Праздник беженцев в Нюэме. Из недавних архивов.


Праздник беженцев в Нюэме.

На подходе к школе в Илфорде стали попадаться нарядно одетые люди в индийских, африканских, азиатских одеждах. Из-за школьных зданий неслась громкая музыка. В воротах нас встретили приветливые люди, представители оргкомитета и мы показали пригласительные билеты…
На широком асфальтированном дворе школы на первый взгляд собралось не менее тысячи человек, в большинстве дети и подростки. Но много было и взрослых, ярко и красочно одетых, улыбающихся и в праздничном настроении. По краю школьного двора расположились аттракционы: карусели, резиновые крепости и дворцы внутри которых веселилась прыгала и скакала детвора. В другом конце давал представление кукольный театр. По асфальту ездил поезд на резиновых колёсах и вагоны были заполнены улыбчивыми пассажирами. В левом углу большого двора , под лёгкими навесами расположилась большая столовая с блюдами из национальной кухни многих стран: Польши, Колумбии, Конго, Уганды, Бангладеш, Литвы ... Всего более чем из двадцати…
Все это бесплатно! Я попробовал польский бигус, карибский салат, из зелени и кукурузы, индийский рис с острыми приправами и литовское мясо. Разговорился с литовцами которые не показывая удивления говорили со мной по русски. Один круглолицый светловолосый мужчина , лет сорока, вспомнил благодатные годы, когда можно было на ночном поезде приехать в Ленинград , провести там день , а вечером уехать назад в Вильнюс или Каунас.
А я вспомнил как мы однажды в Вильнюсе сидели с друзьями в гостинице в ожидании номера и вдруг литовская девушка узнав о нашей беде пригласила нас переночевать в пригородной гостинице, проводила нас до места, где мы разместились удобно и не дорого. Я часто вспоминаю этот случай и думаю , что нелюбовь литовцев к русским в советские времена сильно преувеличена сегодняшними газетами… Мой собеседник поддержал меня. « Мы жили в Союзе как хорошие соседи. Я всё собирался съездить на Кавказ, но откладывал, думал ещё успею… Не успел! – вздохнул он. – Я думаю , что развал Союза – это дело чиновников , так называемой элиты, которой все время хотелось иметь больше власти. Кто притеснял литовцев или эстонцев, или армян с грузинами? Мы были как одна страна. Но чиновная номенклатура воспользовалась ситуацией, трудностями, и глупостью в том числе и русских прежних чиновников и Союз пройдя через кризисы спровоцированные националистами и теми кто их поддерживал, распался. Народу, простым людям, которых всегда большинство, стало хуже…»
Я согласился, поддакнув и позже думал о том что сегодня наступили времена искажённого видения прошлого, когда все что было представляется некоторыми людьми , часто и не живших в те времена сознательной жизнью, чёрными красками. После длинной паузы литовец закончил. «Сегодня мы здесь и нам неплохо». Он обвел рукой вокруг и вздохнув закончил. «Но дома было бы лучше». Я кивал, но заметив ,что жена и дочь во время нашего разговора ушли к концертной эстраде, извинился , попрощался и пошел догонять своих. Мужчина вслед мне крикнул: « Сегодня и наши дети будут выступать!».
На сцену в этот момент вышли польские цыгане: женщины, подростки, девочки в длинных платьях. Зрители расположившись тесным полукругом захлопали. Цыгане запели и заплясали: это было зажигательно весело, темпераментно, громко. Почему-то многие слова их песен были русскими и я всё понимал, да что там понимать? Ведь цыгане, везде цыгане. Ромалы!..
А кто не знает: «Две гитары за стеной, жалобно запели…»
Потом были поющие женщины из Зимбабве, в длинных желто -коричневых платьях и шалях-накидках. А потом в зелёных клетчатых костюмчиках блондинистые дети хором спели литовские народные песни с притопами и прихлопами, и сплясали литовский танец. Я смотрел, слушал и думал. Почему здесь нет русских? Может быть потому, что в России сейчас не помнят ни народных песен ни танцев.
Это тоже отчасти проделки чиновников от образования и не только...
Может быть поэтому русские, которых сегодня много в Лондоне, собираются только, чтобы потанцевать на английской дискотеке. Даже в России , национальная культура в загоне и встречается только на концертах национальных ансамблей. Пока русских объединяет « великий и могучий» язык , но ведь не секрет что дети эмигрантов часто плохо знают русский , а во втором поколении почти не знают. Может быть поэтому русские везде так не дружны, не могут постоять за себя, да и не привыкли- ждут пока кто – нибудь скомандует. И как следствие это с одной стороны униженное самосознание, которое порождает велико- державный шовинизм ,а с другой, - оголтелый национализм. И в этом я вижу «заслугу» кучки людей которые называют себя демократами и либералами. Вспоминаю как эти радетели, «западной демократии» называли любого, кто заговаривал о возрождении национальных традиций ксенофобом, а людей протестующих против монстрюозного правления Ельцина, против обнищания народа и наживания миллиардов олигархами, называли красно- коричневым или коммуно- фашистом. И если бы это было только глупостью.
В мутной воде раздоров эти люди ловят свою «золотую рыбку».
Но скоро я отвлёкся от своих невеселых мыслей. На сцену вышли африканцы из Конго. Ритмичная музыка, приплясывающий певец, завели публику : все заулыбались притопывая в ритме песен. Рыжий мальчуган двух – трёх лет отроду не сдерживая восторга плясал около сцены веселя добродушную публику. Рядом танцевали другие дети и подростки : коричневые, белые, чёрные…
Праздник был в самом разгаре, но день клонился к вечеру и мы собрались уходить. В машине, я спросил у жены – англичанки, чем отличаются беженцы от эмигрантов. Она долго думала, а потом сказала: - Беженцы- это те кому грозит физическая или психологическая расправа в странах где они жили. Ну а эмигранты – это люди, которые ищут лучшей жизни, в других благополучных странах...
Я вздохнул и подумал. «Что касается русских то они сейчас беженцы, даже тогда когда ищут лучшей жизни в чужих странах. Всё-таки иммиграция очень болезненный, драматический процесс. Жизнь на чужбине нелегка. Надо жертвовать своей судьбой ради детей. Но кто знает каково будет в чужой стране нашим детям?».
И ещё я подумал, что хорошо бы устраивать такие праздники беженцев в России. Может быть тогда, русские, слушая чужие песни, глядя на чужие танцы, стали бы грустить о своих песнях и танцах и пришли бы через сожаление об утраченном к пониманию необходимости восстановления национальной культуры и традиций , которые объединяют народ, людей в нацию.
«Однако всему своё время» - подумал я и снова вздохнул. За стеклом мелькали старинные церкви, скверы, колледжи, госпитали и все это ухоженное красивое, просторное…
Мне стало грустно! 2003-09-22. Лондон.  






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 307
© 26.11.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-927799

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1