Размышления над прочитанным. Стихотворение Якова Будина.


Развернутая рецензия на стихотворение Якова Будина "Обращение по случаю Рождества".


Стихотворение Якова Будина "Обращение по случаю Рождества" очень личное. Автор обращается к любимой женщине. Указана рубрика: лирика любовная.


В этом стихотворении, с первых строчек лично я ощущаю тепло мужчины к любимой женщине:

Я Вам знаком уже два года,
А Вы во мне почти всю жизнь.
Виной, фантазии природы...
Любовный омут - тут держись.

Интересно разновременное отношение к происходящему. Если сказать проще, "любовь не знает границ", но это будет штамп. Автор говорит об отсутствии временных рамок по-иному, соотнося реальное время и жизнь, вечность. Совершенно естественно говорится о мужских фантазиях. Только тот мужчина, который не познал женщину, не знает об этих любовных фантазиях.
Чувства завладели поэтом в такой степени, что он сравнивает это с омутом. Использована метафора.

В следующих строчках звучит раскаяние в мужской грубости. О, как мне знакома подобная мужская грубость! И ведь многие мужчины не раскаиваются. Скрывают истинные мотивы своей мужской грубости по отношению к любимой женщине. И только по случаю Рождества лирический герой раскаивается, потому что он по-настоящему влюбился:

В глаза влюбился, в голос, в губы,
в стихи и образный рассказ.
И каюсь, был частенько грубым -
чтоб скрыть любовь свою от Вас.

Любовь совершенна. Это стремление не только к телу любимой женщины, но и к её словам: стихам и рассказам. Духовное единение в любви не менее важно, чем телесное. И в то же время мужчина боится быть слабым, а потому грубил прежде. Повторюсь, чувствуется раскаяние.

Были встречи и были разлуки:

Судьба всё рядышком водила,
Но даты разлучали нас.
В конце меня на землю смыло,
А Вы - богиней на Парнас.

Судьба разлучила литературных героев. Приземлённая жизнь литературного героя, изображается, как контраст дальнейшей судьбе героини. Она взлетела на Парнас! Богиней! У неё большие успехи в литературе. Прекрасная метафора! Даже гипербола! Это очевидно.

Заключительные строчки стихотворения ясно говорят нам, куда уехала литературная героиня:

"Через Ла-манш и воды Темзы
Мой шёпот в дальнем городке:
"Останься верой и надеждой,
Чтоб плыть по жизненной реке."

Совсем не хочется забывать поэту любимую женщину. Пусть не рядом, но верой и надеждой пусть живёт в сердце.
Какие замечательные стихи!

Может, я фанатка поэзии, в частности, любовной лирики, но как чудесно звучат для меня эти поэтические строки.
Такие стихи достойны быть в любых анонсах, как платных, так и бесплатных.

Как народный редактор, я искренне радуюсь, что есть такие стихи на сайте "ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ".

В стихотворении нет сбоя ритма, используются литературные приёмы: аллегория, метафора, эпитеты. А самое главное, в стихотворении живёт душа поэта, его любовь и верность.

Ссылка на стихотворение:
https://www.chitalnya.ru/work/702700/





Рейтинг работы: 66
Количество рецензий: 8
Количество сообщений: 16
Количество просмотров: 789
© 21.01.2013 Татьяна Дюльгер
Свидетельство о публикации: izba-2013-722831

Метки: литературная критика, творческая мастерская, "Обращение по случаю Рождества", Яков Будин.,
Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Борис Бочаров       22.10.2013   08:55:53
Отзыв:   положительный
Мне оба разбора понравились, мужской - строже, женский - мягче, так и должно быть, спасибо. С ув. ББ
Татьяна Дюльгер       22.10.2013   13:31:08

Спасибо, Боря.
Я иногда вдохновляюсь на разбор, но со мной такое всё же редко бывает.
Владимир Попов       17.07.2013   01:04:11
Отзыв:   положительный
А мне понравился твой разбор, и соответственно, само стихотворение. Надо ли об этом писать? Надо! Огульно критиковать - большого ума не надо. А писать с душой, с симпатией(даже, если есть замечания)- это позитивный и конструктивный труд!
Татьяна Дюльгер       11.01.2014   08:02:28

Спасибо, Володя! В стихах живёт душа автора. Она важнее, чем техника, строка и так далее.
Григорий Жуков       23.01.2013   12:37:54
Отзыв:   положительный
Я Вам знаком уже два года,
А Вы во мне почти всю жизнь.
Виной, фантазии природы...
Любовный омут - тут держись.

В глаза влюбился, в голос, в губы,
в стихи и образный рассказ.
И каюсь, был частенько грубым -
чтоб скрыть любовь свою от Вас.

Судьба всё рядышком водила,
Но даты разлучали нас.
В конце меня на землю смыло,
А Вы - богиней на Парнас.

Через Ла-манш и воды Темзы
Мой шёпот в дальнем городке:
"Останься верой и надеждой,
Чтоб плыть по жизненной реке."


Очень угнетает "во мне". Может быть - "в моей душе"? Так хотя бы мягче и более понятно.
Абсолютно непонятная запятая после слова "виной". Разумно было бы поставить тире.

Теперь про "смыло". Ну, само слово - режет. Сильно. Но вот ещё вопрос:" А где героев , а точнее - по чему - водила судьба? Если автора в конце-концов "смыло на землю"? Нужели "процесс был неземным? Опять же слово "всё" - весьма двояко.
Всё водила судьба рядышком - и нас, и дом, и домашних животных, и трамваи и деревья - ВСЁ!
Или же все таки "всё" означает - "все время"?
Разумеется второе - но отточенный стих не даст повода "усомнится", в данном же случае есть весьма визуальная "зацепка", т.е глаз цепляется за некий "словесный сучок".

В последнем четверостишии явная "нескладная рифма" (о чем уже писали). Но, кроме того - читающему непонятно, почему для того, чтобы плыть по реке жизни, героиня должна остаться верой и надеждой (кстати в том смысле, который тут видимо сокрыт, эти слова нужно писать с большой буквы).
Чьей верой?
А без этого жизнь кончится?
==
Вывод:
Стихотворение по своему смыслу понятно. Что "имел в виду автор" можно расшифровать , прочитав стихотворение. Но вот незадача, а должно ли оно расшифровываться? Или без шифровальщиков должно быть понятным?
Кроме этого, складывается ощущение, что многие рифмы и "образы" притянуты исключительно для "складности", а не по смыслу и искренности мыслей.
К тому же чувствуется некая "подростковость" в стихе. Есть такие "нюансы" в поэзии начинающего автора. Как правило - юноши, недавно взявшегося за перо и не владеющего пока им мастерски.

В общем впечатление вполне среднего стихотворения.
Татьяна Дюльгер       24.01.2013   08:54:51

Григорий, спасибо за то,что поделились со мной своей рецензией.
Наши взгляды разошлись, но так бывает очень часто.
Мария Кондински       23.01.2013   09:04:01
Отзыв:   положительный
Хороший разбор, Татьяна. Я тоже написала критику на рецензии: https://www.chitalnya.ru/work/723737/

Татьяна Дюльгер       23.01.2013   09:22:41

Прочла. Спасибо, Маша. Критика на критику - это есть политика! :))
Валерий Белов       22.01.2013   14:42:43
Отзыв:   положительный
Здесь я представил иной взгляд на прочитанное стихотворение и известил об этом его автора
https://www.chitalnya.ru/work/723235/
Татьяна Дюльгер       23.01.2013   02:02:59

Это правильно, Валерий! Авторов необходимо уведомлять.
Не только о развёрнутых рецензиях, но и творческих мастерских, обзорах и так далее.
Иногда автор не желает принимать участия в подобных мероприятиях и это его право.
Алексей Алексеев       22.01.2013   09:46:22
Отзыв:
Попробую и я разобрать это стихотворение.

Я Вам знаком уже два года,
А Вы во мне почти всю жизнь.
Виной, фантазии природы...
Любовный омут - тут держись.

То ли препинаки не так расставлены, то ли я чего-то недопонимаю (что вероятнее), но двустишие "Виной зпт фантазии природы...Любовный опыт - тут держись" представляется мне ребусом. Убираю зпт и получаю: "Виной (тому, что предмет обожания живет в лиргерое почти всю жизнь) - какие-то фантазии природы"(?) К чему пристегнуть заключительную строку про омут и рекомендацию держаться, убей Бог, не знаю.
Второй катрен, напротив, понятен и информативен: лиргероиня пишет, оказывается, стихи и рассказы, полные образов. Препинаки у автора вновь гуляют, но нас не проведешь - всё равно дойдем до самой сути!
В третьем катрене появляются кое-какие логические нестыковки: как могут какие-то ничтожные "даты" успешно противостоять самой Судьбе? Разговорное "рядышком" не слишком вписывается в тонкую лирическую ткань строфы. "Невысокий" глагол "смыло" живо напомнил о сливном бачке, а сочетание "в конце" сбило с толку: то ли у лиргероя случилось прозрение, и он обрел землю под ногами, то ли предмет обожания был кооптирован Стреловержцем в сонм муз, причем ревнивый Стреловержец низвергнул лиргероя на землю?
Финал опять-таки информативен: можно предположить, что лиргерой, обретаясь где-то на континенте, шепчет в сторону туманного Альбиона (куда с Парнаса, видимо, переехала на ПМЖ новоиспеченная муза) слова о вере и надежде (а где же любовь?) в расчете, что муза послужит лиргерою в двух этих ипостасях, что позволит ему жить (вместе с ней?).
Техника - традиционная, незамысловатая; рифма "Темзы-надеждой" - ни в Красную Армию.
Итог: туманно, бесхитростно, по-детски - так можно писать, если вам лет 15, но когда так пишут взрослые дяденьки, а рецензируют взрослые тетеньки, остается только улыбнуться.
Татьяна Дюльгер       22.01.2013   10:18:34

Дорогой Алексей. Спасибо за Ваше мнение и разбор, но есть большая разница между словом "омут" и "опыт".
В стихотворении написано:
"Любовный омут - тут держись."
Вы пишете: "Любовный опыт - тут держись" Потому и ребус, что невнимательно читаете.
У каждого свои ассоциации, Алексей.
У Вас почему-то сливной бачок на уме )) Явно цинически настроены. Есть река жизни, течение жизни. Может смыть, когда сильное течение и не за что уцепиться. Помните:"Держи меня, соломинка, держи!"(Поёт Алла Пугачева).
Так вот, Алексей, иногда соломинка не удержит...
"...Стреловержцем в сонм муз, причем ревнивый Стреловержец низвергнул лиргероя на землю?" - не усложняйте, Алексей.
Вам не понять, так как у вас не было, видимо, желания обратиться к женщине с нежностью и любовью и понять, что такое расставание любимых.
Помните:
"С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!"
(Кочетков Александр)

Вы могли бы и это опошлить, я знаю, но запретить Вам ничего не могу.
Агаларов Зээв       22.01.2013   14:40:55

Вы меня удивили, Таня. Стихотворение слабое. очень.
Татьяна Дюльгер       22.01.2013   18:34:21

Зээв, так у нас всегда вкусы не совпадали ))
Агаларов Зээв       23.01.2013   01:20:15

Здесь уже дело совсем не во вкусе.
Татьяна Дюльгер       23.01.2013   08:56:56

В политике. ))
Агаларов Зээв       23.01.2013   09:00:37

Нет. Рекомендую прочесть комментарий Белова, там всё - по полочкам. А он - профессионал.
Татьяна Дюльгер       11.01.2014   08:06:24

Учился на литературном факультете? Так я - тоже. Окончила филфак. Каждый видит своё, потому что бывают разные точки зрения.
mishal       22.01.2013   05:51:28
Отзыв:   положительный
Спасибо, Татьяна, за эту рецензию на стихотворение!
Я думаю, такой дружеский и деловой разбор очень поможет автору и вдохновит его на дальнейшее творчество!
С уважением, М.


Татьяна Дюльгер       22.01.2013   06:02:02

Не знаю, Михаил. Может, это больше мне нужно - размышлять над прочитанным. Очень люблю стихи. Может, именно литературная критика - часть моего призвания.
Спасибо за отзыв и за розу.
Марина Миртаева       21.01.2013   23:47:13
Отзыв:   положительный
Татьяна, только Ваш позитив во всех этих "выволочках" многого стоит! И всё остальное - тоже.
Татьяна Дюльгер       22.01.2013   00:34:45

Тогда, Марина, "доберусь" и до тебя )).
Марина Миртаева       22.01.2013   00:37:22

Ой, ой... передохнуть немного дайте, пожалуйста!
А то подустала... отбрёхиваться :-)))


Татьяна Дюльгер       22.01.2013   00:52:47

Ладно, Марина. Живи пока )) Литературные рецензии пишу не каждый день.
Очень редко.










1