Что на самом деле «опиум для народа»


Очень часто цитируется фраза В.И.Ленина – «Религия опиум для народа». Попробуем разобрать содержание всего высказывания В.Ленина и понять, что именно заставило его так сказать. Очевидно, что цель вождя мирового пролетариата была вовсе не в том, чтобы этот самый пролетариат вырвать из рук невежества и мракобесия. Задача стояла разрушить старый мир и свой новый мир построить. В чьих интересах и как это произошло, теперь очевидно практически всем более-менее информированным людям. Но обратимся к самой цитате:

"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.
Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и
нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на
небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности
в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского
существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие.
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь."
В.И.Ленин "Социализм и религия"

"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством».

Что значит духовный гнёт? Духовность – это субстанция не материальная. Она не может угнетать человека нуждой. Человек духовный живёт иными ценностями, а чтобы поддержать своё физическое существование обходится совсем малым. Такой человек не пойдёт грабить, заниматься рейдерство и прочее. Не пойдёт он и витрины бить, усадьбы жечь, заложников брать, классовых врагов расстреливать.

«Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»

Вера в богов, чертей и в чудеса появилась намного раньше, чем эксплуататорские классы. Вера в лучшую загробную мысль, кстати, тоже связана не с конкретной классовой борьбой, а в результате жизни бренной, которая никогда не была хорошей для простого человека. Социальная несправедливость – следствие несовершенства человеческой природы, в основе которой лежит эгоцентризм. Религии и возникали для того, чтобы этот недостаток в людях привести в соответствие с возможностью выживания всего социума, а не отдельного класса эксплуататоров. Меры для этого религия предлагает мирные, на первое место выдвигается этический аспект и уже потом, как награда за все лишения и отрешение от эгоцентризма, лучшая загробная жизнь, в которую, кстати, верят далеко не все верующие. Этот аспект веры в Бога, как проявление чувства собственного достоинства и порядочности при жизни, не столь очевиден, но он есть. Вера в Бога – это вовсе не обязательное условие строгого соблюдения всей ритуальной стороны богослужения, а соответственно и веры во все церковные догматы. А соответственно и следующая фраза Ленина становится верной лишь чисто по внешним признакам, а не по сути.

«Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие».

Смирение и терпение людям нужно не для борьбы с существующим порядком, не для того, чтобы люди вышли сжигать усадьбы помещиков, убивать высокопоставленных чиновников и священнослужителей – не для революционных изменений, которые были нужны Ленину и его соратникам. Полагаю, что пролетариату, к чьим интересам апеллировал вождь в крестьянской стране, подобное проявление революционности тоже было ни к чему. Кому это было нужно и как можно было направить народное негодование в русло разрушения государства и традиционных устоев и ценностей его народа – предмет иного рассмотрения. Вернёмся к выводу Ленина, ставшему ключевым остовом атеизма.

«Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".

Употребление опиума неизбежно приведёт к ломке. Если говорить о явлении социальном, то это касается революционных изменений, заканчивающихся сломом старой государственной машины, что сопровождается обильным кровопусканием всей нации. Церковь, напротив, социальный институт консервативный и препятствующий подобным кровавым потрясениям. Именно поэтому религия была столь ненавистна истинным разрушителям российской самобытности и её государственности. Началось это ещё со времён Смутного времени. Инспирировано было силами, воюющими с христианством (очень интересная тема была поднята чуть ранее об Инквизиции, где об этом говорилось в её преамбуле). Продолжилось это при Петре 1, когда на Руси было упразднено Патриаршество и образован Синод, то есть церковью стало управлять государство, в лице господствующего класса. То есть сама церковь, являясь антагонистом по отношению к светской власти, оказалась в ситуации подчинённости этой самой власти. И несмотря на это, РПЦ продолжала существовать и поддерживать традиционные устои русского народа и его государственности. Государство Ленин рассматривал как механизм эксплуатации, хотел сломать, но как только пришёл к власти, стал его всячески укреплять. То есть сущность государства не изменилась. Религия тут оказалась ни при чём. Её заменили на другую форму веры - веры в коммунизм. Пообещали лучшую жизнь не после смерти, а чуть раньше. По сути, обещания лучшей загробной жизни в раю перенесли на землю. Можно констатировать, что Ленину и прочим мешала не сама религия, как духовная сивуха, а именно христианство, в лице РПЦ. Но разрушить его им не удалось и православие по-прежнему является оплотом самобытности России и её государственности.
Таким образом, опиумом для народа явилась не церковь и не религия, а социалистическая идеология. Даже не сама социалистическая идеология, а то, как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит. А какой сивухой теперь поят её доверчивых граждан?





Рейтинг работы: 66
Количество рецензий: 8
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 1164
© 02.02.2013 Валерий Белов
Свидетельство о публикации: izba-2013-730744

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Серенада       07.02.2013   23:09:59
Отзыв:   положительный
Привет!
Пару лет назад по немецкому телевидению я посмотрела фильм про ленина. Не знаю. Мне думается, что в России его не покажут, хотя при таком распространении информации в инете . Всё может быть. Короче показали именно его истинное лицо во времена репрессий. Он тогда уже был тяжело болен. Страдал глубокой депрессией и в это время начался красный террор.
Религия. Как опиум для народа. Это сказал маркс в своих трудах. А не ленин.

«Выражение, возникшее на основе высказываний К. Маркса, который во введении "К критике гегелевской философии права" писал: "Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, с. 415).»

Валерий. Вы из различных источников(без указания данных источников) повыхватывали куски информации и не сумели, уж простите, связать её в логическую статью.


Де сад же в своём романе использовал выражение «опиум народа».Вы до конца не процитировали цитату, которая не имеет ничего общего с религией:

«Здесь, однако, метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения:»

Так, что де сад не основатель вашего утверждения и ленин не основатель.


С симпатией, Серенада
Писарев       07.02.2013   23:16:08

Люба никак в поисковике посидела и в Википедии)))
Александр Чжоу       04.02.2013   22:45:03
Отзыв:   положительный
Для того, чтобы насадить новый культ, требовалось разрушить традиционную религию.
Опыт оказался неудачным, а для народа губительным.
Валерий Белов       04.02.2013   22:56:56

Полагаю, что это не просто новый культ... это была (и продолжается) попытка изменения системы ценностей, конечная цель которой - иное этическое мироустройство на основе иной конфессии, либо вовсе без неё, но при условии строгой иерархической структуры. Христианство на этом пути - основное препятствие, которое пытаются разрушить всеми доступными способами от примитивного атеизма и до эзотерического космизма...
Клим       03.02.2013   17:04:39
Отзыв:   положительный
"Таким образом, опиумом для народа явилась не церковь и не религия, а социалистическая идеология. Даже не сама социалистическая идеология, а то, как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит"

Сами-то поняли, что сказали? "...как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит". Но дело даже не в безграмотности этой фразы и в нелепости её построения, а в Вашем презрении к своему народу, который, по-Вашему, был настолько тупым, что почти восемьдесят лет подставлял свои вены для "ширки" социалистической идеологией. И потом, что это за "те силы", которые навязали России неприемлемую для неё идеологию? Смахивает на грозное помахивание указательным пальчиком в сторону Запада, с не менее угрожающим: "ну, ну, ну!".
Ленин, как далеко не глупый стратег, понимал, что "низы" населения России (те, которым нечего было терять кроме своих цепей) не верили ни в Бога, ни в чёрта. И никаким "оплотом государственности", как постит товарищ Лео, церковь не была и в помине. Поэтому, вождь революции не опасался народного недовольства в случае гонений на Церковь. Видимо, не тот это фактор, с которым надо было считаться. А вот лишнего нахлебника у властного "корыта" убрать было надобно. Заодно и отомстить попам за их прославление наместника божьего на земле - так ненавистного Ульяновым царя-батюшку.
Что касается так называемых "общероссийских социологических опросов", то верить им - себя не уважать. Уверен, что если бы такой опрос проводился в Государственной Думе, то результат был бы - 100% верующих. Во-первых - это сейчас модно, во-вторых - скидка на освящение виллы, вертолёта, яхты и т.д.
И наконец, касаемо самого "опиума для народа". Лично для меня таковым является rock'n'roll. Послушаю и балдею. Для кого-то, возможно, таковой является молитва, для кого-то "Камасутра"... Это не отклонение психики, а увлечение. И ничего зазорного в таком опиуме я не вижу. Ленин же, вероятно, видел, потому как из всех увлечений он признавал только одно - воплощение собственной фантасмагории в жизнь. Впрочем, вряд ли бы это ему удалось, если бы народ наш был таким уж страстно-верующим.
Валерий Белов       03.02.2013   17:13:26

С клонами, хамами и с засланцами не общаюсь... а уж если это всё в одном лице... впрочем, какое у клона может быть лицо? В калашный ряд с таким точно не пустят...
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       03.02.2013   11:50:53
Отзыв:   положительный
справедливые мысли:

"... и православие по-прежнему является оплотом самобытности России и её государственности."

" ... Таким образом, опиумом для народа явилась не церковь и не религия, а социалистическая идеология. Даже не сама социалистическая идеология, а то, как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит. А какой сивухой теперь поят её доверчивых граждан?"

ок!
Валерий Белов       03.02.2013   12:13:07

Чем очевиднее мысль, тем неохотней с ней соглашаются люди, выставляющие напоказ парадоксальность собственного суждения...
Виктор Лемяскин       02.02.2013   18:36:38
Отзыв:   положительный
Религиозное сознание-это одно из видов невроза и других тяжелых форм психопатии.
Библейский пророк, Иезекиил видел на небе колеса, которые катились в одну сторону,
а вращались в другую, к православному святому, Серафиму Саровскому, в его келью,
ломились черти, а религиозный реформатор, Мартин Лютер, бросал чернильницу в дьявола.
Валерий Белов       02.02.2013   18:52:47

И что, получается так, что миллионы людей во всём мире тяжёло больные неврозом или другими тяжелыми формами психопатии? Сегодня большинство населения РФ считает себя верующими людьми (по данным общероссийских социологических опросов, это примерно 60% населения)... Даже если реально цифры составляют 30%, то это в пятнадцать раз выше, чем статистика психически больных - 2% от всех жителей.
Виктор Лемяскин       02.02.2013   19:53:34

Я привел три примера тяжелой психопатии, но не легкие формы невроза,которые не входят
в число обследованных.
Принимать психические отклонения за святость-это не удел здравомыслящего человека, что бы
Вы не говорили. А потом, с чего Вы взяли, что все шестьдесят процентов обладают религиозным
сознанием? Многие из этого числа, просто ищут душевную опору в иллюзорных представлениях
под влиянием жизненных неудач и здесь для некоторых они являются наркотическим средством
снимающий боль.
Сазаныч       02.02.2013   13:10:51
Отзыв:   положительный
СТРАШНЫЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ, ДЕЛА ТВОРЯТСЯ! А У НАРОДА СПЛОШЬ ЛОМКА... ВСЮ ЖИЗНЬ..
Валерий Белов       02.02.2013   16:38:56

Вот такая она судьба народная...
Спасибо, Саша, за отзыв.
Татьяна Васса       02.02.2013   10:12:05
Отзыв:   положительный
"Основной причиной развития процесса дехристинизации было недовольство народом Церковью. В первую очередь, негативные эмоции у народа вызывали ее слитность с государственным аппаратом. Верующие желали видеть совершенно иной вариант взаимоотношений Церкви и государства. Оба эти института должны быть равноправны."
(Библиографическое описание: Фабинский М. В. Православные верующие в России перед Октябрьской революцией [Текст] / М. В. Фабинский // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 335-339.)
Валерий Белов       02.02.2013   10:35:10

Очень может быть... только что это был за процесс дехристинизации, не знаю... негативное отношение к церковнослужителям было, по сути, всегда (и то далеко не ко всем), а авторитет Христа оставался незыблемым... полагаю, что и сейчас это не изменилось... а вот то, что именем Христа что угодно творят - это уже другой разговор, о людях, а они такие разные...
Геннадий Ростовский       02.02.2013   09:08:58
Отзыв:   положительный
Из Википедии:

Опиум народа — образное определение религии, ставшее широко известным благодаря Карлу Марксу, использовавшему его в своей работе «К критике гегелевской философии права». Сравнение религии с опиумом, однако, известно ещё до Маркса. Считается, что первым его использовали маркиз де Сад в своём романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798). Подобное сравнение встречается также в произведениях других поэтов, писателей и философов (Чарльз Кингсли, Гёте, Ленин).
Валерий Белов       02.02.2013   09:53:33

Хотите сказать, что вождь мирового пролетариата занимался плагиатом, не ссылаясь на тех, у кого он заимствовал это "крылатое выражение"? Интересно, а сколько людей таким образом обмануто и считает, что такое столь чёткое определение дал именно Ленин, а не маркиз де Сад как основатель движения за садо-эротическое освобождение человечества...
Геннадий Ростовский       02.02.2013   10:06:42

Да плагиатчики сплошь и рядом, начиная с древнейших времён. Вот только сегодня с утра прочёл инфу в интернете
"МГПУ будет наказан за фальшивые диссертации, а политики лишены ученых степеней". Оказалось, что 87% диссертационных работ являются плагиатом и не удовлетворяют требованиям ВАК
Валерий Белов       02.02.2013   10:26:40

Совсем оборзели. Лень им кандидатскую своими словами переписать...

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1