Воин-мученик Фома Данилов: новые данные о герое...


Воин-мученик Фома Данилов: новые данные о герое...
ВОИН-МУЧЕНИК ФОМА ДАНИЛОВ: НОВЫЕ ДАННЫЕ О СУДЬБЕ ГЕРОЯ И ЕГО РОДСТВЕННИКАХ


                                                                                    «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»
                                                                                                                                              (Откр. 2:10)


История воина-мученика Фомы Данилова стала известна русскому обществу благодаря статье в газете «Русский инвалид» в 1876 году. Именно там впервые было поведано общественности о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками (вариант тогдашнего названия киргизов). Унтер-офицер не захотел перейти к ним в службу и принять магометанство. Пулат-хан обещал ему «помилование, награду и честь», если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить кресту не может и, как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить свой долг по отношению к царю и к христианству. 21 ноября 1875 года, в Маргелане унтер-офицер был убит после страшных мук. Даже палачи удивились силе его духа, мужеству с которым он перенёс истязания.

Ф.М. Достоевский, потрясённый этой историей, посвятил воину-мученику специальный раздел в «Дневнике писателя за 1877 год», в котором описал эту историю. («Фома Данилов, замученный русский герой»). Фёдор Михайлович назвал воина-мученика «эмблемой России, всей России, всей нашей народной России» и был поражён тем, что «образованное общество» осталось в большинстве своём равнодушно к подвигу этого человека[1]. Образ Данилова вдохновлял Достоевского и при написании седьмой главой романа «Братья Карамазовы» ("Контроверза").

Так кто же такой Фома Данилов? В интернете о нём информация крайне скудна. В основном повторяют то, что написал Ф.М. Достоевский. Уже почти сразу после его смерти было установлено, что Фома Данилов был из села Кирсановки Бугурусланского уезда Самарской губернии.

Село Кирсановка (нынешнее название - Кирсаново) сегодня входит в Пономарёвский район Оренбургской области. Большой вклад в исследование родословной героя внёс местный краевед Н.Г. Алтухов, автор книги по истории Пономарёвского района[2]. Николай Гаврилович, проведя розыск по метрическим книгам села Кирсановки, установил фамилию в следующих поколениях родственников Фомы. Ведь Данилов – это фактически отчество, указывающее, что Фома - сын Данилы. Правда, Н.Г. Алтухов не пришёл к какой-то одной версии о фамилии героя: в статьях в районной газете «Дёмские зори» называет фамилию Лоторев[3], а в книге приводится иной вариант фамилии – Лотырев[4]. После изучения мною метрических книг Космодемьянской церкви села Кирсановки за 1972 - 1916 годы установлено, что у ближайших родственников наиболее часто встречается вариант Лотарев. Именно этот вариант и следует считать основным. Но нам точно неизвестно, когда именно эта фамилия была принята официально. В метрических книгах фамилия "Лотарев" появляется уже после гибели воина-мученика. Нельзя исключить, что она бытовала уже во время жизни Фомы как неофициальная. (В некоторых энциклопедиях до сих пор героя называют Фома Данилович Данилов)[5].

Фома был младшим сыном в семье Данилы и Татьяны. У Фомы был старший брат Андрей, чьи годы жизни известны точно (1836-1881) и сёстры Мария, Евдокия, Феврония, Анна. Фома Данилович родился в 1846 году. В 1864 году женился на Ефросинье Филипповне Тугих. 24 ноября 1865 года у них родилась дочь Варвара, но прожила только год[6].

В 1869 году Фома Данилов был призван на военную службу. В 1973 году он был произведён в унтер-офицеры и вскоре стал каптенармусом 2-го Туркестанского стрелкового батальона[7].

Завоевание Туркестана и, в частности Кокандского ханства, стало одной из важнейших геополитических акций России того времени. Стоит сказать, что этот шаг был необходим в том числе, чтобы избавить русское и казачье население Южной Сибири от разбойничьих набегов степняков на почтовые станции и караваны, освободить русских пленных, которых продавали на базарах Средней Азии, прекратить бесконечные внутренние междоусобицы, не допустить английской экспансии в регионе.

Придётся сказать немного и об обстановке в самом Кокандском ханстве. В 1870-е годы в ханстве было неспокойно: его сотрясали бесконечные восстания и бунты. Тяжёлое экономическое положение усилило борьбу за власть. Царствующая династия ханства проявляла определённую лояльность к России, но остановить разбойные набеги сородичей не могла. Ситуация резко ухудшилась в 1873 году. Поводом для бунтов стали казни, проведённые главой Кокандского ханства Худояр-ханом. Восстание против династии возглавил киргиз Исхак Хасан-уулу. Этот самозванец принял имя Пулат-хан, объявил себя внуком некогда популярного хана Алим-бека (настоящий Пулат-хан отказался от участия в бунте). 9 октября 1875 года повстанческая армия овладела Кокандом. Худояр-хан и его сын Насреддинбек бежали под защиту российских войск в Ташкент, пользуясь заключенным в 1868 году соглашением Коканда с Россией. В такой обстановке Россия, исходя из своих геополитических интересов, приняла решение ввести на территорию ханства свои войска. Пулат-хан провозгласил газават - войну с неверными[8]. Этот последний фактор, как мне представляется, имел определённое значение для последующих событий.

Но вернёмся к унтер-офицеру Фоме Данилову. В ноябре 1875 года, следуя из Ташкента в Наманган, он перегружал сломанную повозку и отстал от военного прикрытия. Вместе с несколькими другими русскими солдатами Фома был захвачен в плен отрядом Пулат-хана.

Газета «Русский инвалид» в номере от 27 апреля 1876 года даёт подробное описание дальнейших событий, происходивших на площади в Маргелане. По приказанию Пулат-хана его приспешник Абдул-Мамын двукратно предлагал Фоме Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Он отверг эти предложения, и сказал «В какой вере родился, в такой и умру, а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду»[9]. Когда к нему подошли в третий раз с тем же, Фома, выбранив всех присутствующих, произнёс: «Напрасно вы … надрываетесь, ничего с меня не возьмёте, а хотите убить, так убейте». По приказанию Абдул-Мамына его связали и привязали к доске. Фома перекрестился, насколько позволяли связные руки, и 25 сипаев дали по нему, как сказано в статье, «неправильный залп», стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. 29-летний герой жил ещё около часу. Пощады он не попросил. Смерь воина Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер как батыр», (т.е. богатырь).

М.А.Терентьев в своём обширном труде «История завоевания Средней Азии» (1906) также пишет об этом незаурядном событии. По его мнению, акция обращения в мусульманство русских солдат должна был поднять дух войска Пулат-хана. 21 ноября 1975 года на площади в Маргелане собралась большая толпа, чтобы наблюдать унижение русских. Но им пришлось увидеть иное. Как не старались муллы через переводчиков объяснить русским воинам преимущества веры в ислам, как не запугивали мучениями палачи, русские остались глухи. М.А. Терентьев предполагает, что кроме Данилова на площади в Маргелане были Святополк-Мирский и сотник Кузьмин[10]. Фома Данилов «особенно возражал» против перехода в иную веру и службы Пулат-хану. Товарищей Данилова просто зарезали, а ему была уготована казнь более изощрённая. Унтер-офицеру «отрубали по суставу каждого пальца, вырезали из спины ремни, поджаривали на угольях и т.п.» Мученик остался непреклонен. М.А. Терентьев отмечает также, что это не был единичный случай мученичества за веру[11].

Ещё некоторые подробности событий, без ссылки на первоисточник, приводятся на сайте Самарской епархии РПЦ. Видя, что уговоры и посулы не действуют на Фому, палач Абдул-Мамын решил показать сцену казни восьми старцев-чаудоров (туркмен). «Некогда храбрые воины, седобородые аксакалы, покрытые лохмотьями, были настоящими тенями подземного "царства". Измученные голодом и страхом смерти, их как перевязанных ягнят палачи потащили к месту казни. По знаку главного палача они легли навзничь: их связали по рукам и ногам, затем выкололи глаза… А потом придали мучительной смерти. Всевозможные истязания ни к чему не привели. Фома не отрёкся от своей веры»[12].

Как видим, подробности событий на площади Маргелана и казни воина-мученика Фомы существенно отличаются. Поскольку описание казни в газете «Русский инвалид» по времени намного ближе к событию, оно представляется более правдоподобным. Дополнительную достоверность придаёт этой версии, во-первых, изложение множества деталей, во-вторых, ссылка на расследование, проведённое по приказу Михаила Дмитриевича Скобелева (именно благодаря этому расследованию, скорее всего и появились подробности в газете). У М.А. Терентьева просто перечислены традиционные азиатские зверства, которые были широко известны.

12 февраля 1876 года Коканд был взят русскими войсками, а 19 февраля Кокандское ханство было присоединено к Российской империи: на его месте образована Ферганская область. Генерал-майор Скобелев был назначен военным губернатором этой области и командующим войсками. Пулат-хан со своими был схвачен: выдали сообщники. 1 марта 1876 года он и некоторые его подручные военно-полевым судом были приговорены к повешению за зверства над русскими пленниками[13]. Символично, что казнены они были на той самой площади Маргелана, где был замучен Фома Данилович Лотарев и другие пленные[14]. Узнав о подвиге воина-мученика, русские солдаты нашли его могилу и перезахоронили по христианскому обряду.

О доблестном поведении и геройской смерти Фомы Данилова было объявлено в приказе по туркестанским войскам и сообщено самарскому губернатору. Государь император Александр II восхитился силой духа русского воина, и повелел назначить вдове пожизненную пенсию 120 руб. в год. Пенсия была назначена и его дочери Иулитте (это церковно-славянский вариант имени, русский вариант- Улита), но здесь придётся сделать необходимую поправку. Ефросинья не дождалась мужа. Иулитта, родившаяся 31 июля 1973 г., не была дочерью Фомы Лотарева. Метрические книги об этом свидетельствуют однозначно: при регистрации она названа «незаконнорождённой», отец не указан[15]. При выходе замуж отчество Иулитты указано по крёстному отцу[16].

Вдова героя получала пенсию из государственного казначейства 120 руб. в год. Земское собрание Самары собрало 1320 руб. для Улиты. Из них 600 руб. было внесено в банк до достижения ею совершеннолетия, а остальные деньги были выданы вдове. Улита, вероятно, получила образование. Ефросинья Филипповна ушла из жизни 15 сентября 1910 г. на 65-м году жизни[17].

Что касается родственников Фомы Даниловича, то прямых наследников у него не было, а его братья и сёстры остались в Кирсановке. Особо следует сказать о сыне его брата Андрея – Федоте (церковный вариант - Феодот). Он глубоко чтил память своего дяди Фомы. Вместе с группой крестьян совершил паломничество в Иерусалим. Поклонившись гробу Господнему, принёс оттуда икону «Усекновения головы Иоанна Предтечи», которая долгое время хранилась в семье как реликвия[18].

Интерес к воину-мученику Фоме (Фоме Данилову) в последнее время связан с подобным подвигом в Чечне Евгения Родионова («воина Евгения») в 1996 году. Чеченские бандиты ему отрезали голову за отказ принять ислам. Оба они пока не прославлены в качестве святых православной церковью, но народное почитание их известно. Уже сегодня написаны иконы этих мучеников за веру, эти иконы выставлены в целом ряде храмов (причём не только в Самаре, где Фому считают «своим», но и ряде других городов России). Составлена даже «Служба мученику Фоме Данилову» (автор — иерей Игорь Соловьёв, г. Самара)[19]. Протоиерей Д. Смирнов, настоятель московского храма Святителя Митрофана Воронежского, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами выражает недоумение, почему подвиг воина-мученика Фомы не прославлен Церковью[20]. Но, говорят, что основным препятствием к прославлению является то, что пока не установлено точное место захоронения героя[21].

Остаётся надеяться, что память об этом человеке, «эмблеме России» (Достоевский) и его подвиге, будет сохранена и обществом, и Церковью (6 декабря нового стиля - день памяти героя).

Библиографический список

1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1877 // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах.- СПб., 1995. Т. 14. - С. 14 -19.
2. Алтухов Н.Г. История Пономарёвского района. - Оренбург, 2008.
3. Алтухов Н.Г. … И есть великий русский… Фома Данилов – русский герой из Кисановки // Дёмские зори (с. Пономарёвка, Оренбургской обл.). -1996. -№ 118.- 22 октября. - С. 2-3; № 119.- 24 октября. -С.2, 4.
4. Алтухов Н.Г. История Пономарёвского района. С. 85.
5. См. например: Данилов Фома Данилович. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=33088
6. Алтухов Н.Г. … И есть великий русский… Фома Данилов – русский герой из Кисановки // Дёмские зори (с. Пономарёвка, Оренбургской обл.). -1996.-№ 118.- 22 октября- С. 3.
7. О геройской смерти унтер-офицера Данилова // Русский инвалид. - 1876.- № 90.- 27 апреля. -С.2.
8. Пулат-хан. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http://sanjyra.ru/sanjyra127.html
9. Там же.
10. Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. Т. 2.- СПб., 1906.- С. 389.
11. Там же.
12. Карюгин В. Подвиг нашего земляка. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011) : http://www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/068_13.html
13. Керсновский А.А. История Русской армии. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011) : http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/11.html
14. Пулат-хан. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http://sanjyra.ru/sanjyra127.html
15. Архив ЗАГС Пономарёвской районной администрации Оренбургской области. Метрическая книга церкви святых бессеребренников Космы и Дамиана с. Кирсановки Пономарёвской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии за 1873. Раздел «О родившихся». Запись от 31 июля.
16. Там же. Метрическая книга … за 1890. Раздел «О бракосочетавшихся». Запись от 28 мая.
17. Алтухов Н.Г. … И есть великий русский… Фома Данилов – русский герой из Кисановки // Дёмские зори (с. Пономарёвка, Оренбургской обл.).-1996.-№ 118.- 22 октября- С. 3
18. Там же.
19. Служба мученику Фоме Данилову. Электронный ресурс (дата обращения 16.10.2011): http://ustavschik.livejournal.com/112129.html
20. В небесном строю. Электронный ресурс (дата обращения 16.10.2011): http://www.pycckie.org/sv_horugv/5/39.shtml
21. Белкина Л. «Портрет народа русского». Электронный ресурс (дата обращения 16.10.2011): http://www.pycckie.org/sv_horugv/5/27.shtml

Опубликовано впервые:

Сизов С.Г. Воин-мученик Фома: новые данные о судьбе героя и его родственниках // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса России: материалы Всерос. 65-й науч.-техн. конф. ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (с междунар. участием). - Омск: СибАДИ, 2011. Кн. 3. -С. 425 ;430 (438 с.).
В электронный вариант статьи внесены уточнения.
Иллюстрация. Расстрел воина-мученика Фомы (из брошюры Д. Иванова).





Рейтинг работы: 6
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1182
© 05.10.2012 Сергей Сизов (Омск)
Свидетельство о публикации: izba-2012-649136

Метки: воин-мученик Фома Данилов,
Рубрика произведения: Разное -> Научная литература











1