Христианские корни русской революции


«Ты прав был Господи во всех путях своих» «Милость твоя безмерна, человеколюбие твоё неизреченно...»
Из Евангелий

... Каждый раз, как я думаю о причинах Революции в России, то прихожу к выводу, что это был знак Божий, помимо всех других экономических и социальных причин. И как ни горько это сознавать, но надо сказать, что Господь был прав, когда решился наконец, сделать человеческими руками это уравнение перед Собой всех «овец стада Своего», сделать всех достойными милости Божией.
В Революциях, я усматриваю разгадку таинственно твёрдых слов, произнесённых Им когда–то: ««Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее....» (Мат.10: 34).
Пытаясь толковать эти суровые слова, больше похожие на революционные лозунги, я прихожу к выводу, что Иисус Христос предвидел столкновения даже между близкими и родными, во имя установления подлинного братства и любви, в семьях и в обществе человеческом. Ведь привычное Зло, способно на долгую жизнь и любая попытка его свергнуть, связана с борьбой и с жертвами, без которых такая Революция в человеческих отношениях, не может произойти. И Иисус из Назарета с грустью, понимал это...
Возвращаясь к тому, что из себя представляет Революция, я сравниваю её с ураганом, с бурей в природе, когда напряжение в атмосфере между высоким давлением и низким растет, а для уравнения этого давления природа разражается неистовой бурей, которая крушит и убивает, разрушая мир и довольство жаркого солнечного дня для того чтобы «выстроить новую жизнь на новых основаниях равенства».
Главные цели Революций и русской Революции в частности, состояли и состоят в уравнении прав людей перед Законом, но на самом деле перед Богом. Другое дело, что Революция чревата Контрреволюцией и в результате – Реставрацией.
Исторически, развитие общества нельзя остановить и потому, наверное, не все цели равенства и справедливости удаётся осуществить, в одной такой революционной буре. Но и сама Реставрация, не может продержаться долго и потому, сменяется постепенно синтезом старого и нового, увлекая историю на новый уровень противостояния прав, интересов и обязанностей.
И вновь, постепенно, уже на новом уровне человеческих отношений возникает напряжение, которое продолжает расти до нового взрыва, до новой бури!
Вновь богатые и власть имущие стараются всем доказать, что они «равнее» всех других и потому требуют привилегий и особенных прав, социальных и экономических выгод...
И в результате, Контрреволюция побеждает, приводя вслед за собой – Реставрацию... Постепенно всё возвращается на дореволюционные «круги своея», но уже на меньшем уровне неравенства. Ведь трудно говорить, что рабство или феодализм по уровню неравенства, похожи на современное общество. Конечно, проделана большая работа, и отношения людей к себе подобным приблизилось к тому, о чём говорил Иисус Христос и о чём мечтали революционеры, начиная кровопролитную борьбу с деспотией и тиранией богатых и властных...
Однако,анализируя уроки Революций, мы начинаем понимать, что человеческая история, это не результат, не остановка истории в самодовольстве достигнутого, а процесс, что это Путь, провозглашённый две тысячи лет назад Мессией, Иисусом Христом, следуя которым, человечество постепенно приближается к обожению...
Отсюда следует, что абсолютное равенство – это мечта, идеал, а Христовы установления равенства в любви и служении друг другу будут вечной целью Человечества, а их воплощение в жизнь, будет длиться до последнего Суда, о чём и предупреждал Мессия, говоря: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6).
Сегодня в России мы переживаем последствия победы Контрреволюции – Реставрацию! То есть возврат к тому, что Октябрьская революция попыталась преодолеть и через бои в Гражданской войне, в Великой Отечественной, через упорные попытки построения социализма,окончившиеся провалом. Однако, наша страна многого добиласьна этом пути, но, в конечном итоге, не смогла удержать завоёванное в тяжёлой, кровопролитной борьбе старого и нового.
Но мы видим также, что Русская революция, во многом преобразовала и повлияла на человеческие отношения во всём мире. В то время, когда в России Контрреволюция вернула капитализм в качестве господствующей системы, в большинстве капиталистических стран социальные отношения и экономический базис, основанные на частной собственности, трансформировались, и стали более социалистическим, чем в Советском Союзе во времена его упадка и разрушения. В СССР, в последние годы его существования, восторжествовала партноменклатура мало чем отличавшаяся от финансовой буржуазии или даже феодалов в Средние века. Она то и возглавила Контрреволюцию....
Говоря о Русской Православной Церкви в данный период российской истории, надо отметить, что сегодня и в ней происходит реставрация того, от чего её заставила отказаться Революция. Возвращаются дореволюционные порядки и отношения с государством, естественно, на новом уровне. Уже нет «помазанника Божия» на троне, нет былой зависимости от Кесаря и его служителей, губившей не только свободу духа, но и христианский строй жизни, вообще. Зато появилось стремление возглавить политические процессы с очевидно реакционными лозунгами, с желанием восстановления роли и значения Церкви в социальных процессах и даже возвращением попыток построить государство на теологических основах...
Здесь, однако, уместно заметить, что Иисус Христос никогда не связывал Царство Божие с процветанием государства, и будучи по сути первым духовным революционеров в истории, говорил, что «Царство Мое не от мира сего...» (Ин. 18:36). Об этом, сегодня часто забывают, повторяя ошибки дореволюционной Церкви, полностью подчинённой «Кесарю». Эта подчинённость и заставляла иерархов сотрудничать с «помазанником Божьим», забывая часто о скорбной судьбе Спасителя, погубленного происками «тогдашних «государственников»...
В конце концов, русская интеллигенция, состоящая в основном из религиозно одарённых людей,видевших или чувствующих откровенное нарушение Христовых Заповедей в Российской империи, восстала против Монархии, против феодального рабства, олицетворявшего всю неправду человеческого существования.
Русские религиозные писатели помогли ей (интеллигенции) осознать рабское положение народа не перед Богом, а перед императором и его прислужниками. И именно русская интеллигенция породила русский «большевизм», который и возглавил народную революцию, уничтожившую, хотя бы на время, власть аристократов, богачей и «столоначальников». По сути, это была борьба между принципами подлинного христианства и между его фальсификацией, то есть той частью Предания, которое служило Кесарю, а не Богу, и уже два тысячелетия подчинённого мирской власти. Такое Предание, незаметно извратило учение Иисуса Христа, подменив Его констатацию: «Царство моё не от мира сего...», на фарисейскую теорию «симфонии» властей. Со временем эта симфония выродилась в откровенную апологию рабства и подмену Божией власти, властью Кесаря.
И вот таковой–то и стала русская официозная церковь, отделившая себя от народа, и славословящая Кесарю, сделав его наместником Бога на земле. Конечно, это делалось в течение многих столетий, и делалось очень тонко, я бы сказал, по-иезуитски...
Если углубляться в историю становления христианства, то победа Предания, над Писанием пришла вместе с императором Константином (III в.), который усмотрел в христианстве наиболее удобный инструмент, для овладения волей народных масс. Некоторые последующие Соборы были собраны по инициативе «Кесарей» и программы этих Соборов были составлены под их присмотром. С той поры и началось содружество «Кесаря» и «Бога» во всём удобное власть имущим. А одной из идеологем, приведших к покорению христианства государством, стала теория «симфонии властей», которая, откликаясь на запросы «момента», постепенно отошла от подлинного христианства и Заветов Иисуса Христа.
На мой взгляд, подтверждением этому служит возникновение мощного монашеского движения во времена Константиновы, которое подготовили и осуществили последователи подлинного христианства, не согласившиеся с его обмирщением и превращением в орудие эксплуатации не только телесной, но и духовной. Уход из мира «лжи и несправедливости» в "пустыни", давал возможность осуществлять христианский принцип непротивления злу насилием и вместе с тем позволял последователям Христа жить по его Заветам и уставам. Монастыри, на какое то время, превратились в "заповедники", в которых сохранялся подлинно христианский дух!
Но, со временем, и монашество попало под влияние светских властей...
Во многом вторичное одичание Европейского средневековья и определяется этим отступлением официозного христианства от подлинных Заветов Иисуса из Назарета, «плотника и сына плотника». Ни в одном эпизоде Христова Благовестия мы не встретим оправдания Иисусом Христом светской власти и властителей, однако, со времён Константина, точнее даже со времён апостола Павла, всё большее количество властителей признавалось «подъяремной» Церковью не только идеальными христианами, но даже святыми. Впадение Церковных иерархов в политику привело к дискредитации христианства как религиозного учения, превращения его в идеологию правящих классов. С момента вступления в союз с светской властью, официальная Церковь становится тормозом на пути развития Европы, служит целям закрепощения телесного и умственного. Вспомните, что в средние века носителями идей греческой культуры и гуманизма становятся арабы, которые и сохранили наследие как Древней Греции, так и Древнего Рима для Европы.
Эпоху Возрождения, освоение этих древних богатств культуры и мысли, можно считать предвестником христианской Революции, которая пришла на европейские пространства в виде Реформации и породила столетние религиозные войны и бунты просветителей, которые я бы назвал Революциями ума и сердца...
Реформация в Европе освободила волю и совесть человека от тирании лицемерной Церкви, что стало настоящей религиозной Революцией. Через восстания и религиозные войны, результатом которых стали миллионы смертей сторонников старой и новой Церкви, протестантизм отвоевал для себя жизненное пространство и перестроил жизнь европейцев, избавив их от двойной эксплуатации, - материальной и духовной.
Однако в Империях, роль религии всё больше низводилась до сочинения идеологических теорий оправдывающих власть аристократии и дельцов над народами и потому, одна за одной в Европе, последовали социальные Революции.
Русское «западничество», в лице народников и социал-революционеров, раскачало, в конце концов, вековые имперские устои, в том числе русской монархии, которая особенно ярко продемонстрировала свою антинародную сущность, развязав Первую Мировую войну, вопреки желанию и мнению подавляющего большинства народа.
Надо отметить, что Русская церковь тоже тяготилась духовным рабством и прислуживанием Кесарю и потому мечтала о самостоятельности и расширении духовных горизонтов. Вот несколько примеров:
Епископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов) выразил мнение многих иерархов, обращаясь к благочинию: «Милостью Божьей, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжёлые годы войны, закончились…»
Девятого марта, 1917 года, Святой Синод обратился ко всем чадам русской Православной Церкви: « Свершилась воля Божия! Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути…»
Двадцатого марта, Синод постановил об отправлении на покой ставленников Григория Распутина: Митрополита Петроградского Питерима, Митрополита Московского Макария, Архиепископа Тобольского Варнаву… Позже были уволены ещё восемь архиереев по этому же поводу…
В конце марта, епископ Уфимский (Кн. Ухтомский), писал: «… Самодержавие российских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в явное своевластие, превосходившее все вероятия… и вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. Освободилась от гнёта государства Христова соборная Церковь…»
Марксизм, по сути, явился попыткой восстановить принципы социальной и экономической справедливости, которая была утрачена за долгие века сотрудничества Церкви и Кесаря...
Атеизм был жестокой реакцией на предательство идеалов справедливой и честной жизни классами эксплуататоров, и потому Церковь и во времена Французской и во времена Великой Октябрьской Революции, преследовалась и была отделена от государства из боязни её Контрреволюционного влияния на простых людей...
Февральская революция, помогла русской православной церкви освободится от зависимости «помазанника», однако предложила ей отделиться от государства, а после Октябрьской революции власти, за попытки агитации и сотрудничество с Белой гвардией, начали преследовать не только иерархов и самого Патриарха, но часто и рядовой клир. К сожалению, сегодня, эти преследования представляют только как ничем не обоснованные гонения, хотя связь Иерархов с Белой армией а потом и с РПЦЗ очевидна и была задокументирована в мемуарах. Эта тема, требует своих объективных доказательств и своих историков - исследователей...
Сегодня, во времена религиозной свободы, заметна тенденция превращения Церкви в надгосударственный орган и даже, в лице некоторых иерархов, видны попытки поставить церковь, «во главе государства», сделать церковную идеологию общегосударственной идеологией. Это, на мой взгляд, новая форма «объединения» Кесаря и Бога, которая непременно провалится и приведёт к новым столкновениям церкви и власти.
Иисус Христос, представлял себе будущие поползновения церковной администрации к объединению Божьего и человеческого и потому еще, наверное, говорил «о мече», то есть о разделении в мире светской и духовной власти. «Царство моё не от мира сего» - убеждает он своих учеников, объясняя, почему разделятся родные и близкие и почему нужен «меч», для тех, кто готовится вступить в «Царствие небесное», отделившись и отринув «мир»!
«Расшифровывая» эти резкие слова Иисуса, мы не должны забывать, что время тогда было рабское, суровое, несправедливое и жестокое. Но не просто рабство и жестокость тогда господствовали. Главное иго того времени, как впрочем, и сегодняшнего, заключалось в рабстве богатству, рабстве плотской жизни. И потому ещё, разъясняя свою непримиримую позицию к этому привычному злу, Иисус говорил, «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25)..
Сегодня, во времена Реставрации, личное обогащение вновь стало главной целью жизни многих в России, и вновь народ глухо ропщет, видя как олигархи покупают себе за большие миллионы яхты, дома за границей и футбольно-баскетбольные клубы. Сегодня все вновь забыли о гневных словах кроткого Иисуса: «И восстанет сын на отца и брат на брата». А я это воспринимаю как предвестье Революции и Гражданской войны, когда действительно, с оружием в руках, сын вставал на отца и брат стрелял в брата...
Революция и Гражданская война всколыхнула ненависть и вражду между людьми и были иллюстрацией Апокалипсиса. Революция делалась народом, но в Революцию ушли и дети богачей, знати и именно они были идеологами нового мира, который хотели построить, как обещанный пророками Рай, но только на земле. Они хотели исправить несправедливость этого мира, силою только человеческой воли и человеческого желания. Ради этого они разорвали всякие отношения со своими семьями, со своей средой, и часто становились её врагами и преследователями. С другой стороны стояли ненавидящие революцию белогвардейцы, впоследствии ставшие эмиграцией. Они воевали за восстановление старого строя, старой России, за восстановление отнятого народом богатства и привилегий. Многие иерархи РПЦ примкнули к ним, и основной своей идеёй сделали восстановление монархии. Это и стало идеологической платформой организованной в эмиграции РПЦЗ.

Известная поэтесса, сторонница Контрреволюции, Зинаида Гиппиус, с нескрываемым презрением и злобой писала тогда, выражая общее настроение русской эмиграции:

Блевотина войны - октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил - засек кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.

С другой стороны, освобождение от рабства богатству, привело к тому, что даже в обучении грамоте красноармейцев, помогал всем понятный простой, но действенный лозунг: «Мы не рабы – рабы не мы». Об этом пишут иностранные историки Революции и Гражданской войны...
Очевидно, что прямо антихристианская позиция РПЦЗ, вела её к расколу с РПЦ, но здесь надо учесть, что озлобление с двух сторон было самое сильное. Эта попытка, так или иначе реставрировать монархию, загнать народ палкой в «старый хлев», привела РПЦЗ и её руководителей, отпавших от матери-церкви, оставшейся и гонимой в СССР, к коллаборационизму и сотрудничеству с врагами Советской России. В своей автобиографии Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что представители РПЦЗ служили в Париже молебны за победу Гитлера в войне против Советского Союза. Таким образом, уже тогда, антисоветизм, был общей платформой врагов народовластия и приводил людей к нацизму и сотрудничеству с Гитлером...
Сегодня антисоветизм, как часть антисоветской идеологии возобладал и в РПЦ, что невольно толкает ее клириков в сторону национализма и ползучего восстановления монархии. Об этом, правда, в слух не говорят, однако объединение РПЦ и РПЦЗ, без уяснения неизбежных противоречий и раскаяния коллаборационистов, невольно пробуждает ненависть к недавнему прошлому и тем самым провоцирует внутренний раскол уже «новой» России...
Тут, наверное, уместно упомянуть эпизод из Евангелия, когда в ответ на уговоры своего ученика Петра, избавиться от страданий и смерти, Иисус Христос сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк 8:33).».
Постараемся и мы думать не только о человеческом, но и о Божеском, к чему призывал Иисус Христос. Поэтому поговорим о Революции, как о попытке борьбы с привычным злом неравенства и угнетения малой частью богатых и знатных людей, большинства народа.
Вспоминается афоризм Николая Бердяева «Если бы возобладала правда христианства, тогда не победила бы неправда Революции...» (Привожу по памяти)
Так в чём же была правда Революции, в чём её основные требования?
Революция, если можно так говорить, - есть приобщение миллионов и миллионов несчастных и униженных к жизни свободных людей. Об этом сегодня все или почти все забыли, потому что подвергаются идеологическим атакам Контрреволюции и оправданию установившейся в России реставрации.
Но хочу напомнить, что до Революции около ста миллионов россиян были неграмотны и влачили жалкое полурабское состояние, эксплуатируемые несколькими миллионами, а может и сотнями тысяч богатых знатных и грамотных, которые с помощью оружия стерегли не только свои богатства и земли, но и самоё грамотность, как привилегию правящего класса. Революция и последовавшая за ней Гражданская война, выигранная революционерами, открыла для этой сотни миллионов людей возможность быть равным, среди равных и приобщиться к образованию, к знанию, стать свободными, ибо «истина делает нас свободными»
Революция, прежде всего, опрокинула устоявшееся убеждение, что только образованные люди достойны сознательной и свободной жизни. Подразумевалось, что остальные – это тёмная, отсталая масса, «быдло», как сегодня говорят новые «образованцы», прислуживая олигархической «элите»... Но человек, по рождению своему свободен и потому достоин царственного звания человек, - ведь он сотворён по образу и подобию Божьему. В этом суть духовной «Революции», которую произвёл Иисус Христос, распятый за эти свои убеждения. В этом, я думаю, смысл Нового Завета, который точно и определённо говорит нам – будьте как Христос и придете к этому состоянию не через богатства, звания и чины, не через институты или университеты, а через Революцию в душе своей, через осознание заветов Иисуса Христа, что любовь и сострадание – это основание нашей жизни, а обожение – главная цель человека, смысл его истории. Дух Святой поможет в этом, помогая всем верующим в любовь и добро, увидеть Свет и Истину, которым и был Иисус Христос, пожертвовавший собой и принявший муки на кресте для освобождения человечества от грехов языческой сребролюбивой и сладострастной, плотской жизни.
... Конечно, человек остаётся Божьим созданием независимо от уровня его образования. Однако, важна в этом смысле тяга к знаниям и желание её реализовать. В этом одна из больших заслуг Революции, которая создала возможность для подавляющего большинства людей учиться. Однако, получение только образования, не делает человека лучше и нравственней. Если это образование используется для получения личных выгод и преимуществ, а не на благо людей, то часто это способствует уходу в мир накопительства и тщеславной гордыни. К тому же, я на собственном опыте убедился, что малограмотный человек, размышляющий о жизни и делающий выводы из этих размышлений, подчас более «умный» чем университетский профессор, озабоченный только карьерой и личным преуспеянием. Не такими ли были и ученики Христа, понёсшие в жизнь Новый Завет своего Учителя?!
... Люди делавшие революцию в России, понимали это и стремились вернуть большинству простых людей их человеческое достоинство... И поэтому же идеологические прислужники олигархического капитализма, установившегося сегодня в России, хотят вернуть состояние неравенства и несвободы для большинства, исповедуя стратегию «обратного хода», шельмуя и фальсифицируя идеи свободы, равенства и братства, лежащие в основании социалистической Революции и в основании учения Иисуса Христа.
Средства массовой «дезинформации» делают всё, чтобы вернуть в нашу страну свергнутые Революцией порядки и, забросав «грязью» лжи и фальсификаций революционные идеи, вернуть к жизни систему, при которой процветают неравенство, несвобода и богатство для немногих!
Но я уверен, что христианский Новый Завет, очень трудно заменить на «религию» стяжания и накопительства, и потому, идеи Революции, рано или поздно восторжествуют в России вновь, и уже навсегда!

Лето 2010 года. Лондон

Остальные произведения автора можно прочитать на сайте:www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»:www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion.com





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 374
© 11.10.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-893371

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1