О книге "Глазами журналиста и актёра"


Вступление к книге Степана Рацевича «Глазами журналиста и актёра»

Перед нами интересные мемуары, показывающие горести и радости жизни в СССР до и после Великой Отечественной войны.
Эти воспоминания полны интересных бытовых подробностей и деталей социальных отношений тех времён и тех мест, в которых жил и работал Степан Рацевич.
Одна из отличительных черт этих воспоминаний состоит в том, что объективно показана как трагедия «сталинского» террора, так и его предпосылки.
Рассказаны истории людей, не только невинно пострадавших, но и белогвардейцев, бандеровцев и украинских националистов, реальных борцов с Советской властью.
Как и сегодня, тогда существовали националисты, спекулировавшие на идее независимости Украины, стремившиеся угодить врагам Советского Союза и России. Стоило власти проявить нерешительность, и развал, а потом и поражение от гитлеровских войск уже невозможно было бы предотвратить.
А после войны, при страшных разрушениях и полном уничтожении человеческого генофонда, естественны и необходимы для сохранения государства, репрессии против предателей и коллаборационистов. Гнев и нежелание забыть эти преступления против человечности и жизни многомиллионной страны невозможно было игнорировать! Это было везде в Европе, в той же Франции, например, где устраивали «суды Линча», даже для женщин, которые запятнали себя связями с гитлеровцами. Что же говорить о Союзе, где война убила десятки миллионов!
Высылка народов Кавказа и Крыма, благодаря идеологическим провокаторам, сегодня подается, как бесчеловечная жестокость. Но именно эти ссылки и помогли репрессированным народам сохраниться. После войны отношение к предателям Родины и коллаборантам заметно отличалось от того отношения, которое существует сейчас.
Жестокость и ответственность во многом помогли Советскому Союзу сохранится как государству, а советскому народу, как уникальному союзу национальностей!
Если бы не были проведены эти репрессии и в зародыше не был ликвидирован сепаратизм, Советскому Союзу грозила бы новая, уже атомная война и конечно распад страны на «мелкие княжества».
Сегодняшние нацистские, антирусские выступления на Украине со всей наглядностью демонстрируют это!
И мы видим, что стоило СССР распасться, как эти националистические претензии в автономиях и национальных образованиях осуществлялись местными националистами, и теперь уже многотысячными жертвами «нового нацизма» становятся русские и русско-говорящие граждане «независимых» республик, бывших в составе Союза.
В Чечне, при попустительстве центральных властей был учинён настоящий геноцид русских, который удалось остановить силовым вмешательством, но восстановить русское присутствие не получилось. Так эти преступления возродились и происходили уже в новой России.
Но сегодня притеснения и создание гетто для русского населения в бывших республиках Союза, вне Российской Федерации, уже обеспечено идеологически и законотворчески.
В Прибалтике, например, русские стали гражданами второго сорта, зато бывшие эсэсовцы стали национальными «героями». И там ситуация, в этом смысле, стала намного хуже, чем была перед Второй Мировой войной! А о том времени в Прибалтике Степан Рацевич много рассказывает.
Книга, помимо описаний лагерной и тюремной жизни, интересна как этнографический очерк, показывающий культурную и общественную жизнь, в начале в буржуазной Эстонии, и в частности в Нарве и Принаровье, а потом и в Советской Эстонии.
Благодаря запискам Степана Рацевича мы так же можем узнать о жизни в эмиграции видных деятелей российской культуры, после революции живших за рубежами Родины...

Эти воспоминания для внимательного читателя открывают интересные подробности бытовой жизни в советских лагерях и ссылках. Само существование культбригад и самодеятельного лагерного театра входят в жёсткое противоречие с тем, что подаётся критиками Союза и откровенными антисоветчиками, как правда о советском Гулаге.
В воспоминаниях Рацевича ужасы тогдашней предвоенной и военной поры соседствуют с лирическими сценами обыденной жизни.
А этих сцен, так не хватает многим диссидентским и правозащитным мемуарам, явно рассчитанным на потребу западного обывателя.
Многие популярные сегодня на Западе описания Гулага, «вдохновлены» идеологией «холодной войны», а одностороннее, часто мифологизированное освещение тогдашних событий, становятся не только антисоветской пропагандой, но и прямо идеологическими диверсиями.
Последствиями таких диверсий, становится возрождение неофашизма и неонацизма в той же Прибалтике, да и в других, странах, где до войны существовали нацистские и профашистские режимы. Психологически эти возвращения в разбитое во Второй мировой войне прошлое более чем объяснимо.
И вот, чем жестче и непримиримей были описания «Гулага» в этих книгах, как западных, так и советских, включая растиражированный, эмоционально «убедительный» Солженицынский миф, тем «популярнее» и финансово выгодней для авторов они становились за границей, в потом и в «новой» России...
Сам я, родившись в 1946 году, помню бедность и трудности бытовой жизни. И если я напишу воспоминания о той жизни в антисоветском духе, то читатели увидят в них порядочный по исполнению «советский ад».
Но в моей памяти, благодаря отсутствию идеологической ангажированности, остались самые светлые воспоминания о тех трудных годах, когда, ликвидируя послевоенную нищету и разруху, строили замечательные БЕСПЛАТНЫЕ школы и детские сады, БЕСПЛАТНЫЕ больницы и университеты, библиотеки и оперные театры. Тогда действительно жизнь становилась с каждым годом всё лучше и веселее!
Более того, уже после сорока лет взрослой жизни, оглядывая панораму пригородов Иркутска, где я провёл своё детство, вдруг осознал, что все лучшие и самые заметные строения в округе были выстроены и созданы в сороковые и пятидесятые годы, именно в те тяжёлые, но энергичные времена созидания.
На этой панораме хорошо была заметна вся неухоженность и разруха, которые постигли эти предместья и всю страну в целом в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия.
Даже сегодня, проезжая по Транс-Сибирской магистрали на поезде, вы можете увидеть следы тех разрушений, к которым прибавились брошенные и полу-разграбленные громадные здания и цеха, остановленных и уничтоженных заводов и фабрик, - будто новая война прошла по этим местам совсем недавно.
Но эту новую разруху принесла с собой Контрреволюция, совершенная молодыми «реформаторами», которые родились уже задолго после той страшной, но победоносной войны и которые не знали того духа времени победителей и строителей казалось уже такого близкого коммунизма!
Тут есть над чем думать, и есть что оценивать, без постоянного антикоммунистического, антисоветского рефрена, который звучит во всех официозных воспоминаниях той поры, изданных на Западе и, что страшно, в России тоже...
Судьба сына Степана Рацевича, о котором он часто пишет в своих воспоминаниях, хороший пример правдивого рассказа о Советском Союзе и о «жертвах» сталинских лагерей.
Алексей, когда его мать сидела в лагере, а отчим уже вышел и был отправлен в ссылку, некоторое время жил в Красноярском крае, в детдоме, а потом с отцом в ссылке на Севере, в Дудинке..
Потом вся семья, мать к тому времени освободилась, возвратились в Эстонию. Закончив школу в Нарве, потом Электротехнический институт в Ленинграде, Алексей Рацевич служил офицером во флоте. Демобилизовавшись, работал на разных должностях и ко времени развала Союза, заведовал Нарвским городским советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Была такая общественная организация, под эгидой  профсоюзов, задачей которой было массовое развитие изобрететельской и рационализаторской деятельности в стране. Сегодня он с семьей живёт в Англии, куда переехал из «свободной» Эстонии, в которой русские находятся на положении полит-эмигрантов. Даже цвет паспорта у них был иной, чем у полноправных граждан Эстонии. Алексей решился и уехал, и не жалеет. Ведь в России сегодня обосноваться — большая финансовая проблема. Жильё стоит очень приличных денег.  Жизнь в постсоветской, капиталистической Эстонии помогла ему оценить по достоинству ту страну, в которой он родился в семье «врагов народа», но  стал полноправным гражданином Советского Союза...

Не буду пересказывать подробности воспоминаний Степана Рацевича, в книге «Глазами журналиста и актёра». Но закрывая последние страницы этой многотомной эпопеи, хочу выразить благодарность от имени всех читателей и себя лично, автору и его благодарному сыну, который не только отредактировал эти мемуары, но и издал их на свои эмигрантские средства.

Надеемся, что рано или поздно многие читатели оценят этот многостраничный труд журналиста и актёра, жившего в такие трудные годы для всего мира и для Советской России, в том числе.
Эта книга издана отдельными томами, а позже была полностью напечатана в нескольких номерах интернет-журнала «Что есть Истина?», размещённом на сайте http://www.russian-albion.com/
 или в рубрике «архивы журнала»: http://istina.russian-albion.com/ru/arhiv-nomerov-...


Декабрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.    

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 286
© 15.12.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-941274

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1