Психология потребления и как с ней бороться


Психология потребления

Эпиграф:
«Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много... Константин Паустовский - «Кара-Бугаз»

Недавно я перечитывал известного советского писателя Константина Паустовского. Особенно меня поразила повесть Кара-Бугаз.
Действие происходило в тридцатых годах двадцатого века, на юге России, отчасти в Туркмении, отчасти в Дагестане и вообще на стыке Кавказа и Средней Азии.
Впечатления от книги заставили задуматься о психологии советских людей и «потребительстве» заразившем населения «новой» России.
В книге описано как во времена советской власти с помощью энтузиастов, комсомольцев и коммунистов, осваивались нетронутые, кажется непригодные для жизни районы южной азиатской части России, в которых до Революции, только изредка можно было увидеть кочевников туркменов.
Чтение Паустовского, натолкнули меня на воспоминании о детстве и юности, которые прошли в пятидесятые-шестидесятые годы. Тогда я жил в Сибире, в Иркутске, в посёлке гидростроителей и помню не только атмосферу той жизни, трудную, но жизнерадостную, оптимистичную и не побоюсь этого слова — счастливую, для нас детей.
Люди жили будущим, как целью и смыслом существования. Все куда-то ехали, что-то строили, учились, женились, рожали детей, в полной уверенности, что светлое будущее уже не за горами.
Помню, как мы, мальчишки, бывали на строительных площадках Иркутской ГЭС, где земля и дороги были политы жидким раствором, а в теплушках обедали рабочие, строители гидроэлектростанции. Грузовые машины сновали туда-сюда, и не было вокруг ни одного праздного человека, не занятого строительством.
Однажды, с соседским мальчиком, мы пришли в строящуюся школу, где работал его отец. Меня поразили красота и размеры этой будущей восьмилетки Эта школа, была настоящим чудом, потому что после войны дети учились в большинстве своём в старых зданиях барачного типа. Так учился и мой старший брат.
Когда, я пошёл в новую двухэтажную школу, с спортивными площадками в двух уровнях, с теплицей и внутренним двором, нас, первоклассников на торжественной линейке приветствовали уходящие во взрослую жизнь, старшеклассники.
Многие из них были уже в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, потому что началу их учёбы, помешала война...
Помню перекрытие Ангары и громадные, двадцатипятитонные МАЗы, везущие к месту перекрытия гранитные глыбы, которые с понтонного моста , построенного в месте перекрытия, сбрасывали в кипящую, бешенно сопротивляющуюся, ангарскую воду.
Помню, как строили посёлок для обслуживающего персонала ГЭС, и новую школу там же. Посёлок состоял из просторных коттеджей, а кое-где они были даже двухэтажные. В школе был не только пришкольный участок, где учителя биологии иногда проводили свои уроки, но и хорошее футбольное поле и площадки для баскетбола и волейбола.
Был и просторный закрытый спортзал, в котором мы тоже играли в баскетбол, когда, после четвёртого класса, нас туда перевели. Детей тогда было много и с каждым годом становилось всё больше.
Я пошёл учиться в 1953 году, а в другую школу перешёл со всем классом в 1958 году...
Ни о каком платном образовании естественно тогда не могло быть и речи. Ведь страна строила после разорительной и смертоносной войны, социализм. Все дети были равны настолько, что просто не думали об этом. Вспоминается даосский афоризм: «Там где появляется добродетель, там возникает подлость...»
Иначе говоря, в те времена, просто не возникала тема равенства-неравенства. Все настолько привыкли жить одной семьёй и одним народом, будь то евреи, цыгане или татары. Все были «наши», «русские»...
Конечно были тогда в старом посёлке и деревянные туалеты на улице, и воду приходилось носить из колонки, в основном, нам с братом, и печи топили дровами, но это и было естественным приучением к физическому труду.
Были и разного рода драмы. Например, помню, как у соседей, пришёл на побывку матросик, брат моего друга и он ходил на танцы, в соседний посёлок. Дело было в 1953 году, когда после амнистии Хрущёва, выпустили на свободу много уголовников. Однажды утром, его нашли зарезанным, неподалеку от мостика через болотце, по которому он возвращался домой, из клуба...
Помню, как у моей одноклассницы погиб отец и его брат. Оба работали водителями и управляли двадцатипятитонными самосвалами. На машину одного из братьев упал электрический провод и его убило прямо в кабине. Второй брат бросился ему помогать, старался вытащить безжизненное тело и тоже был убит током...
Пьянства не было, но когда собирались наши родители и их друзья, то конечно выпивали и пели песни часами. Помню названия песен: «Вот кто-то с горочки спустился...», «Хасбулат молодой...» и много, много других.
Дети жили тогда своим сообществом или двором. Ходили купаться, с утра до вечера загорали на искусственных озёрах, и часто ватагой уходили в лес, собирали грибы и ягоды, жгли костры и наслаждались свободой. Родители о нас не беспокоились, ни о каких педофилах и помину не было - люди делом занимались, строили социализм.
Много было молодых специалистов приехавших на ГЭС из разных уголков страны. Они женились, получали квартиры, работали, а потом, когда строительство закончилось, разъезжались на новые стройки. Жизнь кипела и иногда напоминала весёлое кочевье...
... Я вырос, пошёл в армию, отслужил на Дальнем Востоке, пришёл на гражданку, поступил работать в университет.
И уже лет в двадцать пять вдруг стал замечать, что жизнь меняется и не в лучшую сторону. Всё меньше было строек, всё больше «коммунистической» пропаганды, всё большее различий в уровне жизни между простыми рабочими и их начальством. Тогда уже был Брежнев и с годов семидесятых, потихонечку стал проявляться застой.
Жизнь, действительно, кажется затормозилась, а потом и остановилась вовсе. Не было уже ни больших строек, ни энтузиазма, стало больше фальшивых реляций о победах, о построении социализма и «общенародного» государства.
Пьянство и связанные с ним скандалы усилились, а количество бытовых и не мотивированных преступлений, заметно увеличилось. Люди, глядя на лживые плакаты, типа «Народ и партия едины» или «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», криво усмехались, видя вокруг себя показуху и начавшееся разделение, на «успевших» и «неудачников»...
В университете, как-то, проводили комсомольский зачёт и я, однажды, на комсомольском собрании, спросил присутствующих: «А зачем вы в комсомоле?»
И тут молодые учёные стали кривится, смотреть в потолок, и шёпотом говорить, что это вопрос, на который нельзя честно ответить. В этом их поддержали их старшие товарищи, коммунисты. И мне показалось, что здесь, что-то не так, если они не могут объяснить, зачем они в комсомол вступали...
Позже, во времена Горбачёва и Ельцина, которые прошли школу лицемерия тогдашнего комсомола, я понял, что они уже ни во что не верили, а вступают в комсомол, чтобы делать карьеру.
Что было хуже в те времена — диктатура партноменклатуры или комсомольское лицемерие - я не знаю?! Но наверное в смеси, это и создало, то поколение лжецов и фарисеев, которое и развалило не только СССР, но и партию, которую они возглавляли!
И вот сегодня, мы в России имеем следствие той лживой пропаганды, когда люди с детских лет уже ни во что светлое и искреннее не верят, а становясь взрослыми усваивают идеалы лицемерия, ханжества и накопительства.
Никто уже старается не думать о других и эта привычка думать только о своей выгоде, постепенно становится второй натурой. Потребление, стало главной целью накопительства и богатства, а примитивный эгоизм и бессмыслица такой жизни рождают чудовищных лжецов и преступников, способных ради денег, славы и комфорта, предать друга и убить своих родственников...
Сегодняшняя жизнь и воспитание так далеко ушли от заявленных Революцией идеалов свободы, равенства и братства, что ни о каком патриотизме не может идти речи. Многие лживые и напыщенные речи о вставании России с колен, всегда предшествуют определённой личной выгоде, а без этого, никто и пальцем не пошевелит, спасать кого-либо другого, кроме себя...
Так называемые национальные «элиты» сами себя провозгласили лучшими, самыми умными и «креативными» в стране, и потому, требуют привилегий, а простым людям, народу отводят роль крепостных рабов.
Среди «болотной образованщины», встречаются уже прямо таки «людоеды» и сторонники сословного государства, разделённого на господ и рабов. Некоторые, не стесняясь, предлагают стерилизовать или просто морить голодом и непосильной работой «отстающих», а себя выдвигают в судьи-оценщики, «кто достоин, а кто нет»...
В Российских либеральных СМИ, «работают» иногда настоящие монстры, которые пока не ведают, в силу своего полузнания, что говорят и творят. Они только пробуют свой «волчий» голос. Но если дать им волю, то они и новый Освенцим создадут для «лузеров», и не один.
Таких «интеллигентных» чудовищ, как в либеральных изданиях России, на сегодня нет даже в «дебрях Экваториальной Африки», среди натуральных людоедов.
И все эти умники, - ярые сторонники идеологии потребления, начисто забывающие, что прежде чем потреблять, надо создать что — нибудь из необходимого для жизни. Большинство из таких «креативщиков», за всю жизнь, кроме ручки или микрофона, ничего больше в руках не держали и потому, хотят и требуют, чтобы их обслуживали.
Невольно вспоминается сатирик Салтыков-Щедрин и его сказка «Мужик и Генерал».
Но ведь нынешние молодые людоеды, должны знать, что с того времени более полутора столетий прошло, и Россия, во многом благодаря Великой революции, сильно изменилась и очень трудно, надолго, вновь загнать в хлев народ, который ещё помнит завоевания Октября...

Очень важный вопрос — как вернуть то отношение к жизни, когда люди не только имеют цель в будущем, но захотят и смогут строить это будущее...
Предложений много, но перечислю несколько.
Известно, что у молодых жизненной энергии невпроворот. Необходимо эту энергию направить на развитие личности и устроение добродетельной жизни для себя и для тех, кто тебя окружает.
Пытаться только словами соблазнить молодых вряд ли удастся.
Известно, что главной целью воспитания, является пробуждение в человеке, внутренних стимулов для усвоения новых знаний и навыков.
И вот, используя эту энергию молодости, можно Воспитателям с большой буквы, мягко подталкивая и направляя в сторону добра, учить думать о других, о своей стране и делать что-то реальное и нужное...
Помню, уже на закате Союза, последнюю молодёжную стройку — Байкало-Амурскую магистраль. Я работал на сейсмостанции и видел, как лучшие молодые юноши и девушки страны, строили не только трудную железную дорогу, но и свои характеры. Тогда, на слуху был запомнившийся лозунг: «Мы строим БАМ, - БАМ строит нас!»
И так и было!
Исходя из этого, можно организовывать в старших классах разного рода познавательные экспедиции: биологические, археологические, географические, охотничьи и так далее. Собирать подростков по интересам и отправлять их в «дальние странствия».
Тут открываются много плюсов, а один из главных — это социализация, приучение к жизни и к работе в коллективе. Ну и выход юношеской энергии будет вполне цивилизованным.
Я сам, какое-то время был директором подросткового клуба и знаю, что молодое сообщество бывает очень эффективно в воспитательных моментах.
И ещё, хорошо бы в высшей школе возродить строительные отряды, которые помогут студентам не только заработать какие-то деньги, но и что-то значительное построить своими руками, получить шанс проявить себя, с подлинно креативной стороны.
Неплохо бы ввести курсы волонтёров, движение, которое так развито в странах Запада. Мой сын, уже работая, постоянно в выходные дни ходит на такие мероприятия. Волонтёрство имеет много направлений: помощь бедным и сиротам, больным, старикам и животным, не только в своих странах, но и в развивающихся. Странах... Всего не перечислить.
В этом случае, воспитывается христианское отношение к другим и человек учиться думать о других. Люди в возрасте, становятся смотрителями в музеях, в исторических зданиях и всё это делается бесплатно, из любви к собственной истории и своей стране...
В той же Англии, есть множество благотворительных проектов, которые закладывают и финансируют богатые люди. Недалеко от нас, есть большой детский городок, Корамс— филдс, куда ходят дети, часто с родителями.
А на этом месте, в первой половине восемнадцатого века, капитан Корам, организовал с помощью многих английских энтузиастов, дом для брошенных матерями детей. В этом деле, затеянном сострадательным энергичным человеком из народа, со временем стали участвовать и знаменитые художники, и композиторы, и знать, и простые люди.
Герцог Монтегю, предложил под этот дом свой дворец, в котором сегодня располагается Британский музей. По какой то причине это здание не подошло и потому, выстроили большое и новое...
Но главное, помимо того, что спасены были многие подкидыши-сироты, в этом деле участвовало всё общество. Надеюсь, что подобные проекты, вызовут всплеск благотворительности и участие многих волонтёров, и в России...
Хороших людей, могущих и главное умеющих делать добро от широты души, в России ещё очень много. Их надо только организовать.
Вспоминаю, что после организованных нашим подростковым клубом в Питере, соревнований для детей и подростков, на улице, перед клубом, многие жители из ближних домов, предлагали нам свою бескорыстную помощь.
И это, я считаю, было главным результатом таких соревнований...

Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 329
© 11.11.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-915928

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1