Напряженная ситуация
Мы все часто упрощаем свой способ мышления, когда сильно возбуждены или всем довольны.
Во-первых хорошее настроение иногда снижает наше внимание, способствуя, таким образом, упрощению (Mackie &Worth,1989).
Во-вторых, хорошее настроение информирует нас о том, что у нас всё хорошо и нет причин быть особенно внимательными и бдительными. В результате сложные, требующие больших усилий стратегии размышления не представляются нам необходимыми и мы с легкостью полагаемся на привычные методы упрощения (Fielde,1988). Тем не менее существует и одна стабильная черта личности, которая также влияет на то, используем ли мы простые или более сложные стратегии мышления. Люди с чертами высокой личной потребности в структуре охотно соглашаются с заявлениями типа: "Мне нравится вести размеренный и порядочный образ жизни" и "Я не люблю неопределённых ситуаций". Такие люди часто пользуются всеми видами когнитивных методов упрощения. В частности, они полагаются на заранее существующие ожидания, составляя своё мнение об окружающих, легко формируют у себя стереотипы и объясняют поведение других их личными качествами (Moskowitz,1993). И так, физиологическое возбуждение, хорошее настроение и потребность в структуре как свойство личности увеличивают желание сэкономить усилия и, таким образом побуждают человека использовать когнитивные методы упрощения. В добавок сложные ситуации могут стать причиной упрощенного мышления. В сложных ситуациях мы обычно будем полагаться на "быстрые и грубые" упрощенные суждения. Результаты научных исследований говорят в пользу "быстрых и грубых" упрощенных суждений, поскольку каждая дополнительная забота отвлекает на себя часть ограниченных резервов внимания, нам становится всё труднее мыслить аккуратно, по мере того как ситуация становится более сложной (Biesanz et al.,2001). Эффект умственной перегрузки имеет место предвзятость в сопоставлении причин - то есть чем сложнее наша ситуация, тем более мы полагаемся на мыслительные методы упрощения.
Резюме
Стремление упрощать проявляется у людей сильнее, когда они возбуждены или пребывают в хорошем настроении, когда они, по складу своей личности, испытывают сильную потребность в структуре, находятся под давлением времени или сложной ситуации. Однако бывают случаи, когда мы отказываемся применять эти методы и поддаемся слабой форме самообмана, чтобы улучшить или защитить свой образ в лучшем свете. Принизить других людей или поставить себя выше их (нисходящее социальное сравнение и восходящее социальное сравнение). Многие люди испытывают желание связать себя с теми, кто кажется им более состоятельным, то есть, что они имеют какое-то отношение к тем, кто уже добился успеха и уважения и как бы отсекают неудачу. Мы чаще говорим о "наших" успехах и их "неудачах". Например, мы обычно видим в выгодном свете своих друзей, родственников и социальные группы, к которым принадлежим. [ Родерт Чалдини и др. Психологический атлас поведения человека. СПб.: "Прайм-Еврознак", 2008,c.112-119]
Напряженность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/napryazhennost
Напряженность - собранность, энергичность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
Противоположностью напряженности является расслабленность - вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.
Как сберечь здоровье в напряженной ситуации
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_sberech_zdorove_v_napryazhennoy_situacii
Тот, кто в напряженной ситуации не заботится о своем здоровье, поступает не предусмотрительно. Головные боли и усталость счастью в личной жизни и успехам в работе также не способствуют, гастрит - не радость, бессоница - тоска. При этом беречь здоровье в напряженной ситуации не очень сложно:
1. Если в напряженной ситуации следить за ровным, спокойным дыханием, не напрягать мышцы брюшины и диафрагму, то риск проблем для здоровья существенно снижается.
2. Если вы разозлились и хотите успокоиться,
3. Самое главное - не раскручивайте внутри себя негатив. Что касается выплеска эмоций агрессии, то оставьте это как последнее средство. Использовать это легко, отучиться от этого труднее, а ситуативной пользы от эмоциональных выплесков меньше, чем долгоиграющего вреда.
4. Любая физическая нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана с агрессивными действиями, даже игровыми. В состоянии психологического стресса полезно переключение на атлетические упражнения, бег, ходьбу и т. п.
5. Следите за тем, чтобы ночью высыпаться и в целом вести здоровый образ жизни. Используйте любую возможность для того, чтобы погулять на воздухе.
6. Если можете отвлечься от того, что вас напрягает - отвлеките себя. Пусть в вашу жизнь вернутся встречи с близкими, музыка, хорошая книга, ваше хобби, все что вы любите.
Нарабатывайте прочность
Напряженная ситуация - понятие относительное. Для кого-то один день сортировать картошку - уже муки выбора и тяжелый стресс, для другого военные действия день за днем - естественный образ жизни. Напряженная ситуация - ситуация, к требованиям которой мы не готовы. Именно поэтому те, кто приучил себя не жаловаться, а учиться, скоро в любой ситуации становится профессионалом, - по крайней мере, с требованиями ситуации справляется уже без труда. А если вы научились не напрягаться и работать с улыбкой, то в любой ситуации будете работать долго без усталости и без тревоги за здоровье. Будьте здоровы!
Фрустрация
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/frustraciya
Фрустрация - (от латинского frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Некоторые люди реагируют на фрустрацию детскими негативными эмоциями на ситуацию, когда мы что-то очень хотели, а нам не дали, как будто обманули.
Комплекс детских эмоций здесь очень разнобразный: обида, чувство напряженности, тревоги и страха, реагирование беспомощностью, злостью, враждебностью и другими видами переживаний, которыми мы воздействовали на родителей в детстве в аналогичной ситуации. Если ситуация не решается, через какое-то время идет вторая волна - уход от противного мира и вредительство себе.
Формы разнообразны.
Что касается ухода, то это может быть уход от реальной ситуации в фантазии, грезы и мечтания. Может быть разочарование в собственных целях, людях и, шире - разочарование в жизни. Или люди начинают просто тупить, уходить в позицию (защиту) Дурика.
Все это плавно переходит во вредительство самому себе (самой себе), мужчины начинают курить, ночь напролет играют в компьютерные игры, напиваются, женщины едят много сладкого, совершают намеренное глупые и вредящие себе поступки, а потом уходят в апатию (раз вы такие, то я вам умерла).
Внутренняя выгода и цель состояния фрустрации - демонстрация несостоятельности: «Если меня признают несостоятельным, я имею право быть оставленным в покое».
Склонность к фрустрации, как и само состояние фрустрации - признак душевного нездоровья. Душевно здоровые люди переводят проблемы в задачи, возможные трудности преодолевают, а что преодолеть невозможно - принимают как новую вводную, как факт жизни. Смотри Принять, принятие.
Деятельные люди, встретившись с непосильными пока затруднениями, учатся. «Я пока не знаю, как с этим справиться, но я узнаю и выучусь. И - справлюсь!
Психическая напряженность
Материал http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/psihicheskaya-napryajennost.html
Психическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.
Психическая напряженность по своим основным психологическим признакам целостна, как целостна психология самой личности. Она структурна и многокомпонентна как и психология личности, и не может быть отдельным процессом или некоторой суммой элементов психики. Она включает в единстве и взаимосвязях мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные проявления.
Характеристики психической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Во внутренних характеристиках психической напряженности много больше специфически-личностного и специфически-ситуативного нежели стандартного, энергетического, что характерно для психологического стресса.
Психическая напряженность бывает разной продолжительности: кратковременной (измеряемой минутами), длительной (сохраняться часами и сутками) и очень длительной (длиться месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и в большей степени, индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности.
По степени интенсивности психическая напряженность (напряжение) бывает:
• слабая;
• оптимальная;
• перенапряженность;
• предельная;
• запредельная.
Степень интенсивности психической напряженности отражается на эффективности действий и достижении целей, преследуемых человеком. В начале XX в. Р. Йеркс и Дж. Додсон экспериментально доказали, что при повышении активности нервной системы успешность реакций повышается, но после достижения определенного уровня она начинает падать. Обобщение данных научных разработок и практики действий в экстремальных ситуациях позволили уточнить зависимость между интенсивностью психической напряженности (напряжением) и успешностью действий человека (рис. 5).
Рис. 5.
Схема зависимости успешности действий и поступков человека от интенсивности испытываемого им психического напряжения:
а) — утрата творческих проявлений,
б) — появление неточностей и ошибок,
в) — умножение ошибок и появление грубых
Пока психическая напряженность не превышает предела полезности (Пп), она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Человек, как говорят спортсмены, «схватил кураж» — ему все удается и все получается наилучшим образом.
Когда человек испытывает более высокую психическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряженность (перенапряжение), которая, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В познавательных компонентах напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, потеря мысли, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации. Для психомоторики характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия.
Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50% и более.
Когда напряженность, испытываемая индивидом, еще больше и переходит мотивационный предел (Пм), она характеризуется как предельная, а негативные изменения, характерные для перенапряжения, умножаются. Качественно новым здесь является ослабление мотивации достижения, стремления к успеху, возникновение борьбы мотивов, приобретение активностью иной направленности (усиление мотивации самосохранения), колебаний при совершении действий, растерянности, боязливости, робости. Возможны срывы в поступках: откровенное проявление трусости, отказы от выполнения опасных заданий, обман, забота только о личной безопасности даже ценой жертв других и т.п. Возникают грубые, неспровоцированные ошибки в действиях (так, при внезапно возникшей на дороге опасной ситуации водитель автомашины, вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом никак не может объяснить почему он сделал такую ошибку).
Дальнейшее нарастание психической напряженности, переходящее предел максимума переносимости (Пмакс), приводит к полному срыву психической деятельности; возникают аффективные состояния, острые психозы, сопровождающиеся утратой человеком осознания происходящего и себя в нем.
Оценивая неоднозначное влияние интенсивности психической напряженности на активность человека в экстремальных ситуациях, следует отметить, что все пределы (полезности, мотивационный, максимума переносимости):
• не одинаковы у разных людей;
• находятся в зависимости от особенностей личности, а не только от психофизиологии и особенностей нервной системы человека;
• различны для разных действий: для простых (в основном -, двигательных) — повышены (т.е. эти действия, навыки их выполнения более устойчивы), а для сложных (требующих тонкого расчета, связанных с решением мыслительных задач) — понижены;
• различны для разных видов деятельности: простых (преимущественно физических или исполнительских) и сложных (интеллектуальных, творческих): сложные менее устойчивы;
• снижаются под влиянием утомления, изнурения, страха, предшествующих неудач, неготовности, расслабления и др.;
• повышаются под влиянием целенаправленного их укрепления по особым психолого-педагогическим технологиям при экстремальной подготовке, а также сильной мотивации достижения, долга, ответственности, высших чувств патриотизма, коллективизма, любви и дм
В отдельных случаях под влиянием иных психологических причин могут возникать парадоксальные феномены.
В экстремальных ситуациях любой человек проявляет себя как личность, в своих главных, свойственных ему особенностях. Главные личностные особенности обеспечивают полную самоотдачу человека в возникновении той актуальной психической деятельности, которая обеспечивает достижение главных жизненных целей, решительную защиту ценностей и которой приглушено все другое.
У цельных, социально-развитых и воспитанных людей, избравших достойный путь в жизни и хорошо подготовленных, при попадании их в экстремальные ситуации возникает психическая деятельность, для которой характерно:
• отсутствие борьбы мотивов и установка на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;
• устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;
• понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;
• готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;
• оптимальная психическая напряженность;
• боевитость, увлеченность, азарт;
• повышенная устойчивость к риску, опасностям, демобилизующим, расслабляющим факторам;
• бдительность, осмотрительность и разумная осторожность;
• собранность и готовность к неожиданностям;
• быстрота реакции на изменения обстановки;
• полное владение собой.
Дополнительными стимулами в достижении и поддержании положительного психического состояния и преодолении трудностей в особо опасных и значимых для человека ситуациях, выступают и такие чувства как гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. Однако они могут быть конструктивны тогда, когда направляются сознанием, надситуативным мышлением, социально зрелыми мотивами. Факты говорят и о том, что не очень сильный страх перед физической опасностью, угрозой наказания в случае плохих действий, осуждения другими людьми, общественным мнением, страх потери авторитета и престижа и др., положительно сказывается на мобилизации человека и приложении им усилий для должного поведения. Известный отечественный психолог Л.П. Гримак пишет: «регуляция поведения посредством отрицательных эмоций является филогенетически более ранней и в значительной степени ориентирована на избегание личных последствий».
Приведенные характеристики психического состояния, нередки для экстремальных условий, свидетельствуют не просто о положительных изменениях в психике, но и в проявлениях достоинств личности в них. Это психология личности в экстремальной ситуации в своих главных достоинствах; это особое личностное состояние, возникающее у многих людей — состояние высокого личностно-деятельностного настроя, называемое в разных видах деятельности рабочим, деловым, служебно-боевым или боевым («боевым духом»)
Экстремальные ситуации стимулируют выработку конструктивных, ведущих к успеху стратегий поведения — комплексов последовательно осуществляемых действий, ориентированных на конечную цель преодоления экстремальной ситуации.
Избираемые успешные стратегии отличаются по:
• характеру активности — преобразующая или приспособительная;
• степени инициативности — наступательная или оборонительная;
• степени решительности — решительная (смелая) или осторожная;
• степени самостоятельности — самостоятельная, конформная (подражательная) и исполнительская (строгое соблюдение предписаний, указаний и рекомендаций);
• степени оригинальности — творческая или стандартная;
• стабильности — постоянная или гибкая.
Наиболее успешны активно-преобразующая, наступательная, решительная, творческая и гибкая стратегии.
Любопытные, хотя и не бесспорные, выводы о типах профессионалов и присущих им стратегиях поведения в условиях антитеррористической операции в Чечне делает известный отечественный специалист по стрессам Л. Китаев-Смык. К положительным, успешно адаптировавшимся к условиям вооруженной борьбы, он относит такие типы:
. «неистовые воины». У них нормальная страсть к работе, но измененная боевой обстановкой-.. Они стойки, выносливы и смелы Служат примером и опорой для многих. Когда ты с ними, тебя не пугает опасность. Они становятся «неистовыми» только в критической боевой ситуации. Это - «победители страха». Постоянным преодолением страха смерти, люди постоянно доказывали себе свое мужество. Они хотят еще и еще испытывать свою стойкость и смелость даже ценой своей жизни;
• «безработные вояки». Это люди, втянутые в боевые действия как в профессиональное дело, они научились побеждать при минимальном риске погибнуть. Для этого нужен талант, и он проявился у таких людей;
* «искатели приключений» — лихие бойцы, веселые, разгульные. Для них война как праздник... Начало боя — это уже торжество предстоящей победы. Опасность срывает их с тормозов, влечет к себе, потому что пробуждает ясность ума, остроту однозначной цели, безошибочность действий, волю к победе…