"Я счастлив был тобой...", окончание.


Картина четвертая.

Декорации картины первой части второй. Осень, желтизна дерев. Над Святогорским монастырем - тучи, идет невидимый мелкий дождь, блестят ступени, ведущие к храму, и торцовая мостовая. Пушкин в черной накидке и цилиндре стоит у ворот, кого-то ожидая. Иногда он поднимает глаза к небу и нервно прохаживается вдоль ограды. Наконец вверху лестницы появляются те, кого он, вероятно, ждал. Это Анна Керн с мужем. Тот в генеральском мундире, уже на ходу надевает шляпу-треуголку. Завидев Пушкина, Керн замедляет шаги и берет мужа под руку.

Керн (подходя): Александр Сергеевич! Не думала встретить вас здесь в такую погоду. Познакомьтесь с моим мужем...

Мужчины пожимают друг другу руки.

Керн: А мы вновь гостим в Тригорском. Разве вас не известили об этом?

Пушкин: К сожалению, нет... Вероятно, я был в отъезде в Псков, когда вы приехали.

Керн: А я была удивлена, почему вы так долго не кажете глаз своих в любимые вами места. Вы сейчас к себе, или, может, с нами в Тригорское? У нас закрытая коляска, где можно отлично спастись от этого несносного дождика.

Пушкин: Нет, спасибо. Мне надо дождаться кое-кого после молебна.

Керн: Уж не не няню ли вашу? Я только что видела ее во храме..

Пушкин: Нет, не няню. Вы не знаете этого человека.

Керн: (раздосадованная неприветливым тоном Пушкина): Ну, что же... Тогда проводите нас, пожалуйста, до коляски и расскажите последние новости нашего уезда. Ермолай Федорович ужасно скучает у нас...

Генерал: Вы преувеличиваете, Анна... Просто я привык много работать, а здесь не нахожу для себя такой возможности...

Керн (пропустив его реплику меж ушей): Я слышала, вы писали государю прошение о возвращении в Петербург.

Пушкин: И не подумал... Здесь мне живется и пишется гораздо вольготней.

Керн: Мне говорили, что вы закончили какую-то ужасную трагедию из старинной жизни. Это правда?

Пушкин: Да, закончил. Но она вас вряд ли заинтересует. Трагедия действительно ужасна...

Керн: Чем же?

Пушкин: А тем, что действие ее происходит в Смутное время, а потому на сцене много народа, то есть, простых мужиков.

Керн: На самом деле, это совсем не интересно.... Мужиков я в своем имении могу предостаточно наглядеться...

Их быстро обгоняет женщина в черном, пряча лицо в платок. Керн провожает ее взглядом и оборачивается к Пушкину.

Керн (вполголоса): Вы знаете, кто это такая? Мне только что при выходе из храма рассказали страшную историю об этой женщине. Она прятала у себя в имении беглого крепостного, который к тому же разбойничал в окрестных лесах. При все при этом она состояла с ним в любовной связи... По-моему, это отвратительно...

Пушкин: Я так не считаю... Бог с ним, если вы не желаете видеть на сцене мужика... Но отказать ему в том, что дано природой всем людям, независимо от их положения, вы не в праве...

Генерал: Но вы забываете, Александр Сергеевич, о том, что она преступила закон...
Пушкин: А что есть закон по сравнению с человеческим чувством, перед которым неспособен устоять никто...? Вы читали Шекспира?

Керн (принимая удар на себя): Кстати, этот злодей - любовник был застрелен третьего дня вблизи ее имения. И она сегодня пришла в храм молиться за него. Каково?

Пушкин: Достойно поклонения... Прошу прощения, я вынужден оставить вас... Я непременно буду в Тригорском, и тогда мы поговорим с вами обо всем. Был очень рад увидеть вас.

Целует руку Анне Петровне, кивает генералу.

Пушкин (про себя) : Значит, сгинул все-таки наш Афоня, не послушал меня...

Керн :
Вы что-то сказали, Александр Сергеевич?
Пушкин:
Я говорю, что погода сегодня прескверная. Даже встреча с вами не смогла избавить меня от ее дурного влияния... Adieu!

Он медленно возвращается к воротам монастыря, слышен звук отъезжающего экипажа. По лестнице спускаются няня и Олена.

Няня:
Сашенька, ты нас дожидался? Промок, небось, насквозь? А мы тебя только что вспоминали с Оленой. Она сказала, что если у нее будет мальчик, она тоже назовет его Александром. А почему, мы тебе не скажем. Правда, Олена?

Олена молчит, потупившись. Она явно не ожидала няниных откровенностей.

Пушкин(берет ее за руку):
Ты как себя чувствуешь?

Олена:
Хорошо... Вы няню не слушайте. Не будет у меня ребенка. Это я давеча ошиблась...

Раздается удар колокола. Олена вздрагивает и тут же неожиданно улыбается.

Олена:
А помните, Александр Сергеевич, как прошлым летом я согласна была повенчаться с вами? Глупая была потому что..

Пушкин (задумчиво, про себя):
Нет, это я глупым был, что не взял тогда тебя за руку и не повел к алтарю...

Все скрывается в темноте, а затем озаряется ярким солнцем. Весна, всюду — молодая и нежная зелень. Перед воротами монастыря вновь оживленно, много нарядных людей и черных монахов. Где-то здесь и Пушкин, но его не видно, а слышен его голос, грустный даже там, где он шутит. Очень долги паузы, в которые вплетается говор толпы и пение птиц.

Милый мой Вяземский, ….
... ты молчишь, и я молчу;...
... ... и хорошо делаем...
... ... ... потолкуем когда-нибудь на досуге.....
Покамест дело не о том....
Письмо это тебе вручит очень милая и добрая девушка,....
... которую один из твоих друзей ...
... … неосторожно обрюхатил. ...
Полагаюсь на твое человеколюбие и дружбу. ….
Приюти ее в Москве и дай ей денег, сколько ей понадобится,....
…. а потом отправь в Болдино ….
... ….(в мою вотчину, где водятся курицы, петухи и медведи).
...Ты видишь, что тут есть о чем написать целое послание во вкусе Жуковского о попе;
... ..но потомству не нужно знать о наших человеколюбивых подвигах. …
... При сем с отеческою нежностью прошу тебя позаботиться....
... о будущем малютке, ...
... ….если то будет мальчик.....
Отсылать его в Воспитательный дом мне не хочется, а нельзя ли его покамест отдать в какую-нибудь деревню — хоть в Остафьево.
Милый мой, ...
… мне совестно ей-богу...
... …но тут уж не до совести....
Прощай, мой ангел,...
... болен ли ты или нет; …
... … мы все больны —
... ... … кто чем.
Отвечай же подробно.

При последних словах мы видим Пушкина. Он появляется на горке, где некогда в первый раз встретился с Афоней. и грустно смотрит на людской водоворот. Трижды бьет колокол, и его затихающий звук неожиданно перерастает в бодрую музыку, гул автомобилей и вопли их клаксонов. Мы видим тот же монастырь и ту же горку, но теперь на ней в тени деревьев возвышается памятник Пушкину на том самом месте, где только что стоял он. Напротив него старушки продают цветы. Режиссер-постановщик торгуется с одной из них. Женщина-художник оглядывается вокруг, словно вновь не узнавая декорации. Автор роется в карманах, намереваясь, видимо, тоже купить цветы поэту, которому он посвятил свою пьесу. Денег он, естественно, не находит и подобострастно смотрит на режиссера-постановщика. Тот, с крошечным букетом в руках, решительно переходит дорогу, направляясь к памятнику. За ним следуют его спутники.

Режиссер (смотрит на лестницу, по которой идет нескончаемый поток народа к могиле поэта): 
Может, нам лучше туда?

Художник:
Не стоит. Во-первых, ваш букетик останется там совершенно незамеченным, а, во-вторых, мы ставили с вами пьесу о живом Пушкине... Таком живом, что самим не верилось...

Автор:
А письмо Вяземскому я не хотел включать в пьесу... Оно принижает....

Режиссер:
А, по-моему, наоборот... Живого человека нельзя принизить... Он сопротивляется этому, потому что хочет быть … человеком...

Художник (хлопает в ладоши):
Браво! Наконец-то вы заговорили о живых людях! А до этого вы не хотели видеть их... ни на сцене, ни в зале...

Режиссер:
А это потому, что спектакль удался … Он меня убедил...

Художник (смеется):
В чем? Что вы великий режиссер-постановщик?

Режиссер: (тоже весело подхватывает ее смех):
Совсем наоборот! В том, что я самонадеянный бездарь и формалист! Что одно живое дуновение ветра, один настоящий дождь превращают спектакль в шедевр! …. Только мне кажется, что для полного успеха нашего с вами предприятия не хватает маленького штриха... Маленького, но … очень необычного … Способного поразить людей в самое сердце...

Автор (кричит):
Я знаю, о чем вы говорите ! Я сделаю это! Будет вам этот маленький штрих!

Он поднимается повыше к постаменту памятника и поднимает руку.

Автор (очень громко):
Товарищи!

Люди на лестнице прекращают движение вверх и с удивлением смотрят на него.

Автор (поняв свою оплошность, еще громче):
Господа!...

Он снова осекается, так как и это обращение совсем уж не подходит к разношерстной толпе народа.
Автор (радостно, потому что нашел нужное слово):
    Друзья!...
    Разрешите мне прочесть стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное им крепостной девушке, которую он по-настоящему любил. Ее звали Ольга Калашникова.... Послушайте!
                                               Долгая и мучительная пауза.

Автор (решительно):
                                          Я помню чудное мгновение...
                                          Передо мной явилась ты,                                        
                                          Как мимолетное виденье,
                                          Как гений чистой красоты.

                                          В томленьях грусти безнадежной,
                                          В тревогах шумной суеты,
                                          Звучал мне долго голос нежный
                                           И снились милые черты.

                                         Шли годы. Бурь порыв мятежный
                                         Рассеял прежние мечты,
                                         И я забыл твой голос нежный,
                                         Твои небесные черты.

                                          В глуши, во мраке заточенья
                                         Тянулись тихо дни мои
                                          Без божества, без вдохновенья,
                                          Без слез, без жизни, без любви.

                                           Душе настало пробужденье:
                                           И вот опять явилась ты,
                                           Как мимолетное виденье,
                                           Как гений чистой красоты.

                                          И сердце бьется в упоенье,
                                          И для него воскресли вновь
                                          И божество, и вдохновенье,
                                          И жизнь, и слезы, и любовь.

По окончании чтения - полная тишина и никакого движения на сцене.

Занавес





Рейтинг работы: 37
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 409
© 14.08.2013 Борис Аксюзов
Свидетельство о публикации: izba-2013-857652

Рубрика произведения: Разное -> Драматургия


undefined       04.08.2016   18:24:24
  положительный
Проглотила пьесу и не могу до сих пор отойти от нее! Вы, Борис Валентинович, и правда настоящий волшебник! Ворческих радостейДаже любимые стихи, звучащие в Вашей пьесе, зазвучали во мне совершенно по-другому! И такого Пушкина вижу впервые! И так все просто, по домашнему! Хочется перечитать еще! Чтобы с Вашим Пушкиным побыть. Очень свежо, интересно , тепло! Пушкин живой! Все герои живые , снимается Вами весь хрестоматийный мусор! Весь глянец! Он у Вас получился "живее всех живых", пишущих о нем.
Я живу недалеко от той площади, по которой бродили Вы. У нас в студии школьной , где я занималась музыкальной частью, было 3спектакля о Пушкине, которые написал и поставил мой старший "Пушкин"(см стих3 мал. Вариации на большую тему"),- потому я и бабушка Арина- у нас 3й спектакль лирико - сатирический даже назывался : " Как убили Пушкина." С одним из 3х мы наПушкинском фестивале прогремели. В Пушгорах. Младший мой "Пушкин" , поэт позже успешно выступал на этом фестивале со стихами и эти дипломы лауреата помогли ему вне конкурса поступить в МГИМО на международную журналистику
Здоровья и т. Спасибо Вам за чудесную пьесу! Здоровья и творческих радостей! И новых пьес! Лариса
Алиса.нет       05.05.2014   13:24:21
Отзыв:   положительный
А я то ведь даже удивилась и немного расстроилась, когда Олена сказала Пушкину, что не будет у неё ребёночка. (странная женская логика... причём, из самых лучших побуждений) Но Господь рассудил (или автор) иначе.
А я считаю, что всё в нашей жизни даётся вовремя и непременно к лучшему!
А своей работой, Борис, Вы подтолкнули меня не только к более пристальному вниманию к произведениям Пушкина, но и к его жизни, как человека тоже! И она наряду с Вашими "Письмами в никуда" оставила свой необходимый след в моей душе.
Контраст героев, за репликами которых отчётливо видны образы - актуальны и по сей день. Хотя наша многогранная жизнь, порой позволяет одному человеку побывать и в нескольких "шкурах" на протяжении жизни...
Хочется верить, что однажды мы сможем не только прочитать, но и увидеть (на сцене ли.. или экране) Вашу работу.
С благодарностью и наилучшими пожеланиями Вам от всей души! Юля)
Алексей Кесарь (Цыганков)       04.05.2014   10:12:57
Отзыв:   положительный
Ещё позавчера прочитал ваше произведение, не заходя в аккаунт, хотелось не отвлекаться. Считал себя обязанным, просто пройти и поставить Спасибо с Отлично, вообще, редко можно встретить произведение, которое хотелось бы перечитать, поэтому не удержался, что бы ещё раз не пробежать глазами.

Пьеса несёт в себе как бы преамбулу многих Пушкинских сочинений,-- одна сцена с красной рубахой вызывает столько ассоциации, хотя мне трудно в ней представить Пушкина. Как я понял вы описываете пред Болдинский период в творчестве Александра Сергеевича. Любовь Пушкина и Олены Калашниковой историки пушкинисты не редко обходят стороной, но к сожалению, приходиться сказать, что принятые порядки того общества -- вряд ли давали ей право на существование или хоть какое-то продолжение, для этого Пушкину пришлось бы похоронить себя в глуши для общества.

Задеваемое вами, как бы показывает ваше видение... как не редко говорят, Пушкин у каждого свой, но диалогами резонёров, высказывающих ваше мнение, вы всё-таки приходите к выводу: что он один, и другого не может быть, но только тот, каким он является в действительности -- на самом деле скрыт для нас в своих произведениях, и открывается далеко не всем, если вообще открывается.
Борис Аксюзов       04.05.2014   10:34:53

Огромное спасибо, Алексей, за отзыв... Редко можно услышать мнение сомневающегося человека сейчас и... здесь. Вы правильно сказали: это мое видение... Но дело в том, что я уверен: оно совпадет с видением большинства. Потому что Пушкин - как море... Неохватно разнообразен и непонятно изменчив... Как в творчестве, так и в жизни... Я открываю книгу на любой давно мною прочитанной странице, и первая же строка цепляет меня чем-то новым... Я обращаюсь к любому факту из его жизни, и меня волнует до боли вопрос: почему?
Еще раз спасибо Вам... Успехов Вам ми вдохновения!
Михайлов Михаил       26.02.2014   23:54:53
Отзыв:   положительный
Прочитал сценарий, как будто посмотрел спектакль о романе поэта и крестьянки. Режат слух слова Пушкина:
-При сем с отеческою нежностью прошу тебя позаботиться...о будущем малютке, ..если то будет мальчик... .
Т.е. если будет дочка, то народного поэта она не волнует.
В повествовании есть сцены весёлой иронии.
Никита: Не угадали, Александр Сергеевич. Огурцы там, которые Ульяна из погреба нынче достала, чтобы вам было с чем водочки откушать после вчерашнего-то.
Пушкин: А что вчера-то было? Неужто оскоромился сверх меры?
Никита: Не сказал бы, что сверх меры, но больно вы уж горевали по приезду,...
Посмотрел в инете про тему "Пушкин и водка" :). Слова поэта:
- "Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести, я не поморщился - и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого арапа."
Водочку поэт пивал (и не морщился), но чтобы до потери памяти?! Хотя всё встаёт на свои места в диалоге:
Художник (смеется): Похоже всё в этой пьесе взбунтовалось против нас: актер играет не того Пушкина,
каким его замыслил режиссер-постановщик, я не узнаю своих декораций, а сам автор не помнит того, что написал...

Спасибо. Прочитал с интересом. Очень понравилось.
Зарисовка из инета :)


Борис Аксюзов       27.02.2014   11:29:58

Вы первый из "Избушки", кто прочел пьесу от начала до конца, за что я Вам очень благодарен. "Избяне", видимо, не склонны вообще читать драматургию.
Историю этой любви изучал долго и терпеливо, испытывая те же противоречивые чувства, то и Вы. Пришел к выводу, что, как и все люди, великие поэты - не ангелы... Письмо к Вяземскому - яркое тому доказательство... Но, несмотря на это, я узнал Пушкина как человека, и он мне симпатичен...
Предположения о том, что "Я помню чудное мгновенье..." было посвящено вовсе не Керн, появились уже давно, причем у многих пушкинистов, и я решил подать эту мысль уже в художественной форме... Как получилось - судить не мне... Но мои не виртуальные читатели считают заключительную сцену великолепной, молодежь -"крутой"...
Еще раз спасибо! Удачи Вам и вдохновения!
Алиса.нет       05.05.2014   13:47:14

Совсем забыла упомянуть про "Чудное мгновение.."!
Т.к. не получилось написать отзыв сразу после прочтения. Но читая Ваш ответ читателю вспомнила))
Как-бы в поддержку Ваших предположений выскажу своё мнение по этому поводу.
В действительности, я могла бы сравнить действия Музы на человека, как дополнительный толчок... или лучше - глоток воды для долго говорящего, или неожиданно участливые глаза для того, кого не поняли...
Часто Муза позволяет "пролиться", наконец, тому потоку, который накапливался в нас по капельке, собирался в "водохранилище". А для кого эти капельки бережно собирались.. и БЛАГОДАРЯ КОМУ!... Вряд ли наверняка мы узнаем когда-либо... А ведь настоящая ценность получается только в совокупности...
Ещё раз с теплом!)









1