Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Церемония - Обряд - Ритуал и психотерапия


Церемония - Обряд -  Ритуал и психотерапия
Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии.

Социальная организация общества не возможна без системы ритуалов и ритуализованных действий. Изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирование новой идентичности человека на основе совершенствования и развития ритуалов.
Понятие ритуал ( лат. ritualis - обрядовый) включает любую последовательность действий и моделей поведения, которые являются высоко стилизованными, относительно ригидной и стереотипной.

В книге «Большой психологический словарь» Артура Ребера записано:
«Ритуал
1.Вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стереотипной.
2. Культурно или социально стандартизированный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающий никаких изменений от раза к разу. Иногда это значение рассматривается как частичный синоним понятий обряд или церемония, хотя церемония часто считается более общим термином, несколько ритуалов являются частью церемонии.
3. Часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время и т.д.
4. Довольно сложный стереотипныйнабор моделей поведения, которые, воз можно, имели функциональное происхождение, которое более не является очевидным. Для значений 3 и 4 также используется термин заведённый порядок.
5. Иррациональные, повторяющиеся модели поведения, часто наблюдаемые при обессивно-компульсивном расстройстве.
Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы. Независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют роль в культуре или в психологическом складе индивида»(2.т.,с204)

Э. Эрикон (1902-1994), как основатель психосоциальной теории жизненного цикла человека, разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности на всех уровнях человеческих отношений:
1) младенец (от рождения- до года): доверие – недоверие;
2) раннее детство (от 2 до 3 лет): автономия - стыд , сомнение;
3) игровой возраст (от 4 до 5 лет): инициатива – чувство вины;
4) школьный возраст (6 до 11 лет): созидание – чувство неполноценности;
5) отрочество, юность (от 12 до 18 лет): идентичность – спутанная идентичность;
6) молодость : интимность – изоляция;
7)взрослость: генеративность – стагнация;
8)зрелость: интегративность – безисходность.
Э.Эриксон видел социальную организацию общества как систему ритуализованных действий для фактического выживания человека на всех восьми уровнях кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных «задач развития». Он видел, что возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях возможно через создания новых ритуалов и ритуализацию своих отношений в социуме. Для обоснования своих идей он применил некоторые положения этологии.
Этологи доказали, что наиболее высокоорганизованные животные развиваются в отношениях друг с другом через систему ритуализованных действий, служащих фактическим выживанием для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений, в сущности, есть ритуальные действия.

В в тоже время ритуал - это тотальная регламентация жизни человека. Это своеобразные правила и запреты: что можно, что нельзя делать, поступать. При ритуальных действиях человек делает что-то одно, но подразумевает что-то другое. Человек действуя с вещами, произнося особые "магические" слова, заклинания видит в них сверх-естественные предопределения. При соблюдении ритуалов человек не способен на поступок
Ритуал - это своеобразное магическое мышление. 
В в тоже время ритуал - это тотальная регламентация жизни человека. Это своеобразные правила и запреты: что можно, что нельзя делать, поступать. При ритуальных действиях человек делает что-то одно, но подразумевает что-то другое. Человек действуя с вещами, произнося особые "магические" слова, заклинания видит в них сверх-естественные предопределения. При соблюдении ритуалов человек не способен на поступок
Ритуал - это своеобразное магическое мышление.
Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) считал, что ритуал это:
1) медитативная магия - это опыт общения с Божественным с помощью медитации;
2) контагиозная магия - форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Церемония:
• Обряд — торжественное совершение чего-нибудь, торжественное мероприятие, обряд по установленным правилам.
• Вежливость — какой-либо акт вежливости.
Обряд, или ритуал — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
Стивен Гиллиген в своей книге «Наследие Милтона Эриксона» пишет:
« Что такое ритуалы?
Ритуалы, возможно, являются старейшей формой терапии. Фактически в каждой культуре есть свои разработанные ритуалы для основных социально-психологических событий. Ритуалы перехода – такие как крещение или конфирмация, свадьба и похороны – всегда использовались как переходные мосты с одного этапа жизни на другой – при рождении, окончании учебы, продвижении по службе, достижении зрелости, вступлении в брак, выходе на пенсию, смерти и т.д.
Ритуалы исцеления помогают восстановиться после травмы и вернуть отделившегося человека в социально-психологическое общество. Ритуалы искупления служат для получения прощения и возмещения нанесенного вреда.
С современной точки зрения. Ритуал можно рассматривать как сильную, чувственно-символическую структуру, которая воссоздает и преобразует человека. Сила его состоит в том, что участники входят в состояние сильной погруженности, исключающие все другие системы восприятия.
Он чувственный, поскольку аналитические и другие «одношаговые» процессы депонтенциализируются, оставляя участников глубоко поглощенными такими первичными процессами, как телесные ощущения, внутренние образы и автоматические (спонтанные) процессы.
Он символичен, потому что мысли, чувства и поведение приобретает иное значение. (Например флаг, накрывающий гроб, означает большие заслуги покойного перед Родиной, обручальное кольцо означает священную связь и т.д.)
И наконец, ритуалы играют важную роль на мета-уровне идентичности человека. Они подтверждают или трансформируют, говоря глубинным языком культуры, место человека в сообществе. Другими словами, они представляют собой мета-общение между индивидом и обществом.
Ритуалы – это больше, чем церемония, и они отличаются от норм обычного поведения. Церемония становится ритуалом только тогда, когда участники полностью погружаются в нерациональный и архаичный язык, а пока этого не произошло – это просто традиционная последовательность действий, несущая мало терапевтической ценности. (Например, ребенком я рос в ирландской католической семье, и я совершенно не входил ни в какое ритуальное пространство во время ежевечерней церемонии, в продолжении, которой вся семья стояла на коленях и молилась).
Подобные характеристики отличают ритуалы от норм поведения. Ритуалы включают в себя заранее определенную последовательность действий, в ходе осуществления которых практически не требуется сознательно принимать решения. Не допускать никаких мета-коментариев ( например, разговор про себя или оценивание), так что ни одна часть системы не отделяется в качестве «внешнего наблюдателя», тем самым позволяя проявиться целостным свойствам системы (см. Бейтсон и Бейтсон,1987). Ритуальное пространство отмечается специальными символами: место проведения, особая одежда, определенные слова, определенное поведение и предмет, который используется, чтобы подчеркнуть особенность, уникальность ситуации. Предварительная и заключительная фазы используются как введение в ритуальное пространство и выход из него. Обязательность исполнение ритуала способствует развитию приверженности и усилению драматизма и значения происходящего. Ритуалы одновременно и в равной степени имеют место в нашей личной и общественной реальности.
Внутренний мир усиливается или реорганизуется, как при гипнотерапевтическом трансе (Гиллиен,1987). В тоже время осуществляется внешнее поведение, символизирующее критические изменения в отношениях, и свидетелями его становятся значимые люди из нашего сообщества. Эта одновременность внутренних и внешних изменений наделяет ритуалы особой силой и приближает их к психотерапии (1, с.250-268).
С.Гиллиген считает, что не все ритуалы являются терапевтическими, но если жалоба клиента может быть изложена в рамах повторяющегося ритуала, то для решения можно использовать другой ритуал. Ритуал можно осуществить с помощью 4-х этапного метода. Метод обычно занимает от 4-х до 6-ти недель и может использоваться в индивидуальной терапии, парной, семейной или групповой. Метод направлен на то, чтобы чувственно активировать и экстернализировать вербальные, визуальные и кинестетические символы таких «личностных событий», которые позволят человеку провести ритуальное действие, чтобы отбросить «старое определение себя» и приобрести новое.
Модель также предполагает, что беседы, необходимые для «изменения образа Я» прибегая к более чувственно-символическому, эмоциональному языку (такое применение иного, более архаичного языка можно встретить во многих традиционных ритуалах, например в религиозных церемониях).
Этап 1: Опишите симптом как ритуал.
Сначала терапевт выявляет описание того симптом, который клиент хотел бы изменить. Это описание должно включать и конкретную последовательность действий, и все внутренние переживания, имеющие место во время выполнения этой последовательности. Ритуалы должны создаваться с психологом и клиентом совместно. При этом терапевт привносит свои знания структуры, а клиент предоставляет конкретные материалы, принимает решения и совершает ритуал. А так же человек действительно должен чувствовать, что время для совершения ритуала наступило, потому что его готовность и вовлеченность играют решающую роль.
1. Идентифицируйте повторяющийся симптом, хронические телесные симптомы, плохое когнитивное понимание, нерациональное проявление.
2. Определите эмоциональную травму или проблему развития, лежащие в основе симптома.
3. Сформулируйте симптом позитивным образом, как незавершенную попытку развития изменений или процесса исцеления.
4. Установите полное чувственное взаимодействие и мотивацию на исполнение ритуала.
Этап 2: Планирование ритуала
Этот этап обычно занимает 3-6 недель. Он включает в себя порождение и экстернализацию чувственных символов – старого, и нового Я, а затем создание ритуала, который позволит перейти из первого во второе. Необходимы время и усилия для того, чтобы убедиться, что этот процесс порождается, направляется и одобряется на каждом этапе именно внутренним Я клиента(его бессознательным), а не обычным интеллектом. Первые две части планирования обычно проводится согласованно. Во-первых, вербальное общение, которое клиент перевел на внутренний план (интернализировал), нужно чувственно активировать и проявить вовне (экстернализировать) в физической форме. Часто это делают через ежедневное написание писем ( по 40 минут).
Первое (20 минут) с описанием что произошло, что он тогда чувствовал, как это событие повлияло на его последующий образ Я и что он хочет сделать теперь.
Второе (тоже 20 минут) обращено к его «будущему Я» и с объяснением, какой жизнью он собирается жить и как собирается изменить свое поведение. Терапевт должен прочесть эти письма, чтобы убедиться, что клиент центрирован и сохраняет связь с процессом (например, остановить если письма написаны в неприятной , ехидной манере).
1. Пусть клиент выберет /произведёт / создаст физические символы старого Я (письма, фотографии, художественные работы, предметы, украшения и т.п.)
2. Пусть клиент выберет (произведёт) создаст физические символы своего нового Я (то же, что и выше, но можно включить живой символ, например растение или домашнее животное).
3. Определите основное ритуальное действие (сжигание, захоронение, декларация и т.п.).
4. Распланируйте данный ритуал (где, с кем, когда и что конкретно нужно будет делать).
5. Пусть клиент эмоционально /духовно подготовится к ритуалу (молитва, медитация, ведение дневника и открытое любопытство).
Этап 3: Осуществление ритуала
Исполнение ритуала делится на три части: до-ритуальное наведение, которое вызывает пороговое осознавание ритуального пространства, масс ритуал и пост ритуальный процесс, возвращающий человека в нормальное социальное пространство. До-ритуальное наведение включает сужение внимания, повторение и ритм и символические действия, которые переводят человека в состояние повышенного чувственного-символического сознания . Это может включать в себя вступительные речи, напевы, молитвы, внутреннюю медитацию, церемониальные действия и т.п. В результате наведения возникает серьёзное и напряженное состояние с ощущением того, что должно произойти нечто важное.
1. Доритуальное наведение.
2. Сам ритуал.
3. Постритуальные процессы: празднование, отпуск, выход в свет и т.п.
Этап 4:Возвращение в сообщество
Планирование и осуществление терапевтического ритуала – это очень сильный процесс. Участники отдаляются от повседневной жизни – эмоционально, психологически и в плане поведения – на продолжительное время и глубоко уходят в альтернативную внутреннюю реальность. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы после ритуала человек восстановился в социальной общности. Терапия завершается после ещё одной или двух сессий.
1. Придайте структуру проявляющим остаткам старого Я (письма, физические действия, простые упражнения).
2. Разработайте структуры для проявления нового Я (общественная деятельность, новый символ, зрительные ориентиры, новая одежда /вещи, новые отношения с бессознательным и т.д.).
Ритуалы позволяют преобразовать личность и избавиться от нежелательных симптомов. Психолог выступает в качестве «специалиста по ритуалам»[ 1, с.250-268].

Литература:
1. Гиллиген, Стивен. Наследие Милтона Эриксона. _ М.: Психотерапия, 2012,

Ритуал
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/ritual
Автор: Н.И. Козлов
Ритуал - действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать.
Потому что всем известно, что это надо делать, потому что это все делают, потому что это здесь принято. Принесение присяги - ритуал, рукопожатие - тоже ритуал, здороваться, то есть желать здоровья - так же всем привычный ритуал.
Потому что страхи и неврозы: "Если это не сделать, случится что-то плохое (ужасное). Ритуал не наступать на трещину в асфальте, чтобы день прошел хорошо.
В отличие от рациональных процедур, ритуал живет преимущественно психологическими причинами: страхами или обещаем удачи, любовью к красоте или привычкой, заражением или внушением...
Бывают ли рациональные обоснования у ритуалов? Бывают. Сочинить их не трудно. Просто изначально ритуал живет не потому, что он обоснован. Обоснование - вторично, а внушение, привычка, красота или страхи - первично.
Разнообразие ритуалов очень велико. Ритуалы бывают строгими и не очень, жесткими (формальными) и не формальными, гибкими. Ритуалы с точном смысле слова имеют очень строгий рисунок, а правила приличия, как ритуализированное поведение, имеет менее строгую поведенческую схему.
Ритуалы бывают разной степени осмысленности, от "просто принято" до "в этом скрыт глубокий смысл". Ритуал приглашать гостей к столу - ритуал со смыслом: люди бывают и голодны, и вместе за столом люди быстрее сдруживаются. Махать рукой, прощаясь - ритуал без явного смысла, хотя... людям приятно, когда на них обращают внимание, не хотят терять их из виду до последнего момента...
Совсем бессмысленные ритуалы - практически не встречаются. Почему? Люди не любят бессмысленные вещи, и если смысл ритуала не очевиден, люди его придумывают, сами творчески находят объяснение тому: "Что это дает, почему люди этот ритуал делают".
Иногда люди могут рассказать изначальный, процедурный смысл ритуала. Например, изначальный смысл рукопожатия - показ того, что в руке нет ножа, демонстрация дружелюбия. Чокание рюмками - ранее хозяин и гость стукались друг о друга кубками с вином, вино переливалось через край из кубка в кубок, и это было гарантией того, что хозяин преподнес гостю хорошее, а не отравленное вино. Если люди не находят в ритуале смысл процедурный (рациональный), они могут найти в нем смысл символический (рационально не объяснимый). На самом деле объяснение может быть любым, если оно кажется правдоподобным и обладает внушающим эффектом, оно скоро за ритуалом закрепляется, и скоро все знают, что сказать: "Ни пуха, ни пера! - К черту" - поможет сдать экзамен. Ритуал начинает иметь не процедурный, а символический смысл, становится ритуалом внушающим.
Есть ритуалы, принятые обществом в целом, есть ритуалы пары, ритуалы могут быть исключительно индивидуальными. Ритуалы, принятые обществом в целом, составляют основу общепринятой морали. По областям применения можно выделить ритуалы гражданские и армейский, религиозные и бытовые, семейные, коммуникативные, психотерапевтические и самые разнообразные другие.
Отдельно стоит выделить мистически ориентированные ритуалы, смысл которых, хотя и не всегда осознаваемый - обращение к Высшим силам. К подобным ритуалам относятся как сложные мистические обряды, так и бытовые приметы. Встретил женщину с пустыми ведрами - плюнь через левое плечо...
И, наконец, ритуалы бывают полезными и вредными. Ритуал напиваться на праздники трудно назвать полезным, а ритуал "Бодрое утро" либо ритуалы отдыха (например, выходить из-за письменного стола каждый час на десять минут) - вещь полезная. А ритуал поздравлять друзей, родных и любимых с днем рождения - не просто польза, но и радость. Да?
Контакт между родителями и детьми - радость, удобство и гарантия предотвращения конфликтов и недоразумений. Как сохранить его с младенчества на долгие годы? Во многих семьях этому помогают привычные ритуалы, изо дня в день проходящие через всю жизнь: ритуал "Милые пальчики", ритуал "Доброе утро" и "Спокойной ночи", ритуал "15 минут перед сном".

Ритуалы, принятые в одном обществе (семье, кругу людей), могут быть совершенно непонятны и дики в другом обществе, однако чье-то эмоциональное приятие (или неприятие) каких-то ритуалов еще ничего не говорит о том, что данные ритуалы хороши или плохи. Эмоциональное отношение - только вопрос привычки и воспитания. Если вам дороги отношения с людьми, следует по возможности уважать их ритуалы, а если необходимо - самому в них включаться.
Другая возможность - продвигать ритуалы свои, которые вам душевно близки или кажутся более полезными.
Ритуалы повсеместно используются для решения разных разнообразных задач. Ритуалы помогают объединять людей и узнавать, кто наш и кто не наш, помогают настроиться на нужную волну, когда-то лучше лекарств помогают человеку взбодриться или заснуть. Ритуалы используются для пропагандистских, медицинских, психотерапевтических и многих-многих других задач.

Правила приличия: ритуалы социального поведения
Автор: Н.И. Козлов

Правила приличия, как ритуал социального поведения, отличается от собственно ритуала меньшей строгостью поведенческой схемы. Тем не менее - знать и выполнять их необходимо, если вы хотите быть принятым в обществе.
Правила приличия - более просты, чем строгий и изысканный этикет. Человек, выполняющий правила приличия, тем не менее может быть не знаком с этикетом: он приличный, но не очень воспитанный человек. А тот, кто не выполняет правила приличия - просто неприличный человек.
Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны.
Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями.00:00
Интересно, что приемлемость этих конкретных взаимодействий находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом.
Ритуализированное поведение - это всегда условность, это всегда сказки, значение которых определяется воспитанием и средой и которые приходится рассказывать всем, кто с этими сказками не знаком. Детям, по крайней мере, правила приличия неизвестны.
Пишет мама. Недавно идем по улице, а мой пятилетний сын во весь голос кричит: "Ой, толстый, толстый", - и показывает на прохожего. "Тише, нельзя так говорить", - останавливаю его я. "А почему?" - звучит закономерный вопрос. Действительно, до сих пор он с сестрами дома дурачился и изображал толстяка, называл толстыми их и дедушку. А тут вдруг нельзя. Сама я не ожидала, что такие вещи придется объяснять пятилетнему сыну. Он ведь раньше не говорил - я и не задумывалась, что он не говорит не потому, что соблюдает приличия, а потому что не может сказать, думала, правила поведения - это врожденное :). А тут нужно вводить слово “неприлично”, пояснять, что “дядя чужой”, “это обидно”. Хотя Федор тут кроме смешного ничего не увидел. Но больше пока у нас вроде таких случаев не повторялось. Хотя до этого он нашу одну знакомую бабушку называл Бабой-Ягой - действительно, она удивительно похожа на оную.

Происхождение ритуалов

Все ритуалы родились из вполне имеющих жизненный смысл процедур. Рукопожатие - показ того, что в руке нет ножа, демонстрация дружелюбия. Чокание рюмками - ранее хозяин и гость стукались друг о друга кубками с вином, вино переливалось через край из кубка в кубок, и это было гарантией того, что хозяин преподнес гостю хорошее, а не отравленное вино.
Ритуал «На посошок» (смотри видео) - перед дальней дорогой надо себя приободрить.
Ритуал «Посидеть перед дорогой» - возможность еще раз продумать все детали предстоящего пути и дела.
Позже из всех этих осмысленных процедур первоначальный смысл выветрился, осталась одна форма, имеющая теперь только символическое значение, функцию эмоциональной настройки и сближения людей, вместе практикующих эти ритуал.
Ритуал в этологии
Глава из книги В.Р. Дольника «Такое долгое, никем не понятое детство»
Консерваторы
Далеко не все знают, что животные очень консервативны. У них какая-то идиотическая потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, подчас неудобный и даже нелепый. Мой говорящий попугай жако не терпит никаких перемен в комнате. Если на полу клетки вместо газеты постелить оберточную бумагу, он приходит в крайнее негодование. Когда его отправляют в клетку, он требует, чтобы сначала сказали: «Рома, в клетку!» Пройдя часть пути, в строго определенном месте он ожидает слова «Давай, давай быстрей!», перед входом в клетку ему следует напомнить, зачем он туда идет: днем - купаться, вечером - спать. После того как он вошел в клетку, нужно сказать: «Ай, молодец, Рома, ай молодец!» Стоит что-нибудь упустить, и он подсказывает, говоря это за вас. Если что-то напутали - возвращается к исходной точке и повторяет всю процедуру сначала.
Это не результат жизни в домашних условиях. Зоологи знают, что в естественной обстановке поведение животных столь же консервативно. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов. Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов. И у детей. Вспомните, как в возрасте 2-4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы вы держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, проигрывали одну и ту же пластинку, включали один и тот же мультфильм и т.п. Что это какая-то врожденная особенность поведения, я никогда не сомневался, но смысл ее был темен.
Блестящую разгадку дал Конрад Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно-следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять. Если под этим деревом вчера росли ягоды, поищи их там и сегодня. Если на этой поляне вчера поймал зайца, поищи его там и сегодня. Если по дороге к норе эту ветку перепрыгнул, а под эту подлез и все обошлось, поступай таи и впредь. Кто в детстве не связывал себя уймой подобных табу? Шагая по плитам, не наступай на стыки. Проходя по темному коридору, не оглядывайся. Благополучно миновав его, подпрыгни и т.п. Поведение нормального взрослого человека тоже сильно ритуализировано. А людей суеверных и верящих в приметы - большинство. Правила хорошего тона, семейные и народные традиции - это ведь тоже ритуалы. Религия же не только в высшей степени ритуализирована, но и требует от паствы не подвергать сомнению и анализу свои догмы. Так что все мы немножко дети и попугаи.
Ритуалы, сохраняющие отношения
Контакт между родителями и детьми - радость, удобство и гарантия предотвращения конфликтов и недоразумений. Как сохранить его с младенчества на долгие годы? Можно ли сохранить надежный контакт родителей и детей даже в трудный подростковый период? Во многих семьях этому помогают привычные ритуалы, изо дня в день проходящие через всю жизнь: ритуал "Доброе утро" и "Спокойной ночи", ритуал "Милые пальчики", ритуал "15 минут перед сном".
Ритуал - это действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать - потому что это делают все, потому что это здесь принято. Принесение присяги - ритуал, рукопожатие - тоже ритуал, здороваться, то есть желать здоровья - так же всем привычный ритуал.
Доброе утро!
Любопытно: не все понимают, что говорить друг другу с утра "Доброе утро!" - это не просто добрые чувства от души, это - ритуал. То, что кажется в нормальных семьях таким естественным (а что может быть естественнее утреннего приветствия "Доброе утро!"?) - когда-то таким естественным не было. Этот ритуал кто-то, какой-то творческий человек, придумал и ввел. Наверное, это было вначале искусственно, а потом стало привычным и естественным. Спасибо этому мудрому человеку!
Итак, ритуал состоит в том, что с утра все с теплой улыбкой говорят (не буркают, а тепло и с улыбкой говорят) друг другу "Доброе утро" и целуют (тут по разному - в плечико, в щечку, в губки). Это - формат, то есть обязательное требование взаимоотношений. Ты можешь быть не выспатым и в обиде, но сказать "Доброе утро!" ты обязан в любом случае.
А когда ребенок подрастет в такой обстановке и к этому привыкнет, это станет для него абсолютно естественным. Это перестанет быть для него ритуалом и станет просто добрыми чувствами - от души!
Спокойной ночи
Аналогично. Ложиться спать, не подойдя к другим членам семьи и не сказав им с улыбкой и поцелуем "Спокойной ночи!" - у нас не принято. Да?
Если дети к этому не приучены, освоить эту привычку им помогает Школа хороших манер.
Милые пальчики
Утро ребенка начинается с того, что кто-то нежно гладит его пальчики на ногах. Этот кто-то прокрался к нему под одеяло и не щекотно, а приятно поглаживает его пальчики. Большой пальчик, следующий, следующий... мизинчик - все пальчики получают свои поглаживания и поцелуи. "Доброе утро, милый!", "Доброе утро, родная!" - голос мамы (или папы) сопровождает этот мягкий утренний массажик.
Здесь важна осторожность - у каждого ребенка своя чувствительность, и для кого-то даже мягкие поглаживания могут ощущаться как острая щекотка. Однако, как показывает опыт, мягкие и заботливые руки родителей чувствуют, что сейчас приятно ребенку. Важно, чтобы ребенок не приучился даже в режиме игры отдергивать ноги по типу "Ну щекотно, уйди, не хочу!" - Он сам при этом улыбается и знает, что мама все равно будет его гладить и ему на самом деле приятно, но позже эта игра может этот ритуал полностью разрушить.
Всегда ли и всех ли детей можно к этому ритуалу приучить? К сожалению, то, что упущено, восполнить можно не всегда. Если родители приучили ребенку к этому ритуалу с детства, он привычен так же, как дышать и умыться. Приучать к этому ритуалу первоклассников уже труднее, подростков - скорее неуместно, у них сейчас не тот возраст. Смотрите свою ситуацию сами, думайте. Но если у вас дети еще маленькие, ритуал "Милые пальчики" должен войти в образ жизни семьи, стать полностью естественным и внутренне обязательным, таким же, как утреннее "Доброе утро!"
15 минут перед сном
Чудесная вещь - пятнадцать минут общения ребенка с папой или мамой перед сном, когда ребенок уже в постельке, а папа или мама сидят с ним рядом и о чем-то тихо разговаривают: расспрашивают, слушают. Тут не может быть разборок и нравоучений, на крайний случай (после ссоры) можно посидеть просто рядом, погладить ручку, поцеловать пальчики и сказать: "Я тебя люблю. Спокойной ночи!" То, что говорится на ночь, остается в глубине души и на всю жизнь. Говорите друг другу теплые слова!
Все эти ритуалы - только пример, только повод задуматься, что в своей семье наши отношения творим мы сами. Тут все индивидуально - и если мама (например) разбудила дочку ритуалом "Милые пальчики", то с папой дочка встречается через ритуал "Доброе утро". В каждой семье могут быть ритуалы свои, в разное время и у каждого возраста разные, важно только, чтобы мы искали то, что будет поддерживать наши отношения день ото дня.
Процедуры и Ритуалы
Общее между ритуалами и процедурами то, что они - результат обучения, и то, что они стереотипны: по первым шагам несложно предсказать все последующие.
Отличия
Ритуал - действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать.
Потому что всем известно, что это надо делать, потому что это все делают, потому что это здесь принято. Принесение присяги - ритуал, рукопожатие - ритуал приветствия и так далее.
Потому что страхи и неврозы: "Если это не сделать, случится что-то плохое (ужасное). Ритуал не наступать на трещину в асфальте, чтобы день прошел хорошо.
Ритуал делается потому, что его нужно делать, и живет он преимущественно психологическими причинами: страхами или обещаем удачи, любовью к красоте или привычкой, заражением или внушением... Бывают ли рациональные обоснования у ритуалов? Бывают. Сочинить их не трудно. Просто изначально ритуал живет не потому, что он обоснован. Обоснование - вторично, а внушение, привычка, красота или страхи - первично.
Процедуры - действия, делать которые целесообразно. У любой процедуры, в отличие от ритуала, есть рациональное (типа научного плана) обоснования. За процедурой стоит обработка данных, оценка вероятности и другие рациональные процедуры, принятые в первую очередь в профессиональной подготовке.
Пилотирование самолета или удаление аппендикса – это процедуры.
Позиция Ребенка, Родителя и Взрослого
Создание процедур/ритуалов. Процедуры программируются Взрослым, ритуалы задаются Родителем.
Следование ритуалам/процедурам. Люди живут ритуалами в позиции Ребенка или Родителя. В позиции Взрослого люди ориентируются на процедуры.
Психотерапия является процедурой, пока проходит под руководством Взрослого психотерапевта, но когда на первый план выходят Родитель или Ребенок, она перестает быть процедурой.
Как отличить: это процедура или ритуал?
Для большинство мужчин бритье - одновременно и процедура, и ритуал. Как понять, чего больше в конкретном случае?
Если мужчина бреется, потому что ему: а) приятно касание к гладкой коже и неприятно касание наждака небритой щеки, б) бритье освежает лицо, массирует кожу и помогает просыпаться - для него это скорее процедура. Если мужчина бреется, потому что заметил: как побреется - день складывается удачно, не побрился - день хмурый, - для этого мужчины бритья скорее ритуал.
Ритуал в психоанализе
Ритуал (Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.
В психоанализе - симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.
Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные защитные механизмы этого невроза - реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. - присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал призван «упразднить» запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может «устранить» навязчивое желание испачкаться испражнениями.
Ритуал - способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями. Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле термин ритуал используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала.
Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, «перекладывая» на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.
Ритуал в психоаналитической теории
Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.
Ритуал - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.
Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.
Ритуалы и внушения в психотерапевтической практике
И в психологических консультациях, и в психотерапевтическом консультировании ритуалы используются часто, и их обычная задача - усиление внушающего воздействия психолога-консультанта.
Типичная конструкция, используемая в психотерапевтической работе - основной ритуал и обрамляющие внушения.
Ритуал, как это символическое действие, при правильном применении может стать одним из ключей к нужным эмоциям и состояниям клиента.
Влиянию ритуалов более подвержены люди тревожные и легко впадающие в транс. Клиенты, пришедшие к психотерапевту на консультацию, часто уже имеют высокий уровень тревоги, и если терапевт вгонит их в транс, они становятся легко восприимчивы к влиянию самых разнообразных, в том числе мистически ориентированных ритуалов. При этом, что подобные техники среди психотерапевтов достаточно распространены, кажется, что такие подходы приносят более вреда, чем пользы.
Кажется, что в психологическом консультировании такие подходы приносят более вреда, чем пользы. Что касается психотерапевтической практики, то в работе с трудными клиентами создание и использование позитивно внушающих ритуалов кажется вполне оправданным.
Основной ритуал и обрамляющее внушение
Типичная конструкция, используемая в психотерапевтической работе - основной ритуал и обрамляющие внушения.
Три шага:
• Предваряющие внушения
Введение в транс, начальное внушение на предмет высокой эффективности предлагаемых ритуальных действий в разрешении вопроса, поставленного клиентом. Описывается суть ритуала и то, что получит клиент в результате его выполнения; требование четкого выполнения инструкции (даю гарантию на результат только при условии четкого выполнения инструкции), получение от клиента подтверждения о ее/его готовности к ритуалу.
• Основной ритуал
Ритуальные действия (любые), при этом ритуал может быть как с направлением, так и без.
• Завершающие внушения
Поддержание транса, подведение итогов, завершающее внушение на предмет высокой способности клиента осуществить обнаруженное решение в своей жизни.
Например - см. фрагмент из работы Хеллингера в Расстановках, или структуру упражнения "Духовное самопонимание" Геннадия Павленко.
Уместность использования
Уместно использовать, когда:
• У психотерапевта нет толковых гипотез, в чем причина проблемы (непонятно как работать)
• Клиент склонен к ритуалистике.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 2201
© 02.04.2013г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2013-775648

Рубрика произведения: Проза -> Психология



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1