Вина или обида. Статья вторая. Окончание



… На фоне, успехов в строительстве СССР, мировая ситуация после Первой мировой войны, постепенно изменялась. В Германии, 1933 году к власти пришли нацисты во главе с Гитлером. Намерениями его и его партии было завоевание новых территорий, уничтожение евреев, цыган и большинства славянского населения, как ущербных и нежизнеспособных, и тем самым расширить владения Третьего Рейха на Востоке используя оставшихся славян в качестве рабской, рабочей силы…
В отличии от нынешних агрессивных, но лицемерных политиков, красуясь своим расовым превосходством, они даже не скрывали своих намерений захватить в свою власть весь мир.
Для этого, Гитлер – хитрый и коварный политик, хотел привлечь, и РПЦЗ, а Иерархи РПЦЗ, и сами к этому стремились, видя в Гитлере единственную силу, способную, вернуть их в Россию, со властью…
Этот расчётливый цинизм и лицемерие, выразил Митрополит Анастасий, к тому времени уже глава РПЦЗ, в своём приветственном письме на имя Гитлера, написанном в 1938 году…
Вот некоторые цитаты из него:
«Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер!
Когда мы взирали на наш берлинский Собор, ныне нами освящённый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства… наша мысль обращается прежде всего к Вам, как к действительному его(Собора) создателю.
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, мы надеемся, что Повелевающий историей, пошлёт нам вождя и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он, послал Вас(обратите внимание на пафос этого послания) германскому народу…
Кроме молитв, постоянно возносимых за главу государства… сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что Вы включены в эту молитву.
Моления о Вас, будут возноситься не только в сём храме и в пределах Германии, но и ов всех православных церквах. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы, о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами, и даровал Вам свою всесильную мощь!»

В этом послании, содержится неприкрытый призыв к нападению на Советскую Россию, восхваляющие Гитлера как Мессию и спасителя человечества. Каков цинизм и ненависть к русским людям! Невольно вспоминаются слова из Апокалипсиса, о пришествии Антихриста в церковных нарядах и его приспешников лжепророков…
Таковы и были эти иерархи из РПЦЗ, проделавшие длинную «дорогу», от прислуживания российскому «Кесарю», до служению Гитлеру. Этот путь закономерен, и может повториться ещё и ещё…
Мы все должны знать это и помнить, чтобы противостоять новому нацизму, и в нашей стране, к нашему стыду возникшему и спровоцированному фальсификациями истории Советского Союза, но и измышлениями о церковной истории.
Я не удивлюсь, если разного рода образованческие провокаторы, которых сегодня достаточно в России и за рубежом, прочитав эти документы презрительно хмыкнут и найдут оправдание этому предательству, как и своему, тоже…
… К тому времени, Германия, используя намерения Запада натравить Фюрера Великого Третьего Рейха на Советский Союз, добилась множества уступок от политических руководителей западноевропейских стран и первыми жертвами её напора стали аннексированная Австрия и Чехословакия.
Государственная стратегия Советской России, тогда, уже открыто была направлена на избежание немедленной войны, и за счёт выигранного времени, - на интенсивную подготовка к ней.
Всем политикам и Сталину в том числе, уже было ясно, что войны не избежать. Этим, я во многом объясняю дипломатические усилия по оттягиванию начала войны, заключение Пакта о ненападении с фашисткой Германией и ужесточение жизни в России: введение полувоенных законов, и даже террор и гонения на классовых «союзников» западной буржуазии, в число которых, во многом, благодаря антисоветским действиям РПЦЗ, попала и русская церковь, и преже всего её духовенство…
… Это послание Митрополита Анастасия (Грибановского) разоблачило иерархов – зарубежников, как коварных и страшных врагов Советского народа и это письмо, можно считать не только прямым призывом Гитлера, к войне с СССР, но и обосновывало, будущую лёгкую победу, Вермахта, над «большевиками».
Вполне возможно, что благодаря этим лживым утверждениям, о том, что народы Советской России, только и ждут немецких завоевателей и самого Гитлера, с распростёртыми объятиями, - «великий фюрер» немецкой нации и решился на эту страшную войну, в которой со стороны СССР, погибло около двадцати семи миллионов человек.
Такова страшная цена предательства своего народа, в том числе и политиканами в рясах, выдававших себя за ревностных служителей Христовой церкви…
Надо, так же отметить, что уже сразу после окончания Гражданской войны, зарубежники – иерархи, во главе тогда ещё с Митрополитом Антонием (Храповицким), провоцировали своими выступлениями и посланиями страны Антанты, на интервенцию против Советской России…
… Забегая немного вперёд, хочу коротко рассказать о потерях Советского Союза в Великой Отечественной войне:
… Людские потери за эти годы составили примерно, в четыре раза большие чем цифры потерь еврейского народа в Холокосте; или больше половины тогдашнего населения таких европейских стран, как Англия или Франция. Попутно замечу, что Франция, одно из сильнейших военных государств мира, на тот момент, капитулировала после двух месяцев неудачных военных действий.
Общее количество пленных и угнанных на работы в Германию советских людей, составило более восьми миллионов человек. Это почти в два раза больше чем современное население такой страны, как Норвегия; или больше населения такой страны как Израиль.
Потери Советской России только на фронтах войны. в несколько раз превосходят нынешнее население Прибалтики. И многими российскими гражданами, как чудовищное лицемерие и провокация воспринимаются сегодняшнее прославление националистов – эсесовцев, как борцов против «оккупации» Прибалтики, Советской Россией.
Нынешние прибалтийские политиканы, называют Советский Союз агрессором, ещё и потому, что Гитлер в конце войны распространил права «арийского народа» и на население Прибалтики.
Нетрудно представить себе, какую роль играли бы эти прибалтийские эсесовцы, на оккупированных территориях Советского Союза, проиграй он эту войну. Ведь во многом, сегодняшний агрессивный антисоветизм и русофобство, обусловлено желанием не вспоминать своё сотрудничество с Гитлером. Часто, предатели, переваливают свою вину на жертву, ненавидя за это ещё больше.
Согласитесь, это похоже на сегодняшнее шельмование советской истории, некоторыми церковниками из РПЦЗ. Этим они оправдывают своё прислуживание нацистам.
… Материальные потери Советского Союза сопоставимы с людскими. Разрушено до основания почти две тысячи советских городов. Сожжены или обезлюдели около семидесяти тысяч деревень и посёлков. Разрушено около трёх тысяч крупных фабрик и заводов. Прекратили своё существование около восьмидесяти четырёх тысяч школ. Около двадцати пяти миллионов человек, в основном в западных областях, после освобождения от гитлеровцев жили в землянках или деревянных избах…
Уже в конце войны и после её окончания, недавние союзники Советского Союза по борьбе с нацизмом, повели себя совсем неблагодарно и не благородно.
Поставки по ленд–лизу из Америки прекратились в 1945 году.
В марте следующего года, то есть меньше чем через год после Победы, Черчилль, в американском городке Фултоне, в известной речи, объявил о начале «холодной» войне, Запада против Советского Союза…
… Меня всегда потрясала трагичность и несправедливость реальной человеческой истории. Казалось бы, надо было до гробовой доски благодарить страну, которая понесла такие жертвы, упорствуя в борьбе с жестоким, непобедимым противником.
Ведь та же Англия, выжила, по сути говоря, за счёт этих жертв Советского Союза. Её потери во Второй мировой в человеческом исчислении меньше советских потерь более чем в сто (!) раз. А французские добровольцы воевали на стороне Гитлера. Так и в отношении остальных европейских государств…
А что же мы получили в ответ?……
…..22 июня 1940 года. Война пришла на землю Советского Союза. Танковые колонны Вермахта устремились внутрь страны, а бомбардировщики бомбили многие города юга России, в том числе Киев…
Вскоре большая часть Украины и Белоруссии была занята немцами….
Экзарх, Митрополит Николай (Ярушкевич), был эвакуирован, а Митрополит Литовский и Вилленский Сергий (Воскресенский), спрятался в церковном подвале и дождавшись немцев стал с ними сотрудничать…
Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), в этот день, совершал службу в храме. Это был день Всех Святых.
Когда он узнал о начале войны, то произнёс проповедь, в которой, в частности сказал: «Православная наша Церковь, всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и радовалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь!»
А вновь поставленный немцами Митрополит Сергий (Воскресенский) в угоду немцам писал: «Советская власть, подвергла Православную церковь неслыханному гонению… За подписью Патриаршего Местоблюстителя Сергия, Митрополита Московского и Коломенского, большевики распространили нелепое воззвание, призывая русский народ сопротивляться Германским освободителям…»
… Тогда, в начале войны, и этот немецкий прислужник и множество других иерархов верили и надеялись, что Гитлер за несколько месяцев победит Советский Союз...
Их надежды, к счастью, не оправдались…
Позиции русского, советского духовенства в эти годы, были прямо противоположными позиции РПЦЗ. Многие верующие и священники Русской Православной Церкви с первых дней войны ушли на фронт добровольцами и погибли там защищая свою Родину…
Митрополит Сергий, Местоблюститель Русской Православной Церкви, в первый же день войны, выпустил послание, призывая русских, советских людей к смертельной схватке с фашизмом.
А РПЦЗ, и изменники из РПЦ, дождавшись оккупантов стали им прислуживать. Митрополит Рижский Иоанн,(Воскресенского), как я уже говорил, спрятавшись в подвале храма, дождался прихода гитлеровцев, и стал их ревностным помощником в годы оккупации Прибалтики.
И это был не единичный случай предательства.
… Предателями стали так же и Митрополит Поликарп на Украине, и Митрополит Пантелеймон в Белоруссии. В то время, когда советские люди, на фронтах Великой Отечественной погибали ежедневно тысячами и десятками тысяч, эти иерархи, помогали гитлеровским захватчикам, сотрудничая с немецкими властями.
Все эти предательства, доказывают для меня лично, что опасения Советской власти были не напрасны, и что официальная РПЦЗ и некоторые иерархи в Советской России, были на стороне «лжеправедников», стремящихся загнать «грешников», то есть простой народ, в «хлев», классового рабства навечно, как об этом зло и яростно писала Гиппиус, после Революции, ещё во времена Гражданской войны.
Что касается Архиерейского Синода и главы РПЦЗ, Митрополита Анастасия (Грибановского), то он оставался верен своему предательству почти до конца. Вот что, например, он писал в 1942 году в пасхальном послании: «Настал день ожидаемый им (русским народом) и он ныне подлинно как бы воскресает из мёртвых, там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. Освобождённая часть русского народа повсюду уже запела «Христос воскресе»…
Напомню, что сорок второй год был решающим годом в Великой Отечественной войне и ежедневно в это время, на полях сражений, в осаждённом Ленинграде, на оккупированных гитлеровцами территориях гибли, от пуль, голода и холода по десять, двадцать тысяч человек…
Каково всё - таки забвение Всех Заветов Иисуса, произошедшее в головах многих иерархов РПЦЗ, и как в эти годы, вольно или невольно, их псевдохристианство превратилось в дьявольскую веру, поклоняющуюся Кесарю и прислуживающую богатству и силе?!
Ад скучает по таким лицемерам!
… К счастью для всех живущих на планете Земля, «супермены» Гитлера, были побеждены простыми русскими людьми, и их союзниками на фронтах Великой Отечественной, и на Земле воцарился мир, длящийся с небольшими перерывами вот уже более шестидесяти лет…
За это время, конечно происходили и происходят локальные войны и даже прошла «холодная» война, между бывшими союзниками, победителями нацисткой Германии. Увы, таковы нравы и принципы геополитики...
Страна, выстрадавшая и потерявшая не только половину своего экономического богатства, но главное неисчислимое количество самых молодых, умных, смелых и преданных Родине, Советской России, людей, так и не смогла отпраздновать общую победу, и вскоре стала врагом номер один для Запада, который благодаря героизму советских людей сохранил не только экономику, но и людской потенциал.
Двадцать семь миллионов погибших советских людей. стали той незаживающей, неизлечимой, раной, в болеющем теле России, которая в конце концов привела к власти образованческую партноменклатуру и бюрократию, способствовавшей разрушению Союза Советских Социалистических Республик.
… Сегодня, живя в Англии, и наблюдая достаток и благообразие жизни, в сверхбогатом Лондоне, я, иногда, на фоне этого процветания, вдруг вижу миллионы призраков, убитых и умерших от голода и холода во время войны и приготовления к ней, - советских людей, которые собой заслонили от истребления, и рабства народы Западной Европы…
И я, понимаю, что благодаря и их самопожертвованию, Запад сегодня процветает…
Человеческая история, по сию пору, страшна своей трагичностью и порой безысходностью. Вся история двадцатого века, для России превратилась в драматическое испытание войнами, голодом, Революциями и Контрреволюциями, во время которых можно, было видеть и страстный энтузиазм и безнадежное разочарование, героическое самопожертвование и унизительное самопредательство.
Законы истории, необъективны и порой бесчеловечны. Однако, сегодня появилась надежда, что пройдя через все испытания, Россия вновь восстаёт из руин саморазрушения. Законы воздаяния, за сделанное и совершённое ведь тоже работают, благодаря может быть Божественной справедливости, которая входит в плоть и кровь Христовых Заветов.
Вместе с Россией, и Русское Православие, прошло длинную дорогу, тревог, разрушений, расколов, гонений и восстановления.
Сегодня можно говорить о самом может благоприятном времени для процветания Православия в России. Но очень важно при этом, знать и понимать историю идей и происшедших событий в двадцатом веке. И ни в коем случае не бояться правды истории, не подменять её идеологией или фальсификациями.
… Год назад, в евхаристическом служении, наконец, объединились Русская Православная матерь Церковь и Русская Зарубежная Церковь.
Один раскол преодолён и мы все этому радуемся, однако помня историю этого расхождения, сегодняшняя задача Церкви, на мой взгляд, состоит в том, чтобы не допустить новых расколов и внутри России, и за её рубежами во всей Московской Патриархии. Для этого, очень важно знать подлинную историю Русской Православной Церкви в двадцатом веке, и извлекать из неё уроки на будущее. Любое укрывание или даже искажение правды истории, чревато новыми потрясениями…
… Моя попытка представить на суд читателей понимание истории России, историю Русского Православия, в двадцатом веке, со всею её трагичностью предательствами и расколами, скорее всего получилась очень эмоциональной, и мало аргументированной. Но у меня есть надежда, что придут новые исследователи, которые смогут сделать то, что мне не удалось.
История христианства, насчитывает уже более двух тысяч лет, а русское православие недавно отметило Тысячелетие крещения Руси...
История русского православия, в двадцатом веке - это только страница в толстой летописи Христианства, но как и в случае со всей историей, мы не можем утратить эту страницу из летописи церковных событий, чтобы не нанести урон вековечной истине. Потому что без неё, будет непонятно не только прошедшее, но и дальнейшее развитие Христовой веры в России и в мире…
Важно, зная правду и видя множество вариантов писанной и изустной истории, сделать правильные выводы и двигаться вперёд, по предначертанной Иисусом Христом человеческой Дороге…
И я уверен, в том, что только на пути христианской любви и духовной свободы, и русские люди, и всё человечество, освободившись от гипноза идеологий, руководствуясь Заветами нашего Спасителя, Иисуса Христа, смогут преодолеть как индивидуальный, сословный, корпоративный, так и национальный эгоизм, и двигаться по пути к всеобщему братству и Христову Царствию Небесному…

ПОСЛЕСЛОВИЕ: «… много таких, кто на земле считает себя чуждым Церкви и кто в день суда обнаружит, что был её гражданином; много и тех, кто, увы, мнил себя членом Церкви, и увидит, что был чужд ей…» Блаженный Августин.

Третью, заключительную статью, Цикла «Вина или обида…», я хочу посвятить анализу послевоенной и современной истории Русского Православия. Называться эта статья будет немножко загадочно: «Человек для Церкви, или Церковь для человека?» В этом названии, я перефразирую слова Иисуса Христа «Человек для субботы или суббота для человека?» с которыми он обратился к фарисеям, пытавшимся обвинить Его в нарушении Закона.
И эпиграфом для этого эссе, я выбрал цитату из книги протоиерея Александра Шмемана, «Исторический путь Православия»:
«…мы не собираемся подводить итогов… Путь не кончен, история продолжается. А пока она продолжается, для христианина не может быть окончательного «итога». Одно только хочется прибавить: для слишком многих история Церкви есть соблазн и они избегают её боясь «разочарований». Боюсь, что и в этой книге они найдут и соблазны и «разочарования». В истории Православия, как и в истории христианства вообще, немало падений и человеческих грехов. Я не хотел скрывать их, потому что верю, что вся сила православия в правде, и потому ещё, что «различение духов» в прошлом, считаю условием всякого подлинного церковного делания в настоящем. В современном церковном сознании прошлое часто больше давит, нежели творчески претворяется в верность подлинному Преданию. Вскрывается неспособность о ц е н и в а т ь прошлое, различать в нём Истину, от «только» прошлого. Предание до неразличимости смешивается со всевозможными «преданиями», которые сами требуют ещё своей оценки в свете вечной правды Церкви. Частичное, одностороннее, даже извращённое выдаётся подчас за «суть» Православия. Есть грех «абсолютизации» прошлого, который неизбежно приводит к обратной крайности: к «модернизму» – то есть, в сущности, к отказу к отказу вообще от прошлого, к принятию в качестве единственного мерила «современности», «науки», «нужд текущего момента». Но как одно охранение «православной» внешности не способно скрыть глубокого кризиса современной Православной Церкви, так и «модернизму» не изменить её.
Единственный выход всегда в обращении к самой Истине Церкви. И через неё к овладению прошлым: в нём находим мы и вечное Предание Церкви, но также и бесчисленные измены ему. Православное сознание всегда «исторично», всегда включает в себя прошлое, но никогда не «рабствует» ему. Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» и сила Церкви не в прошлом, настоящем или будущем, а во Христе, Который пребудет с нею до скончания века, чтобы каждый из нас мог в Нём и с Ним найти смысл жизни».

Июль 2008 года. Лондон. Владимир Кабаков

Вместо приложения:

Церковная «самодеятельность» и священное «единоначалие». Размышляя, над феноменом Епископа Чукотского и Анадырского Диомида, о причинах и следствиях этого нового раскола, невольно начинаешь спрашивать себя, а почему это случилось?
Анализируя деятельность РПЦ, за последние двадцать лет, выводы напрашиваются нелицеприятные для иерархов и клира вообще. Епископ Диомид, на мой взгляд, всего лишь выразил тенденцию, просматривающуюся уже давно, в деятельности Православного клира и его «окружения».
В некоторых епархиях, перешли уже полностью, на «капиталистический» метод обслуживания, Церквей и храмов и главным принципом, становится всё более явно – «оплата по труду». За церковные свечки берут плату не стесняясь, выставляя ценники, или подразумевая определённую цену, с учётом инфляции; в книжных магазинах дорого, иногда очень дорого продают церковные книги…
Внутренняя жизнь прихода, тоже постепенно переходит на товарно – денежные отношения. И тут, если оплата священников и диаконов понятна, то оплата обслуживающего персонала которых становиться всё больше, вызывает вопросы. Налаживаются порой целые семейные кланы и династии, которые «приживаются» при церквях и храмах, которые становятся местом для своеобразного «бизнеса»…
При таком подходе, «церковные активисты», или иначе говоря церковная «администрация», становится бюрократическим образованием, ничего общего не имеющее с верой в Иисуса Христа. Ведь батюшка или епископ, как на «производстве» начальник отдела, платит деньги своим «сотрудникам», за «работу» с верующими.
Надо отметить, что эта тенденция принимает со временем массовый характер, и церковный служитель и пальцем не шевельнёт без предварительного договора об оплате. Открывают иногда даже церковные столовые при храмах, но кормят за деньги. Может быть я ригорист, но братская трапеза, за деньги, у меня вызывает протест…
Уж лучше ограничится чаем с сухариками…
Верующие всё больше и больше начинают зависеть от денег. По деньгам – и чин святости. Вот и епархиальные Владыки, заведуя церковными финансами, становяться почти бизнесменами.
А служки церковные, ведь с их благословения деньги получают. Тем самым, они от них зависят, не только духовно, но и материально, чего кажется никогда не было до сего дня в Русском Православии. Но вот появилось!
Уверен, что ядром единомышленников, представляющую, так называемую «церковную общественность» являются в каждом приходе, в каждой епархии люди, которые в церкви «работают», и как бы представляют для «внешних», сам приход или епархию…
Все ещё помнят злых старушек в чёрном, которые встречали вас в церкви, с подозрением оглядывая одежду, или даже заглядывая в лица – а правильно ли вы веруете? О таких, однажды, даже Патриарх упоминал в одной из своих проповедей…
Второй момент. Ещё со времён апостолов, просматривалась тенденция, когда ближние ученики, принимались временами оспаривать, кто самый ближний, среди них к Иисусу из Назарета. Вспомните эпизод из Евангелий, когда апостолы начинали мечтать, кто и где будет восседать, уже в «Царствии небесном», - кто по правую сторону от Господа, а кто по левую.
Однако, не вдаваясь в богословские тонкости, по поводу Страшного Суда над всеми «претендентами», на Царствие небесное, думается, что туда попадут достойные, ибо судить будет Иисус Христос. И потом, наверное, там, земная иерархичность уже не будет соблюдаться, да и само тщеславие как понятие, не будет существовать.
Ведь на Страшном Суде, определится уже новая природа человека, в которой не будет ни славолюбия, ни иерархии, в земном её понимании. К тому же есть указания на то, что «кто был первым» на земле – станет последним, «там», и наоборот.
«Там», мне кажется, начисто будут отсутствовать обстоятельства, которые «здесь», называют «карьерными» соображениями.
Однако, в нашей повседневности, тон в любом приходе задают «активисты», и многие из них, уже знают, где они будут восседать, по отношению к своему «батюшке», после Страшного Суда.
Именно этот «бюрократический актив», и составляет поддержу разного рода сектантских течений в Церкви. И этот же «актив», часто представляет большой препятствие для впервые вступающих в Церковь. Новообращённые думают, иногда – если такие «верующие» являются мерилом христианства и его представителями, то лучше я буду держаться подальше от этих «господ».
Но к несчастью, такие «активисты», часто верует, не в Иисуса Христа, и в святых анахоретов – мучеников, которые обходились без «свиты», а в своего приходского батюшку, но чаще в епархиального епископа, потому что он по церковному чину, как «генерал».
Часто, такие «преждевременные святые», выдвигаются на эту роль, своим «активом» приближённых, своей «свитой» и начинают зависеть от них, как сегодня депутаты «зависят» от своих избирателей (особенно в период очередных выборов). Тут можно сказать, что была бы «свита», а «король» найдётся…
Последствия такого чинопочитания, на почве Русского Православия, могут быть непредсказуемы…
Существует и ещё одна сторона церковной жизни. Ведь очевидно, что хорошим и искренним прихожанином, становится тот, кто бесплатно, повторяю бесплатно, как служили Иисусу Христу, его ученики, будет служить общему приходскому делу, участвуя в жизни прихода.
Например, в бесплатных трапезах, приготовляя еду и обслуживая церковный народ. Или в ремонте и уборке храма, в разного рода дежурствах на празднике, служа Господу нашему посильно. Но для того, чтобы организовать эту бесплатную службу, пример должны подавать сами батюшки и церковный клир, а вдохновлять их на это, наверное должен епархиальный архиерей.
Энтузиасты всегда найдутся. Но надо их поддержать и не только благословить, но и помочь самоорганизоваться, помимо указаний, «актива», находящегося на денежных дотациях.
В приходах же бывает часто иначе. Хорошо, когда умные батюшки выдвигают «старостой» прихода трудолюбивого и самоотверженного человека и верующего. А бывает, что и старосты, и члены приходского Совета, и даже сторожа, всегда готовы распоряжаться энтузиастами, но редко, согласятся сами поменять свой «статус», церковного «чиновника», на место «общественника». Часто бывает так, что уборщик, получающий зарплату в церкви, становиться распорядителем. Он уже без смущения заставляет убирать в туалетах и выносить мусор, добровольцев.
Сам, он, невольно становиться «начальником», а потом его ни за какие деньги уже не заставишь работать бесплатно…
Он даже из прихода уйдёт, если будут от него добиваться исполнения обязанностей собственно уборщика.
Часто настоятели храмов и не догадываются, что за их спинами действует уже вторая «иерархия», которая и представляет приход на бытовом уровне…
… Есть Епископы, которые ведут себя, как настоящие столоначальники. Их девиз – никакой инициативы снизу. Только, когда «сверху», спустят «указивку», тогда можно приступать, к делу, да и то не спеша – а вдруг наверху передумают! Сегодня, в некоторых приходах и епархиях действуют так называемые «сестричества». Они занимаются хозяйством храма, кормят или поят чаем прихожан после службы, организуют праздники и прочее. Дело мне кажется хорошее. Хотя бы потому, что сопротивляется обюрокрачиванию Церкви.
И потом, если вы участвуете в жизни прихода, церковь или храм, которому принадлежит приход, становится вашим храмом, частью вашей общественной и религиозной жизни…
В создании таких сестричеств и «братств», на мой взгляд, надо всячески помогать. Ведь это есть соединение нашей веры, с нашей жизнью.
Однако, повторюсь, многие иерархи сегодня думают, как бы не «переборщить» с инициативами снизу. Не дай Бог, сверху будут ругать, а то и заставят упразднить, да ещё в резкой форме…
… Ещё одна тема для самодеятельности – это создание православно – просветительских центров, при больших приходах и в епархиях.
Уровень религиозных знаний, и уровень духовности вновь пришедших в православие, сегодня отстаёт от количественного роста верующих православных.
Об этом говорил Патриарх, на недавнем Архиерейском Соборе.
Чтобы помочь православным, понять и полюбить свою веру всей душой и нужны такие центры, где будут и детские приходские школы, и катехизические уроки, и церковные хоры и живопись, и концерты церковной музыки, и совместные трапезы, организованные самими прихожанами, и выступления богословов и церковных историков, будут проводиться семинары и слушания в память почивших святых и святителей…
Всего не перечислить, из того, что можно сделать в таких центрах. Но для этого, тоже нужны инициативные люди. Не только из прихожан, но главное их священников и епископов. Ведь наша Церковь держится на священноначалии. Однако это священноначалие, понимаемое в бюрократическом духе, только тормозит развитие православной веры и Русской Церкви.
Если бы Иисус Христос не имел учеников, если бы Апостолы не учили и не благовествовали по всему свету, то не было бы и «Учения», не было бы святой Церкви. Со времён основания Церкви Иисусом Христом, в смысле обучения неофитов, мало что изменилось. Только энтузиастов, стало меньше. Вспоминаются слова Феофана Затворника, который говорил: «Священники должны ходить в народ и зажигать сердца, огнём веры. А для этого самим надо гореть». Слово «просвещение» по корню и по смыслу происходит от слова «свет». Светом миру, пришёл на землю Иисус Христос.
Но мы также знаем, что некоторые люди возлюбили тьму и не потому, что они плохи, а потому, что им никто не осветил, не «освятил» их жизненный путь… Поэтому наверное, многие, горделиво считающие себя подлинно – верующими, становятся жертвами предрассудков или «лжеапостолов», и вдруг уходят в «пещеры», ожидая, допустим в понедельник, на следующей неделе «конец света»; или выходят на крестные ходы, чтобы поддержать «своего святого». Епископ Диомид, ведь тоже по своему верует. И в его протесте много чего намешано и часто с искренностью.
Однако главным мотивом его «бунта», это желание организовать своих «подчинённых», активистов, под своим началом. Вполне возможно, что вскоре он объявит себя, с помощью своих «служащих», новым «мессией», или на худой конец, Патриархом Всея Руси…
Совсем недавно судили такого лжемессию, по фамилии Грабовой, который уверял, и уверил многих, (в том числе и «известных, уважаемых» граждан) что он Иисус Христос, наконец - то вернувшийся в мир. Его сторонники составляют довольно внушительное количество российских граждан, и если бы он не попался, на откровенном и циничном мошенничестве, обещая воскресить умерших в Беслане, то их со временем стало бы ещё больше...
Жажда магических чудес и желание обладать сверхъестественными способностями, сегодня в России как никогда сильна. Правда у многих, она тривиально связана с желанием обогатиться.
Однако есть люди, которые совмещают обогащение с желание славы и власти. Это, в атмосфере теперешнего российского быта, очень заметные сегодня желания…
Но повторяю, - с христианской верой, эти желания ничего общего не имеют. Вот и поэтому ещё, наверное надо создавать такие православно – просветительские центры, в которых вера Христова, будет встречаться с нашей обыденной жизнью, а потом и освещать эту жизнь, часто идущую «сегодня» в России, в сектантской полутьме, которая возвращает людей из века двадцать первого в век преследования ведьм и противостояния колдунам, а то и преклонения перед такими «чудотворцами»…
Тогда, всполохи костров, на которых сжигали еретиков, многие из псевдоверующих христиан, принимали за проявление божественного света... Сегодня нам кажется, что, живя в век освоения космоса и компьютеров, мы избавлены от нелепых суеверий и чёрной магии.
Однако реальная жизнь, показывает нам, что это не так!
Ведь многие «верующие», особенно в России, совмещают хождение в храм и моления, с верой в колдунов и магических целителей, связанных с космическими силами и астралом.
Суеверия разного толка, так «популярны сегодня на российских просторах и в полутьме многих душ «полу верующих». Мне кажется, что именно из этих корней и произрастают разного рода расколы и «пещерные» настроения, как впрочем и обюрокрачивание клира или компьютеризация веры.
Здесь, происходит подмена или смешение «Бога и Кесаря». Не замечать этих движений в сегодняшнем Русскомправославии или не обращать на них внимания, сегодня уже невозможно. И пензенские «сидельцы», и яростные сторонники «возврата в прошлое» в лице Епископа Диомида, тому яркое подтверждение…
Июль 2008 года. Лондон.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html 






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 262
© 07.02.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-981475

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1