Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ходят слухи


Ходят слухи
В любом обществе существуют индивидуумы, которые многого не понимают – это выражается в проявлении злобного ликования в отношении проявления клеветы, лжи и слухов. Используя различные методы, они стремятся распространять злобные слухи, распространяемые в основном глупыми людьми. Такие люди очень легко распространяют прочащие слухи. То, что люди не в состоянии понять, они подменяют чем-то надуманным.Причина не в том, что эти слухи распространяются людьми, а в том, что кажется, что у слухов нет источника.
Существуют правила работы со слухами:
• При отсутствии какой-либо информации, заполните вакуум фактическими данными;
• Докажите, что все ложные слухи на самом деле ложные;
• Развенчайте все слухи, с которыми пришлось столкнуться;
• Для каждого высказывания сведите к нулю уровень интереса, с которым его воспринимают;
• Тщательно изучайте место действия до тех пор, пока не обнаружится источник слуха.
• Используйте знания об этом источнике, чтобы блокировать его или уничтожить вообще, но ни в коем случае не криминальными средствами.
• Продолжайте заполнять вакуум полезной информацией , пользуясь всеми имеющимися в наличии каналами.

Слухи кажутся нам хаотической неразберихой, стихией, неподдающейся никакой классификации. Между тем это не совсем так. Можно выделить по крайней мере два параметра, по которым слухи отличаются друг от друга.
Первый параметр – экспрессивность – связан с типом эмоциональной реакцией людей, вызываемой данным слухом. В соответствии с этим выделяют:
• Слух-сплетню;
• Слух-желание;
• Слух-пугало;
• Агрессивный слух.
Второй параметр – объективная степень достоверности, т.е. собственно информационная составляющая слуха. С этой точки зрения слухи могут быть:
• Абсолютно недостоверными;
• Недостоверными с элементами правдоподобия;
• Правдоподобными;
• Достоверными с элементами неправдоподобия.
Абсолютно достоверные слухи, как правило, не бывают, так как подвергаются искажениям и всегда в той или иной в мере отличаются от истины.
Слух-сплетня часто сопровождают людей публичных профессий, находящихся «на виду» : артистов, политиков, начальников всех рангов и мастей. В основе возникновения сплетни лежит нормальная для людей потребность получше узнать человека, которого часто видишь, познакомится с ним поближе. Но знаменитости, приходя к нам в дом с экранов телевизоров, живут в каком-то своём, далёком мире, из которого просачиваются не так уж много информации (не считая той, которую они сами организуют и «запускают в народ» с рекламными целями).
Присущая человеку познавательная потребность, не будучи удовлетворенной, создает у него состояние психологического напряжения, которое он стремиться снять или хотя бы ослабить. Именно это стремление и становится основой психологической готовности человека принять на веру любую информацию об интересующем лице. Так возникает слух-сплетня, мгновенно подхватываемый и передаваемый другими людьми, получающими удовольствие не только от получения информации, но и от её распространения.
Достоверность таких слухов весьма невысока, правды в них намного меньше, чем вымысла, а некоторые были и вовсе абсурдны.
Слух-желание возникает в тех случаях. Когда исполнение надежд и чаяний в ближайшее время маловероятно, но потребность в них велика. Такая проекция мечты на существенную действительность и порождает слух-желание.
Не всегда слух-желание возникает спонтанно. Нередко он создается искусственно и используется в политической борьбе для компроментации, например, какой-либо партии, якобы обнадёживающей население решением той или иной проблемы, а потом не справившейся с ней.
Слух-пугало обычно циркулирует в обществе или группах, где господствуют тревоги и страхи, порожденные неудовлетворенностью. По своей экспрессивной характеристики такой слух – полная противоположность слуху-желанию. Он может варьировать от простого пессимизма до откровенной паники.

Агрессивные -слухи распространяются в тех случаях, когда в обществе искусственно культивируются настроения ненависти или враждебности по отношению к внешнему или внутреннему противнику. Сюжет подобных слухов связан, как правило, с описанием действий или поступков «враждебных» сил, совершенных с особой жестокостью. Население отвечает на эти слухи всплеском негодования, неприязни к представителям «агрессивной» социальной группы или народности, готовностью к менее жестокому отпору. Именно такие слухи провоцируют и разжигают национальную вражду, питают и поддерживают националистические и расовые движения.
Психологические условия возникновения и прекращения слухов
Первым условием возникновения и распространения слухов являются недостаточная полнота информации, доставляемой населению через официальные каналы. Это обстоятельство вызывает у людей состояние эмоционального напряжения, чувство неуверенности, невозможности принять решения в отношении важных для себя обстоятельств. Слухи, восполняя недостаток информации. Способствуют ослаблению психологического напряжения, причем, чем правдоподобнее слух, тем охотнее ему верят. В этом смысле эффективны даже агрессивные и пугающие слухи, поскольку обладание даже негативной информацией лучше, чем её отсутствие. Слухи, предоставляющие человеку недостающую информацию, позволяют выбрать ту или иную тактику поведения и выйти из тягостного состояния неопределенности.
Вторым условием распространения слухов является удовлетворение потребности в самоутверждении, испытываемой рассказчиком. Пересказывая сюжет слуха, человек стремится создать у слушателей впечатление, что ему доступны источники информации, закрытые для других. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик читает в глазах слушателей, служат ему дополнительным стимулом, и он обязательно перескажет слух нескольким лицам. Постепенно рассказ обрастает дополнительными колоритными деталями и становится все менее правдоподобным. Целью того, кто воспроизводит слух, является не столько распространение информации. Сколько создание положительной эмоциональной установки по отношению к самому себе. Именно такие люди становятся отчаянными сплетниками, не способными сохранить в тайне ни одного доверенного им секрета.
Третье условие распространение слухов связано с некритичностью восприятия некоторыми людьми любой приходящей к ним информации. Не зная источника слуха, они чаще всего склонны предполагать, что сообщение исходит из надежного источника. В этом случае слух выступает как форма престижного внушения. Люди доверяют слуху и считают, что это мнение разделяет большинство.
Критичность по отношению к слухам снижается и в ситуации паники, когда происходит эмоциональное заражение людей состоянием окружающих. Люди подсознательно стремятся снизить собственное психологическое напряжение и, передавая слух, разделяют свое волнение с окружающими. Современное переживание страха приносит облегчение. Кроме того , человек, передающий другому панический слух, часто питает слабую надежду. Что слушатель опровергнет его.
Лучшим способом прекращения слуха является предоставление точной и достоверной информации, без обсуждения или опровержения слуха, то есть любое опровержение слуха служит дальнейшему распространению и поддержанию слуха. «Всякая клевета получает только больше значения от возражений на неё» , - говорил Л.Н.Толстой, ибо клевета есть не что иное, как целенаправленный слух.

Главный механизм появления сплетней заключается в переизбытке или недостатке информации, о чем или о ком либо.
При помощи сплетни или слухов можно деморализировать противника.
Слухи могут быть страшилками, ловушками. Слухи – это особая недостоверной информации, которая передается по секрету и якобы никто не знает об этой информации.
Слух всегда искажает информацию, в тоже время в ряде случаев, он может быть со временем стать реальностью.
Слухи делятся по 4 критериям:
  • 1)Абсолютно не достоверные слухи;
  • 2)Просто не достоверные;
  • 3)Достоверные слухи;
  • 4)Близкие к действительности.
Слух вызывает странную реакцию – бредовую окраску.
Слухи могут вызывать циркуляцию недостоверной информации в ходе трансляции и ретрансляции.
В ходе трансляции и ретрансляции, в ходе самого процесса самопроизвольной циркуляции слухов с основными сообщениями, составляющими их содержание, происходят определенные трансформации. В конечном счете, все эти трансформации обычно сводятся к трем основным тенденциям. Во-первых, всегда происходит определенное сглаживание самого содержания слуха. Во-вторых, происходит заострение его эмоциональных компонентов. В-третьих, возникает своеобразная адаптация слуха к особенностям той аудитории, в которой он распространяется.
Сглаживание проявляется в том, что исходная фабула слуха становится при его передаче все короче. Это происходит, в основном, за счет постепенного исчезновения тех деталей, которые данной аудитории представляются несущественными.
И так слухи бывают:
  • 1) Слух – желание – это некоторая потребность то, что хочется получить (вызвать гордость за нас или других). Эти слухи осуществляют двоякую функцию. С одной стороны он соответствует пожеланиям людей. препятствует развитию негативных эмоций. С другой стороны, такие слухи деморализуют население. создавая повышенные ожидания. 
  • 2) Слух – пугало, который может приводить к панике. Слух-пугало возникает на почве страхов и опасений. Они могут нанести ущерб и вызавать беспокойство у человека. 
  • 3) Агрессивный слух – для создания негативного образа или настроения.
  • 4) Нелепый слух - лишенный здравого смысла; неразумный, бессмысленный;
  • 5) Финальные слухи вызваны предстоящими действиями в бу3дущем, длительное время ожидаемые людьми.
  • 6) Целенаправленные слухи.Технология: привлечение общительных людей, привлечение экспертов, привлечение авторитетов, привлечение легких денег, то есть материально стимулировать людей к распространению слухов.
По мнению Р. Л. Росноу, специально занимавшегося исследованием психодинамики слухов, слухи как особый информационный феномен играют сильную эмоционально-облегчающую и «очищающую», почти катарсическую роль. Это подтверждает закон Г. Олпорта-Л. Постмэна.
Закон Олпорта-Постмэна гласит: интенсивность слуха (вероятность возникновения, скорость и масштаб распространения, степень влияния на поведение толпы) — функция, производная от значимости его содержания и уровня неопределенности информации по интересующему вопросу:
интенсивность слуха = заинтересованность х неопределенность информации.
В упрощенном виде это выглядит следующим образом:
С = И *Д,
где С — слух, И — интерес, Д — дефицит. Знак умножения означает, что при нулевом значении одного из сомножителей произведение равно нулю. Неопределенность информации — это дефицит, но не всякой, а субъективно надежной информации. Он обратно пропорционален количеству официальных сообщений (КС) и доверию к источнику (ДИ):
ДИ=1/(КС*ДИ)
Если соединить две приведенные формулы, то
С=И/(КС*ДИ)
В специальных экспериментах было установлено, что содержательная значимость слуха — не самый существенный фактор. Весьма существенны такие факторы, как тревожность и эмоциональная неуверенность общности, способствующие принятию и распространению слуха, причем значимость последнего зависит от того, порождены ли слухи ситуацией или имманентно присущи данной общности, т. е. порождены ей самой.
На возникновение слухов влияют и мелкие детали. К ним относится, например, демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность сообщения.
Трансляция «засекреченного» сообщения — фактор повышения социального статуса источника, подчеркивает его «информированность», вхожесть «в сферы». Важной деталью оказываются ссылки на «авторитетные источники». Еще одна деталь: желание повысить престиж часто толкает людей на передачу и сочинение слухов и сплетен.

Литература:
1. В.С.Высоцкий. Песенка о слухах.






Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 528
© 03.03.2013г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2013-752753

Метки: слухи и сплетни,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Анна Яблонна       06.04.2013   07:57:56
Отзыв:   положительный
Спасибо, Алексей!
Повторение, размножение слухов - признак глупости. Согласна!
А если не по глупости, то из корыстных побуждений.
Жаль, что официальная информация часто бывает запутанной и ложной.
Однако, в многообразии противоречий ложной информации, часто видна правда))
Успеха Вам!

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1