Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Психология помогает разрешать наши проблемы


Психология помогает разрешать наши проблемы
Когда у человека возникает потребность в психологической помощи.
"Психология - жуткая наука!" - Сказала Елена Малышева в программе "Жить здорово!" Как это вам, коллеги!?
2013-03-29 15:04:18 - Валентина Евдокимовна Романенко
Только Е. Малышева с позиции человека, который не вникает глубоко в данный предмет, озвучила тезис о ненужности обучения специальности ПСИХОЛОГИЯ.
2013-03-29 15:08:04 - Наталья Анатольевна Урбанович
Не согласна с Еленой Малышевой (кстати, не в первый раз её высказывания меня коробят). Она почему-то признаёт только психиатрию.
15:35:54 - Ольга Константиновна Максимова
По-моему, Малышева решила затмить всех и всё.

Психиатрия - это отрасль медицинской практики, которая имеет дело с умственными расстройствами. Соответсвенно психиатр - это врач, лечащий душевно больных людей.
Психология - наука, изучающая психику нормального, здорового человека, а практикующий психолог - это специалист, который помогает нормальным людям решать возникающие у них проблемы.
Психотерапия - это универсальные человеческие отношения, в которых посвященная и обучаемая личность пытается помочь другой личности, используя для этого саму себя. З.Фаестайн, психотерапевт.

В жизни каждого человека бывают трудные дни, "черные полосы", трагические события. Человек в молодости. в зрелости, в старости может столкнуться с непростыми проблемами, которые подчас кажутся неразрешимыми.
Примеров можно привести бесконечно много.
Вот некоторые из них.
Начинают преследовать неудачи, и человек теряет веру в себя в собственные силы, теряет надежду на лучшее - в результате он перестает радоваться жизни, постоянно грустит, "впадает в депрессию".
Человеком может овладеть какая-то страсть (зависть, ревность, мучительная неразделенная любовь и т.п.), с которой не может справиться, но с которой не может и не хочет жить дальше.
Можно впасть в зависимость от табака, наркотиков или алкоголя. причем оказывается, что в борьбе с такими зависимостями легче решить сугубо медицинские проблемы выведения соответствующих вредных веществ из организма и восстановления нормального обмена веществ, чем избавится от зависимости психологической. Что же касается зависимостей от компьютера или азартных игр, то они носят сугубо психологический характер, но как показывает практика, избавится от них бывает нисколько не легче, а подчас даже труднее , чем от алкогольной или даже наркотической зависимости.
В таких случаях сила зависимости оказывается сильнее силы воли, и человек. даже желая расстаться со своими вредными привычками, не может этого самостоятельно добиться.
Человека могут мучить самые разные страхи: страх темноты, страх высоты или замкнутого пространства или замкнутого пространства, страх одному остаться дома или, наоборот, страх выйти на улицу, спуститься в метро, летать на самолете, столкнуться с собакой и многие другие. люди подчас осознавая неразумность или даже нелепость своих страхов, всё же не могут от них избавиться без посторонней помощи.
Но проблемы могут быть и иного рода. Вполне благополучный человек хочет, например, попробовать себя в другой профессии или сделать более успешную карьеру, сменить имидж или что-то ещё важное изменить в своей в общем-то неплохой жизни. Хочет, но не знает, как этого добиться.
Нередко проблемы касаются не столько самого человека, сколько его взаимоотношений с другими людьми.
У многих проблемы возникают в семье. Например муж и жена, любящие друг друга, не могут найти общего языка, беспрерывно ссорятся и, не желая разводиться, не могут и продолжать такую конфликтную совместную совместную жизнь, Очень часто родители не знают, как вести себя со своими детьми, а дети, в свою очередь, не могут наладить нормальные отношения с родителями и другими родственниками.
Человек может столкнуться с проблемами общения и на работе: кто-то, будучи начальником, оказывается не способным эффективно руководить своими подчиненными. Кто-то, напротив, не может находится в нормальных отношениях со своим начальником, а кто-то просто не в состоянии продуктивно и без напряжения общаться с коллегами.

Наряду с академической психотерапией сегодня существует и так называемая интуитивная психотерапия – помощь, которую все люди нередко ищут и сами оказывают другим людям психологическую помощь, не будучи профессиональными психологами. Многие в трудных ситуациях стремятся поговорить «по душам» с близким другом, родственником, любимым учителем, или, напротив, с посторонним человеком: таксистом, случайным соседом по купе в поезде дальнего следования. Зачастую помощь непрофессионалов может быть весьма эффективной. Но в действительно сложных случаях её может оказаться недостаточной.

Каждый непрофессионал по-своему ориентирует человека в решении его жизненных проблем.

Человек и его окружение, обращаясь к непрофессионалу, заранее относятся к его наставлениям не как к шутке, а серьезно согласуют свои действия, свою жизнь с его представлениями, наставлениями и предсказаниями, в которые безраздельно верят. В данном случае - это феномен «самореализующегося пророчества» - главное, чтобы сам человек или окружающие его люди в это верили.

Все это базируется на уменьшении физических и материальных затрат без снижения эффективности и является важным принципом избавления человека от «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Непрофессионал может ориентировать на позитивное в жизни человека, на поиск его ресурсов и тем самым формирует в человеке надежду в положительном разрешении проблемы.

Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы разрешали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам разрешать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»). Использование только положительных подкреплений в общении с непрофессионалом позволяет страдающему человеку раскрепостить и активизировать его позитивные воспоминания, интуицию и способность конструктивно фантазировать, сделать доступной его субъективную концепцию разрешения проблемы.

Основные приемы:
1. «Опора на прогресс» —1) «Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезала или значительно уменьшалась?» 2) «Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?»
2. «Фантазии о будущем» — «Когда проблема может разрешиться?» 2) «Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы Вас встретили через тот период времени, который Вы указали , и у Вас действительно было бы все в порядке и если бы мы Вас спросили тогда: «Что Вам помогло?» — то что бы Вы нам ответили?» Повторными вопросами — «Что еще могло бы Вам помочь?» — формулируется развернутая программа, включающая желательное поведение микросоциального окружения и специалистов, их рекомендации. 3) «Продумайте, как Вы будете благодарить всех людей, включенных в Вашу замечательную программу, за их помощь?»

3. «Благодарности» ориентированы на прямое или парадоксальное усиление сотрудничества микросоциального окружения человека в преодолении проблемы. После того как программа «благодарностей», учитывающая личностную значимость конкретных людей из микросоциального окружения, сформирована, человеку предлагается начать реализовывать авансом «программу благодарностей».
Основные положения интуитивной психотерапии могут быть сформулированы следующим образом.
1. Причины проблем каждого человека лежат в прошлом, но в его собственном опыте заложены и ресурсы для разрешения этих проблем. «Каждый пациент знает решение своей проблемы даже в том случае, если ему кажется, что он этого не знает» (Э.Эриксон).
2. Анализ причин проблемы сопровождается самообвинительными переживаниями человека и обвинениями своих близких, что не способствует её разрешению.

3. Интуитивный опыт закрепляет и подсказывает только эффективные решения.
4. Человек не волен освобождаться от всех проблем, но у него есть возможность сменить «черное» видение своей жизни и мира на более диалектическое мировоззрение. Это способствует преодолению проблем. Конфронтация, «борьба» с проблемой в большинстве случаев неэффективна, принятие проблемы — путь к компромиссному решению.

Самореализующееся пророчество (англ. self-fulfilling prophecy) - термин, предложенный амер. социологом Робертом Кингом Мертоном (1948) для тех предсказаний, которые стихийно «управляют» поведением людей и приводят к ожидавшимся ими результатам.
Идея Мертона о влиянии сознания на бытие снова привлекла к себе внимание после того, как в 1968 г. амер. психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент, в котором учителя старших классов школы получили от психологов, проводивших тестирование учащихся, прогноз, из которого следовало, что 20% учащихся в течение учебного года сделают большие успехи в учебе и хорошо сдадут экзамены. Прогноз оправдался, хотя в действительности он был «липовый»: учеников назвали совершенно наугад. Розенталь и Якобсон дали столь поразительному факту новое имя «эффект Пигмалиона» (по смысловой ассоциации, напр., с пьесой Б. Шоу «Пигмалион», где профессор «превращает» бедную цветочницу в прекрасную леди). Син. эффект Розенталя. (Б. М.).
В древней культуре
В легенде о князе Олеге вещий старец сделал пророчество, будто князь погибнет из-за своего коня. Олег отослал коня от себя, но так как много пережил с ним, то приказал слугам заботиться о нем. Через много лет князь узнает, что конь умер и желает посмотреть на его останки. Из черепа коня выползает змея, кусает его, и Олег погибает.
В современной культуре
• В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» одна из героинь, Аглая Ивановна, в раздражении и смятении говорит князю Мышкину: «…Разбейте по крайней мере китайскую вазу в гостиной!..», — на что он отвечает: «Напротив, постараюсь сесть как можно дальше: спасибо, что предупреждаете». Однако, присутствуя на званом ужине у семьи Епанчиных, он тем не менее разбивает вазу, поражаясь «сбывшемуся пророчеству».
• В повести Оскара Уайльда «Преступление лорда Артура Сэвила»[1] хиромант СЕПТИМУС Р.ПОДЖЕРС предсказывает Артуру Сэвилу, что тому предстоит убить человека. Будучи человеком ответственным, Артур начинает стремиться совершить столь тяжкий проступок до своей свадьбы. Однако ему раз за разом это не удается, и отчаявшись он убивает мистера Поджерса. Суть в том, что до пророчества Артур был бесконечно далек от такого преступления.
• В фантастическом фильме «Матрица» в одной из сцен главный герой Нео отправляется на встречу с таинственным оракулом. Встреча происходит в обычной квартире на ее кухне. Когда Нео только переступает порог, оракул просит его не беспокоиться о вазе, после чего герой в недоумении оборачивается по сторонам, задевает стоящую рядом вазу и разбивает ее. Нео второпях приносит извинения, на что оракул замечает, что в них, как уже было сказано, нет необходимости, а также задает вопрос: разбилась бы ваза, если бы оракул ничего не произнес. Позже у зрителя возникает вопрос: стал бы Нео избранным, если бы ему не сказал об этом оракул.
• В фильме «Особое мнение» сотрудник полиции Джон Андертон получает пророчество, согласно которому он через 35 часов убьёт незнакомого ему человека. Он пытается найти этого человека, чтобы выяснить, в чём дело. Встретившись с ним, он непреднамеренно его убивает. Впоследствии выясняется, что этот человек не имел к нему никакого отношения, и найти его Джон смог только с помощью пророчества.
• В книгах о Гарри Поттере — до рождения Гарри было сделано пророчество, что в конце июля родится мальчик, который или сможет победить Тёмного Лорда, или Тёмный Лорд убьёт его. Лорд Волан-де-Морт услышал часть пророчества и решил уничтожить ребёнка. Под условия пророчества подходили родившийся 31 июля Гарри Поттер и родившийся 30 июля Невилл Долгопупс. В качестве своей жертвы Волан-де-Морт выбрал Гарри, тем самым исполнив пророчество и определив своего противника.
• В аниме-сериале «Эксперименты Лэйн» тема самоисполняющегося пророчества центральная для пятого по счету эпизода — Distortion.
• В романе «Золотой телёнок» упоминается «…квартира номер три, известная больше под названием „Вороньей слободки“». Жившие в ней люди настолько часто говорили о возможном пожаре, что конце концов он и произошел: «Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов».
• В повести Александра Грина «Алые паруса» собиратель песен и сказок Эгль, глядя на игрушечную яхту с парусами из обрезков красного шелка, предсказал маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезет в свое королевство. С этого момента Ассоль ждет своего принца на корабле с алыми парусами. Оказавшийся в ее городе капитан Грэй увидел спящую Ассоль и влюбился в нее. Ему рассказали о «предсказании», после чего Грэй установил на корабль паруса алого цвета и приплыл за Ассоль, таким образом исполнив предсказание.
• В романе Айзека Азимова «Конец Вечности», вычислитель Лабан Твиссел получил мемуар Маллансона, в котором было сказано, что было сделано для того, чтоб Вечность была создана и впоследствии Твиссел следовал этому мемуару.
• В фильме «Час расплаты» инженер Майкл Дженнингс, создатель машины, способной предсказывать будущее, уничтожает её, поскольку её прогнозы являются потенциально опасными для существования человечества: «машина предсказывает войну, и упреждающий удар провоцирует её начало; она предсказывает чуму — мы собираем всех больных и начинается эпидемия; машина предвидит будущее, а мы осуществляем её прогноз»
Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.
Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Самореализующее пророчество в учебном процессе работает следующим образом:
1. Учитель формирует ожидания
2. Опираясь на эти ожидания, учитель влияет на ребенка соответствующим образом
3. Поведение педагога говорит каждому ученику, что от него ожидают
4. Если это поведение довольно ярко выражено (пускай даже незаметно), оно, как правило, формирует поведение учащихся и их достижения
5. Со временем поведение ученика все более будет соответствовать тому, чего от него ожидают
Этапы 3-5 являются следствием этапов 1-2, поэтому рассмотрим только первые два.
Главное тут в том, что учитель формирует ожидания (собственные). В начале общения мы воспринимаем ученика не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти представления остаются навсегда, являясь ложными. Подобным образом, стоит заметить, и ученики формируют свои ожидания от учителей.
Педагог действует согласно ожиданиям. Различные ожидания обычно приводят к различным видам влияния. Выделяются их 4 вида.
КЛИМАТ: невербальное, социоэмоциональное влияние (улыбка, кивки, контакт глаз).
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: похвала, критика, оценка.
ПЕРЕДАЧА: учитель учит, как правило, больше тех, от кого большего ожидает.
ПОЛУЧЕНИЕ: учитель предоставляет, как правило, больше возможностей проявить себя тем, от кого большего ожидает.
Таким образом, рецепт прост, ожидайте достижений от Ваших учеников, более того, дайте им понять, что они на это способны. Достижения придут, сработает самореализующееся пророчество, т.е. эффект «Пигмалиона» .
А что по этому поводу скажут ученики (слушатели)?
Эффект Пигмалиона (Эффект Розенталя).
Пигмалион - в греческой мифологии легендарный царь Кипра, который сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую; оа стала женой Пигмалиона по имени Галатея.
Термин - эффект Пигмалиона, взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества.
Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. В этом исследовании 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе. Несмотря на то, что оригинальное исследование впоследствии подверглось критике за методологические просчеты, оно привлекло большое внимание к феномену влияния ожиданий учителей на эффективность учебной деятельности школьников.
Обнаружилось, в частности, что эти результаты особенно применимы в отношении обучения детей из неблагополучных семей. Выяснилось, что неблагополучные дети плохо учатся в школах из-за низких ожиданий работающих с ними учителей.
Было предложено два объяснения эффекту Пигмалиона. Согласно Куперу, учителя полагают, что они обладают меньшим контролем над учениками, в отношении которых имеют низкие ожиданиями, в сравнении с учениками, на достижения которых они рассчитывают. Поэтому, чтобы усилить свой контроль, учителя часто прибегают к аффективной обратной связи в отношении первых, тогда как последние чаще получают обратную связь в отношении затрачиваемых ими усилий. Такие различные подходы к оценке могут приводить к снижению веры учеников, на успех которых учителя не рассчитывают, в то, что их усилия оказывают влияние на результаты учебы. По мнению Бар-Тала, ожидания учителей в отношении учебной деятельности учеников основаны на восприятии учителями причин успехов или неудач своих учеников. Если учителя полагают, что причины неудач ученика является устойчивыми, они не ожидают успехов со стороны этого ученика в будущем и ведут себя в соответствии с таким убеждением.
Формирование ожидания является феноменом, неизбежно сопутствующим человеческой природе. Вместе с тем, только ошибочные и/или негибкие ожидания могут препятствовать эффективной работе учителей. Один из способов уменьшения возможного негативного влияния эффекта Пигмалиона состоит в том, чтобы помочь учителям осознать существование этого феномена и его последствий.
Литература:
1. http://www.psy-expert.ru/index/0-200
2. Психология XI. / А.Д.Андреева, Е. Е.Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. Воронеж, НПО МОДЕК, 2006.

Здоровая психология и психотерапия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zdorovaya_psihologiya_i_psihoterapiya
Автор: Н.И. Козлов

Здоровая психология имеет дело со здоровыми людьми, решая нормальные для человека задачи жизни и развития. Психотерапия лечит душевное нездоровье, избавляет человека от мучающих его проблем, оказывает помощь и поддержку в трудных для человека жизненных ситуациях.
Здоровой психологией занимаются психологи. Психотерапией занимаются психотерапевты (терапевты).
Если совсем упрощать, то разделение следующие: крыша едет - психиатр, душа болит -психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке -психолог. Постановка целей и сопровождение в развитии - коуч.
История вопроса
Изначально практическая психология формировалась почти исключительно как психотерапия, в связи с чем исторически сложилось, что различая теоретическую и практическую психологию, стали устойчиво употреблять понятия - "психолог" (имея в виду теоретическую психологию) и "психотерапевт" (имея в виду практическую психологию)↑.
Нужно учесть, что одним из корней психологической работы в Советском Союзе была психотерапевтическая деятельность, помощь людям, страдающим от нарушенных взаимоотношений, собственной нереализованности и другой личностной и социальной неустроенности. Тема "техник психологического влияния" была в стране под запретом, но разве можно запретить помощь людям, которые в помощи нуждались? Психотерапевтическая работа пробила брешь запретов, психологические тренинги в рамках психотерапевтической работы получили право на жизнь.
Правда, с тех пор пошла традиция всю практическую психологию, в том числе, способствующую развитию личности, называть исключительно терапевтической работой, психотерапией. Смотри видеофрагмент из лекции В.В. Петухова: "Основные направления практической психологии, или психотерапии" - любопытное название, не правда ли?
Со временем, когда практическая психология стала широко развиваться, выделились большие области практической работы, которые психотерапевтической работой называть уже не правомерно никак.
Психология работы руководителя (как область практической работы с руководителем), психология лидерства как психологическая практика, тайм-менеджмент, построенный почти исключительно как область психологической практики, психология переговоров...
Понятно, что это уже не психотерапия, тут психолог имеет дело со здоровыми людьми, никого не лечит и помощи в трудных ситуациях не оказывает. Таким образом, преодолевая сложившееся словоупотребление, возникла необходимость выделять здоровую психологию в отличие от психотерапии, и возвращать именование "психолог" тем практическим психологам, которые работают со здоровыми людьми.
Здоровая психология и психотерапия: признаки
При кажущемся четком разделении между здоровой психологией и психотерапией нет четких границ, но существует множество признаков, помогающих в совокупности понять, происходит ли в данном случае психотерапия или идет обычная психологическая практика. Психотерапевт чаще концентрируется на проблемах, психолог на задачах и возможностях, психотерапевт чаще лечит, психолог - обучает, психотерапевт чаще исходит из невозможности для человека самостоятельно справиться с затруднениями, психолог убежден в достижимости этого, у них разный словарь и разный контингент.
Позитивная психология
Позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека. Сторонники позитивной психологии полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, почему, несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 603
© 30.03.2013г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2013-773258

Метки: психиатрия, психология, психотерапия,
Рубрика произведения: Проза -> Психология



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1