Уроки христианства


Уроки христианства
Последнее время всё больше говорят о внедрении религии в образовательный процесс. Мне кажется, что во все времена основной задачей христианства была задача воспитания нового, духовного человека, способного жить в социуме. Я думаю, что сегодня, в большинстве, люди не понимают значения религии в жизни общества, как главного воспитателя человека социального.

Иисус из Назарета никогда не говорил о пользе формального образования, не связанного с нравственным воспитанием. И его афоризм: «Знание сделает вас свободными», говорит о знании и умении жить в человеческом сообществе нового типа, но никак не связан с изучением специальных научных дисциплин, таких как физика, математика или даже история.
Он говорил, а точнее предметом его Заветов является нравственное воспитание человека. Поэтому надо различать необходимость уроков именно нравственности, то есть воспитание и обучению принципам совместного, коллективного сосуществования.

Религия, как общение с высшими силами и связь с Богом, во всех разнообразных смыслах этого слова появилась тогда, когда появилась необходимость выделить какие-то принципы совместного жития в первобытном ещё стаде.

Животными правит инстинкт и потому никаких дополнительных законов для стаи или стада не нужно. Законы биологической эволюции в виде инстинктов и рефлексов совсем неплохо руководят животными, даже высокоразвитыми.

Другое дело человек, который является животным социальным и обладает инструментальным мозгом, которым и отличается от других известных нам биологических видов.
Как и когда это отделение человека от животного произошло, тема интересная, но в данной статье речь о другом. Тема наших сегодняшних рассуждений - что помогло человеку стать властителем природы и возвыситься до божественных истин?! Ведь цель любой религии — это «обожение» человека, превращение земного существа в ипостась Бога. Бог и является той «ролевой моделью», которой стремится подражать и на которую хочет походить истинно верующий.

На мой взгляд, главным помощником, сопровождающим человечество на пути к совершенству, главной отличительной чертой его, было присутствие религиозных корней в человеческой культуре с самых ранних этапов развития человечества.

Бог или божества — это некое идеальное создание, служащее одновременно и примером для подражания, и коллективным родителем, и всезнающим и справедливым судьёй, от имени которого писались законы и именем которого нарушителей этих законов жестоко наказывали.

Сегодня религиозные представления о «физике» и «химии» вселенной, окружающей нас, конечно, неприемлемы для совершенствования жизни и для продвижения в наше материальное будущее. Однако, вопросы мировоззренческие, вопросы целеполагания человеческой истории, воспитательное значение религий, возрастает с каждым столетием и потому именно сфера воспитания и является главным полигоном применения религиозных воспитательных принципов и передача сущностных нравственных максим из поколения в поколение.

Об этом сегодня многие забывают, настаивая на включении уроков богословия, в разных видах, в школьные программы. Но при этом очень важно знать, какую программу могут предложить религиозные учителя новым поколениям учеников.

Да, как уроки истории религий, это может и должно иметь место. Да, как уроки знакомства с нравственными максимами христианства, ислама, буддизма и других религий это может иметь место. Но и только.

Любые попытки внедрить в детское сознание богословскую «физику», «химию» или «зоологию», будут тормозить развитие человеческого сообщества и станут помехой в развитии науки и культуры!

Как процесс знакомства детей и взрослых с нравственными установлениями, новый «Закон Божий» может и должен иметь место в школьной и институтской программе. И этот «Закон», рано или поздно, поможет нам соединить Новый Завет Иисуса Христа и политику, как внутреннюю, так и международную.

Квинтэссенцией Нового Завета Иисуса Христа является Нагорная проповедь, в которой он говорил о воспитательной «программе» христианина, выраженной в Десяти Заповедях: «Не убий; Не укради; Не лжесвидетельствуй; Не клянись"... Заповеди любви и заповеди блаженства... Именно в воспитании нового любовного и сострадательного отношения к людям и заключена основная мысль Нового Завета, который могут и должны проповедовать, разъяснять священники Церкви Христовой и в детском саду, и в школе и в институте!

Тогда меньше будет преступлений человека против человека, тогда люди смогут с молодых лет осознать своё предназначение — служить другим и жертвовать всем ради достойной жизни на земле. И такое действенное христианство поможет не только в отношениях между людьми, но м в отношениях между государствами!

Сегодня в Латинской Америке становится популярна теория соединения христианства и политики. Новый Завет Иисуса Христа становится действенным оружием в борьбе с колониализмом, эксплуатацией и угнетением сильными и богатыми, бедных и слабых, которых пока во всех странах большинство.

Нечто подобное давно назрело и в других странах и особенно в России, где прочные религиозные корни ещё могут возродиться молодыми, сильными побегами и превратиться в мощные социальные движения за справедливость, равенство и свободу для всех!

Бывая в русском православном храме, я вижу там несколько многодетных семей, дети которых с ранних лет ходят вместе с родителями в церковь и вырастают на глазах в добродетельных юношей и девушек. Такие примеры показывают нам, что родители, приводящие своих наследников в церковь, воспитывают их в лучших традициях современного христианства.

Определение роли церкви, как воспитательного начала, снимают все возражения о противоречии науки и религии. Ведь в этом случае религии и не претендуют на роль объяснителей и открывателей новых законов и описаний вселенной. Они, и, в частности Русская Православная Церковь, просто будут воспитывать людей нравственно, что и приведёт к синергии усилий науки и религии, в желании построить вокруг нас новый, более гармоничный, современный, но и справедливый мир!

И строить этот мир, будут «новые христиане», вооружённые не только научными знаниями, но и пониманием нравственного закона любви, управляющего сосуществованием людей!


Май 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»
http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 308
© 11.05.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-801578

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Владимир Грикс       15.05.2013   15:42:12
Отзыв:
У Вас публицистическое эссе, разумеется не авторская песня. Тема, как мне думается, широкая.
Вот, мне кажется, Ваша стержневая мысль:
"Я думаю, что сегодня, в большинстве, люди не понимают значение религии в жизни общества, как главного воспитателя человека социального."
Видится вернее, что понимание у людей разное и отличное часто от Вашего понимания.









1