Школа совести (Продолжение)


Школа совести (Продолжение)


Чтобы христианская мораль стала образцом для подражания, чтобы жизнь христианина, выгодно отличалась от жизни неверующего, надо восстановить первохристианские принципы человеческого общежития, отказавшись от лицемерия и двусмысленности, сегодняшнего «православия», которое пытается удовлетворить запросы, как богатых, так и бедных, как господ, так и их слуг, как сластолюбцев, так и аскетов.
Протестантизм, пятьсот лет назад, в лице нескольких подвижников, - честных и правдивых людей, - начал церковную революцию, названную впоследствии Реформацией которая освободила христианское учение и католичество в частности, от уродливых наростов фарисейства и лицемерия, накопившихся за полторы тысячи лет истории христианства, в той его части, которое называли и называют «святым» преданием...
…Я уже где-то рассказывал, что однажды, в Лондоне, увидел здание с куполами и башенками, похожее на дворец или на православную церковь. Оказалось, что это очистные сооружения, который построил на свои деньги, для городской общины, разбогатевший подрядчик, ставший верующим христианином.
Позже, я узнал, что в середине девятнадцатого века, в среде протестантов разного рода, была популярна теория, по которой выходило, что через труд, рассматриваемый как совершение молитвы к Богу, все уравниваются перед Ним, будь то богач — банкир или уличный уборщик, честно и добросовестно делающий своё дело. Ведь, в конечном счёте — смерть, действительно всех уравнивает. Так что, перед Богом — мы все равны: богачи и бедняки, удачливые и неудачники, всему миру известные персоны, и никому неизвестные поселяне живущие в далёких и глухих лесах.
Но в жизни, если мы относимся к своим человеческим обязанностям, так, словно завтра нам придётся предстать перед «страшным» Божьим судом, словно молимся в большом, величиной с всю планету, храме, мы действительно становимся равными перед Богом, который и будет нас судить за сделанное и не сделанное в этом мире!
Нечто подобное этой протестантской теории, существовало в среде старообоядцев. Известны примеры из истории богатых купеческих семей староверов, которые свои богатства использовали для улучшения жизни российских бедняков, нуждающихся в помощи людей культуры и искусства и даже давали деньги революционерам, которые хотели уничтожить мир лжи и насилия и на его месте построить нечто подобное христианскому Царстви. «не от мира сего».
О спасительной роли труда для других людей, говорили в своё время и Лев Николаевич Толстой и буддист Свами Вивекананда, который произвёл в среде европейской интеллигенции, настоящую революцию своими взглядами на роль труда в целеполагании и нахождении божественных смыслов в человеческой жизни...
Но главное, разделение людей на богатых и бедных, на господ и рабов, осуждал Спаситель и предлагал вероучение в котором все станут равны перед Богом, независимо от имущественного и социального положения. Поэтому, первохристиане выступали за обобществление имущества, считая это одним из самых важных принципов создания человеческого христианского сообщества
А любая попытка разделить людей по количеству денег в их карманах, рано или поздно приводит к тирании богачей, к диктатуре буржуазии. А это, согласитесь, уже ничего общего не имеет ни с христианством ни с какой-либо другой системой верований! Тут уже прямо появляется почва для зверского атеизма или лживой, фарисейской веры, против носителей которой, так гневно выступал кроткий Мессия, называя фарисеев — лицемеров, змеиным отродьем. Тут уже во всю начинают властвовать зоологические инстинкты, прикрывающиеся лицемерными лозунгами о правах и достоинствах человека.
Против такого разделения, действенно выступали и древние российские православные, называвшие себя «нестяжателями», во главе с аскетом-подвижником Нилом Сорским.
Но это движение было быстро подавлено официальными церковниками, во главе с Иосифом Полоцким, которые отождествляли величие церкви с богатствами и властью. Именно они, будучи врагами подлинного христианства, разгромили коммуны «заволжских старцев» и доведя дело до логического конца, стали в лице монастырей, несметными богачами. Именно в эту пору, эти «христовы посельники» стали владеть не только землями, лугами, полями и лесами, но и крепостными крестьянами, жившими в их пределах. То есть, иначе говоря, стали «рабовладельцами» А это уже нечто, прямо противоположное подлинному христианству!!!
Что же сегодня делать российскому православию, чтобы вернуть себе роль нравственного учителя и воспитателя подлинно христианской веры и жизни?!
Для этого, не надо придумывать ничего нового, а просто вернуться к принципам заложенным в Новом Завете Иисуса Христа и изложенному во многом, в Его Нагорной Проповеди.
Для этого, на основе Нового Завета, надо разработать этику православного труда, на благо не только себя и своих близких, но и всех людей в своей стране и на всём белом свете.
В этом нет ничего сверх естественного или фантастического. Ведь существует же протестантская этика труда и даже денег, которая и даёт возможность передовым странам жить в достатке и благополучии.
Но мало того, что эту этику надо сформулировать просто и понятно для большинства, в том числе и неверующих. Нужно будет повсеместно вводить эту этику в обиход и показывать те положительные результаты, которых достигают люди живущие по подлинно христианским принципам общежития.
Конечно, драма человеческой жизни от этого не станет более лёгкой и весёлой. Но многие благодаря такой этике, смогут обрести смысл и душевный покой в своей непростой жизни. А это уже совсем немало!
В современной России, которую раздирают не только классовые противоречия и все увеличивающееся неравенство, но в которой - главная беда — отсутствие общей цели и смысла бытия, как личного так и общественного, касающегося как самой России, так и всего мира, такая, большинством одобренная этика, набор правил и даже табу, принесёт много очевидно положительных результатов, откроет новые перспективы в развитии общества и государства...
Многие не имея этого, всеми одобряемого нравственного основания, глубоко несчастны в своей жизни, при внешнем благополучии и даже успешности. Часто это проявляется в горьком недовольстве не только собой, но и страной, в которой они живут...
Недавний пример самоубийства Березовского, всех нас заставил задуматься над проблемами богатства и власти, которые часто приводят одарённого человека к разочарованиям и несчастному концу. А ведь Березовский — это наглядный пример личности с незаурядными задатками, в которой отсутствие каких-то моральных и нравственных ограничений и принципов, явилось основанием для личной трагедии.
И таких людей очень много на просторах России. Многие олигархи и правительственные чиновники, казалось бы достигнув вершин богатства и власти, глубоко несчастны и не понимают зачем и для чего им жить дальше. Этика труда и денег, может помочь и им, найти выход из создавшегося духовного и душевного тупика. Но главное, такая этика, поможет строить свои молодые жизни следующим поколениям россиян, наделённых природой и воспитанием талантами и умениями. Определяющим моментом в их выборе жизненного пути, может стать такая подлинно христианская этика труда и богатства.
(Продолжение следует)


Июль 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 320
© 17.07.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-841194

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1