КУПИЛА ШНИТКЕ, НЕДОРОГО


Заранее прошу прощения, что так фривольно употребляю имя, которое для меня и думаю для многих весьма значимо.
Ну, правда, купить диск ярчайшего композитора за два доллара….
Получить удовольствие от почти двух часов звучания современной музыки в исполнении лучших коллективов.
А начала с коммерческой ноты вот почему.
Когда мы знали этого композитора в основном только по саундтрекам фильмов – «Восхождение», «Экипаж», «Ты и я», «Агония», «Комиссар»…, да по редким концертам, в 90-е, в одном из музыкальных салонов Женевы обнаружили подписку на диск А. Шнитке – «Жизнь с идиотом». Подписались. Это удовольствие обошлось нам тогда, более чем в сорок долларов.
О самом диске чуть позже.
Альфред Шнитке с самого начала стал интересен мне, прежде всего, как личность, сумевшая выразить социальные катаклизмы эпохи, время двойных стандартов в нашей жизни.
Выразить через музыку.
Музыку непривычную, авангардную, разрывающую все каноны и устоявшиеся стандарты.
Эта его осознанная и принципиальная позиция привели к тому, что он долгое время находился в положении изгоя. Его творчество замалчивали. Да непросто замалчивали, а подвергали откровенной экзекуции: – «Это сумбур вместо музыки!…. Низкопоклонство перед Западом!».
И шел поток писем в партийные инстанции – «Космополит! К ответу!».
Многие музыканты отказывались исполнять его произведения.
Несмотря на всё это, он в возрасте 26 лет был принят в Союз композиторов.
Талант заявлял о себе громко.
Прошли годы и его назвали – ПОСЛЕДНИЙ ГЕНИЙ 20 ВЕКА.
………

Отдаю себе отчёт в том, что и сегодня, музыку композитора воспринимают неоднозначно. Но, как говорил сам Шнитке и «не нужно превращать общую точку во всеобщую».
Нерв его музыки, это нерв сегодняшнего дня.
Полистилистика его произведений действительно напрягает слух.
Ну, каково?
В одном флаконе: - классика, низменное и возвышенное, «свет и тьма»…
Однако, эта «гремучая смесь», выбрасывает столько кислорода для глубокого вздоха, что легко начинаешь понимать и принимать его концепцию добра и зла, жизни и смерти…
Эта музыка позволяет соединить воедино….. Вчера…… Сегодня…… Всегда…….
………

АЛЬФРЕД ШНИТКЕ.
Это имя впервые я услышала в Москве, в доме двоюродной сестры.
Здесь очень часто собирались архитекторы, киношники, писатели, музыканты. Многих из них я знала по книгам и кино. Для меня это были живые «классики». Там открывалось окно в другую, неведомую мне ранее жизнь. Жизнь интеллектуалов, людей энциклопедических знаний, но и откровенных оппозиционеров к власти, к советской действительности…
Муж сестры, видный в те годы инженер-строитель, лауреат множества государственных премий, выходец из какого-то древнего рода, открывал для меня целые пласты мировой культуры.
В быту он был настоящим аристократом. Всегда подтянутый, не позволяющий никакой небрежности во внешнем виде, в тонкостях этикета, эстет и щедрый человек. При этом отчаянный ёрник. Ко мне, к той достаточно вздорной и, скорее всего, излишне самоуверенной особы, был снисходителен. Я - молодой специалист с Минского тракторного завода, приезжая в командировку, как губка впитывала потрясающие разговоры собравшихся о новинках кино, литературы, музыки. Меня же здесь принимали за милую провинциалку, но зубастую, умеющую отстаивать своё мнение.
Будучи непримиримой к любой несправедливости, я отчаянно «митинговала». Понимая свои пробелы в знаниях современных новинок культуры, литературы, Минск в те годы был в этом плане действительно провинцией. Я «воевала» против их, как мне казалось, неискренности, искаженном представлении о людях, да и просто непонимания той жизни, какой жило тогда большинство.
Мне было не понятно, как, такие умные люди, крутящиеся в верхах, получая, как должное государственные и другие премии, плюют в «колодец», из которого черпают воду.
Так и прослыла в тех кругах - Клара Цеткин…
И только Борис Николаевич, открыто гордился мной, способной не тушеваться, оберегать свою самость. Он называл меня не иначе, как Динарий.
Это он открыл мне Альфреда Шнитке, помог проникнуть в его философию, в его позицию - не стремиться быть «как все».
И в музыке Шнитке, можно сказать тоже с его помощью, научилась понимать, что не существует стиля, как стерильно чистого явления. Научилась понимать, что и в цитировании, и в интерпретации музыки прошлого у Шнитке всегда есть смысл. Он так, по-своему создаёт панораму жизни целого поколения. Раскрывая, присущую людям амбивалентность, присутствие в их душах «человеческого и дьявольского».
Отсюда-то, и тема Фауста, которая, так или иначе, проходит через всё его творчество. «Фауст, по мнению Шнитке - это как зеркало, отражавшее изменения, происходящие с человеком за последние века».
Многих шокирует в музыке Шнитке шлягерность, иногда откровенно пошлые мотивчики. А дело-то в том, что вся шлягерность, «простенькие кусочки» - это у композитора хорошая маска. Даже назвала бы - осознанная наживка… хороший способ зацепить… влезть «в душу», сделать музыку более доступной.
Его волнует стереотипность мышления, скудность ощущений обывателя, удобное подобие «всех всем». Вот он и сталкивает классическую музыку с эстрадной, наделяя каждую мелодию смыслом добра или порока.
Он сочинял музыку для нас, жил для нас. Жил на пике страстей и внутренних терзаний.
Все его работы, так или иначе, пропитаны драматизмом, музыкой кричащих контрастов.
…………

Первая встреча с ним, на которую взял меня когда-то Борис Николаевич в Дом архитектора, объясняла мне многое из того, в чём хотелось разобраться…
Сейчас листаю подшивку журнала «Наше Наследие», перечитываю интервью и беседами с композитором, вспоминаю, что осталось в памяти на долгие годы. Начинаю по-новому понимать, что объединяло вокруг него тогда и сейчас думающих людей.
В музыке Шнитке, в его теоретических работах, всегда присутствует духовная составляющая личности, атмосфера времени. Для него никогда не существовало понятия - «своего» и «чужого», «старого» и «нового»: - «Всякий импульс к новому он и всегда творческий, и всегда реакционный. Новое - это и хорошее, и плохое. Каким оно станет - это зависит от людей, которые возьмут это новое…».
«Проблему ликующего и трагического решало время, а не люди, потому что всякое время оказывается в чём–то сильнее людей…». Да, теперь это особенно проявляет себя. И в попытках вернуть «старое», и в непринятии «нового».
С каким-то иным звучанием принимаю сегодня и мысль: - «Боюсь ясности во всём, когда всё ясно скучно и чуждо».
Его любимый писатель - Достоевский.
Шнитке чётко объяснял почему: - «Он как бы никогда не бывает понят весь… В нём есть нечто настолько высокое, идеальное, что логикой никогда не будет исчерпано».
Вспоминаю его спокойную, размеренную речь. Фразы короткие. Нет общих мест.
Улавливаешь что-то знакомое…, но тут же, оно всё становится неясным в своей неоднозначности. Проблема…умозаключение… и тут же - антитеза. Как бы текст в тексте. Монтаж яркой множественности смыслов и эмоций.
Это был настоящий мозговой штурм.
Слушая, осознавала, насколько несуразны попытки объяснить всё и всем. Насколько широк диапазон человеческого мышления, человеческих возможностей. - «Бесконечная реальность не открывается логическому разуму. Её можно только чувствовать».
Вот это и есть музыка Шнитке.
Надо уловить и понять целостность его разностей. Его уникальный опыт – вывезти язык, речь, а главным образом музыку за условные рамки.
Он считал, что только так можно раскрыть смысловую незамкнутость, неоднозначность человеческого бытия, бесконечность времени и пространства…
Многоплановость его музыки открывает мир уникальной личности. Человека с романтически чутким, обострённым отношением к миру. Человека ищущего, сомневающегося, всего себя отдающего призванию.
Он мучительно объединял эти «разности» в себе самом.
Его долгие годы терзало тройное национальное самоощущение.
Еврей по отцу, родина которого - Германия, немец по матери. Родился и вырос в среде «русских немцев» в городе Энгельсе, Саратовской области. Его воспитывала бабушка немка, которая практически не говорила по-русски. Семья чудом избежала в своё время депортации, но не избежала разного рода лишений и унижений. В молодости его изводили комплексы из-за немецкого имени.
Его болезненное восприятие самого себя, плюс долгие годы непризнания, внушали ему ощущение, что он, как бы, не в своей стране живёт. - «У меня нигде нет права на родину».
Позже, уже в зрелые годы, будучи признанным, он из Москвы перебрался в Гамбург.
Германия, такая заманчивая и родная издалека, не смогла ему заменить России…
Там он ощущает себя русским…
И на вопрос: - «Кем ты себя считаешь?». - В последние годы совершенно спокойно и с гордостью отвечал – «Русским».
- «Чем ты обязан России?».
- «Очень многим. И, прежде всего эмоциональным складом».
………

Уже несколько дней в доме звучит опера - «Жизнь с идиотом». Да, да, кручу тот диск, приобретённый в Женеве.
Помню провал моего «мероприятия», саму попытку прослушать с родными в те годы эту оперу. Полное отрицание. Даже вопли негодования: – «Выключи, это невозможно слушать!».
Ссылки на то, что эту оперу заказал сам Ростропович, что либретто написал Венедикт Ерофеев, весьма почитаемый ими, и даже «стакан зубровки» от Венички - не помогали.
И только сама жизнь последующих лет, её реальная «драматургия», смирили нас.
Циничные поступки героев оперы с их ненормативной лексикой - это и есть наша нынешняя жизнь. Наш театр абсурда. Другими звуками об этом не расскажешь…
А вот кантата – «Истории доктора Иоганна Фауста», новый диск, слушалась одинаково взволнованно.
Это понятно. Всё ближе и ближе становится нам тема поиска смысла жизни, обретения нравственного идеала…
Весь философский посыл кантаты, это предупреждение о неизбежной, жестокой, но справедливой расплаты за продажу душу дьяволу…
В произведении прослеживается драма Фауста, заблудившегося и отчаянно ищущего пути спасения себя и человечество от пороков, Он как бы стремится вскрыть все пороки, признать свои слабости и слабости общества, сделать шаг к их искоренению. Но поздно… Кара за содеянное неминуема…
Многозначный музыкальный «диалог» средневекового барокко и эстрады 20 века усиливают тему борьбы добра и зла. В кульминационном эпизоде расправы …. звучит мотив танго. Остро гротесковое «танго смерти». «Зло и смерть» в кантате представлены в ярком жанровом обличии звуками современной эстрады.
Известно, что арию Мефистофеля, Шнитке писал для А.Пугачевой. Ожидалось её выступление на премьере. Но певица из-за суеверия отказалась. В премьерном спектакле эту арию исполняла
Л. Долина.
Вот так: танго, вальс, средневековая мистерия, возвышенный напев молитвы…….
Всё это вызывает накал эмоций и как бы предостерегает: сколько верёвочке не виться……..
Раскрывая дисгармонию современного человеческого существования, завершающие аккорды кантаты звучит оптимистично.
Именно мощное звучание хора, как объединяющего начала, раскрывает главную мысль композитора - «Время… человечество преодолевает его…, человек неистребим в своей лучшей сущности».
………

А. Шнитке родился в г.Энгельсе 24 ноября 1934 года.
Скончался в Германии 3 августа 1998 года.
Похоронен 10 августа в Москве на Новодевичьем кладбище.
………





Рейтинг работы: 96
Количество рецензий: 10
Количество сообщений: 13
Количество просмотров: 527
© 10.01.2013 Ди.Вано
Свидетельство о публикации: izba-2013-714299

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Наталья Зарубина(Дьякова)       16.03.2017   14:26:13
Отзыв:   положительный
Нерв его музыки, это нерв сегодняшнего дня. ..

Спасибо, Дина! Очень интересно! С удовольствием прочитала.
Я дилетант в музыке и интуитивно слушаю композиторов. Коллекция записей всё пополняется.
Чего там только нет? ))
Шнитке открыла для себя не так давно. И именно с оперы "Жизнь с идиотом".
Тогда окунулась с головой в его произведения - что-то очень нравилось, что-то пропускала, начав слушать.

Хорошего настроения!


Ди.Вано       16.03.2017   17:12:34

СПАСИБО!!!!
Лев Куртен       29.05.2014   21:25:39
Отзыв:   положительный
Не восстаю против Шнитке,но не поклонник его музыки.
И вообще сидеть и специально слушать музыку не по мне.
Возможно, я глух к ней, хотя, порой, я слышу музыку в себе...
Но это моя музыка. Иногда пытаюсь передать её словом, ритмом фраз.
Но о том, что получилось или получается, судить не мне.
Ди.Вано       29.05.2014   21:37:20

Ваша музыка - ритм фраз ...
у вас получается. "Слушать" её приятно.
Но я люблю и сидя слушать музыку..
и в себе ощущать её размещение ))
Всех благ!!
Лев Куртен       29.05.2014   21:43:13

ветер шумит
за моим окном
гонит листья
зачем я жду тебя
зная что не придёшь?


Ди.Вано       29.05.2014   22:12:14

от ОНИЦУРА:

Не из обычных людей
Тот , которого манит
Дерево без цветов.


Betty(Светлана Мангутова)       14.02.2014   09:34:17
Отзыв:   положительный
И в маленьких городках рождение гениев имеет место быть...
Я была в этом городке - ну совсем маленький и такой незаметный...
Каким образом можно получить знания в глубинке... удивительно...

Спасибо, Динушка!
Мне нравится твое изложение материала.

С теплом сердечным!!


Ди.Вано       14.02.2014   10:35:30

С взаимностью и сердечной признательностью!
Обнимаю, дорогая!!
Владимир Селицкий       08.12.2013   04:17:28
Отзыв:   положительный
Спасибо, Дина за замечательное эссе об Альфреде Гарьиче!
Да, наверно он был гением в чистом виде.
Мне пришлось участвовать в премьере его балета "Желтый звук" в КЗЧ. Всю ночь возились со светом, зафильтровали около ста светообъектов в жёлтое. Там была труппа Гедрюса Мацкявичуса. Сильное было впечатление от действа и музыки. Шнитке было в тот день 55. Его все поздравляли, он дал много интервью. Хотя он их не любил и говорил на камеру трудно. Он вообще напоминал встревоженную птицу. Очень был внутренне-нервный человек.
Хотя были такие шутки у нас в филармонии как "с миру по шнитке, голому рубаха", музыка тошнитке, шниткообразная музыка и проч.
Я в свое время выложил интереснейшее интервью А. Ивашкина со Шнитке, где открывается огромная глубина его сознания и мироощущения: (машина Избы не пропускает ссылку)
Dr. Faustus я тоже сделал: (машина Избы не пропускает ссылку)

На счет Пугачихи не слышал. Интересно!
К кино А.Г. написал около 60 музык. У меня самая любимая к шепитьковской "Ты и я". Совершенно шизовое он там настроение создает. Но и в Комиссаре и в Восхождении, и Маленьких трагедиях, на музыке держится пол-фильма.
Ди.Вано       08.12.2013   20:41:49

Добрый вечер, Владимир!
Очень рада вашему отклику.
Чуточку даже позавидовала, что побывали на премьере.
Я его видела совсем молодым.
И шуточки очень понравились.
Интересно с вами.
С добром,
Владимир Селицкий       08.12.2013   21:59:58

Не только был на премьере, а двое суток принимал в ней самое непосредственное участие... К сожалению новый движок Избы обрезает ссылки на мой сайт. Ругается на один символ в строке и прерывает ссылку.
И с Вами интересно!
mishal       27.10.2013   17:21:53
Отзыв:   положительный
Большое спасибо, Дина, за замечательную статью о творчестве Шнитке и сведения из его биографии.
С искренним уважением, М.


Ди.Вано       27.10.2013   21:24:37

Спасибо, Михаил!
Доброго завершения дня.
С признательностью.
Д.


СИрена       04.10.2013   06:29:50
Отзыв:   положительный
какие глубокие у вас знания, дина. восхищена. шнитке в свое время произвел на меня громадное впечатление, поэтому долго слушать его не могла. но и нескольких минут хватало для духовного подъема. спасибо, что напомнили об этом.
Ди.Вано       04.10.2013   10:25:11

Спасибо, Ирина.
Да, Шнитке...даёт духовный подъём...
А знания?
..я долго жил и много видел...))
Ян поёт "Сухогруз"..бегу слушать.
С добром,
Betty(Светлана Мангутова)       07.08.2013   21:45:35
Отзыв:   положительный
Динушка, очень интересно все описано.
Да, действительно это так.
Знаю лично таких людей - немцев и евреев, к которым в нашем обществе - в свое время относились как-то иначе... для них многое было НЕЛЬЗЯ. Это прекрасные люди - очень простые и доброжелательные.
Негатив этот и на детях проявлялся - причем, с подачи учителей...


Спасибо, милая, за этот текст!!

С теплом сердечным!!


Ди.Вано       08.08.2013   09:38:21

Спасибо, дорогая !!
Рада, что приняли и поняли..
Что может быть дороже?
Обнимаю и от сердца - СПАСИБО!!!
Владимир Ялов       03.03.2013   01:10:50
Отзыв:   положительный
Все ясно! Фонарь - да под солнце!
Как жаль... а хотелось ведь больше...
Ди.Вано       03.03.2013   06:02:21

Нам всегда по-хорошему мало )).
Благодарю за внимание.
Борис Бочаров       10.02.2013   09:59:35
Отзыв:   положительный
Прочитал ещё раз, Дина, и снова окунулся в твой мир знаний о музыке. Порадовался. Приятно, что вышел на тебя Ян, а вот избушка пока в дрёме. Жаль. А немного позже я рассмеялся и вот из-за чего. Один богатенький Буратино купил самый дорогой билет в первом ряду по центру на концерт к Башмету. После концерта он подошёл к знаменитому альтисту и сказал, что он ожидал большего и исполнение маэстро его не впечатлило. И вот так ему ответил Башмет: "Да, что-то в последнее время билеты стали продавать чёрти кому". С ув. ББ
Ди.Вано       10.02.2013   10:15:59

Борь, спасибо!!
Всё нормально, во всём нужна взаимность )).
Моя-то жизнь )) на Прозе.
Будет секундочка взгляни там на отзыв Лены на мою последнюю.
Хорошо меня повеселила.
Знаешь, печально, но скажу честно: Башмет,
перед которым годами преклонялась, меня на последнем концерте
разочаровал. Просто отхалтурил.
Билеты заоблачной цены...он знает кому они доступны, а мы оказались жертвами.
Таланта мало. Надо уметь, достигнув высот, остаться человеком.
Будь!!
За песню ещё раз спасибо!!!
Удачи тебе!!
Я.
Ян Подорожный       24.01.2013   21:13:43
Отзыв:   положительный
Интересно, Дина!
Узнал новое.
И хотя, положа руку на сердце, не дорос до музыки А.Шнитке, отношусь к его творчеству с уважением!
Кстати: он был на два...дня моложе меня. Год и месяц рождения одинаковые.
Я думал, что именно отец у него немец, а мать еврейка. Судил по фамилии.
И ещё из прошлых лет запомнил, что он написал музыку к фильму "Семеро смелых".

А жил в Союзе, как должны были жить многие.
И он был прав: Германия не для таких людей.
Только для представителей "колбасной" эмиграции.
Ди.Вано       24.01.2013   23:07:53

Добрый вечер,Ян.
Радует, что читаете и делитесь своим.
Вот узнала день вашего рождения.Тоже интересно.)).
Может быть Шнитке во мне во многом от того, что
лично слушала его рассуждения, именно
тогда,когда вопросов было больше, чем ответов.
И это помогало понимать его музыку и что-то через его музыку.
Очень любопытно подметили об эмиграции...))
А к вам завтра.
Пока что спасибо за визит.
Сохраняю в себе приятность предстоящего прослушивания.
С уважением и добром.
Дина.









1