это точно относится.

...Хочу к Вам за парту!..
Борис Аксюзов       27.02.2014   13:03:34

Если бы Вы знали, моя прекрасная фея по имени Флярик, как я рад Вам! Посажу Вас за лучшую парту у окна, из которого видна широкая река и облака над морем... И когда буду читать отрывок из повести о скверном городишке с названием Тамань, вы поймете, что Лермонтов хотел сказать совсем другое...
Вы знаете, я уже неделю пишу Вам письмо в личку, никак не закончу... А потом еще неделю буду бояться его Вам отправить У меня к Вам огромная просьба... Впрочем, об этом - в письме...
Флярик       02.03.2014   21:02:54

Борис Валентинович, а ведь я уже давно сижу у Вас за партой, с момента нашего знакомства...
Сергей Павлухин       26.02.2014   00:31:49
Отзыв:   положительный
Рассказ замечательный.
А вот доводилось ли вам, Борис, слышать версию потомков Мартынова о причинах дуэли и обстоятельствах гибели поэта?
Некогда довелось мне ознакомиться с этими материалами. Потомки Мартынова утверждают, что не так давно обнаружены предсмертные дневниковые записки своего предка. Вкратце: причиной была совсем не примитивная острота о "горца с большим кинжалом" (с этой версией вы наверняка знакомы). Причина - высказанное Лермонтовым желание дезертирства из русской армии и перехода на сторону воюющих чеченцев. Романтическая натура. Высказано это было самим Мхаилом Юрьевичем в узком кругу друзей (в число которых входил и сам Мартынов).
Друзья собрались отдельно от Лермонтова и обсудили ситуацию. Они решили не допустить такого позорного факта в биографии великого поэта. Так как они осознавали, что переубедить Лермонтова не получится (уж очень упрямый и увлекающийся норов), то единственным выходом признали дуэль, на которой надо было нанести Лермонтову ранение (естественно - не опасное для жизни). Роль дуэлянта друзья дали Мартынову.
А дальше было стечение роковых случайностей: за пару дней до дуэли у Лермонтова в кармане сюртука оказался модный амулет - стальной плоский овал, покрытый тонким слоем позолоты. То ли он нашёл этот амулет на тропинке, то ли ему дала его некая дама "для оберега". Он и носил его с собой на счастье.
Во время дуэли Мартынов целился в бедро, но пуля срикошетировала от амулета, и прошла с правого бока в сторону левого плеча. Пули были крупного калибра, и ранение оказалось смертельным.
Друзья сохранили тайну настоящей причины дуэли (и это - основное, из-за чего Мартынов не был ими подвергнут бойкоту с их стороны). Они поклялись до самой смерти не открывать истину. И Мартынов написал своё признание в дневнике только для своих потомков, сохраняя честь убитого им (по случайности) Лермонтова.
Частично подтверждают эту версию и свидетельства медиков о ранении Лермонтова (направленность раневого канала, амулет в кармане и проч.) - http://inpenza.ru/tarhany/vystrel.php
Версия, конечно же, непривычная, но в память врезалась.
Успехов вам, Борис.
А ваш рассказ поставлю в редакторский анонс.
Борис Аксюзов       26.02.2014   10:31:35

Спасибо за замечательный отзыв и анонс! Версию о рикошете я знаю, но отношусь к ней с недоверием: слишком уж велико расстояние от бедра до сердца, а тогдашние пистолеты - это не АКМ с пулями со смещенным центром тяжести... А вот о намерении Лермонтова перейти на сторону горцев слышу впервые, но не исключаю этого, зная его отношение к правящему строю и романтическую натуру или, как Вы хорошо выразились, увлекающийся норов...
Еще раз спасибо... Удачи Вам и новых находок!
Алла Зенина       21.02.2014   00:29:03
Отзыв:   положительный
Замечательный рассказ!
До сих пор помню отчётливо свою первую учительницу русского и литературы Александру Васильевну Трегубову. Помню её низкий, глуховатый голос. Как выразительно она читала! "Мцыри" Лермонтова я тогда выучила наизусть, до сих пор почти всю поэму помню. Пронзительные строки: "А душу можно ль рассказать?" Весь класс "болел" литературой, много читали. Когда мы учились в 8-ом Александра Васильевна заболела, быстро сгорела от рака. Это было таким потрясением и горем!
СПАСИБО!
Всего доброго.
Алиса.нет       19.02.2014   15:36:07
Отзыв:   положительный
Кажется, я сейчас сама расплачусь за Вас!
И всё-таки от учителя и его любви к предмету, и заинтересованности передать эту любовь очень многое зависит!
К примеру, была у нас учительница физики классным руководителем. Великолепнейший педагог! Так предмет раскладывала по полочкам! Мы любую формулу могли сами вывести из рисунка к задаче, ничего учить не приходилось, на столько хороши были её лекции. И я тогда любила физику. Но был переходный возраст, и она невзлюбила меня. Мама решила перевести меня в другую школу, я не упиралась. С переходом закончились и мои познания в физике...
Мне очень приятно, что есть возможность чему-то поучиться от Вас! От души благодарю за рассказ!









1