Музыка в Барбикане


                             Оркестр «Синфония» в новом концертном зале Барбикан.

Струнный оркестр «Синфония», давал третье выступление за неделю в концертных залах Англии и Лондона, в открытом около месяца назад, небольшом, уютном зале рядом с жилым и театрально-концертном массиве Барбикан.
Я уже рассказывал, что впервые встретил это название в архитектурном альбоме, лет тридцать назад. Тогда, Барбикан и его концертно-театральные залы, были новинкой и знаковым проектом в современном градостроительстве.
А до строительства этого комплекса, здесь был пустырь, образовавшийся во время бомбёжек Лондона, во времена Второй мировой войны.
Сегодня — Барбикан, это символ перемен и следствие научно-технической революции, стал уже привычным местом, где проходят концерты знаменитых оркестров и исполнителей, и куда толпами приходят туристы, чтобы посмотреть, немного тяжеловесный ансамбль зданий из напряжённого железобетона, в котором, согласно мечтаниям архитекторов — шестидесятников, создан прообраз города будущего, сочетающий в себе жилые многоэтажки, концертные, театральные и кино залы.
Так как в этой застройке, для создания новых культурных объектов уже нет свободного места, то новый зал выстроили неподалеку и сделали его уютным и камерным. На этой сцене и будут выступать камерные оркестры и певцы со всего мира.
Придя в этот зал пораньше, мы в буфете, попили кофе и посмотрели подробную программу концерта, в которой сообщалось, что оркестр «Синфония» во главе с молодым финским скрипачём Пекко Куусисто, будет исполнять произведения современных композиторов, и в том числе «Серенаду» Бриттена. Партию тенора исполнял известный английский певец Марк Падмор, а сопровождал пение волторнист Стивен Белл.
Концерт был приурочен к столетию со дна рождения английского композитора Бенджимина Бриттена...
В начале концерта мы послушали пьесы для струнных, волторны и тенора, молодого американского композитора Нико Мюйли.
Современная оранжировка современных композиторов, вызвала настоящий восторг зала и непрекрашающиеся аплодисменты, в адрес тех, кто играет струнную музыку так выразительно и оригинально. В одной из пьес для струнных, мне временами казалось, что слышу орган и я качал головой удивляясь, - как это удаётся копировать скрипкам, альтам, и виолончелям. Ну а потом была «Серенада» и все мы затихнув вслушивались в слова и трубные звуки...
Новизна восприятия объяснялась ещё и тем, что мы сидели позади и над сценой и смотрели и слушали оркестрантов сверху и очень близко от исполнителей. А основные слушатели сидели как обычно и мы могли наблюдать эмоции на их лицах!
Мне подумалось, что в России ничего подобного нет и уже не может быть потому что там нет развития постмодерна в классике и дожёвывают темы советского композиционного и исполнительского искусства. Последнее время, всё в России как-то так устроилось, что своих новаций и оригинальных решений уже нет. Ведь Запад стал страной «обетованной» не только для новых русских богачей, но и для российских образованцев, которые презирают всё созданное и создаваемое в России и преклоняются с энтузиазмом неофитов, перед западными «авторитетами». А раз нет «заказа», то нет и творцов нового и оригинального.
Недавно, Гергиев, самый известный и самый талантливый организатор и дирижёр на постсоветских пространствах, говорил, что на конкурсах, в том числе на конкурсе имени Чайковского, наши музыканты проигрывают, уже и азиатской исполнительской школе, особенно китайской. Надо думать, что он имел ввиду постепенную деградацию российской школы, которая ещё совсем недавно была первой в мире.
Ещё Гергиев призывал к созданию культурных центров с обновлёнными планами подготовки музыкантов, певцов и танцоров. Но около культурная и около музыкальная «общественность, эту идею встретила в штыки и кажется, в этой дискуссии, массовое нежелание что-то менять, в российском провинциализме, переборет все здравые предложения Маэстро.
Конечно, реформы российской образовательной школы, проводимой недалёкими администраторами, отразилась и на музыкальной её составляющей.
В стране, сложилась такая ситуация, когда бюрократическая образованщина, постепенно захватывает все руководящие посты в просвещении и образованиии, и именно она выступает от имени российского «культурного» общества, в разного рода дискуссиях и обсуждениях.
Вопреки опыту и признанию былых успехов советской музыкальной школы, они, эти сторонники западной системы, выступают, с одной стороны за слом всего накопленного материального и административного советского опыта, а с другой, пытаются слепо копировать западные методики, забывая, что часто, это чуть подправленные методики советских времён.
Бывая в России, мне приходилось сталкиваться с бюрократами, сидящими в начальственных креслах многих образовательных и культурных учреждений. И после встречи с ними, я начал понимать, что сегодня, этих горе — руководителей, не интересует искусство и тем более массовое искусство. Они прежде всего заботятся о своём статусе и своих заработках, а потом уже начинают думать о своих учениках и воспитанниках.
Часто речь даже не идёт о руководителях. В таких условиях, развитие образования зависит от срединного уровня бюрократии, которые как «свита короля», определяют лицо руководителя и уровень учреждений культуры, вообще.
Плоский прагматизм, сегодня, определяет линию развития не только искусства, но и народной культуры. Сама система хозяйствования и администрирования, под названием олигархический капитализм, предлагает этот «прагматический» подход к образованию и воспитанию.
Очень трудно убедить этих прислужников капитала, что человек, помимо того, что он рабочий и служащий, ещё и выражаясь высоким слогом, «создание божие», что в каждом человеке заложена искра творчества, а если его с пелёнок готовят к роли рабочего, чиновника или «оператора котельной», то эта искра гаснет, в этой душной атмосфере просчитывания прибыли не только от образования, но и от соответствующего воспитания.
Именно такой чудовищный провинциализм, сегодня охватывает многих деятелей не только производства, экономики, но и культуры и науки, и даже самого искусства...
Слушая этот замечательный концерт, составленный из произведений западных молодых композиторов, я уже не удивлялся, что среди этих имён нет русских фамилий. Потому что, благодаря вот такой бескрылой позиции российских образованцев, отвечающих за развитие и становление культуры, русская музыкальная культура, постепенно утрачивает свои лидирующие позиции в мире, и становится перепевами западных новаций и открытий.
Сегодня, на полном серьёзе, многие теоретики культуры, говорят, что в школе надо сократить преподавание гуманитарных дисциплин, так как это мешает усваивать чисто механические навыки управления, автомобилем, компьютером или мобильником. И уж тем более, эти социальные «идиоты», думающие только о материальной выгоде и прибыли, ополчаются против уроков музыки в школе, заявляя, что большинство никогда музыкантами не станет, поэтому незачем тратить на этот предмет время, в школе.
А я, сидя в этом замечательном зале, подумал, что мне хватило уроков пения в школе, чтобы заразится любовью к классической музыке, которая на протяжении всей жизни радовала и помогала мне пережить трудные времена. Сегодня хотят отменить уроки пения в школьной программе и это значит лишить страну той базы, откуда берутся не только исполнители и композиторы, но и миллионы слушателей серьёзной музыки...
В противовес такому недальновидному прагматизму, в Англии. за последние годы, во многих школах созданы оркестры классической музыки, а ещё больше создано и с давних пор существует школьных хоров. И полноценное образование здесь, уже не мыслится без освоения азов музыкальной грамоты и игры на музыкальных инструментах.
Почти в каждом городе, часто в маленьких городках, работают ежегодные фестивали: хоровые, классической музыки, любительских духовых оркестром, церковных хоров, органной музыки.
И всё вместе это создаёт тот культурный уровень, когда люди живущие в провинции не чувствуют себя культурной провинцией и являются не только слушателями серьёзной музыки, но и её исполнителями!
Особо надо отметить роль радио ББС-3, которое вещает круглосуточно и которое является организатором и вдохновителем многих фестивалей и конкурсов классической музыки. На этом радио, дважды в неделю, идут трансляции церковных служб из самых отдалённых уголков Англии, и в этих службах принимают деятельное участие органы и церковные хоры.
Мне кажется, что такое массовое увлечение классикой, говорит об очень высокой народной английской культуре, а причины такого увлечения, на мой взгляд, объясняются экономическим преуспеянием страны.
И тут я вспомнил Флоренцию и Венецию, где художественный и вообще, культурный Ренессанс, во многом стал возможен, благодаря меценатству богатых людей и аристократов, которые водили дружбу с художниками, были главными заказчиками и тем самым покровителями искусств.
Нечто подобное было и в России, во времена недавние. На радио были интереснейшие детские и взрослые программы, которые транслировали радиопостановки и концерты классической музыки.
Из юности помню радиопостановку под названием «Туанельский лебедь» на музыку финского композитора Сибелиуса, из одноимённой музыкальной поэмы. С той поры, я стал поклонником этого композитора и сохраняю привязанность к его музыке и по сию пору.
Помню советский фильм о Чайковском и его музыку в этом фильме, иллюстрирующую драму творческого одиночества великого русского композитора.
К слову сказать, на ББС-3, самыми исполняемыми композиторами всех времён и народов, являются русские, как впрочем и самыми известными исполнителями тоже они, русские!
Увы, в сегодняшней России, большинство богачей, вывозят свои деньги и семьи заграницу, а там, с почтением полуграмотных нуворишей, «потребляют» западную культуру, вкладывая деньги в роскошные поместья и футбольные клубы.
Правда Абрамович, а точнее его жена открыла в Москве художественную галерею «Гараж», но как мне кажется, этого недостаточно, чтобы помочь развиваться российской культуре и конечно ни в какое сравнение эта «благотворительность» не идёт с увлечением российского нувориша дорогими яхтами или вкладами в лондонский футбольный клуб «Челси».
Верить в то, что российские бюрократы и олигархи, станут меценатами, трудно. Слишком уж они увлечены зарабатыванием денег для себя и «своих» Да и их социальный статус временщиков, не позволяет им стать подлинными патриотами своей страны.
Беда сегодняшней России, ещё и в том, что люди, выскочившие «из грязи, да в князи», обладают неимоверными амбициями и презирают не только «эту» страну, но и «этот» народ. А идеологическая обслуга российских олигархов и их прихлебатели, как и все лакеи на жалованье, просто не способны на искреннее понимание и служение своей стране.
Они, только по-«смердяковски», способны ненавидеть и презирать Россию, и преклоняться перед Западом, веря в мифы, создаваемые их же провинциальным воображением.
Конечно, культура и искусство в России переживает трудные времена, но мне кажется. Что самое плохое уже позади. Сейчас осталось только вырастить новое поколение носителей русской народной культуры и с ними уже всё можно поправить.
Остаётся надеяться, что культурный уровень детей и внуков нынешних олигархов, позволит им преодолеть ограниченность предков и подвигнет их помогать российскому культурному возрождению!

Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.  






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 290
© 01.12.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-930722

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1