Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Киев с высоты полета ведьмы (о романе Л. Лузиной)


Киев с высоты полета ведьмы

^Анатолий ЛЕМЫШ


#Девушка-воительница с мечом в руке, а на заднем плане – три горы с символами Киева – Андреевской церковью, былинными богатырями и врубелевским «Демоном». Так выглядит обложка нового романа Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест», выпущенного издательством «Фолио».

Дорогие киевляне! Признайтесь: вам, жителям древнего, загадочного, порой неуютного и бестолкового, но всегда – лучшего в мире города -- вам не обидно, что о нем так мало написано романов, повестей, стихов, его достойных?

Кто может вспомнить книгу, где главным героем, а не усредненным «местом действия» был бы он – неповторимый Киев? После киевских повестей Куприна и булгаковской «Белой гвардии» ничего выдающегося, пожалуй, и на ум не приходит. Кроме нескольких хороших справочников Михаила Кальницкого, «Энциклопедии киевской старины» Анатолия Макарова, давно уже не создавалось романов, в которых Киев был бы отражен так, как, например, Петербург у Достоевского и Крестовского, Москва у Гиляровского и Аксенова или Одесса у Бабеля с Катаевым. Где Киев современный, с его уникальным духом и колоритом? Неужели оскудели талантами холмы над Днепром?

После такого несколько патетического предисловия хочу предложить вашему вниманию книгу, на мой взгляд, отчасти заполняющую эту зияющую лакуну. Лада Лузина, некогда журналистка скандального толка, выработалась в довольно сильного литератора и написала роман «Киевские ведьмы». Это современное фэнтези, круто замешанное на реалиях современной столицы Украины.

Сам по себе жанр фэнтези ни плох и ни хорош – он существует. На украинских просторах у него замечательная родословная – ведьм и прочие потусторонние силы на страницы нашей литературы выпустили Гоголь с Булгаковым. А вот многие современные их последователи далеко оторвались от реальности, драконы, маги и прочая нечисть у них действуют в безразмерных картонных декорациях, от которых ни холодно ни жарко. В отличие от них, Лада написала роман-поэму о Киеве, увиденном через колдовской кристалл.

Киев – город магический, кто спорит? Ведьминские «Лысые горы» на тыщи километров вокруг есть только в нашем городе, не так ли? Вот и накрутила Лада сюжет, где действуют три дамы начала XXI века, которым ведьма -- хранительница киевского духа передает свою силу. Тут и таинственный незнакомец, каждый раз меняющий внешность, и перемещение во времени, в эпоху строительства Владимирского собора, и художники Васнецов, Врубель и Прахов, и оживающие персонажи картины «Три богатыря», и пробудившийся огненный Змий, готовый погубить Город. Тут масса узнаваемых мест, дорогих каждому киевлянину: Кирилловская церковь с ее пещерами, дом-замок в начале Ярославова Вала, художественный музей на улице Терещенко. А начинается и оканчивается действо там, где законно владычествует всякая киевская чертовщина: на Андреевском спуске.

Три девицы: прагматичная, холодная бизнес-леди Катя, бой-баба из ночного клуба Даша и дурнушка, книжница Маша попадают в историю со зловещими убийствами, которые сыпятся на них, как из дырявого мешка. Они становятся свидетелями ужасной гибели ведьмы Киевицы. Та передает им свою силу, а также книгу, где описан весь ее колдовской арсенал: привороты и заклинания, предсказания и методы оживления мертвых. Героини мечутся по городу, пытаясь понять, во что, собственно, они влипли и что от них требуется, а заодно выясняя отношения между собой и с персонажами мужского пола. Несмотря на современный, отлично прописанный городской антураж с его бордельными ночными клубами, опереточными демонстрациями на Европейской площади, чинными экскурсантами на Андреевском и «разборками» бизнесменов, дьявольщина окружает читателя со всех сторон. Новоявленные ведьмы летают на метлах, к которым для удобства приделаны велосипедные сиденья. Кошки в доме-замке на Ярославовом Валу разговаривают наподобие кота Бегемота из «Мастера и Маргариты», васнецовская картина «Три богатыря» роняет огромный булатный меч Добрыни, ведь только при его магической силе можно оборонить город Киев от Змия.

Без сомнения, «булгаковщина» в «Ведьмах» чувствуется на каждом шагу. Автор и не скрывает этого, наоборот, постоянно подчеркивает. Героини романа – это, по сути, разъятая на троих персонажей Маргарита. Хотя всем им вместе не хватает того главного, что сделало Маргариту ведьмой – любви. Нет в романе и единого Мастера. Никак не видится он Ладе Лузиной среди современных мужчин. Зато дурнушка Маша отыскивает его в своих снах, в далеком XIX веке. Это Михаил Врубель, с которым у Маши происходит виртуальный роман, завершающийся удивительной сценой на Байковом кладбище. В конце концов, именно из-за вспыхнувшей любви к художнику Маша становится главной киевской ведьмой.

Роман перенасыщен историческими сведениями, на страницах книги сталкиваются культурологические, религиозные, художественные гипотезы, от обилия которых у читателя кругом идет голова. Все это нанизано на шампур детективного сюжета, где три девицы мотаются по городу на машинах и мопедах, летают над ним на метлах, занимаются любовью, дерутся, распутывают убийства и готовят колдовские зелья. Есть несколько великолепно написанных глав. Однако порой беллетристическая скоропись довлеет над художественностью, и тогда действие напоминает уже не добротный роман, а сценарий китчевого фильма, где диалоги нарочиты, а поступки не слишком мотивированы. Но таких мест, к чести автора, немного.

В романе мощная кульминация – сцена возникновения Змея из пекла, что под Кирилловской церковью, и последующий потоп, вызванный героинями, чтобы погасить огненный шквал. Замечателен тихий, многозначный финал на кладбище, где дурнушка Маша отыскивает могилку двухлетнего сына Врубеля и встречает Демона. Этот Демон хоть и напоминает булгаковского Воланда, но состязаться с Булгаковым Лузиной, конечно, трудно. Тем не менее, попытка состоялась и, на мой взгляд, заслуживает внимания.

К сожалению, полиграфическая сторона издания подкачала. Мне кажется, рисунок на обложке с юной ведьмой мог быть более выразительным и стильным. Хороша идея с вкладками, на которых представлены картины Васнецова, Врубеля, упоминаемые в романе, а также фрески из Владимирского собора. Но их стоило давать в цвете, а не в блеклой серой гамме.

В целом роман «Киевские ведьмы» -- один из лучших, появившихся в Украине в последнее время. Лада Лузина нащупала и «застолбила» тему, при взгляде на которую долго еще будут облизываться будущие романисты. А мы – перечитывать Киев, увиденный, так сказать, с высоты ведьминского полета.






Рейтинг работы: 1
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 966
© 20.05.2009г. Анатолий Лемыш
Свидетельство о публикации: izba-2009-86232

Метки: Лузина, Киев, ведьма, метла, город, Змей, Андреевский спуск, Лемыш, Подол, роман,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


Захар ван дер Бюйтен       21.05.2009   14:09:00
Отзыв:
"После киевских повестей Куприна и булгаковской «Белой гвардии» ничего выдающегося, пожалуй, и на ум не приходит".

?????????? а "Город" В. Подмогильного ???????????

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1