Оратория "Пророк Илия"


Оратория “Пророк Илия», Мендельсона в Барбикане.


То что я увидел и услышал в прекрасном концертном зале Барбикана, потрясло меня.
Хор из ста двадцати мужчин и женщин, пять солистов и симфонический оркестр, исполняли ораторию с пафосом и очень профессионально. И я, задумался о том, что такое представление вряд ли возможно в России, потому что культура хорового пения в Англии, сегодня очень высока, и поддерживается, в том числе традиционно со стороны религиозных конфессий. В англиканских церквях, почти в каждой есть хор состоящий из мужчин и мальчиков, и кроме того в процессе литургии, прихожане подпевают хористам.
Иначе говоря, умение петь хором, было и осталось одним из популярных направлений музыкальной культуры. Может быть поэтому, зал был полон, несмотря на сравнительно дорогие билеты.
Вот и здесь, пел хор, «Крауч энд фестивал корус», начавший свою карьеру в качестве любительского ещё в конце восьмидесятых годов, сегодня, превратившийся в профессиональный коллектив с высокой репутацией.
Солисты были под стать хору. Главную партию исполнял бас-баритон Уиллард Вайт (Willard White) и пел свою партию просто блестяще. У него такой голос, что люди, стоит ему заговорить, начинают испуганно оглядываться. Невольно вспомнились дореволюционные московские дьяконы из церковных хоров, от пения которых начинали тревожно звенеть висюльки на хрустальных люстрах в храмах.
Сопрано, Эрика Илофф, тоже удивила меня, своими артистическими наклонностями и глубоким, сильным голосом. Я сразу заметил, что в отличие от обычных концертов, её голос внушал уверенность, что она просто не способна сорваться и выдать «петуха». Она пела во весь голос и было видно что запасы его прочности далеко не исчерпаны. Остальные солисты тоже соответствовали уровню хора и оркестра, которым спокойно и с большим воодушевлением, возраставшим ближе к концу оратории, руководил Дэвид Темпл (DAVIDTEMPLE).
Лондонский камерный оркестр тоже состоит из талантливых и известных в Англии профессионалов который специализируется на сопровождении выступления больших хоров.
Но главное, меня поразила музыка и гармония человеческих голосов, рассказывающих историю Ветхозаветного пророка Илии, который по значению считается у христиан, в том числе и у русских православных, равным Иоанну Предтече.
Он в Ветхом Завете был одним из тех праведников, которые своим существованием вдохновляли верующих на подвиг веры. В конце жизни, по Библии, пророк Илия был вознесён на небо, сопровождаемый пламенем, громом и вихрем. Недаром, в Православии Пророк Илия был владыкой грома, молнии и природных стихий. В Ветхом завете описано его противостояние с царём Ахавом, а главное с его женой Иезавелью, которая покровительствовала жрецам-язычникам, поклоняющиеся идолу Ваалу.
В наказание народу израильскому, Бог посла на их земли трёхлетнюю засуху, от которой израильтян, своими молитвами спас Илия. В итоге, по молитве четырёхсот жрецов Ваала, огонь под жертвенником не загорелся, а после молитвы Илии, запылал ярко. После Илия умертвил этих жрецов, в наказание за идолопоклонство. В «Ветхом Завете», пророки не церемонились с инаковерующими...
Во время исполнения, меня поразила полная тишина в зале. А это в первую очередь указывало на то что в этом большом зале, собрались слушатели высокой музыкальной культуры, которых вполне можно назвать слушателями — профессионалами. На протяжении двухчасового концерта, не зазвенел ни один мобильный телефон, и не было слышно никаких хождений во время исполнения.
И тут я подумал, что современная российская публика, значительно уступает по внутренней культуре тем кто собрался сегодня в этом зале.
В России, на мой взгляд, сегодня существует своеобразный парадокс. При высочайшем профессионализме и мастерстве солистов — исполнителей и дирижёров, общая музыкальная культура народа, значительно снизилась даже в сравнении с советскими временами.
Впрочем, это можно объяснить тем, что солисты и студенты консерваторий, готовят себя к карьере и зарабатыванию приличных денег, в то время, как члены того же хора, сегодня, в основном были любители и работали в разных областях, а в хор собирались как на праздник — это было их хобби.
В России, сегодня, трудно уговорить кого-нибудь петь в своё удовольствие. Жизнь так перевернулась, что все хотят иметь хотя бы небольшие но деньги, даже за своё хобби. А я, ещё помню времена, когда мои родители и их друзья, как впрочем многие миллионы простых советских людей, собирались на праздники, выпивали и потом пели буквально часами и все знали не менее десяти — двадцати народных песен, которые и исполнялись с улыбками восторга на лицах.
Сейчас же, молодые почти совсем не поют, а если и слушают что-то, во время гулянок, то это непонятные для большинства, английские рок или джаз. Культура пения, в народе если не сошла, то сходит на нет и сохранилась только в больших деревнях или в пригородах.
А ведь что интересно. Я сегодня слушал по ББС-3, - это радиостанции которая транслирует круглосуточно мировую классическую музыку — интервью с шотландцем, который выступает в одном из многочисленных английских хоров. Так вот он и ведущая программы восхищённо говорили о хоровом творчестве русских композиторов, от Бортнянского, Кастальского и Гречанинова, до Чайковсеого и Рахманинова. И я невольно загордился этим восхищением. Слушая эту очень популярную в среде английской интеллигенции, радиостанцию, я начинаю приходить к выводу, что хорошо бы русский язык сделать языком международной культуры, как это было во времена Римской империи, когда греческий язык был языком, который знали все культурные люди.
Русская классика, как впрочем и русско-советские исполнители, занимают ведущие места в программе симфонической музыки этой радиостанции и не только. Англичане ценят русскую классику, но и русский балет не обходят вниманием. Однако последнее время, и в самой России хоровое пением переживает не лучшие времена, да и отношение к хорам меняется. Конечно церковные хоры привлекают внимание и в России, однако их не так много, а любительских хоров становится всё меньше и я буду рад, если ошибся в своих оценках происходящего...
Розница в подходе к пению, в России и Англии поразила меня. Как впрочем разница и в подходе к спорту. В Англии, всё больше и больше молодых людей и не очень, ходят в спортивные залы, чтобы накопить здоровья и энергии. В то время, как в России, многие, я имею в виду молодых спортсменах, хотят стать профессионалами любыми путями, включая употребление запрещённых стероидов и на этом постараться заработать не только славу, но и деньги.
Может быть поэтому, физическая культура в Англии, среди любителей, намного выше чем в России. Да и уровень здоровья нации, здесь намного выше. А если сравнивать с уровнем алкоголизации и наркотизации населения, то Россия сегодня на несколько голов впереди, той же Англия...
Но возвратимся в Барбикан-центр.
По окончанию оратории, зрители проводили и хор и солистов и оркестр, долгими аплодисментами, а после концерта, долго не хотели расходится. Обсуждая увиденное и услышанное или встречая своих родственников, которые пели в хоре. Сами хористы выходили в просторное фойе, взволнованными после выступления, а потом собравшись прошли в ближайший паб, где под бокал пива продолжили обсуждение пережитых волнений на этом замечательном концерте.

Октябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте:www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»:www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту:russianalbion@narod.ru или info@russian-albion.com





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 384
© 22.10.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-901011

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1