Латвийский вернисаж - о рассказе "Одно лето в Аду"


Латвийский вернисаж - о рассказе "Одно лето в Аду"
 

Рассказ "Одно лето в Аду" наверное рекордсмен в моей практике писателя , если судить по продолжительности его написания.
Он был задуман в 1998 году,а закончен в 2003. Каждая фраза в нем не только отвечала за содержание и имела задуманный и довольно емкий смысл. Она еще и составляла некий код- музыкальный ряд, который должен был зазвучать органом Домского собора, свистом балтийского ветра, наполненного песком, отзвуками латышского языка и мелодией запретной любви двух интеллектуалов, волею судеб оказавшимися в жерновах истории двух наций маленькими плотиками, несущимися по бурному потоку времени.

Рассказ конечно имеет своих прототипов,а томик Рембо, подаренный мне одним из представителей латышских диссидентов 80-х и сейчас стоит у меня на полке. Другим прототипом истории стал известный по выступлениям на радио "Свобода" в 80-х годах ведущий передачи "Балтийский Маяк" Алекс Григорьев, мой друг по МГУ. Активно поддержавший отделение Латвии от СССР,политик демократ, спустя годы стал одним из тех,кто не побоялся заявить перед международной общественностью о притеснении русских в Латвии.

Я долго не могла подобрать концовку к рассказу. Как найти решение нерешаемого вопроса- наладить сильно испорченные отношения между нациями не в силах одного писателя,да и вопрос этот видимо на годы. Но на помощь пришел Рембо, его томик почти случайно открылся на той странице,где я и нашла цитату, ставшую самым мистическим образом ключом к разгадке латвийского вернисажа.

Вот этот ключ:

«Однажды вечером я посадил Красоту себе на колени, и нашел ее горькой. И я нанес оскорбление. Я ополчился на Справедливость. Ударился в бегство. Мне удалось изгнать из своего сознания всяческую человеческую надежду. Радуясь, что можно ее задушить, я глухо подпрыгивал, подобно дикому зверю. Все бедствия я призывал, чтобы задохнуться в песках и крови. Несчастье стало моим божеством. Я валялся в грязи. Обсыхал на ветру преступления. Шутки шутил с безумием. Однако, совсем недавно, обнаружив, что я нахожусь на грани последнего хрипа, я ключ решил отыскать от старого пиршества. Этот ключ – милосердие».

Именно милосердие и прощение - ключ к решению проблемы.

на годы,прошедшие с момента публикации рассказа,я получила сотни рецензий на него.


Но одна из них мне памятна и дорога.

"
Из рецензий:

Рецензия на "Одно лето в Аду" (Виолетта Баша)

Последний раз я наверное чувствовал себя так на концерте австрийской органной музыки, когда музыка, лившаяся из волшебных труб, вогнала меня в транс. Мне было легко и спокойно, я никуда не торопился, а время было отдельно... я от дельно от него. Такие же чувства вспыхнули во мне, когда я прикоснулся к вашим строкам. Я довольно редко читаю так как в детстве - медленно, наслаждаясь каждым словом, будто еще только учусь читать, и меня радует сам процесс.
Не знаю, можно ли назвать этот рассказ классичесеки готическим. Но что в наше время понимание "готика" - несколько удаленное от реального, которое многие уже забыли. Готика - это красота, это чувства и переживания, стройность... величие... красота... немногго мрачность. И водоворот чувств, которые захвачивают тебя в вихрь, даже если это грусть. Главное, чтобы чувства были искренними. Думаю, по всем характеристикам это творорение заслуживает звание прекрасного и грустного готического собора, который устремляется шпилем к верху, но не гордится своим величием. Он просто есть, и это главное.
Прекрасные вкрапления в рассказ ингридиентов в виде Баха, Рембо. Это только добавляет поэзии и музыки в океан букв, делая его более искристым и прозрачным. Именно такие произведения должны вдохновлять, цеплять за сердце, заставлять не только смотреть под ноги, но и вперед, влево, вправо... вверх.
Рождение искусства - самая великая экзистенция, которую может сотворить человек в мире реальности, разбавив тем самы первобытное олицетворение серости и стада, бредущего в одном направлении.
Большое вам спасибо за жизнь в прозе, которая может задеть сердце Оракула.
Salus!

Oracle 2005/02/11 09:26 •
"

автор рецензии-автор сайта проза.ру Oracle
Ссылка на рецензию на сайте проза.ру на данный рассказ:

http://www.proza.ru/board/list.html?start=9&rec_text=2004/03/15-07

Ссылка на рассказ на сайте проза.ру,под которым
можно прочитать много интересный рецензий и откликов на него:

http://www.proza.ru/2004/03/15-07

Вот ссылка на сам рассказ. Его можно почитать и на данном сайте

https://www.chitalnya.ru/work/3164/





Рейтинг работы: 252
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 504
© 02.02.2013 Виолетта Баша
Свидетельство о публикации: izba-2013-730997

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Лидия Адамова       02.02.2013   22:27:29
Отзыв:   положительный
Потрясающая проза.
Читается взахлёб.
С уважением...
Виолетта Баша       03.02.2013   04:59:58

Спасибо, Лидия.

Всех вам благ
Николай Шульгин       02.02.2013   15:47:07
Отзыв:   положительный
Одно лето в Аду - современная классика, написанная в стиле Набокова,
одно из лучших прозаических произведений начала 21 века.
Николай Шульгин       02.02.2013   15:46:59
Отзыв:   положительный
Великолепный, образный язык напоминает набоковский, но в то же время, более современен, не уступая набоковскому.









1