Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ЧКАЛОВ НА МЕСТЕ БЕРИИ


ЧКАЛОВ НА МЕСТЕ БЕРИИ
ЧКАЛОВ НА МЕСТЕ БЕРИИ

Чкалов мог говорить Сталину в глаза то, что другие не решались и… выпивал с ним на брудершафт!
Вождь не раз лично звонил Чкалову домой, даже издал приказ не подниматься в воздух без его разрешения. Но даже внимание Сталина не спасло жизнь великого летчика.
В январе 1938 г. Сталин вызвал Валерия Павловича к себе. Беседа длилась весь вечер. Сталин предложил Чкалову перейти на партийно-административную работу, а точнее, занять пост наркома внутренних дел. Раньше его занимал Ежов, а впоследствии – Берия.
А Чкалов согласился!
Он попросил только повременить с назначением, так как хотел закончить испытания поликарповских самолетов: ВИТ-1 и истребителя И-180, который по своим потенциальным характеристикам был лучше недавно появившихся в небе Испании модифицированных «Мессершмитт-109».
Согласие Валерия Павловича привлекло к нему особое внимание Ежова и Берии…

Остался загадкой следующий малоизвестный факт. Речь идет о коробке охотничьих патронов, оставшихся в московской квартире Чкаловых. Весной 1939 г. вдова Чкалова Ольга Эразмовна отдала их своему родственнику Леониду Фролищеву. А неделю спустя он, перепуганный до смерти, вернул патроны обратно. На охоте оба первых заряда у него дали осечку, и олень убежал. Фролищев с досады крепко выругался , опустив ружье стволами вниз, - и вдруг выстрелы! В недоумении он попробовал еще раз. И картина повторилась: пауза между нажатием курка и выстрелом составила те же три-четыре секунды. В обычных условиях при осечке как раз в это время охотник, стремясь не упустить убегающего зверя, «переламывает» ружье и быстро перезаряжает его. Значит, сделай то же самое Фролищев, и заряды полетели бы ему в лиц! А ведь патроны предназначались Чкалову. Валерий Павлович сразу после окончания испытаний И-180 собирался на охоту в Костромскую область, а свежие боеприпасы ему принес прямо на квартиру посыльный из Кремля. Вдова Чкалова отдала патроны в НКВД. Там обещали разобраться и сообщить результаты расследования.
Но так и не сообщили…

16 декабря 1938 года все газеты Советского Союза передали: «Правительственное сообщение. Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета 15 декабря сего года…»
Согласно отчету комиссии под председательством генерал-полковника авиации Громова, в катастрофе И-180 были виноваты руководители завода и сам Чкалов.
О том, что ее могли подстроить, нет ни слова, хотя факты говорят сами за себя – Чкалов был обречен…

Подписавший 10-го декабря летное задание Чкалову ведущий инженер Лазарев действовал неправомерно. Ведомость дефектов на 2 декабря состояла из девяти разделов. В первом разделе (управление закрылками) перечислялись 28 дефектов, во втором (управление элеронами) – 16, в третьем (управление рулем поворота) – 5, в седьмом (мотооборудование) – целых 46 (1) дефектов.
Начинать испытание самолета при таком раскладе было нельзя. Даже акта о передаче изделия не было.
Что же заставило Лазарева подписать задание?

Ответ на этот вопрос мы уже не узнаем.
Когда правительственная комиссия начала свою работу, у Лазарева неожиданно поднялась температура, и его прямо с аэродрома увезли в Боткинскую больницу. А на следующий день после выписки неизвестные лица сбросили его с электрички, и он погиб под колесами поезда. Было возбуждено уголовное дело, но виновных в гибели инженера не нашли.
Или не хотели найти…

И Ежов, и Берия не хотели такого мощного конкурента. Но кто из них отдал приказ на устранение Чкалова, - мы, скорее всего, не узнаем. Так же, как не узнаем судьбу Советского Союза в таком варианте истории, где вместо Берии на пост главы НКВД был бы назначен Чкалов.

(По материалам Е. Павлова)

P.-S. Два необходимых дополнения к статье:

1. Рассказ об американском почитателе Валерия Чкалова - http://my.mail.ru/community/skomoroh_tv/CA8E63341B3A096.html

2. Немного правды о Лаврентии Берия в коротком рассказе о книге Елены Прудниковой «БЕРИЯ. Последний рыцарь Сталина» - https://www.chitalnya.ru/work/599590/





Рейтинг работы: 171
Количество рецензий: 10
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 2859
© 18.04.2009 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2009-81569

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Владимир Селицкий       19.04.2013   00:25:09
Отзыв:   положительный
Спасибо, Сергей!
С весной Вас!
Первый раз об этом слышу. Мало здесь правдоподобного. Мне думается, что у В.П. было мало качеств для такой должности. И Сталин это прекрасно понимал. Его устранение связано с тем, что феномен его популярности превышал популярность власти. К тому еще наверняка думали, как бы не сел в свой самолет и не улетел бы за границу. С него бы сталось. Он был человек рисковый. А на Западе его знали и приютили бы. Так бы пролетел, что ни одно ПВО его не увидело. Ведь стоял уже на дворе 38 год.

А так осталась нам легенда и почти идеальная биография.
Сергей Павлухин       19.04.2013   23:52:05

О том, насколько реальна была бы такая рокировка, судить не берусь - слишком мало фактов и почти полное отсутствие достоверных свидетельств.
Что касается популярности - тут можно сравнивать только с популярностью Юрия Гагарина (с обстоятельствами смерти которого тоже очень много тумана и противоречивых версий).
А вот с вашей версией о том, что Валерий Чкалов мог стать перебежчиком, согласиться не могу. Я хорошо помню разговоры моего деда, занимавшего достаточно весомые должности во времена Сталина. Помню его собеседников - а все они были участниками Отечественной войны и многих других боевых операций. Да имой дядя (муж сестры моей мамы) - Геннадий Козырев, отдавший много лет службе в морской авиации, преподававший в Академии Генштаба - они были воспитаны в идеалах верности своей Родине. Для таких людей было невозможно нарушить присягу - вся их жизнь тому порукой.
И Валерий Чкалов в этом отношении никак не мог быть перебежчиком - не из того материала эти люди были сделаны.
Владимир Селицкий       20.04.2013   01:30:56

Ну, может Вы и правы... Но так могли мыслить кремлевские параноики, которые подозревали всех и вся.
Но Чкалов был сделан и не из того материала, из которого были сделаны Берия и Ежов и проч.

И еще мне мало верится в покушение. Может оно и готовилось, но не в этот раз. Чкалов был фаталист. Так что Громов прав...
Спасибо за статью, Сергей!
Сергей Павлухин       21.04.2013   00:04:35

Владимир, у меня о Берии сложилось мнение, отличающееся от общепринятого. Слишком много материалов и фактов, которые резко противоречат сложившемуся мифу вокруг этой крупной личности.
Хотел бы вам рекомендовать книгу Елены Прудниковой «БЕРИЯ. Последний рыцарь Сталина» - https://www.chitalnya.ru/work/599590/
Только не судите обо всей книге по моему короткому "дайджесту" - имеет смысл прочитать всю книгу целиком. Да и я пользовался отнюдь не только работой Прудниковой (и своё мнение о берии у меня было задолго до того, как я узнал о существовании работы Прудниковой).
Если найдёте время - прочитайте. Думаю, что вы не пожалеете о затраченном времени.
Ежов - совсем другая история. Это был злобный и психически не вполне нормальный тип.
нет       19.11.2012   10:49:49
Отзыв:   положительный
Читал я подобные бредни. Начнем с того, чтио сам Берия с неохотой согласился на пост главы НКВД, хотя и был специалистом в этой области. Сталин ценил Чкалова, как летчика и прекрасно понимал, что это не человек спецслужб. Михаил Михайлович Громов еще до гибели Чкалова сказал, что он сам никогда не разобьется, а вот Чкалов разобьется. И обосновал это. Я, говорит, прихожу на аэродром за два часа перед полетом, самым тщательным образом осматриваю самолет и его узлы. И только после этого взлетаю. А Чкалов подойдет к самолету, авиатехник доложит ему, что все в порядке, после чего садится в самолет и взлетает. Рисковый человек. Запрет на вылет был не только от Сталина, но и от Берии, причем письменный (новый самолет создавался в "шарашке" НКВД). Сам Поликарпов полетное задание не подписал. Чкалову полетным заданием предписывалось взлететь, сделать круг над аэродромом и сесть. Вместо этого он затянул полет, а при глиссаде (скольжении) сбросил обороты мотора, а увидев, что не дотягивает до аэродрома не смог, из-за переохлаждения двигателя, дотянуть до взлетной полосы и ударился об облепленный снегом электрический столб. После этого самолет протаранил лежащий на земле штабель досок. А дальше мучительная смерть. Отличный Поликарповский истребитель некому стало защищать перед Сталиным. Этим воспользовались молодые нахрапистые ребята, вроде Яковлева, Микояна и др. и протолкнули свои конструкции. На отличном ЯКе, сконструированном на пределе прочности, летчиков убилось почти в два раза больше, чем сбили немцы.
Сергей Павлухин       20.11.2012   13:38:06

Достоверных фактов маловато. Хотя свидетельствуют люди не склонные к пустым фантазиям.
Азазелло       26.03.2012   23:20:16
Отзыв:   положительный
Хроника этого чурбанского сайта такова. (Почему чурбанского, сами сейчас увидите).

24.03. 12 в 18.34 в разделе «литература» я открыл форум: https://www.chitalnya.ru/commentary/10922/ чисто литературного содержания, где попросил редакторов, да и всех желающих разобрать мой стих про идиотов. Не успела тема провисеть и полчаса, как местный админ Виктор Степанов перенёс её в раздел «флуд». Я её, естественно, перенёс обратно в раздел «критика». За это Степанов посадил меня в баню, якобы за то, что я злостно нарушил ПС.
Я написал ему письмо, где спросил, а собственно за что и что я нарушил. Вот моя переписка с этим чурбаном:

Добрый день!

Прошу разъяснить, кто и за что запихнул меня в баню!
То тема во флуд перескакивает, то я в баню попадаю! Как здесь творилась чертовщина, так и творится!

Азазелло.
------------------------------------
Добрый день!

Всё просто, читайте объяснение в теме "Хроника..." раздела "Работа сайта"

Виктор Степанов.
------------
"Азазелло 24.03.12 посажен в Баню за самовольное возвращение темы из раздела Флуд
на Главную страницу Форума."


А не объясните мне, любезный, какое отношение имеет моя ЛИТЕРАТУРНАЯ тема ко флуду? Вы в литературе-то вообще хоть немного разбираетесь?

На будущее учтите, что самовольный перенос темы из полузакрытого или закрытого раздела на Главную страницу Форума является серьёзным нарушением правил поведения на Форуме. Наказанием может служить полная блокировка доступа на Форум.

К Вашему сведению флудом могут являться и ЛИТЕРАТУРНЫЕ темы.

Виктор Степанов.


Я этих ваших порядков не знал. Где это записано? Я вообще здесь редко бываю. Мне непонятно одно, по какому ПРИЗНАКУ Вы решили, что моя тема есть флуд, т.е. то, что заведомо не имеет отношения к тем обсуждениям, которые обыкновенно имеют место быть на литсайтах? Объясните, будьте так добры!

По каким признакам?

По анонсу темы и приведенному стиху и тому, как началось обсуждение темы.
А, что Вы так расcтроились? Раздел Флуд довольно посещаемый на этом Форуме
и бывали случаи, когда я возвращал оттуда темы на Главную страницу.


1. Какой пункт ПС я нарушил?
2. Почему литературная тема снесена во флуд?

Я не слышу Ваших ответов...

Повторяю:

1) "На будущее учтите, что самовольный перенос темы из полузакрытого или закрытого раздела на Главную страницу Форума является серьёзным нарушением правил поведения на Форуме. Наказанием может служить полная блокировка доступа на Форум.

К Вашему сведению флудом могут являться и ЛИТЕРАТУРНЫЕ темы."

2)
"По анонсу темы и приведенному стиху и тому, как началось обсуждение темы."

Теперь услышали?

Какой-то Вы перевозбужденный... Баню обычно воспринимают более спокойно,
тем более на такой короткий срок.
В следующий раз за самопроизвольный перенос темы на Главную страницу
я полностью заблокирую Ваш вход на Форум.


Виктор Степанов.


Я написал на Вас жалобу руководству. Надеюсь, что завтра Вас здесь уже не будет.


Молодец, и к тому-же стукач не без поэтического апломба.
Мне нравится Ваш юношеский задор.

Виктор Степанов.


Если у меня юношеский задор (хотя мне уже 50), то у Вас старческий маразм. Но я думаю, что хозяева сайта это вылечат...

Азазелло.





Понятно, что эпитет чурбан применительно к этому неучу, даже не знающему, что такое лиргерой, - самый мягкий термин из возможных…

Но администрация этого сайта молчит и не отвечает на мою жалобу! Это значит только одно – что они точно такие же чурбаны с двумя классами образования, или в лучшем случае с кулинарным техникумом. Ибо кто иной мог поставить этого недоумка на должность админа ЛИТсайта?

Я подумал, что, быть может, стоит написать первым авторам, которые откликнулись в моей теме. И я написал письма к Декосье, Мармазову и Шнайдеру с просьбой поднять на форуме вопрос о злоупотреблениях служебным положением этого Степанова. Я думал, они нормальные люди, но оказалось, что их всё в этой ситуации устраивает! Таким образом, они просто подтвердили, что они действительно клинические идиоты. Ведь только клинических идиотов может устраивать клинический идиотизм!

Вот я и спрашиваю вас, нормальных людей, которые здесь, видимо, случайно (так же, как и я) оказались, А КАК ВЫ ЗДЕСЬ К ЭТОМУ ОТНОСИТЕСЬ?


P.S.
Предупреждаю ЧУРБАНОВ. При попытке уничтожить мою тему, она будет размещена на других сайтах для выставления вас на смех. Плюс к этому она будет размещаться на страницах ВСЕХ достойных авторов для того, чтобы ВСЕ знали, какие вы ЧУРБАНЫ. При удалении моего аккаунта она (с помощью клонов) будет размещаться на значимых литстраницах местных авторов до тех пор, пока вопрос, поднятый в этой теме не будет здесь окончательно решен. Или до тех пор, пока отсюда не слиняют все, кто умеет держать в руках перо!

Если этот сайт чурбанский и помоечный целиком и полностью, тогда в случае репрессивных мер по отношению ко мне, мною будет произведён активный троллинг, направленный на графоманов. КАЖДЫЙ активный и рейтинговый графоман будет регулярно получать отзывы и подарки в виде красочных картинок.
Получать они их будут до тех пор, пока количество авторов этой помойки не уменьшится ВДВОЕ.

Поэтому, ЕСЛИ вы всё же не окончательные дубовые чушки, не советую уничтожать и переносить эту тему. Лучше поскорее разбирайтесь с очевидными злоупотреблениями зарвавшегося старикашки Степанова.
Сергей Павлухин       28.03.2012   01:03:48

Здравствуйте!
В своё время я вышел из состава редколлегии именно из-за того, что был несогласен с позицией Виктора Степанова и считал, что ему нельзя доверять модерацию сайта.
Мнения своего не изменил.
Но владельцев сайта это абсолютно не интересует.


Николай Кровавый       08.07.2011   19:11:58
Отзыв:   положительный
Вообще-то эту версию слышу впервые.
Вот ведь какая паралель получается, в 400 лет шириной. Из Иосифа Виссарионыча и Лаврентия Павловича делают примерно таких же монстров, как из Ивана Васильевича и Григория Лукяновича.
Допускаю, что Ежову или Берии было выгодно устранить Чкалова, как конкурента.
Но на каких основаниях Сталин мог поставить Чкалова главой НКВД? Разве что по-пьянке. По-моему - полный абсурд, хотя с горбачово-ельцино-путинской антисталинской пропагандой это вполне вяжется. А вот со здравым смыслом - нет. Чкалов - отчаянный и умелый летчик-ас, но в разведке, контразведке и охране правопорядка не имел ни малейшего опыта. Берия же как никто проявил себя в этой области, внеся неоценимый вклад в борьбе с врагами народа в Грузии и Закавказье. Уж кто-кто, а Сталин, в отличии от нашей сладкой парочки профессионализм ценил.
Геннадий Агафонов       16.03.2010   16:04:47
Отзыв:   положительный
а точнее, занять пост наркома внутренних дел. Раньше его занимал Ежов, а впоследствии – Берия.
---Это байка, из док. фильма о Чкалове, верно?
Сталин ценил специалистов, "кадры решают всё", это не пустые слова, а Чкалов был на своем месте.
C уважением, Геннадий.
* * *
Добавлю к реплике:

1. Чкалов получил (и подписал) полётный лист, где ему предписывалось:

а) летать по кругу над аэродромом;

б) соблюдать ограниченную высоту и ограниченную скорость.

2. Чкалов перед самым вылетом был предупреждён подъехавшим на автомашине сотрудником НКВД о запрещении полёта лично Сталиным.

Всё это Чкалов проигнорировал: вылетел за пределы аэродрома с недозволенной скоростью и на недозволенной высоте. Когда в воздухе отказал мотор, Чкалов увидел с высоты между жилыми домами некое подобие полосы, вроде бы удобной для посадки, спланировал на неё (до аэродрома дотянуть не было возможности). Это оказались штабеля дров общей длиной 700 м (здесь был дровяной склад). Самолёт перевернулся, Чкалов получил перелом спинных и шейных позвонков. Всё.
Владимир Никитюк       04.03.2010   21:13:59
Отзыв:   положительный
Теперь я вспомнил, что в юности читал об этом эпизоде в книге журналиста Кудреватых. Но у него было написано, что Чкалов отказался. Очевидно, это было официальной версией событий.
Сергей Павлухин       06.03.2010   01:11:29

Был бы вам благодарен, если бы вы указали название книги и её выходные данные. Хотелось бы её найти и попробовать уточнить имеющуюся информацию.
Благодарю вас за отзыв.
Зинхара Хабичева       11.11.2009   07:43:19
Отзыв:   положительный
Я читала о Чкалове, так как его личность внушает лично мне уважение, но эти факты из его жизни узнаю только сейчас.
Спасибо.
Сергей Павлухин       12.11.2009   14:01:58

Я когда-то собирал архивные материалы о гибели Чкалова.
Свидетельств набралось достаточно много, чтобы увидеть - история мутная. В последнем полете Чкалова было необъяснимо много "случайностей" и "совпадений", которые действовали только в одну сторону - неизбежно приближали гибель Валерия Чкалова.
Яков Шафран       13.06.2009   14:43:00
Отзыв:   положительный
То, что Сталин сделал такое предложение Чкалову, говорит в пользу Сталина!

Вот об этом никто не сказал...
Александр Змейков       19.04.2009   08:59:00
Отзыв:   положительный
Я думаю, если Сталин по такому важному вопросу говорил с Чкаловым, то знать об этом вряд ли бы мог ещё кто то. Дисциплина у Поскрёбышева была стальная, и передать он ничего не мог, никому. Сам Чкалов вряд ли говорил с кем то об этом, не дурак же он был. Поэтому это скорее всего слухи необоснованные. А вот что касается недоделок на самолёте то наверняка на заводе была вредительская организация. Не могли немцы пройти мимо такого события, как создание новейшего российского самолёта, для них это был вопрос выигрыша войны. Да и противников Советской власти тогда было очень много.
Сергей Павлухин       19.04.2009   10:51:00

Мне кажется, что Е. Павлов - человек, который серьезно занимается историей довоенного периода Советского Союза, имеющий много печатных работ по истории авиастроения, не стал бы выдвигать на обсуждение не подтвержденные достаточно серьезными источниками сведения. Такие люди весьма высоко ценят свою репутацию в научном сообществе и (в отличие от большинства журналистов) не "высасывают из пальца" сенсационные сообщения.
Сeргей Медвeдeв       18.04.2009   20:19:00
Отзыв:   положительный
Да, любопытный был бы вариант! Но мне кажется, что бесшабашный Чкалов мог бы тоже наломать дров в духе Ежова - он же человек был прямой, а Берия - очень и очень осмотрительный, хоть и "с подлинкой". Но статистика расстрелов говорит о том, что Берия редко прибегал к "вышке":
1937 - 340 тыс.,
1938 - 320 тыс (годы Ежова), 1939... 3 тысячи, 1940 =- 2 тыс (годы Берии). На кого бы больше походил сьтиль Чкалова - еще вопрос!
Сергей Павлухин       18.04.2009   23:42:00

Тут мы попадаем в область предположений.
А характер у Чкалова был смелый и духом он был не слаб. Не зря на него Сталин "глаз положил".
Вот во что бы вылилось его руководство Наркоматом Внутренних Дел - гадание на кофейной гуще.
Вполне возможно, что Берия (по сравнению с возможным руководителем Чкаловым) - образец гуманизма... Предполагать можно всякое.
















1