ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ


ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ
Записки зрителя о радостно-праздничной
встрече со знаменитыми земляками...


Природа со свойственным ей энтузиазмом готовится к зиме. Наступил зябкий октябрь. Торопится отплакаться мерзкий дождь. Хандра расправляет крылья и ловит, ловит души тех, кто внутренне расхристан, не защищён от её цепких лап.
А те, кто открыт к восприятию новых, ярких впечатлений и ощущений, спешат, спешат туда, куда зовёт их неугомонная душа…
Вот и мы встрепенулись, и пошли на встречу с прекрасным.
Хорошая традиция у нашего города дарить каждую осень встречу с новыми выставками, концертами, книгами. Только «не разрешай душе лениться», не задыхайся в бесконечных житейских проблемах и…

+++

Привлекла выставка белорусских художников-эмигрантов, составляющих костяк Парижской школы – «Уйти, чтобы вернуться».
Вот туда, на встречу с теми, кто вернулся к нам почти через сотню лет и держим путь…

+++

Начну-ка не с картин, а с того, как нас порадовал на входе в смотровые залы энтузиазм и выдумка самих организаторов.

«Предбанник» залов, где разместилось около ста картин, стилизован под кафе начала двадцатого века. Огромное фото известного парижского кафе «Ротонда», где чаще всего встречались наши земляки. Маленькие столики, ожидающие уже нас…
На стенах старинные фотографии тех, кто составил фундамент Серебряного века. Портреты Ахматовой, Белого, Волошина, Блока, Гумилёва, Северянина, Маяковского. Интересные фото художников: Н.Куприянова, Добужинского, Альтмана, Врубеля, Коровина, Ларионова, Кандинского.
Из выставочных залов тихо звучит французский шансон. Тут же выставлены личные вещи художников той эпохи.
В воздухе витает аромат кофе…

Настраиваешься на восприятие картин начала двадцатого века, и погружаешься в атмосферу времени, когда творили художники Парижской школы.

Два слова о Парижской школе.
В 20-е годы прошлого столетия в Париже возникло авангардное течение в изобразительном искусстве. Его носителями стала группа интернациональных художников, в которую входило более полутора тысяч человек.
У её истоков были уже известные мастера, такие как – Пикассо, Модильяни, Ф. Леже.
Она постоянно разрасталась за счёт амбициозных, ищущих себя, молодых художников.
Впоследствии многие из них обрели мировую славу.
Уроженцы Беларуси, или как тогда она назвалась Северо-Западного края России, составляли костяк этой школы.
Марк Шагал был одним из первых её участников. Сразу заявила о себе и тройка – Сутин, Кикоин, Кремень. Замечены были Зак, Генин, Цидкин и другие.

«Почерк» художников этой школы многих шокировал тогда, да и не всеми принимается сегодня. Здесь даже не дело вкуса, а скорее не понимание, не принятие отказа этих художников от реалистического, хорошо читаемого, понятного изображения.

Я постигала работы этих мастеров философски, осознавая, как резкие социальные катаклизмы меняют восприятие возникающей реальности, как время на стыке веков болезненно отзывается в душах и думах людей. Начало ХХ века. Ломка жизненных устоев, вихрь непонятных перемен, разрушающих устоявшие представления.

История свидетельствует, что на стыке веков встречаются три поколения со своими вкусами и привычками, с особенностями психологии.
Дистанция между ними, живущими вместе и в то же время зачастую духовно врозь, усиливается постоянно нарастающими проблемами.
Новое поколение ищет пути, как постичь эти сложности, отразить своё смятение, недоверие к устаревшим догмам. Это как бы вызов на острейший социальный кризис.
Что-то сродни нашему времени…

Символизм, экспрессионизм, как эстетические явления и отражал стремление молодых выразить своё отношение к жизни через новые формы, не через образы, как принято в классическом стиле, не через разум, а через чувства. Через, как говорил Бодлер, «соответствие между цветом, запахом и звуком».

В работах художников всегда тайна их личного впечатления, личного переживания.
Художники нового направления передают сильный эмоциональный заряд и….. загадки.
Надо сказать, это довольно трудное занятие пытаться проникнуть в их тайны и загадки. Напрягаешь память, эмоции, знания.

Нет, и не может быть универсальных толкований их полотен.
Здесь каждый видит своё, или не видит ничего, кроме нагромождения цветовых мазков и измененных пропорций тела, лица. К этим художникам применимы слова поэта… «каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».
Но какое это увлекательное занятие пытаться понять замысел автора, его внутренний диалог с самим собой и с тобой, зрителем.

+++

В четырёх залах представлены сто работ из фондов многих музеев и частных коллекций. Из них сорок работ из корпоративной коллекции акционеров «Белгазпромбанка». Это их инициатива вернуть на родину великих земляков. В скором времени они предполагают создать в республике Музей современного искусства.
Из коллекции акционеров Национальный музей получил в дар знаменитые эстампы Марка Шагала – «Крестный ход» и «Видение апокалипсиса».

Вот и первое наше – стоп!
Библейские темы у Шагала сквозные на протяжении всей его жизни. Эти работы, выражающие предвидение беды, они пророческие и предупреждающие.
Зрители возле них задерживаются надолго, и какая-то тонкая нить связывает всех нас созвучностью мыслей и переживаний…
Сюжет и техника – черные упругие мазки, наполнены тревогой. Возникает внутренняя связь с мастером. Тревожно.
В тоже время завораживает сам рисунок, композиционное его совершенство.
Шагал представлен широко: «Тишина», «Пьеро», «Влюбленные» и другие. Сам Шагал подсказывает нам - «мои персонажи были и в небе, и в воздухе» - верьте им.
Его сложные персоны, как бы пришельцы из разных миров. При этом все аллегории из плоти и крови. Шагал приближает их к нам. Чувствуешь их близко и трогательно.

На выставке можно было приобрести очень оригинальный альбом офортов – иллюстраций Марка Шагала к «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя. В оригинальной папке-сундучке 96 рисунков.
Полный цикл оригинала офортов к «Мёртвым душам» - большая редкость. Тираж этих работ в своё время составил чуть более 300 экземпляров. Один из них в 1999 году был подарен наследниками мастера Музею Марка Шагала в Витебске.
А этот оригинальный альбом был издан в Минске в 2009 году в количестве 5000 экземпляров. Можно считать, что мы приобрели своеобразный раритет и подарили себе ощущение праздника.
Это ощущение присутствовало и на протяжении всего просмотра картин.

Здесь каждая работа насыщена особым колоритом, особой игрой красок, безмерностью фантазий. Совпадения с реальностью в них вовсе не является обязательными. Красочные зоны вполне самодостаточны. Они проясняют содержание темы – и боль, и сомнения, и радость …
Несколько слов и о тех, чьи имена практически узнавали впервые. Судьба всех ныне всемирно известных наших земляков непроста. Рано они покинули родные края. У всех главной причиной было - ощутить свободу творчества, учиться…

+++

П.КРЕМЕНЬ. « Автопортрет».
Родился художник в деревне ЖелудОк близ Лиды, в семье ремесленника. Его отец занимался изготовлением деревянных игрушек. Именно он заметил дар мальчика в восприятии и передачи формы. На первых порах Кремень увлекался скульптурой и позже, перейдя к живописи, сохранил в работах пластичность. В «Автопортрете» это хорошо заметно. Полотна художника очень тонко передают игру оттенков. Кредо мастера – «управлять цветом на полотне подобно маэстро, дирижирующего оркестром». В других его картинах улавливаешь музыкальные нотки…

+++

М.КИКОИН. «Пейзаж».
Родился в Гомеле, но семья вскоре переехала в Режице, Витебской губернии, а затем в Минск, где Михаил учился на коммерсанта, стремясь продолжить профессию отца, успешно занимающегося ипотекой.
В школе заметили, что все его тетради исчерканы живыми,выразительными рисунками. По совету учителя он начинает заниматься живописью. И вскоре судьба его сводит с Сутиным. Они вместе «штурмуют» Париж. Кикоин художник лирического плана. На его полотнах «вечные темы человеческого бытия», простота сюжетов. Но краски! Такая изысканность цветового сочетания, передающая душевную теплоту. О нём писали: - «Кикоин заслуживает быть возведённым в ранг принцев живописи».
Фотографии работ этого художника не передают волшебства мастера. Здесь необходимо стоять у его полотен и наслаждаться светом, цветом и верой в торжество красоты жизни.

+++

Р.ГЕНИН. «У источника». «Автопортрет с церковью».
Мальчишка из-под Климовичей так хорошо рисовал, что дед отправил его учиться на фотографа. Он окончил Виленское, а затем Одесское реальное училища. Юноша был честолюбив. В 18 лет едет в Мюнхен, а затем в Париж. Генин заявил о себе, как яркий монументалист и мастер фрески. Он романтичен, ищет рай на земле. Эти качества зачастую приводили к нервным срывам, неудовлетворенностью жизнью и творчеством. Более других и острее он тоскует по родине. Интересна мозаичная композиция его автопортрета. Думы о родине. Здесь, как и у Шагала: дом, купола - родные места в подсознании.
В 1936 году Генин принимает решение вернуться в Россию. Он рвётся в Москву с желанием писать фрески для строящихся новых домов. Всё складывается неудачно. Окутывает непонимание, непризнание. Начало войны стало последней каплей. В сентябре 1941 года он покончил с собой.

+++

Х.СУТИН.
Больше всего ожидали встречу с ним.
Это имя я услышала давно при необычных обстоятельствах.
Возвращаюсь как-то из командировки, на автобусной остановке в посёлке Смиловичи в салон зашёл далеко немолодой мужчина, скорее всего из крестьян. Очень приветливо поздоровался, сел рядом, расспросил, куда и откуда еду. Поинтересовался, останавливалась ли я когда-нибудь у них в местечке. Я помахала отрицательно головой. - «А имя Сутины, чула? – Я да чаго кажу, такие булы у нас у посёлку. А тут неякие французы прыядзжали, кажуць, нешто з тых Сутиных, ктой-то став вяликим мастаком и яму паставлен помник у цэнтры Парижа. - Интересно усёж».
Действительно интересно.
И вот, в этом посёлке при детском Доме творчества, появился всё же очень милый Музей Х.Сутина. Его посещают теперь около трёх тысяч человек в год. Правда, оригинальных работ в музее нет, только качественные репродукции и очень приветливые, работающие на энтузиазме организаторы.
Поэтому мы так и спешили взглянуть, на первый в наших краях оригинал мастера – «Большие лужайки в Шартре около виадука». Очень характерное для Сутина полотно.

Сутин, в семье был одиннадцатым ребёнком, мальчишкой рисовал на стенах, заборах, газетах. Поговаривают, что в детстве он стащил у кого-то карандаш. Местный раввин, чтобы избежать скандала, дал матери Хаима 25 рублей, чтобы она отправила его в Минск учиться.
А дальше биография похожая на своих ближайших товарищей – Кременя и Кикоина. Трое друзей добрались до Парижа, жили материально очень стеснённо. Сутину было особенно тяжело. Он не имел своего угла, скитался по друзьям. Постоянно сомневался в себе. Его работы в этот период пропитаны настроением неудавшейся жизни, грустными воспоминаниями о доме, о детстве.
Они как раз и привлекали многих своеобразным сочетанием, казалось бы, не сочетаемого: насыщенные краски красного, черного, белого, жёлтого - вызывают тревогу. Длинные, взвихренные мазки – устремлённость и уверенность.
На представленной картине, через игру зелёного цвета и резкие тёмные мазки хорошо ощущаешь именно устремлённость и уверенность.
Жаль, что фото плохо передаёт экспрессию рисунка.
Ныне Сутин признан лучшим живописцем ХХ века. На аукционах его работы пользуются большим спросом.

+++

После просмотра, наполненные удивительным чувством гармонии, сели мы за столик с чашечкой кофе в импровизированном кафе «Ротонда» и почему-то немножко взгрустнули.
Стало как-то обидно, что мы так мало знаем о своих великих земляках, и что мир их знает, как известных французских, немецких, польских художников. Лишь иногда добавляя - выходцы из России…
Но в целом послевкусие от выставки радостно-праздничное.
Они всё-таки с нами…



________________________________________





Рейтинг работы: 104
Количество рецензий: 11
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 570
© 10.01.2013 Ди.Вано
Свидетельство о публикации: izba-2013-714374

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       27.10.2014   09:51:07
Отзыв:   положительный
Великолепно написано. Сочно, сжато...
Ди.Вано       27.10.2014   10:33:17

с признательностью.
Д.
Елена Чичерина       27.10.2014   09:01:29
Отзыв:   положительный
Живопись - потребность делиться, рассказывать другим о своём переживании, отделяя его от себя,отстранённо изучая и освобождаясь, - напоминает и поэтическое творчество, и высшее из всех искусств ( вспомнаю яркие лекции Ю.М. Лотмана) - музыку....
Иногда живопись - попытка создать мир, в котором уютнее, чем в реальном мире - это и модерн прошлого века и несчётное количество школ - бегство от реальности, жестокой и меркантильной...
А иногда желание разрушить реальность заставляет человека выливать на холст или на графические листы свой яростный негатив... Это крутилось в голове, пока с удовольствием открывала в Вашем очерке что-то новое для себя.... Дина, СПАСИБО.
Внук спросил у меня,почему осень такая странная на моей картине... долго говорили...


Неавторизованный пользователь       27.10.2014   10:07:56

Елена, спасибо огромное за внимание, за интересные рассуждения.
Я, можно сказать, в окружении художников.
Невестка профи и друзья. Мы бесконечно можем спорить и говорить о живописи.
Всегда интересно, что вело руку художника и, что откликнулось в тебе.

Спасибо за рисунок.
Ваша осень... вот такая она отчаянно разная..
Экспрессия рисунка меня навела на эту мысль.
Интересно, что вы сказали внуку.

Днями получила из Воронежа от любимого автора (МА)
иллюстрации к своим романам.
Даже не читая их..можно почувствовать настроение...
Для близких устроила маленький вернисаж ))

Так хорошо пообщалась с вами.
С душевным теплом.
Д.


Елена Чичерина       28.10.2014   15:55:32

Спасибо, Дина , за доверие и открытость, иногда жалею, что нет в запасе нескольких жизней, чтобы охватить то, к чему душа стремится, и если удаётся остановиться и осмотреться, и услышать тишину вокруг и в себе - силы восстанавливаются... Такой остановкой для меня иногда становится чтение, а иногда лес, ... рыбалка...
Мне кажется, что пишущий человек не может быть в состоянии душевного равновесия и покоя продолжительное время , потому что икры, которые высекает душа , решая какие-то внутренние конфликты , разжигают костёр воображения и заставляют браться за перо... Какое счастье, если есть возможность писать и не отвлекаться от творчества на сиюминутные проблемки и суетные движения! Вдохновения Вам и радости от творчества и общения с ЧИТАТЕЛЯМИ.
Лев Куртен       18.08.2014   15:10:59
Отзыв:   положительный
Хороший обзор, Дина.
Художник тот, кто видит мир не обычным взглядом обывателя, т.е. нашим,
а тот, кто видит мир изнутри...
Через его видение и мы кое-что начинаем замечать вокруг себя.
Ди.Вано       18.08.2014   16:45:33

Да, Лев, так.
Художники расширяют наше видение..
Спасибо за добрые слова.
Betty(Светлана Мангутова)       14.03.2014   22:01:06
Отзыв:   положительный
Выходцы из России... почему-то великие умы убегали из России... в чем причина - недопонимали... не нуждались?

В«каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодитьВ». - А вот это так... у каждого свой вкус... так и мы - каждому свое нравится... даже, просматривая картины - мнения разные, кому-то ближе и понятнее одни, кому-то - другие...

Спасибо, Динушка!
Как всегда - увлекаааааешь далекоооо...
И это интересно.

Обнимаю-обнимаю!!


mishal       11.11.2013   14:31:53
Отзыв:   положительный
Большое спасибо, Дина, за замечательный рассказ!
С искренним уважением Михаил.


Ди.Вано       11.11.2013   16:42:14

Восхищена картинкой,Михаил,
благодарна за добрые слова.
С уважением.
Д.
СИрена       28.07.2013   18:12:45
Отзыв:   положительный
как интересно. мне посчастливилось побывать на вилле шагала в ницце. два этажа заняты его картинами. к сожалению, не могу сказать, что он меня потряс. просто было очень интересно. и гордость за нищего витебского паренька, чьи картины сейчас одни из самых дорогих в мире, была.
а вот картины пикассо в прадо потрясли. у них такая мощная энергетика, что колени подкашивались.
спасибо, дина, что своим очерком напомнили мне о великих.
Ди.Вано       28.07.2013   20:55:05

В Ницце богатый музей Шагала. Мне он дорог чувством полёта..
и трепетной верностью юности, любви. Счастье, что он вернулся в свой Витебск.
Пикассо..согласна, всегда будоражит.
Спасибо, Ирина, приятно получать такие весточки..
С добром.
Д.


Betty(Светлана Мангутова)       22.07.2013   14:37:47
Отзыв:   положительный
Картины смотреть - это моей слабостью стало...
Они настолько погружают в свой мир - каждая в свой... и не возможно оторваться от одной, чтобы дальше двигаться...

Нечто подобное раньше я не особо замечала за собой...

Это удивительный мир.
Да еще, если сам художник присутствует... ох, достается бедняжке от меня... я его просто не отпускаю от себя - следом ходит и каждую деталь истолковывает или подтверждает мое мнение...

Просто обворожительно!!

Спасибо огромное, Динушка!

Обнимаю!!


Ди.Вано       22.07.2013   16:16:03

Спасибо!!!!
Это правда - волшебный мир чувств, дум,
настроения..
У меня невестка художница..дома всегда выставки ))
Очень рада нашему общению...
С душевной признательностью за эти минутки.
Обнимаю, БЕТТИ!!!


Татьяна Дюльгер       27.05.2013   14:49:12
Отзыв:   положительный
Дина, спасибо за интересную статью о художниках. Я в этом деле новичок )) Мне чрезвычайно всё это интересно.
Полностью согласна:
"Символизм, экспрессионизм, как эстетические явления и отражал стремление молодых выразить своё отношение к жизни через новые формы, не через образы, как принято в классическом стиле, не через разум, а через чувства. Через, как говорил Бодлер, «соответствие между цветом, запахом и звуком».

В работах художников всегда тайна их личного впечатления, личного переживания.
Художники нового направления передают сильный эмоциональный заряд и….. загадки.
Надо сказать, это довольно трудное занятие пытаться проникнуть в их тайны и загадки. Напрягаешь память, эмоции, знания."

Спасибо Вам за интересный взгляд и комментарии к картинам знаменитых художников.


Ди.Вано       28.05.2013   09:33:31

Сердечно признательна, Татьяна,
за проявленный интерес.
С добром.
Дина.
Борис Бочаров       03.02.2013   12:30:13
Отзыв:   положительный
Дина! Ещё раз перечитал и восхищён твоими знаниями в области изоискусства. Удачи. С ув. ББ
Ди.Вано       03.02.2013   13:43:58

Борь, художниками окружена )).
Спасибо!!!
Елена Талленика       23.01.2013   04:37:51
Отзыв:   положительный
Диночка, уверена, Вы не "пробегаете" выставки. А долго и с интересом рассматриваете картины.
Очень серьезная работа.Белоруссия дала миру Шагала- это прекрасно.Но кроме него: Савицкий-Маневич-Масленников. и тк далее.
Спасибо,Диночка. С Вами всегда познавательно-увлекательно))
Обнимаю-,
Ваша
Ди.Вано       23.01.2013   09:49:35

А не пора ли вам,мой друг, в Минске побывать?
ПРИГЛАШАЮ,
Список интересных личностей расширим ))).
Обнимаю,
Ян Подорожный       21.01.2013   15:56:05
Отзыв:   положительный
Вы открыли мне несколько новых имён в живописи, Дина.
Спасибо!
И насколько провидческим оказался раввин, давший матери Хаима 25 рублей!
Спасибо ему!

При желании прочтите.
Не люблю навязывать свои "шедевры", но это по теме.

https://www.chitalnya.ru/work/637312/

С уважением!
Ян.
Ди.Вано       21.01.2013   18:42:19

Спасибо за внимание.
Пошла читать.
Всего хорошего.
С уважением.
Дина.









1