Дева Мария и Христос


Эволюция христианства. (Продолжение)

Дева Мария и Иисус Христос

(Я, долго решал, выкладывать или нет этот материал в интернет. Перечитывая, я видел, что написано сбивчиво и часто противоречит тем взглядам, которые я публиковал в других своих работах на богословские темы. Но потом я подумал, что может быть, внимательные читатели, напишут мне о моих ошибках и неверных взглядах и всё-таки решил выложить, чтобы послушать их мнение).

Эпиграф:
Слова пророка Исайи: « Ибо вы оставили заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И спросил их: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свои предания?»

На каком то этапе эволюции, приблизительно в начале второго тысячелетия существования, Новый Завет, а главное Нагорная Проповедь, были полузабыты и на их место пришло учение о семейных ценностях, как основы отношений в обществе верующих.
Об этой подмене, очень редко упоминают богословы, но особенно замалчивают богословы православные. Так получилось, что после бурного развития богословия о христианстве и Христе в первые столетия существования учения, в основном усилиями гностиков, наступил период реакции и забывания основных принципов новой религии. Всё более популярной становилась версия христианства, которую озвучил в своих посланиях оратор и путешественник Апостол Павел. Всё большее логическое ударение в Учении падает на окружение Иисуса Христа и все меньше думают и говорят о его проповеди, любви, свободы, равенства и братства.
На мой взгляд, революционная сущность Нового Завета и Нагорной Проповеди была выхолощена с помощью толкования Апостола Павла, выраженного в Посланиях.
Конечно, Павел был неистовым пропагандистом христианства, и во многом благодаря его трудам, учение и последователи Иисуса из Назарета, превратилось из небольшой восточной секты - в мировую религию. Говорил Апостол Павел, действительно хорошо:
« Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я
уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни
настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем…»
Послание апостола Павла к Римлянам – 8: 35-39;
Но на пути становления, многие революционные особенности Нового Завета были утеряны и на их место встали обычные для того времени ценности и идеалы...
И закономерно, что он, Павел, стал тем церковным деятелем, который постарался приспособить учение Иисуса из Назарета, к существующим реалиям. Отсюда и противоречия, возникшие между словами и принципами самого Спасителя, и их толкованием Апостолом Павлом.
Иисус Христос говорил: «Дух свободен и дышит где хочет», а Павел, оправдывая существующую власть говорил: «Власти даны нам от Бога», призывая подчиняться мирским властям. Иисус Христос говорил «Царствие моё не от мира сего», а апостол Павел приспосабливал его учение к существующему рабовладельчеству и в Посланиях, по сути учил перво христиан, как приспособиться к жизни в «мире, который во зле лежит»
Иисус Христос, призвал апостола Петра стать первым среди равных, Пастырем овец христовых, а Павел, первый интеллигент - христианин, в отличии от неграмотного Рыбака Петра, стал учителем жизни для общин перво христиан.
Мне кажется, насколько горячо Савл, ставший Павлом гнал христиан, настолько же Павел, бывший Савл, взялся проповедовать учение Иисуса Христа. Это один и тот же характер, человек темпераментный и увлекающийся. В явлении Христа Савлу и перерождение гонителя в пропагандиста, произошло, как-то очень по романному. Скорее всего Савл, действительно, то ли от того, что он повзрослел, то ли от вида самоотверженных страданий первохристиан, своих жертв, поменял мировоззрение и стал талантливым просветителем и пропагандистом Иисусова учения.
Но ведь он даже не был современником жизни и смерти Иисуса и потому не мог говорить от Его имени. По сути, он был самозванцем и вполне объяснимо недоверие к нему, остальных апостолов, видевших Спасителя и помнивших Его, потрясающие воображение, проповеди.
Неприятие мира зла и насилия христианами, в учении Павла, было подменено на новую версию христианства, которую в полной мере можно назвать «павлианством». Насилие и отторжение грешников — стало нормой для сообщества «павлиан» и с той поры, христиане, особенно после принятия Великим Константином учения Павла, как государственной религии, стали злейшими врагами инакомыслия и свободы вероисповедания.
Конечно, Апостол Павел, не знал не ведал, что его толкование слов Иисуса Христа, так извратят впоследствии. И потому, будем благодарны этому неистовому почитателю и пропагандисту учения Христа. Но стоит наверное и задуматься, отчего Христово непротивление злу насилием, постепенно превратилось в гонения на инакомыслие...
Мне кажется, всё-таки, именно «павлианство» подменившее собой Заветы Спасителя, ответственно за миллионы и миллионы жертв церковной нетерпимости, инквизиции и преследования еретиков...
...Реформация, после долгих и кровавых столетий царствования «павлиан», стала реакцией на эту подмену принципов изложенных самим Иисусом в Нагорной Проповеди. Восстановление учения Христа и уничтожение тысячелетних наслоений «преданий старцев», в какой то мере возвратили верующих к тем принципам, которые провозгласил сам Иисус Христос, а не его лукавые ученики и слуги.
В течении нескольких столетий Иисус Христос, сама фигура Иисуса из Назарета, отодвинута в тень, и на первое место и в ритуалах и в искусстве разъясняющем эти ритуалы стала выходить Богородица, символизирующая силы плодородия и рождения. По сути, это было возвращением к древнеримскому культу богини плодородия Деметры.
С чем это было связано?
Прежде всего с наступление эпохи темных столетий средневековья. Христианство, пройдя через эпохи расцвета Древнего Рима и становления христианства, как всемирной религии, во времена высокой грамотности верующих и вообще населения, во многом благодаря гностикам и возродившегося монашества, богословие, то есть толкование Заветов Христа, достигло определённых глубин и высот.
Эти достижения использовал Константин Великий, для укрепления не только христианства как государственной религии, но и употребляя работы богословов для обоснования и укрепления императорской власти...
Однако с падением в средние века уровня культуры и впадение во вторичное одичание, как следствие разрушение Рима, культ страданий Иисуса Христа, его революционные заветы, были вытеснены культом его матери — Марии, которая и стала основополагающей идейной основой ревизии революционного учения Иисуса из Назарета.
Этот культ возник в среде полуграмотных толкователей учения из среды клириков и был поддержан неграмотными крестьян, в эпоху готики, когда социальное учение Иисуса, уже напрямую противоречило феодализму, с его избранными и посвящёнными и народной массой обслуживающей этих «элитарных» управителей.
Именно в это время главные принципы Нагорной Проповеди — свобода, равенство и братство всех верующих во Христе, был подменён на феодальное поклонение старшим и вождям, повиновение властям и исповедание семейных ценностей в отношениях между феодалами и их крепостными.
Тогда то и появился социальный заказ на изображения Девы Марии с Младенцем, которые, тысячами живописных и скульптурных изображений, появились и в быту и в церковных зданиях и на площадях в городах и деревнях.
В музеях и церквях Флоренции и Венеции, Рима и Генуи, Дева Мария, и сюжеты связанные с ней, вытеснила постепенно самого Иисуса, оставшегося на изображениях только в качестве святого младенца. А Святой Иосиф, практически исчез из средневековых «святок», и стал играть роль вторичного персонажа. Его изображения и сегодня встречаются очень редко, отдельно от Семейства...
Однако, главным следствием этого «тёмного» периода европейской истории, заключалось в том, что в учении Иисуса Из Назарета, на первое место выдвинулись мотивы чудесного и даже магического, от чего предостерегал сам Иисус Христос. Постепенно, ударение в изучении Нового Завета, переместилось с фигуры Спасителя и Его революционной проповеди, на чудеса во время его рождения и короткой жизни и на Богородицу, которая вопреки мнению Евангелистов, вышла на первое место в жизни Спасителя...
Но читая Евангелия, мы видим, что фигура матери Марии, часто предстаёт не как последователь Иисуса, но как равнодушная к проповедям Сына. Всем известен эпизод из Евангелий, когда Мария с братьями пришла к дому, в котором Иисус проповедовал своё учение. Его «кровные» родственники, хотели забрать Иисуса, воспринимаемого ими, как «городского сумашедшего», вдруг ставшего революционным пророком. И в ответ на просьбы матери и братьев выйти к ним Иисус громогласно провозгласил: «Кто братья и сёстры мои?!. Это те, кто слушает меня, понимает о чём я говорю и потому следуют за мной!»
Как я уже говорил, апостол Павел, которого, не без основания, считают главным теоретиком «бытового» христианства приспособил революционное учение Иисуса к реальному бытию, хотя не смог стереть в памяти учеников и их последователей, огненный образ подлинного социального революционера и религиозного пророка из Назареи...
Реформация, эта церковная, религиозная Революция, впервые выступила против подобной феодальной подмены цели и смысла христианства, направила свой протест против этого негласного замалчивания основных принципов учения Иисуса Христа и его значения в христианстве. Вот тут-то и закончилась эпоха Мадонны, как основного символа ревизии христианства, и сведения его учения, на уровень принципов семейной жизни.
Именно в это время, через столетия борьбы и войн, «предания старцев» уступают место «первоисточнику», то есть Евангелиям описывающих жизнь Иисуса и Его страдания на кресте, как доказательства принципов любви и самопожертвования, отстаиваемого Христом, от посягательств на толкование истины, разного уровня служителей престола и феодалов.
И поэтому, в протестантизме, родились подлинные богословы основывающие свой анализ не на толкованиях Апостола Павла, а на анализе и проникновенном понимании заветов самого Спасителя, в Евангелиях.
Впервые, может быть со времён гностиков, появилась возможность думать и анализировать слова и поступки Иисуса из Назарета, минуя догматическое толкование Апостола Павла...
В русском православии, в эти беспокойные времена, мало что изменилось, и ответом на неудавшиеся реформы Никона, стало возвращение русского православия к «истокам», к тем же преданиям старцев, в лице «отцов Церкви» и их эпигонов.
Ещё в девятнадцатом веке, в России, в некоторых учебных заведениях запрещали читать Новый Завет самостоятельно, во избежании неправильного» толкования. Об этом пишет замечательный русский богослов и историк Георгий Флоровский, в своей книге «Пути русского богословия».
Реформация православия, кажется готовящаяся, в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, не случилась и перетекла в формы яростного протеста против социальной несправедливости административной и духовной властей, превратившись в народную Революцию...
Именно этим можно во многом объяснить как корни самой революции, так и гонения на Церковь в послереволюционные годы.
Этим же можно объяснять упадок богословия и исповедание стратегии «обратного хода», которое было государственной линией в девятнадцатом веке и восстановилось уже, после «обретения свободы» русской православной церковью, в конце двадцатого века.
Анализируя сегодняшнюю ситуацию в российском православии можно сделать один вывод:
Русская церковь стоит сегодня на пороге Реформации, или, если этого не случится, то медленного и неуклонного умирания, превращения в массовую, болезненную и реакционную форму социальных предрассудков!

Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 514
© 15.11.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-918543

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1