Русская выставка в Лондоне


Искусство идеологии, или «всё на продажу».
(О русской выставке в Лондоне)


Эпиграф: «Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия»

Я был в Сатчи — галлери первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших, модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж. Витрины сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные. Войдя внутрь мы были оглушены шумным говором толпы, стоящей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся, не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая. Только чуть позже, я понял что вся большая галерея, - это и есть российская выставка!
Но обо всём по порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским — было официальное открытие выставки - и отхлёбывая небольшими глотками, во все глаза смотрел на «искусство» российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде «не забуду мать родную» На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, «не спи».
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде — часто на руках спинах и груди можно увидеть на пляжах, даже у девушек разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки. Таков сегодня культовый тренд : «назад, к прачеловеку». Вырождение и утрата профессионализма, заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников — полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать, такое «творчество».
Ну, а в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники", с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...
Но большинство зрителей, в галерее, фото эти не смотрели а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение некоторых знакомых и незнакомых посетителей о выставке.
Для русскоязычной диаспоры, эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было «зеркалом», в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле, это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами. Такое «самораздевание» и откровенное издевательство, над образом страны в которой вы родились и живёте, обусловлено сегодняшней идеологией «продажности», то есть желания идти в сторону того, что требует мода. А идеологическая мода, сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего в идеологическом. Этим наверное обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике — «чернуха». Чернуха сегодня присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова, в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это «искусство», оценят прежде всего с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая, до чего людей довели большевики и соцреализм.
Есть среди российской образованщины, такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи. Это своеобразное, спонтанное лакейство, очень распространено сегодня в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, на самом деле это никому не нужно. А нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят: «Вот видите до чего довела Россию, приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина...»
Конечно такой идеологией занимаются и в России, совсем небольшое количество «либералов»-бюрократов. А остальные, «творцы искусства», просто и банально продают, как им кажется, «ходовую» тему...
Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного «дна», российского общества, я и там, начал замечал моменты «постановочного искусства», когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать «писи и попы», а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком, исполняют эти примитивные фантазии, вовсе не подозревая, что этот «работник идеологического фронта», очень прилично заработает на смаковании «российских реалий», заграницей...
А мне вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы. Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвященную этому юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого, артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры, которые потрясли весть мир и заставили уважать не только российский балет но и всю культуру России в целом.
Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что этот суррогат, недруги нашей страны, используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками «с барского стола» и художников, и писателей, и музыкантов, за которые, те отрабатывают и выдают на гора «чернуху, никому не нужную, ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...
В одном из следующих залов, была любопытная инсталляция под названием «Принципы сдачи» И эта инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции «советского искусства» насмешливо названной «весёлости советского искусства в шестидесятые — восмидесятые» (перевод мой).
Но и это оказалось ложью. На этой выставке присутствовало только антисоветское «искусство», потому что эта «мрачная весёлость» была сделана в основном и датирована девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира. Вся эта выставка, отражает развал и распад в после перестроечной России, всех человеческих связей и принципов гуманного искусства...

Конечно, всё зафиксированное фотокамерами этих «художников», присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности «перестройки», затеянной партийными номенклатурщиками, совсем не ожидавшими, что на месте неуютного «застоя», и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная своей животной сущностью, драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали, эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр «чернухи», подмявший под себя всё подлинно человеческое в российской культуре.
Конечно, есть примеры такого рода «реализма» и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных, бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня. Я видел в центре Лондона, такого бродягу, который летом, сидел на тротуаре, босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, которые были похожи на гниющие отходы найденные на помойке мясокомбината.
Видел я и умирающего бомжа, лежащего на какой-то бетонной плите, и задыхающегося от душащего его, внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в его больном теле. А мимо него спешили по работе или на обед, десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
Но ведь эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя это не становится предметом искусства, тем более на продажу. Англичане, пока себя уважают, может быть и потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течении двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок, продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к этому болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня. Эта экспозиция, тому ещё одно доказательство...
Мне кажется, на этой выставке, были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем наверное и организаторы и устроители этого зрелища.
Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал, и как следствие, на выгодную продажу этих «произведений искусства», о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин, благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию, организаторы и участники этого «действа»...
Я читал рецензию на эту выставку в «Ивнинг Стандарт», кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась «Сатирический взгляд на советскую власть». То есть, не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
Но рецензент не понял, что основная «чернуха», показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл «Росатом». И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти...
В рецензии, тоже говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой, цензуре породившей эти героические идеологические «возражения». И, как я и ожидал, автор рецензии, очень скептически отнёсся к нынешнему российскому «авангарду», но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья «соцарта»
И он был прав по своему. Потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем «сумбур вместо музыки» и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.
Эта выставка, на мой взгляд, является примером подобной «идеологической чернухи» и патологического самоуничижения...
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты — Рабин, с его «селёдками», бутылками водки и газетами «Правда» и «Сельская жизнь». Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление , в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя, уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится «Западу». Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние «художники», изображающие голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами, на фоне после перестроечной разрухи и бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой столяр или маляр, по несколько штук в день.
Если на «чернушных» фотографиях, ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций, в голове остаётся какое — то бледное пустое место, «ничто», которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого эксперимента, с доверчивым сознанием провинциального зрителя.

На фоне такого «искусства», работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин, в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...
… Уходя из Сатчи-галлери, я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы. Важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре. Потеря самобытности и независимости культуры, происходящей в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, и согласились на поражение...
И ещё, я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские властьимущие, то они ужаснуться и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!



Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.


Другие произведения Владимира Кабакова вы можете посмотреть на сайтe

http://russianalbion.narod.ru

или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"

http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 443
© 23.11.2012 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2012-681061

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Валерий Левченко       14.04.2013   21:08:30
Отзыв:   положительный
Я вам сочувствую... А насчёт власть имущих - это вы зря! Ужаснутся? Хочется подобное представить, но не получается. Я думаю, они не ужаснутся, даже если их таким же образом разрисовать и выставить. Ну - похихикают... Они завершают собой эту социально-культурно-экономическую пирамиду, сами её создавали. Не с неба же они на неё упали?









1