Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Советский композитор


Если вы удостоитесь чести быть представленным его семье, вам непременно покажут не только старинные групповые фотографии, запечатлевшие разного рода знаменитостей (он третий слева, в 4-м ряду), но и, в первую очередь, страничку в БСЭ, где о нем напечатана биографическая справка в 5 строк (а в википедии – целая страница!)

Затем на свет будут извлечены сборники самых известных его работ – толстые нотные тетради "Концертов для гитары и симфонического оркестра" и "Самоучитель игры на баяне", изданные полстолетия назад большим тиражом, но более не переиздававшиеся. Держа в руках эти пожелтевшие, потрепанные книги, вы невольно содрогнетесь от восхитительного осознания того, что вот сейчас соприкоснетесь с частью истории музыки. Истории, творившейся в те далекие времена, когда ваши родители, простые советские труженики, еще не помышляли о вашем рождении. Сам композитор перестал творить эту историю, но остался частью ее в тот самый год, когда вы появились на свет.

Он учился в Московской консерватории по классу композиции у самого Глиэра и окончил ее уже в зрелом возрасте, в 27-м году, вместе с другими будущими знаменитостями, и тут же стал давать уроки композиции прославленному гитаристу Иванову-Крамскому. В том же году, ориентируясь на прогрессивные эстетические установки известного Кюна, он пишет оперу "Пир во время чумы", стремясь превзойти старика, в творчестве которого уже тогда наметились романтическая условность и ходульность образов. Однако дипломная работа молодого талантливого Прокофьева (финальная сцена из одноименной оперы) несомненно превзошла по выразительности его творение, носившее черты ограниченности и консерватизма, и опера так и не была поставлена. Впрочем, она была включена в список его произведений в БСЭ наряду с другими, более известными.

Так, в 33-м году, под влиянием времени, была написана и сразу же поставлена в нескольких периферийных театрах опера "Броненосец Потемкин". Его "Колхозная сюита", "Русская увертюра" и "Квартет на темы народов Северного Кавказа" нередко звучали на концертах, посвященных очередному партийному съезду.

В 37-м году, когда страна готовилась отмечать 100-летие со дня смерти Пушкина, он, как и все люди искусства, не остался в стороне. В честь великого события им были написаны 3 романса и 2 детских хора на слова великого русского поэта, которые явились большим вкладом в развитие советской музыки.

Во время Великой Отечественной войны он, как и все патриоты, стремился на фронт, но все его просьбы остались без удовлетворения, так как "отец всех народов" желал сохранить генофонд , и деятелям искусства разрешалось лишь изредка выезжать с концертами в точки боевых действий, чтобы поддержать дух советских солдат.

Годы войны композитор провел в эвакуации на Северном Кавказе, переезжая из одного глухого аула в другой. Как раз тогда наметилось основное направление его дальнейшей творческой деятельности, и последующие 25 лет своей жизни, по окончании войны, он посвятил исследовательской и собирательской работе по изучению чечено-ингушской музыки (народной музыки вайнахов). Написанные им сборники образцов народного творчества "Чеченские и ингушские народные мелодии для фортепьяно в две руки" несут большую смысловую нагрузку и представляют особую ценность для исследователей фольклора. Именно за эти произведения композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР и, в связи с этим, получил обширный дачный участок с деревянным двухэтажным домом в поселке Композиторов неподалеку от Абрамцева.

В этом доме он и прожил оставшиеся годы своей жизни, и здесь же написаны им пьесы для баяна и гитары, концертино для балалайки, концерты для скрипки, виолончели и фортепьяно, сюиты для народных оркестров и знаменитая русская народная песня "Ноченька" в свободной обработке – для балалайки.

Впрочем, все это – сплошная литература, и такие подробности о творчестве знаменитого композитора вы сможете отыскать лишь в пыльных архивах публичных библиотек и на малопосещаемых сайтах Интернета.

Внуки же композитора непременно расскажут вам более реальные и интересные подробности из жизни деда. Ну, например, о его немалочисленных интрижках и о едва несостоявшемся браке с дочерью потомка чеченского князя; о дружбе и соперничестве с Ащкенадзе и другими композиторами, в общем, обо всем том, что может заинтересовать читателей глянцевых журналов.

Затем вам сообщат, что вот эту веранду, на которой вы сейчас пьете чай, дед построил своими руками. И что именно по его велению дом и участок до сих пор остаются в первозданном виде (деревянные резные некрашеные ставни, обрушившийся балкон, печное отопление, колодец и удобства - во дворе), и в доме никогда не производилось капитального ремонта. Впрочем, эту версию наверняка опровергнут соседи, доверительно сообщив, что потомки композитора никак не могут поделить доставшегося им наследства и ведут бесконечные тяжбы в стремлении овладеть сразу всем.

Под большими раскидистыми елями, привольно растущими за шатким прогнившим забором, на земле, усыпанной хвоей, после дождя в изобилии растут грибы. На солнечном участке – аккуратные грядки огурцов и клубники, разделенные проволочной сеткой (чтоб не перепутать, где чьё).

Тяжелый старинный ламповый радиоприемник настраивают на волну классической музыки ради гостя, интересующегося известным в прошлом композитором. Но если в этот момент зазвучит "Концерт для гитары и симфонического оркестра" без объявления диктором имени автора произведения, хозяева вряд ли узнают эту мелодию.

Ведь никто из них не имеет не только высшего, но и музыкального образования и не в состоянии отличить сюиту от сонаты.


Примечание: БСЭ – большая советская энциклопедия.





Рейтинг работы: 17
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 567
© 14.07.2009 Елена Яковлева
Свидетельство о публикации: izba-2009-95486

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


















1