Вина или обида. Статья вторая. Продолжение


...Закрепощение Русской Православной Церкви, официально началось с реформ Петра Первого.
Вот как об этом пишет русский богослов Александр Шмеман: «Через учреждение Синода Церковь становится одним из государственных департаментов., и до 1901 года, члены его, в своей присяге величали Императора «Крайним судией Духовной сей Коллегии», и все его(Синода) решения принимались «своею, от Царского величества данной властью», «по указу Его Императорского Величества»… Психология эта лучше всего выражена в «Духовном Регламенте» знаменитого Феофана Прокоповича; он переносил в Россию все основные принципы протестантизма, его понимание взаимоотношений Церкви и Государства, в котором Церковь, видимая или земная, в ту эпоху мыслится именно религиозной «проекцией» самого государства. Этой коренной, основоположной л ж и Петровской Реформы русская власть не осознала и не отвергла фактически до самой революции 1917 года. В ней основная двусмысленность отношений между Церковью и государством, отравившая одинаково и государственное и церковное сознание…»
Остаётся добавить, что после Пролетарской Революции, эту ложь, как идеологическое оружие, взяла себе на вооружение Русская Зарубежная Церковь…

Интересен взгляд на положение и состояние русской Церкви, после Октябрьской революции, высказанный замечательным русским поэтом и мыслителем Александром Блоком. (Вспоминаются его программные публицистические статьи: «Народ и интеллигенция», «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма»…)
Вот его впечатления от происходящего в России, в 1918 году:
«Петербургская весна 1918 года и Великий пост.
Кому, кроме обывателя да бедного составителя календаря, тщетно пытающегося приспособить старых святых к новому стилю, придёт в голову такое сочетание?
Не знаю, надолго ли, но русской церкви больше нет. Я и многие подобные мне лишены способности скорбеть об этом потому, что церкви нет, но храмы не заперты и не заколочены; напротив, они набиты торгующими и предающими Христа, как давно уже не были набиты… Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос. Вокруг толпятся и шепчутся богомолки в мужских и женских платьях: они спекулируют; напротив, через улицу, кофейня; двери туда тоже открыты; там сидят за столиками люди с испитыми лицами и тусклыми глазами; это картёжники, воры и убийцы; они тоже спекулируют. Спекулянты в церкви предают большевиков анафеме, а спекулянты в кофейне продают аннулированные займы; те и другие перемигиваются через улицу; они понимают друг друга.
В кофейню я ещё зайду, а в церковь уже не пойду. Церковные мазурики для меня опаснее кофейных.
Но я, русский, а русские всегда ведь думают о церкви; мало кто совершенно равнодушен к ней; одни её очень ненавидят, а другие очень любят; то и другое – с болью.
И я тоже ходил когда – то в церковь. Правда, я выбирал время, когда церковь пуста, потому что обидно и оскорбительно присутствовать при звероголосовании нестриженных и озабоченных наживой людей. Но в пустой церкви мне удавалось иногда найти то, чего я напрасно искал в мире.
Теперь нет больше и пустой церкви…» (Цитата из очерка «Исповедь язычника»)

… Тогда, в грозные и жестокие дни Революции и Гражданской войны, слова и стихи Блока звучали как предостережение сторонникам рухнувшей монархии, в числе которых, на некоторое время оказались и иерархи официального православия, замутнённого многосотлетним прислуживанием «Кесарю».
Блок, тогда, был среди немногих интеллигентов, противостоявших волне антисемитизма и контрреволюции, которые хотели, как писала Зинаида Гиппиус, чтобы: « И снова в хлев, он будет загнан палкой, народ неуважающий святынь».
В те годы, чаша народного, христианского терпения переполнилась и русские люди взбунтовались против вековечной власти несправедливости и насилия, поддерживаемой иерархами официальной церкви. Церковь, на взгляд многих современников Революции, давно уже превратилась из христовой, в церковь обрядоведческую и стихи про «хлев», в котором содержался народ, были просто констатацией факта…
Тогда, протест против вековой неволи и эксплуатации тёмного, забитого народа, вылился в жестокий, кровавый бунт, а побеждённая, но такая привычная монархия поддерживалась многими «православными» иерархами, прислуживающими «плотской» власти богатых и знатных, от века. «Стяжательство», и прислуживание «Кесарю» давно уже стало идеологией царского православия, а присущий реакции на всё новое в России, обскурантизм, рядился в одежды «святости и подвижничества». Об этой особенности русской веры, писал и Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия».
Суть этой идеологии, ещё можно было выразить фразой – каждый был сам за себя и образ «Кесаря», затмил, отодвинул в сторону фигуру Христа Спасителя…
Церковь превратилась в место обрядоведения и узаконения житейской несправедливости, а «Бог, который есть любовь» был оттеснён в темные углы общественного бытия… И реакция на такое состояние веры, не замедлила сказаться…
… Нечто подобное может произойти и сегодня, ибо мы, после победы Контрреволюции, живём в эпоху Реставрации, когда деньги, богатство и «знатность – известность», вновь стали кумиром, которому поклоняются «новые язычники», захаживающие «иногда» и в храм Христов. Но какие мысли при этом «крутятся» в их, забитых «думками» о деньгах и валюте, головах?.. Об этом можно только догадываться...
В свою очередь, хотелось бы предупредить «радетелей нравственности», что любые попытки бороться с следствиями нынешнего помутнения совести и разума, корчуя «вершки», и оставляя «корешки» нетронутыми, приведут к фанатическому изуверству сторонников «чёрной сотни» и «России для русских», а православие превратиться в набор суеверий и фальшивых догматов, далёких не только от подлинных Христовых Заветов, но и от религиозности вообще...
Сегодня, в официальном, а больше в неофициальном православии, уже многое делается в эту сторону, включая сознательную и бессознательную цензуру, благодаря которой некоторые церковные «историки», скрывают правду, откровенно переписывают факты и уж тем паче, откровенно политикански и идеологизировано переписывают историю Русского Православия.
Вот например в издании «Радонеж», напечатана историческая справка о Русской Православной Церкви за рубежом. Дата напечатания 16. 05. 2007 год.
В этой «справочке», авторы старались тонко обходить все «острые углы» и нелицеприятные факты. Переписка Митрополита Антония (Храповицкого) с Патриархом Тихоном, изображена, как оправдание «послушных чад христовых» из РПЦЗ, в расколе с их иерархом, ими же избранным на Поместном Соборе, в 1918 году...
Однако я, читая «Летопись церковных событий, с 1917 года по 1986год» замечательного автора монаха Вениамина, (Напечатана эта работа на сайте «Религия и СМИ) совсем другие впечатления вынес об этом времени и об этих людях…
После прочтения пространной монографии, я вдруг понял, что монархически настроенные иерархи, ушедшие на Гражданскую войну, вместе с белыми войсками, организовавшие вначале Временное Высшее Церковное Управление, а потом и Русскую Православную Церковь за рубежом, откровенно отстаивали свои классовые интересы. И позже, находясь в эмиграции, они продолжали упорствовать, сопротивляясь переменам произошедшим в России и в Русском Православии.
Они, пользуясь покровительством врагов Советской России, надсмехались над подлинным святителем, Патриархом Тихоном и в ответ на его прошения и увещания, политиканствовали и унижали его своими лживыми предположениями и доводами.
Воистину, если без гнева и осуждения смотреть на их деятельность, то хочется повторить слова Иисуса Христа, направленных против своих мучителей на Голгофе. Ведь они тоже, подчиняясь привычке и нравам века, «не ведали, что творили». И в этих словах Иисуса Христа не было осуждения, а было сострадание к жертвам законов и нравов того времени...
Узнавая историю послереволюционной Церкви, Патриарх Тихон, вдруг открылся для меня, мудрым христианином, подлинным Патриархом Русской Православной Церкви и святым человеком.
О нём, хорошие слова говорил современный пастырь, Митрополит Антоний Сурожский: «Я думаю, есть многие святые, которые никаких чудес не творили. Которые сами были чудом. В этом отношении характерна канонизация Патриарха Тихона. Он чудес не творил, но он был образом человека, который родился и воспитывался до революции, оказался перед лицом совершенно небывалых событий, неслыханных ситуаций, сумел вглядеться в них глазами веры, с углублённостью и прочёл в них смысл. И направил Церковь на пути истинно церковно христианские…»
… Те иерархи, которые ушли с белыми, постепенно становились врагами Народа, врагами России, и врагами Матери Церкви… Митрополит Антоний (Храповицкий), став во главе ВЦУ, а потом и РПЦЗ, в первое время делал вид, что подчиняется РПЦ, но в конце жизни занял откровенно раскольническую позицию…
Конечно, в начале раскола, ещё были попытки «зарубежников» сделать вид «овец кающихся». Тогда в Европе, разгоралась политическая борьба, между Германией и бывшими странами АНТАНТЫ, которые всячески старались повернуть военную машину «нацизма» на Восток. И совсем непонятно было кто победит.
Однако с приходом в Германии к власти националистов, во главе с Гитлером и после смерти Митрополита Антония (Храповицкого), РПЦЗ возглавил Митрополит Анастасий (Грибановский), который стал уже сознательным врагом Русского Православия и Советской России, и для осуществления своего предательства, своих русофобских планов, готов был сотрудничать даже с чёртом. Почитайте его послания Гитлеру…
Кстати, об этих послания в «справочке», совсем не указывается, а вскользь говорится о связях руководства РПЦЗ с гитлеровскими властями.
Но, не поленитесь и прочитайте в «Летописи...», материалы, в которых помещено благодарственное послание Митрополита Анастасия, к Гитлеру.
В нём, он, от имени Архиерейского Собора РПЦЗ, не только восхваляет деяния Гитлера, обращаясь к нему, как к упоминаемому тут же Господу, с большой буквы, но и откровенно натравливает, этого «сверхчеловека», на Советскую Россию, и на советский народ, естественно скрывая свою ненависть к «народу, не уважающему святынь», под ненавистью к «монстрам – большевикам». Написано и вручено Гитлеру, послание это, было ещё в 1938 году.
… Существует ещё послание, уже от 1942 года, митрополита Анастасия, тогда по прежнему Главы РПЦЗ, в котором он, от имени Архиерейского Синода, РПЦЗ восхваляет «германский меч» возмездия, обрушившийся на Советский народ и в том числе на русскую Православную Церковь, оставшуюся с народом, и вместе с ним, борющуюся с гитлеровскими оккупантами.
К тому времени, на фронтах Великой Отечественной, уже погибли и были взяты в плен, около десяти миллионов советских людей, однако иерархов РПЦЗ это не остановило…
Понимая и преклоняясь перед мужеством защитников нашего Отечества в те страшные дни, понимая громадность человеческого горя и страданий в тот критический момент существования России, я прямо называя Митрополита Анастасия, и всех тех кто его поддерживал, «людоедами» в рясах. Неважно, жили ли они тогда за границами СССР, или внутри …
Сегодня, чтобы как - то оправдать свое предательство и это «языческое людоедство», РПЦЗ муссируют идеологемы о «впадении в неверие», всего русского, российского народа, о «власти большевиков» и о «антихристовом» РПЦ МП, во главе с Местоблюстителем Патриаршим, а потом и Патриархом Сергием (Страгородским).
Придумали даже новый оскорбительный термин «сергианство», и за измышлениями об этих временах, пытаются скрыть правду о расколе и роли РПЦЗ, в войне против Советской России…
К несчастью, эти фальшивые идеологемы, подхватывают сегодня и некоторые современные российские иерархи, тем самым «не ведая, что творят», оправдывая то давнее «людоедство» прислужников нацистского «Кесаря» и всех сотрудничавших с ним.
К великому сожалению, церковная история сегодня, как и социальная история недавнего, социалистического прошлого России, переписывается с классовых, раскольнических, буржуазно – феодальных позиций, а некоторые рьяные «охранители» вступили на путь реставрации церкви Кесаревой, в ущерб Церкви Христовой…
Прямо и косвенно переписываются и даже цензурируются «неугодные», факты истории и высказывания живых свидетелей тех событий.
Например в автобиографических материалах, рассказанных о себе Владыкой Антонием Сурожским, убраны из текста его упоминания о молебнах за победу гитлеровского оружия в войне с Советской Россией, возносимых иерархами РПЦЗ, в захваченном гитлеровцами Париже.
Этот материал, в урезанном виде напечатан в Трудах, Митрополита Антония Сурожского, совсем недавно, в Москве. Я и не знаю, как понимать эту идеологическую «цензуру»?
Выше указанная «справочка», истории РПЦЗ, тоже цензурирует и старательно замалчивает роль тогдашних раскольников – зарубежников и участие их на стороне гитлеровцев в войне против Российского, советского народа.
А ведь эта «справочка», составлена год назад, Службой коммуникаций Отдела внешних сношений и церковных связей Московского патриархата. Интересно, на что рассчитывали писавшие её? Наверное, на обычное обывательское незнание, невежество и нежелание знать подлинную трагическую историю России!
… Сегодня, в некоторой части нашей церкви утвердилось мнение, по которому и рабство человеческое можно оправдать, цитируя Христа, и уже вовсю цитируя Предание церковное. Вот хотя бы это, из Соборного послания Апостола Петра (Гл 2, 13-20),о царях и властях: «… Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, что бы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу…»
… Если не делать поправки на современность, на историю монархии и крепостничества, то все это, можно понимать, как некоторое оправдание будущей власти «Великого Инквизитора», власти духовенства, готового казнить самого Иисуса Христа во второй раз, лишь бы не возвращаться к осуществлению Его Нового Завета, закона любви и свободы духа…
Конечно слова апостола Павла, говорят о другом, и прежде всего о состоянии внутреннего смирения и самоуничижения, а не о боязливом молчании при виде лжи и несправедливости, которое невозможно понять вне содержания всего Благовестия. Ведь слова Иисуса Христа о «возлюби врагов твоих и молись за притесняющих тебя», а тем паче «Если ударили по одной щеке, подставь другую…», как раз и говорят о этом общем настроении христианского внутреннего всепрощения…
Однако вспомните о торговцах, «превративших дом Бога в дом торговли», и гневно изгнанных Иисусом из храма, вспомните Его обличения фарисеев и книжников, и всё встанет на свои места…
История Церкви, как на Западе, так и на Востоке, к несчастью, не всегда была христианской по сути. Вспомните костры инквизиции, борьбу за папский престол и индульгенции, напоминающие взятки с прихожан, вспомните борьбу русской церкви с староверами и те же костры, когда в срубах, сжигали активных деятелей русского старообрядчества!
На Западе, всё это минуло ещё и потому, что несколько столетий назад, произошли Революции, религиозные и социальные, в которых была сделана удачная попытка перемены или смены власти неправедной. Ведь исходя из Христовых Заповедей, мы научаемся разделять власть праведную и наоборот. Иначе, зачем мы всё эти исторические события ворошим, узнаем и переживаем внутри себя и в Церкви?
К несчастью, многие цитаты из апостолов и даже из слов Иисусовых – многие «пропагандисты» повторяют от «лукавого» ума, стремясь угодить не Христу, не народу церковному, который по заветам Христовым, был носителем истины, но «Кесарю», постоянно присутствующего в Церкви, в разных видах и качествах, благодаря словесным ухищрениям псевдобогословов, поставленных тем же «Кесарем» на место толкователей и «переводчиков» Христа и Предания Христовой Церкви…
Здесь я вижу, попытки церковников – образованцев оправдать своё старое и привычное непонимание веры Христовой и прислуживание «Кесарю», следованию «святым преданиям», ставшим для таких церковнослужителей, символом реальности,
Но это есть отпадение от Христа, который был защитником народа, от власти Кесарей и фарисеев и их прислужников. Вспомните: «Царствие моё не от мира сего!»; «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное»; «О, фарисеи – лицемеры, змеиное отродье!..» и ещё много других пояснений.
И главное – наше первое впечатление после прочтения Евангелий, рассказывающих о житии и смерти самого Иисуса Христа, - как о книгах справедливости! Ведь мы и восторгаемся «благовестием», потому, что это рассказ о любви и сострадании, к бедным и униженным, вопреки древним человеческим инстинктам власти и выживания…
Попытки разного рода софизмами оправдать «пастырей» неправедной церкви, приравнять её неправедные действия к действиям Христа, перевести вину за разрушающуюся Церковь на народ, оставленный этими «пастырями» в невежестве – есть искажение «Нового Завета».
Сегодня, некоторые иерархи, пользуясь разбродом в умах и душах русских людей, верующих и желающих верить, во времена олигархического капитализма, готовы признать себя сторонниками этой власти «денег», и к этому же призывают прихожан. Однако, это вновь путь не в сторону подлинного христианства, не окормление его духовных нужд, а новые угождения плоти, и материальному миру, - миру «Кесаря».
Но это уже пройденный исторический этап, чреватый бурями революции и страданиями множества людей, в первую очередь тех, кто хотел бы быть со Христом…
… Возвращаясь мысленным взором во времена Революции и после, анализируя события церковной истории, будем стараться учитывать при этом реальные факты истории общества в двадцатом веке, а не идеологические подтасовки и фальсификации. И постараемся судить о происшедшем, о прошлом, исходя из тогдашних исторических обстоятельств и тогдашней идеологии, судить по законам того времени, а не по либеральным законам сегодняшним, когда многим кажется (это обычное заблуждение), что наше время и есть время истины и правды…
… Вспоминаются слова сказанные Александром Блоком, в статье «Интеллигенция и революция»: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь, ожиревший поп, икая брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью.
Всё так.
Я знаю, что говорю. Конём этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все однако замалчивают…»
… Сегодня, «новые русские», пришли на место той, давней знати и буржуазии сидевшей веками, на шее русского народа, и хотят сделать так, чтобы уже никто правды о тех временах никогда не узнал. И сегодня, многие их прихлебатели из образованцев, уверяют, что Революция была ошибкой, а во власти, в Советской России были евреи – большевики и бандиты.
Сегодня, как сто лет назад, многие «батюшки», из идеологических соображений становятся антисемитами, забывая, что Иисус Христос был евреем во плоти, а все его Апостолы, включая Апостола Павла, были правоверными иудеями, пока не услышали Революционных речей спасителя. Сегодня возродилась и «Чёрная сотня» и «Союз архангела Михаила» и эти националисты, утверждают, что уж они то, знают историю и истину, и что Христос идёт в ногу с ними. Какое самонадеянное кощунство и забвение Христовых Заветов!..
… Сегодня, когда после Революции и Великой войны, прошло много времени и сменилось уже несколько поколений, историю «правят», люди не жившие в те времена и часто введённые в заблуждение неистовой пропагандой «реставрации» прошлого. И подбор фактов и описание той, тогдашней жизни, у этих «пропагандистов», мягко говоря грешит тенденциозностью и угождением сегодняшним власть имущим.
Однако, нельзя забывать, что помимо их «суда», есть ещё и «Божий, Последний суд», который скорее всего не будет согласен с их, конъюнктурными, сиюминутными выводами и решениями…
Очевидно, что надо всё таки дождаться «Страшного Суда», когда всё и всех будет судить сам Господь, а не самозваные «лжепророки», заявляющие, что только они знают кто был прав и кто виноват!
Об этом надо всегда помнить!
… Я думаю, что все Революции – это реакция на накопившиеся грехи светской власти, иногда поддержанные властью церковной, когда народ, или большинство людей живущих в том или ином государстве, стараются силой, противостоять нарушению христовых заповедей и законам, прикрывающих несправедливости…
Церковники тоже могут ошибаться, ведь они же люди. Вспомните, хотя бы восхваления Гитлеру, в посланиях главы Зарубежной церкви Митрополита Анастасия, «фюреру» немецкого народа. Или его же восхваление «германского меча», восстанавливающего «справедливость», в покорённых странах, то есть в Советской России (1938 – 1942 годы).
Этот глава Русской Православной Церкви за рубежом, откровенно натравливал Гитлера на Советский Союз, ненавидя не только Сталина, но и советскую власть, а тем самым и советский народ. (Об этих страницах церковной истории я уже упоминал вскользь, чуть выше, и хочу более подробно говорить ещё, но позже)
… Остаётся процитировать слова Патриарха Тихона, который в конце жизни, после долгих раздумий, начал понимать значение Революции и говорил: «… Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг…»
… Эволюция русского православия после Революции полна противоречий и трагических разворотов, однако в конце концов, те иерархи, кто радел за страдающий и борющийся простой люд, кто остался в Советской России, встали на сторону советского народа.
В ходе Великой Отечественной войны, обнаружилось, что собственно Русская Православная Церковь, помогала русскому народу победить и осталась на его стороне, тогда как раскольники из Церкви зарубежной, всячески пытались ублаготворить Гитлера, и прямо выступая против Советской России, стали врагами её народа…
Гитлер перед войной писал: « В начале оккупации мы не должны показывать своих истинных намерений, а всеми способами подчёркивать свою освободительную миссию…»
Позже, уже во времена оккупации некоторых областей Советского Союза он инструктировал немецкие власти по религиозному вопросу: « Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые деревни, в результате, захотят практиковать чёрную магию, как это делают индейцы или негры, мы не должны этому препятствовать.
… Наша политика должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола…»
Не кажется ли вам, что такие же идеологические формулы, и сегодня применяются врагами России. Ведь Гитлер был хитрый и коварный политик, который часто добивался от своих противников того, что было выгодно фашисткой Германии и работало на победу нацисткой армии.
Его наследниками, сегодня, являются все, кто желал бы расчленить Россию по территориальному и религиозному принципу, мотивируя это «освободительной, демократической миссией»…
… Однако, тогда, в войне с СССР, вернуть прошлое, «загнать снова в хлев, палкой, народ неуважающий святынь», не удалось ни Гитлеру, ни Иерархам РПЦЗ.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 300
© 05.02.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-979936

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Рудольф Сергеев       05.02.2014   18:45:50
Отзыв:   положительный
А вы, собственно, хорошо знаете историю? - Ведь это именно п.Тихон своим воозванием дал точок к развязывании гражданской войны в стране.









1