О том, что считать пародией


О том, что считать пародией

Общие рассуждения на этот предмет слишком расплывчаты и многоплановы. Поэтому я обратился к конкретному стихотворению и написанной на него пародии

Оригинал: Аркадий Стебаков https://www.chitalnya.ru/work/729926/

Издалёка, меж черёмух
еле виден милый дом.
Я – по лужам в джинсах новых,
ты – навстречу, словно шторм,
и с разбега – жарко в губы…
Пахнешь, будто молоком,
и обмякнешь вся, голуба,
на груди под пиджаком.

А потом в уютном доме
оба – нитки нет сухой –
отогреемся любовью –
голубями под стрехой.

А потом – уйдём к соседям,
будем жарить шашлыки.

А потом с тобой уедем
в строгий город у реки.

А потом в чужих хоромах
будем жить – всё гладь да тишь.

А потом уйдёшь к другому
и ребёночка родишь.

......................................

Пародия: Или ежика родишь... [Арсений Платт] https://www.chitalnya.ru/work/861027/.

Между дубом и колодцем
Наш с тобою милый дом.
Потолок вовсю трясется,
Ходят стены ходуном.

Не найдя в остывшем супе
Мяса в собственном соку,
Бьешь меня ногою в зубы
И локтем по кадыку.

Торт едим с бисквитным кремом,
Чтоб зашкалили весы.
Пару слов сказав не в тему,
Снова лаемся, как псы.

Понимаю, дорогая,
Для тебя я лишь мишень.
Никогда не будет рая
В нашем шатком шалаше.

Осознав, что близок финиш,
Станешь тихая, как мышь.

А потом в тумане сгинешь
Или ежика родишь.


Пародия, в моём понимании, должна строиться на образах автора оригинала, уловив в них возможности для шутки или перефразирования. Таким образом, смысл пародии не отклоняется далеко от исходного произведения. В противном случае это уже не пародия, а отклик, парафраз или ещё как можно его назвать, но сказать, что это пародия – значит вводить читателя в заблуждение.
Посмотрим, какие образы совпали в оригинале (о) и в пародии (п).

1. Издалёка, меж черёмух
еле виден милый дом. (о)

Между дубом и колодцем
Наш с тобою милый дом. (п)

2. отогреемся любовью –
голубями под стрехой. (о)

Потолок вовсю трясется,
Ходят стены ходуном. (п)

3. А потом – уйдём к соседям,
будем жарить шашлыки. (о)

Не найдя в остывшем супе
Мяса в собственном соку, (п)

4. А потом уйдёшь к другому
и ребёночка родишь. (о)

А потом в тумане сгинешь
Или ежика родишь. (п)

Рассмотрим, насколько удачны спародированные моменты:

1. Кроме упоминания о доме ничего общего нет.
2. Если в оригинале содержится не столько половой акт, а некая его поэтизация, то в пародии - лишь внешнее проявление физиологичности акта соития.
3. Кроме упоминания о съестном, ничего общего. Уход от оригинала существенный.
4. Сходство – рождение ребёнка. В оригинале – передана трагичность и прочее. В пародии - юмор сомнительного свойства в том, как можно родить ежа… Никакой связи кроме этого с оригиналом нет.

Всё остальное – совершенно не имеет отношения к оригиналу. По стилистике – в корне отлично. Оригинал обладает поэтичностью, а пародия – грубая поделка.

Резюме. Это не пародия, а собственные размышления, навеянные оригиналом, поэзия которого автором отзыва не воспринята, а внешняя фабула извращена и передана в совершенно иной стилистике.





Рейтинг работы: 73
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 522
© 21.08.2013 Валерий Белов
Свидетельство о публикации: izba-2013-861794

Рубрика произведения: Разное -> Критика


Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       22.08.2013   10:21:40
Отзыв:   положительный
Эта - назовем условно - "пародия" весьма слабая.
Всё очевидно.
Над чем смеялась Ирина - загадка...
:)
+
Стихи А.Стебакова - не предмет пародии.

Очень точно об этих "пародийных" стихах сказал Валерий, сложно что-либо еще добавить.
Правильно сказал и Al Katoi.
Смысл-то в чём, что обыгрывается, на чём акцентируется внимание, над чем смеяться-то?

Это похоже на юмор ниже пояса, популярный сейчас на ТВ...
Или когда клоуны бьют друг друга и падают, а зрители должны смеяться...
Однако не смеются.
Всё как-то грубо, ходульно, примитивно...

А вот раздраженность и нервная реакция автора "пародии" сразу бросается в глаза...
И в своей "пародии", и в ответах оппонентам на своей страничке...
Ощущается во всём нечто темное, холодное, злое...

Ок!
Арсений Платт       28.08.2013   08:48:41

Вердикт:
стихи Стебакова - не предмет пародии.
Предмет, дон Сильвио. То, что очевидно Вам, может быть туманно для других. И наоборот.
Вы меня раззадорили своим менторским тоном.
Возможно, я не продолжал бы свою "стебаковщину", но Вы своим холодным высокомерием подталкиваете меня на изыскания.
Бум работать!:)
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       28.08.2013   09:35:12

Смешно смотреть на человека, работающего над стихами и пародиями, как за швейной машинкой Зингер,
и настрочившего километры рекламной продукции...
:)
Арсений Платт       28.08.2013   15:01:27

Гораздо смешнее, когда свое творческое бессилие некто пытается оправдать тем, что занимается рукоделием. Народ ждет результата, но, не дождавшись, начинает показывать пальцем на голого короля...:)
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       28.08.2013   16:40:12

Надо быть очень наивным человеком, чтобы свое мнение выдавать за общее...
Наверное, делать больше нечего... Такие страсти, такие сентенции...
:)

А пародии в рамках приличий - хорошая реклама любому автору.
Все мы это умеем делать...
:)
Арсений Платт       28.08.2013   16:52:37

А кто выдает? Лично я делюсь только результатом своих многолетний наблюдений...:)
И стараюсь как можно чаще приписывать под своими комментами рефрен: мнение только мое, без попыток обобщения.
И кто определяет рамки приличия, дон Сильвио? Особенно тогда, когда отсутствует мат, оскорбления и экстремистские призыва? А?
В своей пародьке я приземлил ситуацию, лишил ее ореола романтизма, впендюрил ее в бытовую засаду.
Вывернул сюжет наизнанку. И чем же я задел автора? Тем, что позволил себе смоделировать противоположный сценарий?
Это мое право. И я позволю себе пользоваться им. С согласия пародируемых мною авторов. Или без оного.
На этом из дискуссии выхожу. Добавить к сказанному мне, пожалуй, уже нечего...:)
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       28.08.2013   18:36:01

Что-то Вы нервничаете...
:)

На этом сайте есть ПС, вот ПС и регулирует отношения между пользователями, а также допустимость
публикации их произведений...
Если в своих пародиях Вы нарушите ПС, то это и будет выход за рамки приличий со всеми
вытекающими для Вас последствиями...
:)

Кстати, Вы уже нарушили ПС, запрещающее искажение имен, ников и псевдонимов...
:)
Валерий Белов       28.08.2013   12:30:31

Если "стебаковщина" имеет отношение к конкретному пользователю, то это может восприниматься и как уничижительное отношение к автору, а это уже плохо... Хотя лично я целый раздел своих стихотворений назвал Беловщина.
Арсений Платт       28.08.2013   15:15:30

Третий закон Ньютона определяет тензор моего интереса...:)
Если начинается массовая реакция в защиту определенного автора и выстраивается очередь из желающих отметиться в списке протестующих против пародиста, то я намерен принять адекватную оказываемому давлению позицию и показать неслучайность написанного мною!:)
Валерий Белов       28.08.2013   17:47:45

То, что написали Вы, имеет право на жизнь, но не под названием пародия. Почему это так, я показал в самом начале. То, что люди меня поддержали, это не протест против пародиста, как такового. Эстетика различна и не все желают копаться в грязном белье бытовых отношений, которые возвышенными ну никак не назовёшь. А то, что кто-то заостряет внимание именно на них, так никто это право у него не отнимает. У разных авторов есть своя читательская ниша. Пародия - это привлечение внимания к оригиналу и в ней должна быть сохранена соответствующая эстетика (стилистика, лексика), иначе это не пародия, а размышление на заданную тему.
А то, что Вы трактуете это как очередь в защиту автора и личные на Вас нападки - это не отражает сути ответов людей на мой взгляд. Вы только дали прекрасный повод для его конкретизации на примере того, что Вы назвали пародией..
Ольга Таранюк       22.08.2013   09:34:13
Отзыв:   положительный
Валера, очень рада твоему профессиональному анализу ...
Согласна с тобой полностью.
От себя добавлю, если работа(исходный материал для так называемой пародии) не стоит в разделе - ИРОНИЧЕСКИЕ СТИХИ... а в разделе МИР ДУШИ или т.б лирика любовная..., авторам, пишущим или пытающимся писать пародии, надо очень бережно и корректно относиться к теме пародия... ведь можно безумно ранить автора источника или, того более, оскорбить, не поняв сути и глубины произведения..., что собственно и произошло здесь... Арсений выдал хи-хи, ха-ха, вообще не поняв работы... я бы ему рекомендовала, ко всему прочему, развивать образное восприятие и мышление.. и вообще, серьёзнее с ней - ПОЭЗИЕЙ...это очень достойная ДАМА, а не гулящая на набережной девка..
Спасибо, Валера...
Арсений Платт       28.08.2013   15:58:00

Поэзия не чопорная дама, застегнутая на все пуговицы, но шальная чертовка-куртизанка с переменчивым настроением.
Я бы, со своей стороны, порекомендовал Вам расслабиться и получить удовольствие, а не пытаться охотиться на ведьм, чинно следуя в фарватере флагманской эскадры...:)
Валерий Белов       28.08.2013   17:31:43

Арсений.
Взгляд на поэзию у каждого свой. От того, кто как её живописует, мало что меняется, но суть такова, что если человек к чему-то относится серьёзно, то это следует учитывать, чтобы не нанести ему обиду своей беззастенчивостью. Уважать людей надо и считаться с ними. Именно это хотела сказать Ольга.
В её ответе нет охоты на ведьм, и эскадра существует лишь в Вашем самовоображении. А то, что есть люди, которые к пародии предъявляют свои требования, то это вовсе не эскадра с флагманом, а лишь мнения людей, которые присоединились к моему мнению, относительно написанной Вами пародии. И если их мнение отлично от Вашего, то это повод не для войны, а размышлений.
Ваша рекомендация с душком неприличия, так как все прекрасно знают в каких случаях следует делать то, что Вы рекомендовали. А в этом случае Вы действительно можете попасть под серьёзную обструкцию, так как на Избе идёт серьёзная борьба с проявлением пошлости в любом виде.
Арсений Платт       28.08.2013   18:00:41

По-моему, поэтической пошлостью следует считать бесконечные компромиссы, уступки и прочие оглядки.
Все это порождает болото, которое поглотило не один творческий портал.
Изба во многом уже увязла в нем. На мой взгляд, конечно.
Я прекрасно понимаю, что админ в любой момент может вычеркнуть меня из списка живущих тут.
Не надо мне угрожать. Просто вычеркните и все. Уверен, что некоторые ждут этого с большим нетерпением...:)
Валерий Белов       28.08.2013   18:22:40

Арсений. Это предмет для большого и содержательного разговора.
Цель портала - создание обстановки, способствующей творческой самореализации его пользователей во всех формах, рамки которых ограничены только пунктами ПС, который подписал каждый пользователь. Его удаление с портала происходит только в том случае, когда он их нарушил. Конечно, "закон, что дышло", но чтобы этого не происходило на Избе, для этого единичным действием никого не отстраняют (если, естественно, случай нарушения не очевидно вопиющий... и это неоспоримо). Существует Общественный Совет, который определил процедуру наказаний за нарушений ПС вплоть до лишения аккаунта в случае повторного несоблюдения норм ПС. Поэтому мои угрозы, даже если они и были бы - пустое. Тем более что я заинтересован совсем в обратном. Если кто-то этого ждут, это их личное дело, но я уверен, что они этого не дождуться (если, конечно, вы не уйдёте добровольно, что на мой взгляд, будет для Избы серьёзной потерей. Поэты товар штучный).
СИрена       22.08.2013   07:57:39
Отзыв:   положительный
"Паро́дия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).

В переносном смысле пародией называют также неумелое подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить)".



А мне стихотворение Арсения понравилось. Просто у авторов - разный опыт супружеской жизни, наверное. И Арсению захотелось разрушить "идиллию". Читая последнюю строчку, просто бездумно хохотала. Хотя, кажется, подобная шутка уже где-то мелькала. Не знаю, какие цели автор преследовал, но знаю по себе: часто хочется отозваться на какое-то стихотворение не потому, что возникло желание пародировать, а потому, что возникли какие-то мысли, совсем не по теме. И хочется их развить. И довести до абсурда. Не задумываясь, в каком жанре пишешь.
Недавно один автор обиделся и написал, что я не умею пародировать. А я и не возражаю, что теория стихосложения в моей голове больше 5 минут не задерживается. И что прикажете делать?
Наверное, в таком случае следует просто помещать работу не в рубрику "подражания и пародии", а в рубрику "шуточные стихи" или "иронические стихи". Что я и сделала. А к недовольному автору пошли читатели, поскольку была дана ссылка на его работу.
По вопросам о необходимости знания теории и важности размещения произведения в нужной рубрике согласна с Валерием и Геннадием Ростовским.
Только давно известно: всё идеальное безумно скучно. Если авторы будут писать только по правилам жанра, юмор в Избе умрет от холода. И будем его оплакивать: людей, умеющих писать смешно или иронично, на портале немного. Можно высчитать на пальцах...одной руки. И не стоит по этим пальцам бить...
Что касается поэзии Аркадия Стебакова, она, на мой взгляд, в защите не нуждается. Мэтр!
Виктор Астраханцев       23.08.2013   10:50:23

Ирина! Прочел у вас: «всё идеальное безумно скучно» и решил выступить в его защиту.
Идеальным в искусстве, на мой взгляд, является талант, индивидуальность, чувство юмора, художественный вкус. При встрече с таким даром остается только радоваться и восхищаться.
Разговоры и теории начинаются, когда возникают дисгармония, нестыковки, безвкусица, потребность восполнить недостающее. Что и послужило поводом для этого выступления Валерия Белова.

Сейчас на 1-м канале ТВ повтор конкурса музыкальных пародий «Один в один». Он показывает, что сделать умную тактичную и яркую пародию можно на любую яркую индивидуальность.
Дело за малым, - был бы талант!
Кстати, а можно ли сделать яркую пародию на бесцветное исходное сочинение?
Виктор Астраханцев       22.08.2013   00:16:57
Отзыв:   положительный
Пародия требует одновременно и стилизации оригинала, и отстранения от него.
Пародист сначала следует за автором, а потом, переняв его характерные черты, поворачивает стихи в свою сторону, переосмысливая оригинал.
Здесь без остроумия и парадоксальности не обойтись.
В приведенном оригинале поводом для пародии, на мой взгляд, мог послужить резкий поворот событий в последних двух строчках. Здесь встречается достаточно распространенная модель сюжета - логикой событий подготавливается одно решение, а завершается противоположным.
Но тут нужен «парадоксов друг». Арсений Платт, только на пути к этому.
Мне уже встречалась одна из его попыток пародии: https://www.chitalnya.ru/work/860373/
Остается пожелать Арсению успеха в освоении этого труднейшего жанра поэзии.
А может быть, стоит определять такие работы, как «подражание» или « по мотивам»?
Сазаныч       21.08.2013   22:57:29
Отзыв:   положительный
полностью согласен с тобой, Валера

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1