Фламенко


Фламенко
Фестиваль Фламенко в Садлер-Велс

Эпиграф: «Танец — это метафора мысли». Фридрих Ницше


Я долгое время ждал возможности сходить на этот фестиваль и, наконец, получил в подарок на день рождения билет в этот известный в Лондоне театр.
Здесь, несколько лет назад, я смотрел постановку балета «Чайковский»(1), Бориса Ейфмана, и был впечатлен не только балетом, но и уютной атмосферой, царящей в театре. На трёх этажах три кафе, где можно посидеть перед спектаклем, выпить кофе, а может и бокал вина. На сей раз подавали испанские блюда, вина и зрители, «вживаясь» в испанскую атмосферу, пробовали эту «экзотику» на вкус. Мы с женой поужинали дома и потому прошли прямо в зал, и сели на свои места, разглядывая красочную программку...

Зал постепенно наполнялся, в воздухе висел гул оживлённых голосов и даже всплесков громкого смеха, что совсем не свойственно для аудиторий академических театров, к которым, отчасти, принадлежит и Садлер-Велс. Но сегодня был особый вечер и в зале было много молодёжи, в том числе испанцев, живущих в Лондоне...

…Наконец, представление началось и на тёмной сцене, в кругу света, появились два танцора. Их танец сопровождался страстным пением и гитарными переборами двух гитаристов. Голоса певцов вели мелодию, гитары вели ритм, который подтверждался ручным прямоугольным барабаном и скрипкой. И без того быстрый темп танца делался всё ярче и стремительней, ноги танцоров отбивали угрожающий чечёточный ритм и мельком вспомнились американские довоенные фильмы с Фредом Астором, и его танцами, которые покорили тогдашнюю публику. Но те танцы, были приглажены, приспособлены под запросы цивилизованной публику, а здесь страсть и инстинкты древней жизни пробивались наружу через благообразие костюмов и формат балетной сцены. Мужчины были одеты в брюки и белые рубашки с шарфом и «сюртучком» поверх, на женщинах платья в горошек, яркого цвета и с длинным шлейфами — хвостами, которые иногда в стремительном танце напоминали хвосты павлинов.

Один номер сменялся другим, танцы становились всё ярче и ожесточённей и страсть пробивалась сквозь привычную цивилизацию буйным скрежетом мужского голоса, выпевающего испанские слова, с цыганским «акцентом». Женщины, во время сопровождающего танцы пения, не сдерживаясь всхлипывали от внутреннего напряжения и это напомнило мне русских плакальщиц, провожающих в последний путь очередную жертву «окаянной» жизни, в которой все, рано или поздно умирают.
Именно фламенко — сплав песни, гитарной игры и танца — можно считать атавизмом древней свирепой инстинктивной жизни, и в моём воображении, это искусство всегда сопровождает сцены насилия и проявления неистовой страсти, любви и ревности, в этом «прекрасном и яростном мире»!
И ещё я вспомнил Толстого и Достоевского, которые описывали цыганские хоры и ночные сумасшествия в среде российских дворян, ресторанных завсегдатаев, пьющих горькую и всхлипывающих во время исполнения цыганских романсов и плясок, от наплыва чувств и пьяной тоски, которой во все времена отличались буйные русские характеры. Толстой любил цыган и говорил что «Не вечерняя»(2), в исполнении цыганского хора, вызывает у него слёзы грусти и умиления...
Концерт продолжался, и на сцене появилась неистовая цыганская красавица, которая всё больше и больше распаляясь, отбивала немыслимую дробь каблуками, с такой частотой что кажется, ноги не могли за ней поспеть и потому, оставались в кажущейся неподвижности.
Но откуда же тогда этот чарующих, бешеный ритм, откуда эта сила мышц тела, неистовство чувств и темперамента?!
И ещё мне вспомнился Рахманинов, который, может быть, в обществе знаменитого Шаляпина, прогуляв всю ночь в «Яре», под утро, приехав домой садился за рояль и сочинял свой Второй фортепьянный концерт (3), который берёт за душу своей русскостью и радостной грустью уходящей молодости, неизбывного счастья грустной весны, которая за окном, в саду, в предутренних сумерках, расцветала вишнёвым розовым цветом и ароматами сбывшейся, но уже умирающей, весны...
Вспомнил я и первого гитариста фламенко, которого я услышал в далёкие советские времена — Пако де Лусию (4), который бывал в России и оставил во многих русских душах лёгкую грусть по ушедшей горячечной юности российской «цыганщины», оставшейся, почему то на другом краю Европы, в Испании, куда цыгане несколько столетий назад переселились из Византии, во времена её разгрома турками...
А ещё я вспомнил своих знакомых цыган, которые вместе со мной играли в футбол, поражая всех своей мягкой манерой обращения с мячом, весёлостью и шутками в цыганском стиле...
Взрослея, они становились оседлыми жителями пригородов, рабочими, заводили семью и жили, как все вокруг, монотонно и умеренно, казалось на все времена забыв о шёлковых шатрах и темпераментных, зажигательных песнях и плясках...

… Незаметно, концерт подошёл к концу, и переполненный зал, после бурных оваций, громко обмениваясь необычно яркими впечатлениями, струйками выливался в тишину весеннего лондонского вечера, на ярко освещённые улицы, растворяясь в потоке машин и прохожих...
А я возвратившись домой долго не мог заснуть и вспоминал свою молодость, неистовства первой любви и ощущение вечности бытия, в раскрывающемся для счастливой жизни, весеннем мире!

Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков

1.Балет Бориса Эйфмана "Чайковский": http://www.youtube.com/watch?v=c152Pyn63qk
2.НЕ ВЕЧЕРНЯЯ РОЗА ЭРДЕНКО В СПЕКТАКЛЕ "ГРУШЕНЬКА": http://www.youtube.com/watch?v=Je_tHefhWdg
3.Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано - Ван Клиберн://www.youtube.com/watch?v=huu-nir6RNw
4.Пако де Лусия: http://www.flamenco.ru/film-videos/paco-de-lucia-film-flamenco


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»
http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 8
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 332
© 27.03.2013 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2013-770825

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Юрий Алексеенко       27.03.2013   23:53:17
Отзыв:   положительный
РАХМАНИНОВ, ДОСТОЕВСКИЙ.... ВСЁ ЭТО НАШЕ, РОДНОЕ И БЛИЗКОЕ ПО ДУХУ. ОБ ЭТОМ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ВСПОМНИТЬ НЕ ГРЕХ.

СПАСИБО. НАПИСАНО ХОРОШО, С ЧУВСТВОМ.









1