Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Школа (всем учителям).


Этот стих я посвящаю ВСЕМ учителям: и сегодняшним, получающим за самый
благородный труд жалкую подачку от государства, и прошлым,
из меня слепившим человека. Всех их объединяет одно:
беспримерный энтузиазм, искреннее стремление подготовить нас
к жизни, к её радостям, к её свету, к её заботам, и к её грязи.

Постыдно было бы для меня забыть математика Геннадия Александровича,
поскрипывающего протезом, когда он входил в класс.

Или другого математика – Ольгу Поликарповну, этот взрыв энергии, шуток и юмора.
Появлялась она перед нами так: распахивалась дверь, и в класс
на учительский стол влетал журнал, и только затем в класс влетала она сама,
на ходу указывая кому идти к доске.

Как можно забыть учителя географии Леонида Петровича, после десятиминутного опроса говорившего: «Сегодня у нас – Румыния». И начинался рассказ о том, как в какой-то
деревушке Румынии немцы за углом дома по самую башню закопали свой танк,
из-подтишка расстреливая наши позиции. « А мы ка-ак вдарили – ни домика, ни танка:
всё разлетелось!» При этом он указкой перед моим носом (я сидел за первой партой)
рубил так, что я с опаской отклонялся назад. В этих фронтовых эпизодах пробегал весь урок,
а со звонком он говорил: «На дом – Румыния». И ведь учили! Нам интересно было узнать
об этой Румынии, где он, как впрочем, и в Чехословакии и в Австрии воевал.

И уж конечно в памяти моей наш «Седой» - 60-ти летний Николай Николаевич Калиберский,
интеллигент высшей пробы с измождённым но благородным лицом, прошедший войну
и (как я позже узнал) вкусивший «удовольствия» ГУЛАГа. Он лично знал
Есенина и Маяковского. Он рассказывал нам о живой очереди в бордели на Дальнем Востоке.
Он выворачивал наши души Пьером Безуховым и Наташей Ростовой. Но особо был болен Есениным : как, и что он читал! А ведь Есенин был тогда под негласным запретом!
Видимо отсюда пошло моё влечение к поэзии.

Стиль его обучения полезен и для сегодняшних учителей.
В подзаголовке учебника литературы значилось: образ Татьяны Лариной.
Выходил к доске олух и пересказывал туманное содержание раздела учебника.
Вдруг вопрос: «Ты читал роман? Ну, расскажи из него своими словами любой эпизод».
Олуху приходилось признаваться, что не читал он романа. Всё! Двойка!

Говоря о величайшем уважении Николая Николаевича учениками, невозможно обойти стороной неприятный казус, однажды произошедший с ним. Как получилось такое –
не знаю, но лежал он мертвецки пьян на улице (до и после мы никогда
не видели его выпившим, никогда не отражались на лице его следы выпивки!).
Наша доблестная милиция возрадовалась возможности выполнения плана
по доставке пьяных в медвытрезвитель. Уж подкатила машина, уж «сердобольные»
сержанты стали поднимать учителя, но вдруг загалдели появившиеся ученики
и так атаковали стражей порядка, что тем пришлось махнуть рукой
и уехать ни с чем. Ученики подняли учителя и ОТНЕСЛИ его к нему домой.
И никто, никогда не посмел усмехнуться по этому поводу!

Зачем я всё это вам рассказал? Чтобы вам был понятней мой стих.
Но главное – чтобы лишний раз (да нет, не лишний!) побывать в прошлом,
«повидать» своих учителей, и может быть сопоставить свою жизнь, свои поступки
с их усилиями по рождению Человека.


Итак, стих:

Ах, сколько здесь надежд, стремлений,
Какие дерзкие мечты!
Отсюда в завтра выйдут Гений
И Гений Чистой Красоты,

Чайковский выйдет, и Россини,
И покоритель буйных рек,
И слава будущей России,
И «просто» светлый человек…

Воспоминаньям предаваясь,
Вхожу в священный школьный Храм,
И, в свете юности купаясь,
Опять готов к любым ветрам.

А мысли рвутся в прошлость дали,
Где без ноги, иль без руки
Нам в жизнь дорогу пробивали
Учителя-фронтовики.

Что за неведомая сила
Их наполняла до краёв,
Но в каждой формуле сквозила
Тригонометрия боёв.

Для нас географ – был желанным:
В часах полнейшей тишины
Мы вместе с ним прошли по странам
Его дорогами войны.

Мы ждали час литературы,
Когда «Седой» входил устал,
И, наплевав на конъюнктуру,
Взапой Есенина читал.

Спасибо вам за ваши души,
Фронтовики-учителя!
Мы научились сердцем слушать,
А жизнь прижмёт – начать с нуля.

Вас наша память не покинет,
Из моря жизненных глубин
Поклон Вам, Боги и Богини,
Меня слепившие из глин…

Из глины красной, белой, синей…
В цензуре тех бравурных лет
Вы дали мне понять: Россия –
Отнюдь не только красный цвет.

И вот живу теперь в трёхцветье,
Цензура, Янус – всё прошло;
Но принуждён и боль терпеть я :
Цинизмом душу мне свело.

…Воспоминаньям предаваясь,
Вхожу в священный школьный Храм,
И, в свете юности купаясь,
Я вновь готов к любым ветрам.





Рейтинг работы: 58
Количество рецензий: 7
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 2652
© 13.04.2009 Юрий Васильев
Свидетельство о публикации: izba-2009-80725

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика гражданская


Людмила Володина       05.12.2018   23:57:20
Отзыв:   положительный
Спасибо, Юрий! Школьные годы незабываемы...Но из всех предметов любимейшей была литература- впитывала каждое слово, и был радостью длиннейший список внеклассной литературы на лето, а чем толще том,тем лучше.До сей поры люблю книгу чувствовать в руках,а не в инете,библиотеку собирала классиков русской и мировой литературы..., С теплом!
Ирина Гвоздева       29.09.2009   21:21:00
Отзыв:   положительный
Спасибо, Юрий, за чудесное стихотворение.
Вера Соколова (Рига)       01.09.2009   15:33:00
Отзыв:   положительный
СПАСИБО ВАМ, ЮРИЙ, ЗА ПАМЯТЬ О ВАШИХ УЧИТЕЛЯХ!!! ЭТОТ СТИХ НАДО БЫ ЧИТАТЬ - СТОЯ!!!
Вызвали слёзы!!! Я тоже помню своих учителей-фронтовиков!!! Вечная им память!!!
Юрий Васильев       01.09.2009   15:42:00

Вот я и кланяюсь им!
Александр Стригунов       16.05.2009   20:55:00
Отзыв:   положительный
Прекрасный стих, Юра!
У меня тоже есть нечто бледное на эту тему ("Спасибо Вам, Учителя!"), но, признаю, твой стих намного сильнее!
И всё-таки я бы послушал Татьяну Игнатьеву и поменял эту, неприродно звучащую, букву "л" в слове "устал" на "в",
потому что, если говорить понятным языком, то фраза звучала бы так: "Когда входил "Седой" уставший"... Но "Когда входил "Седой", устав" тоже звучит нормально, не вызывая никаких непоняток, согласен? И ещё бы я (ИМХО) заменил "но" на "нам" (поставив перед этим "?!"), чтобы фраза звучала так: "Нам в каждой формуле сквозила..."
Но, повторюсь, стихотворение замечательное. Прочитал дочке, сказала обязательно прочтёт его на встрече выпускников. Так что, Юра, твой стих шагнул в народные массы - поздравляю!
Всего тебе самого наилучшего!
Юрий Васильев       18.05.2009   10:32:00

Здесь отвечу кратко.
1.Сравните "устаЛ-читаЛ" и "устаВ-читаЛ"
2.Непонятно что поддерживало их, НО их дух был крепок. И потом: "НаМ В Каждой формуле сквозила..." Согласитесь, что предложенное Вами ПРОИЗНОСИТСЯ труднее.

Но хорошо, когда тебя читают не просто вскользь, а вдумчиво, с благожелательностью подсказок.

СПАСИБО ВАМ! И ДОЧКЕ ВАШЕЙ СПАСИБО! СКАЖИТЕ ЕЙ, ЧТО СТИХ ЭТОТ НАПИСАН МУЖИКОМ В 68 ЛЕТ.
Александр Стригунов       19.05.2009   03:16:00

1) Одна буква в данной рифме не играет существенной роли, но...хозяин - барин!
2) Может у меня не абсолютный слух, но никаких трудностей в произношении "Нам в каждой формуле..." не ощущаю...
Насчёт учителей. Поддерживали их любовь к детям, к читаемому предмету, совесть и чувство долга, что для наших современников звучит довольно архаично, но это так. Вот мне, например, мой покойный отец говорил: "Если взялся за какое-нибудь дело, то пусть оно тебе не очень-то и нравится, но делай его так, чтобы тебе потом не было стыдно за сделанное, и чтобы его после тебя никто не переделывал". А что уж говорить о ЛЮБИМОЙ работе?! Многие достойные люди вообще готовы такую работу делать БЕСПЛАТНО, существуя на скудные крохи, добываемые каким-нибудь побочным занятием. На Руси существовал даже такой термин - ПОДВИЖНИК, т.е. человек беззаветно преданный своему делу, бессребреник, альтруист по-нынешнему. Вот такими подвижниками и были учителя, учиться у которых Вам, Юра, сказочно повезло!
Будьте счастливы!
Александр Стригунов       19.05.2009   03:15:00

1) Одна буква в данной рифме не играет существенной роли, но...хозяин - барин!
2) Может у меня не абсолютный слух, но никаких трудностей в произношении "Нам в каждой формуле..." не ощущаю...
Насчёт учителей. Поддерживали их любовь к детям, к читаемому предмету, совесть и чувство долга, что для наших современников звучит довольно архаично, но это так. Вот мне, например, мой покойный отец говорил: "Если взялся за какое-нибудь дело, то пусть оно тебе не очень-то и нравится, но делай его так, чтобы тебе потом не было стыдно за сделанное, и чтобы его после тебя никто не переделывал". А что уж говорить о ЛЮБИМОЙ работе?! Многие достойные люди вообще готовы такую работу делать БЕСПЛАТНО, существуя на скудные крохи, добываемые каким-нибудь побочным занятием. На Руси существовал даже такой термин - ПОДВИЖНИК, т.е. человек беззаветно преданный своему делу, бессребреник, альтруист по-нынешнему. Вот такими подвижниками и были учителя, учиться у которых Вам, Юра, сказочно повезло!
Будьте счастливы!
Татьяна Игнатьева       20.04.2009   15:42:00
Отзыв:   положительный
Это просто великолепно! У тебя всегда душевные стихи - но этот!... Чудо, как хорошо! До слёз!
Юра, в седьмом катрене строчку не поняла только - "Когда входил «Седой» устал"? - последнее слово не согласуется, или я туплю, объясни, пожалуйста).
Спасибо тебе огромное - такие стихи очень нужны, и не только нам, я думаю - и молодёжи!
Юрий Васильев       20.04.2009   15:49:00

:-)))
Входил "Седой", тот самый Николай Николаевич Калиберский, о котором я упомянул во вступлении, входил УСТАЛЫЙ, скорее всего от своей нелёгкой жизни.
т. е., он БЫЛ УСТАЛ.
Такое употребление слова не возбраняется ни живой русской речью, ни какими либо словарями.
Татьяна Игнатьева       20.04.2009   15:59:00

ага, точно, я притупела после пресыщения желудка)))))))
Елена Чичерина       13.04.2009   20:31:00
Отзыв:   положительный
Спасибо за прекрасные стихи ,Юрий.
С родной школой связана вся моя жизнь - я вернулась в неё, когда подросли мои дети, я нашла в ней спутника жизни, сейчас в классе предо мной моя восьмиклассница-внучка.
Мне нравится сегодняшняя молодёжь!
Любознательные, талантливые( в нашей школе - живопись, музыка, хореография наряду с основными предметами.
Я многому у них учусь: современные инфо-технологии - они в этой области -прекрасные учителя,
а я с ними
о классической литературе, поэзии, театре, музыке...
Если хотите узнать,
где такая школа,я объяснение в любви ей написала
Будет желание - загляните...
Думаю теперь, когда столько лет я живу жизнью школы и наблюдаю смены эпох и поколений -знаю ответ на вопрос : в чём смысл нашей жизни...

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=48862


Я переписала песню"Последний сон" после того, как прочитала Ваши стихи о родном моём городе Ленинграде.
Почувствовала, где не уловила настроение...
Жду Вашего отзыва.
С уважением.
Елена
Юрий Васильев       14.04.2009   10:44:00

Я обязательно прочту Ваш ВЕНОК СОНЕТОВ, Лена. Сейчас только схватил его начало, и меня пленила чистота его строк.
(спасибо Вам ещё раз за "ПОСЛЕДНИЙ СОН" - замечательное исполнение, прекрасный мотив!)
Ольга Таранюк       13.04.2009   19:20:00
Отзыв:   положительный
СПАСИБО ВАМ огромное за этот потрясающий стих. Я работаю в школе. И уж поверьте, нынче не тот ученик, не ценит он, так же как и государство, и современное общество, труд учителей.
Я не говорю о зарплате - это заплата.
О человеческих ценностях.
СПАСИБО.
С поклоном, Ольга.
Юрий Васильев       14.04.2009   10:57:00

Вы поняли меня, Оля. Это хорошо. И не огорчайтесь по поводу "не тех" учеников: время другое. Да и не взрослые ли виновны в опошлении жизненных ценностей?
И ещё: моё поколение тоже было не сахар, трудно, ох как трудно было с нами нашим учителям! Видимо, только с годами, постепенно осознаёшь всё величие профессии учителя.
ВАШ ТРУД ПРОЯВИТ СЕБЯ В ПОЛНУЮ МЕРУ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ЭТО ВЕДЬ НЕ ЛОЖКУ ДЕРЕВЯННУЮ ВЫСКОБЛИТЬ, И ДАЖЕ НЕ ЗДАНИЕ ВЫСТРОИТЬ! ВЫ РАБОТАЕТЕ НА БУДУЩЕЕ.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1