Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Советская Гавань (Бяуда. Лососина, Ванино)


Советская Гавань (Бяуда. Лососина, Ванино)
Плавкран привели в порядок и в середине лета буксир "Алаид" отбуксировал нас в Советскую Гавань.
По пути, ночами, с палубы хорошо было видно свечение морской воды, вызываемое какими-то мелкими живыми существами. Днем нас провожали стайки дельфинов, а в прозрачной воде колыхались многометровые щупальца медуз.
После прибытия в порт назначения мы пришвартовались неподалеку от крупного рефрижераторного судна.

Город необычный – состоит из множества посёлков и небольшого городка (примерно тридцать тысяч жителей в самом городе). Карту города можно посмотреть по ссылке - http://www.transsib.ru/Map/railways-o-sovgavan.gif
Местные жители гордились, что у их города протяженность береговой линии более восьмидесяти километров. На самом деле - город растянулся вокруг огромной естественной бухты от поселка Лососина до Бяуды, а затем, через поселок Заветы Ильича, почти до самого порта Ванино, получившему известность благодаря песне: "Я помню тот Ванинский порт и вид пароходов угрюмый..."

Иногда мы собирались небольшой компанией и отправлялись рейсовым катером в Ванино, где стояли составы в ожидании отправки паромом на Сахалин. Среди этих вагонов были и спецвагоны «яшек». На железнодорожном жаргоне «яшками» называют сопровождающих алкогольную продукцию. Мы находили такой вагон и (после продолжительной торговли с сынами Кавказа) приобретали «бурдюки» вина. В качестве бурдюка выступали медицинские кислородные подушки (сейчас я уже и не помню, сколько литров вина в них влезало). Иногда покупали мандариновую чачу, благоухающую цитрусовыми. Стояло жаркое лето, в свободное время мы уходили в сторону от нашего причала к большим грудам песка. Рядом не было никаких судов – тут мы и загорали. Иногда, перегревшись на солнце, прыгали со стенки в прохладную воду Татарского пролива. У меня осталось впечатление, что температура воды не повышалась выше десяти градусов.
У меня быстро появились там знакомые на рефрижераторе "Наманган", и они уговорили меня перейти на работу к ним на судно.
Контора Базы Океанического Рыболовства находилась в посёлке Лососина. Там же было общежитие для межрейсового проживания моряков. А вот само судно было приписано к порту Маго.

Экипаж судна был около ста человек, большая часть - "промтолпа", то есть - рыбообработчики. Мне и самому пришлось в первом трехмесячном рейсе идти работать на укладку рыбы в железные формы, после чего рыба замораживается в виде десятикилограммовых брикетов и пакуется в картонные ящики, по три брикета в ящик. Сами мы рыбу не ловили, а шли, в этом рейсе, вместе с четырьмя МРС-ками (малыми рыболовными сейнерами), которые тралили дно и перегружали нам свой улов, который состоял из камбалы и палтуса.
В прилове попадалось еще много всякого интересного. То вытащим головастого бычка, посадим в его раскрытый рот корабельного щенка, и фотографируем на память. Вместе с рыбой со дна цеплялись раковины причудливых форм и, самое главное, королевские камчатские крабы. После вахты мы тащили их на камбуз, где судовой кок Кухарчук быстро отваривал клешни и лапы прямо в ведре забортной воды, мы рассаживались на юте под крупными яркими звездами, и подолгу слушали "травлю" старых морских волков.
Но, помимо работы и отдыха, я учился на матроса первого класса и, после первого рейса, сдал соответствующие экзамены (ведь диплом позволяет нам ошибаться значительно уверенней).
После сдачи экзаменов я перебрался на судовой мостик в качестве матроса-рулевого.

При подходе к Сов.Гавани за многие километры были видны скопления огромных и необычайно черных туч - это горела тайга. После того, как мы бросили якорь на рейде, ребята, свободные от вахт, ринулись в город. Вернулись они через пару часов со странными коробками в руках. Так как в городе из-за таежного пожара объявили "сухой закон", то ребята запаслись одеколоном.
Моя вахта только закончилась, и я отправился на берег.
Позвонил знакомым и пообещал через часок навестить их не с пустыми руками. Из того же телефонного автомата я позвонил заведующей ближайшего ресторана и (предварительно представившись работником горисполкома) извинился за то, что нарушаю собственные указания, но, в связи с нагрянувшей из-за пожара комиссией из Хабаровска, сейчас пришлю своего шофера:
- "... вы уж выдайте ему, что он попросит..."
Поймал такси, подъехал к ресторану и замечательно отоварился. Друзья мои были несказанно довольны. Дня через четыре пожары были потушены и чрезвычайное положение отменили.

Следующие пять месяцев мы провели в Охото-Камчатской рыболовной экспедиции. Нам приходилось по трое-четверо суток штормовать в открытом море, когда все судно, за исключением надстройки и мостика, вдруг ныряло в огромную волну.

Тут вспоминалась история с однотипным судном "Монгол". Когда его поставили на ремонт, то он развалился напополам сразу, как только обсох в ремонтном доке.
При крене в 45 градусов, когда не знаешь, что лучше - идти по палубе или по переборке, такие воспоминания как-то не утешают...

Затем нашему судну поручили перевозку улова охотских рыбаков в амурский порт Маго.
Во время одного из этих рейсов мы походили проливом Лаперуза и, вследствие ошибки штурмана, влетели в порядки сетей японского рыболовного судна. К нашему счастью сети мы хоть и порвали, но на винт не намотали, и сразу быстренько стали удирать в свои воды.
Японец, когда разобрался, сколько ему нанесено ущерба, бросился в погоню за нами, но мы уже вошли в свои территориальные воды, под прикрытие курсирующего корабля пограничников. От бессилия что-либо сделать японский капитан разразился гневной тирадой на японском языке, в конце которой выдал весь словарный запас русских матерных ругательств, закончив воплем:
- "Русская капитана - пидараса".
Мы, у себя на мостике, давились от еле сдерживаемого смеха, а затылок нашего "кэпа" налился малиновым цветом.





Рейтинг работы: 44
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 1685
© 16.02.2013 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2013-741514

Рубрика произведения: Проза -> Мемуары


Николай Нечаев       05.03.2016   06:09:06
Отзыв:   положительный
Ловко вы в ресторане отоварились!
Сергей Павлухин       05.03.2016   11:48:29

Да уж...
"Подвиг" вполне в духе Остапа Бендера. Однако - есть оправдание: нужда заставила.

На фото - я рядом с памятником Остапу в Одессе (2013 год).


Саша Соколова       21.04.2013   08:23:03
Отзыв:   положительный
У Вас замечательные рассказы, Сергей! Полные жизненного драйва романтики и солёных ветров приключений! Много раз я бывала в Уссурийске, Владивостоке, Находке, Комсомольске и даже, однажды, побывала в Ванино. Что меня поразило в порту (а дело было зимой) - все улицы были засыпаны углём. Т.е. совершенно чёрные дороги! Уголь заносился на обуви и пропитывал собой вещи повсюду - ковры, покрывала и даже шторы местных гостиниц, оставался четкими отпечатками на влажном кафельном полу кафешек... Продукты в магазине - в основном консервированные, долгого хранения. В поисках работы народ устремляется в Совгавань. О том, что вокруг Ванино подъярёмными соседями прижились зоны, где отбывают свой срок граждане за особо тяжкие преступления и, как правило, отсидев 20-25 лет, остаются на ПМЖ в порту, мне никак не давали забыть определённого рода личности - мужчины неопредёленного возраста с тёмными, изрезанными жизненными коллизиями лицами и острым взором быстрых мышиных глаз, что вырастали из неоткуда вокруг меня на рынке, в магазинах и улицах городка. )
А сам порт очень красив! Поезд, подходя к Ванино, словно плывёт по самым верхушкам деревьев, почти касаясь низких облаков - по хребтам сопочек, над растворяющимся в тумане уникальным краем когда-то такой амбициозной Российской Империи.
Сергей Павлухин       21.04.2013   12:36:05

У меня воспоминания о Ванино попроще: мы с ребятами туда из Совгавани к "яшкам" за вином на катере добирались.
Но именно в Ванино я впервые увидел большие паромы (если не ошибаюсь, именовались они "Сахали-1", "Сахалин-2" и т.д.). Этими паромами на Сахалин переправляли железнодорожные составы, автомобили и пассажиров.

В сегодняшнем Таллине паромы - привычное зрелище. Ежедневно могу видеть из своего окна несколько подобных махин, отплывающих (или прибывающих). У меня из окна частично виден залив перед пассажирским портом. Только у здешних паромов нет палубы для железнодорожных вагонов - только для грузовиков и легковушек.

Из Таллина паромы идут на Хельсинки и Стокгольм. До Хельсинки тут примерно 80 километров (четыре - пять часов хода, в зависимости от ветра и волны).
Я и сам туда неоднократно мотался ( https://www.chitalnya.ru/work/136797/ ).
А сейчас в Финляндию (именно в Хельсинки) переехал на постоянное жительство мой давний друг Юра Якимайнен ( http://www.proza.ru/avtor/yakimainen ).


Саша Соколова       21.04.2013   15:28:15

О, какая красота!
Я ездила на пароме один раз и то, очень давно - в 90-х - из Владивостока на остров Попова. Но на таком красавце бывать не приходилось. )

Сходила по Вашим приглашениям - спасибо! )
Сергей Павлухин       21.04.2013   16:54:37

А я на острове Попова был в конце 80-х. И возил меня туда маленький паромчик (весь путь занимал примерно полчаса).

Добавлю фото ещё одного парома на котором я был пассажиром.


Валерий Левченко       11.04.2013   15:18:41
Отзыв:   положительный
Совгаванский район - "город контрастов". На берегу летом жара, а в сопках (в частности - в Монгохто) всё лето жуткая холодища... Хотя в Май-Гатке тоже жара была. Контрасты!
Сергей Павлухин       11.04.2013   17:43:47

Помню, как летом отправились загорать на дальний причал (там были целые "курганы" песка). Жарко, ветра нет, - решил охладиться в воде и нырнул прямо со стенки. Обожгло резко - температура воды была не выше семи градусов, хотя на солнце воздух прогрелся градусов до 26-ти. Перепад уж очень неприятный. Из воды пробкой вылетел.

Анатолий Шишкин       23.02.2013   12:36:43
Отзыв:   положительный
Такое только по русски японец сказать может. А ему в ответ (по японски). ,,Сука Сам. Харакиря с Фудзиямы"
Поздравляю с Праздником Настоящих Мужчин! Анатолий.
Сергей Павлухин       23.02.2013   15:01:34

С праздником Советской Армии, Анатолий!
Новомодное название (день защитника Отечества) вроде бы тоже неплохое, но старое мне привычней и родней.

А если надо будет встать на защиту Отечества - так мы ещё вполне можем что-то успеть сделать.
Тем более, что люди тёртые, и врагам крепко потрудиться надо будет, чтобы с нами справиться.


antarey       17.02.2013   09:32:00
Отзыв:   положительный
Сергей,прошу прощения,но из песни слова не выкинешь, звались аборигены (в шутку естесно)"совговнятами", в противовес "де-кастратами." -из соседнего(по меркам тамошним)Де-Кастри.))И первоначальное название места было "Императорская гавань".
Сергей Павлухин       17.02.2013   17:17:47

Историю Сов. Гавани знаю довольно давно.
Гавань там такая, что и самый мощный флот свободно разместить можно.
И в заливе Чихачова (бывшем заливе Де Кастри) бывать доводилось - наше судно укрывалось там от шторма (после захода в Александровск-Сахалинский). Даже открытку отправил оттуда - уж очень адрес звучал "по-иностранному".
А вот как друг друга местные жители дразнили - не знал.
Улыбнуло.


















1