Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Беркем аль АТОМИ «ДРУГОЙ УРАЛ» («МАРОДЕР», «КАРАТЕЛЬ»)


Беркем аль АТОМИ «ДРУГОЙ УРАЛ» («МАРОДЕР», «КАРАТЕЛЬ»)
Беркем аль АТОМИ «ДРУГОЙ УРАЛ» («МАРОДЕР», «КАРАТЕЛЬ») - СПб.: Издательство «Крылов», 2008. – 1024 стр. Доп. тираж 2500 экз.

Работы Беркема аль Атоми талантливы. Об этом свидетельствует не только успех романа «Мародер», но и популярность той публицистики, в которой Беркем не стесняется называть вещи своими именами (смотри: http://zhurnal.lib.ru/b/berkem_a_a/ - рубрика «Статья»). В том сборнике, о котором у нас идет речь, тоже представлены четыре ярких текста: «Паникерство», «Убийство», «Свиньи и Люди» и, пожалуй, самая характерная – «Где живет Песец, или Опыт прикладной баранографии». Ясность мысли, четкость изложения, собственное мнение о происходящем в мире и в России – всё это вызывает бурные эмоции, как у сторонников, так и у противников авторского мировоззрения. А главное в этом мировоззрении - укрепление власти и государства.
О «Мародере» я уже писал (смотри: https://www.chitalnya.ru/work.php?work=50504 ).
Конечно, Беркему «не светит» получить Букеровскую премию – у жюри критерии более чем странные. (Первый «Русский буккер» за лучший роман года в начале 90-х получил Марк Харитонов. Кто его читал?!) Желающие могут посмотреть в Интернете имена всех лауреатов «Бухеровской» премии, но вряд ли вы найдете в этом списке хоть один национальный бестселлер.
Беркем аль Атоми далек от постмодернизма (по выражению Веллера «называть постмодернизмом слабую литературную работу – это то же, что называть дерьмо «постедой»). Главная заслуга Беркема аль Атоми – возврат в литературу мужественного человека, героя. Наше время настоятельно требует героя. Сильного, умного и храброго. Именно герой дает нам модель поведения в трудной ситуации. И литература должна такого героя создавать. Ибо народу нужна установка на победу в бою. Выживают сильнейшие. И остальное не заслуживает ни внимания, ни уважения.
На унылом фоне «маленького человека», «Черного квадрата» Казимира Малевича или «шедевров» Сэмюеля Беккета (Нобелевская премия 1969-го года за пьесу «В ожидании Годо») тексты Беркема как глоток свежего воздуха в затхлом подвале. Эмоции и темперамент автора сильно действуют на читателя.
Большинство современных писателей делает главным героем повествования подчеркнуто заурядного человека, поступки которого подчинены сиюминутным эгоистическим желаниям. У них (по отношению к жизни) позиция наблюдателя, полная эмоциональная глухота. Им наплевать на то, что делают остальные. Тут можно вспомнить целый ряд писательских имен – Пруст, Джойс, Камю, Ионеско, Сартр, Кафка. Именно их заявляют великими писателями ХХ века. Но читают их, по большей части, эстеты и литературоведы. Нормальный человек такой писаниной зачитываться не будет. Скучно читать о ничтожном человеке, прозябающем в житейском болоте. Слава богу, Беркем очень далек от подобного деструктивного пессимизма. И язык «Мародера» лишен всяческих изысков - оборочек и кружавчиков.
Зато энергетика текста – высоковольтная линия. Слабого и неподготовленного может крепко шарахнуть!
Так писать, как пишет Беркем аль Атоми, могут очень немногие. Цикл рассказов «Другой Урал» - это интересней, чем Карлос Кастанеда или Ричард Бах. И тридцать шесть коротких рассказов Беркема дадут вам гораздо лучшее знакомство с глубинными и тайными традиционными знаниями татарского народа, чем изучение доброго десятка книг по этнографии и языческим верованиям.
Герой «Мародера» и «Карателя» Ахметзянов проходит очень жесткое испытание на прочность. Невыносимые условия существования в экстремальных обстоятельствах только подчеркивают твердость характера, и величие души, которые, может быть, так и не смогли бы проявиться в обычных обстоятельствах. Такой человек может погибнуть, но не сдаться. Он непобедим.
Никто не знает, какого писателя (из современников) будут читать наши внуки. Вряд ли современники Дюма думали, что через сто лет из всей французской литературы того периода широкий читатель будет помнить только д′Артаньяна и Монтекристо. Время – лучший критик.
И если мы условимся считать целью литературы некоторое воспитание человеческих чувств и моделирование разных типов поведения личности в критических обстоятельствах, то автор достойно справился с этой задачей. И он показывает нам существующие опасности, подсказывает способы преодоления препятствий, дает пищу для раздумий.
И эту книгу читать гораздо полезней, чем тратить время на Б. Акунина, Александру Маринину, Евгения Сухова, Чингиза Абдуллаева и прочих лидеров коммерческой литературы.





Рейтинг работы: 19
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 2901
© 25.12.2008 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2008-59624

Метки: Беркем аль Атоми, Урал, "Мародер", "Каратель", паникерство, песец, .,
Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Сергей Шелепов       31.12.2008   17:39:00
Отзыв:   положительный
С Новым Годом, возмутитель вкусов и владелец Первой и самой большой библиотеки для ленивых в мире. Всего тебе самого наилучшего и дай Бог в наступающем году сесть на полянке и закусить живым мухомором выпитое за ничтожность любых расстояний.
Поздравляю, Сергей.
Сергей Павлухин       01.01.2009   12:33:00

Здравствуй, тёзка!
Поздравляю с Новым годом!
И пусть (несмотря на Большой экономический кризис) традиционное пожелание: "Здравствуй, ж.па, Новый год" не приобретало мрачные пророческие ноты!
Желаю тебе здоровья, счастья, творческого настроения и сил на осуществление всего задуманного.
Сергей Павлухин.
Vik Starr       29.12.2008   08:50:00
Отзыв:   положительный
Скачал "Мародера", прочитал. Не скажу, чтобы сильно шарахнуло, но прочел за один присест - это уже о многом говорит. Спасибо за информацию об интересном авторе.
Сергей Павлухин       30.12.2008   10:11:00

Попробуйте пройти по ссылке на Беркем аль Атоми, (которую я даю самой первой в тексте рецензии) почитать его публицистику.
В ЖЖ Беркема есть рубрика "Статья". Там (примерно) десяток-другой замечательных и ярких текстов.
Оч-ч-чень рекомендую!
Производит неизгладимое!
Успехов!
Сергей.
Лилия Менковская       25.12.2008   21:15:00
Отзыв:   положительный
И если мы условимся считать целью литературы некоторое воспитание человеческих чувств и моделирование разных типов поведения личности в критических обстоятельствах...
А вот недавно на форуме обсуждалась тема-в ответе ли поэт за сказанное..как и писатель...Вот именно-в ответе...несмотря на то,что участники поста сошлись в обратном мнении...
Сергей Павлухин       26.12.2008   12:44:00

Здравствуйте, Лилия!
Вот один мой знакомый написал так: "Вообще-то, литература - это создание зерцала, для отражения в забавной форме окружающей среды, которая и есть повод для беллетристики :)) "
У меня на этот счет своё мнение. И я его уже высказал.
Посмеяться я и сам люблю, но не хочу видеть в литературе некое подобие провинциальной "комнаты смеха", где окружающая среда отображается в кривых зеркалах авторского воображения ("в забавной форме").
Нельзя всю литературу загнать в рамки юмористики или едкой сатиры. Смеяться-то можно решительно надо всем, но является ли это признаком глубокого ума?
И куда мы денем эпосы, трагедии и всю драматургию? А уж героические сказания считаю просто необходимыми для воспитания достойного юношества. Человеку необходимы идеалы. Необходимы герои, вызывающие восхищение своими подвигами. Нам нужны своеобразные маяки несгибаемого духовного подвига в неспокойном житейском море.
А уж какой жанр пишущему ближе - это его личное дело. Ведь без Жванецкого, Мих. Задорнова или замечательных книг Ильфа и Петрова наша жизнь тоже изрядно бы обеднела.
Хороших вам праздников и всего самого хорошего в наступающем году бодливого Быка!
Сергей.
















1