Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ИЗ ИСТОРИИ КАЛЕНДАРЯ


ИЗ ИСТОРИИ КАЛЕНДАРЯ
ИЗ ИСТОРИИ КАЛЕНДАРЯ

Когда Бог создавал время, он создал его достаточно.
Ирландская пословица

Задолго до принятия христианства приднепровские славяне выработали собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета, как и у других народов, лежала ритмичная смена фаз Луны. Начиная с 1065 года в летописях фиксировались солнечные затмения.
О внимании наблюдений за Луной свидетельствует и наличие древних названий лунных фаз: новолуние называлось «межи», молодой серп – «новец», первая четверть – «новый перекрой», фаза около 10 дней – «подполонь», полнолуние – «полонь», фаза около 17 дней – «ущерб», последняя четверть – «ветхий перекрой», старый серп – «ветох».
Естественное деление лунного месяца на четыре фазы по семь дней породило существование седмиц – недель.
Были у египетских жрецов альменихиака – расписание праздничных дней в течение года. У арабов слово «аль-манах» время – обозначало также указатель новолуний и полнолуний, необходимый для мусульманского календаря. До сих пор на английском, немецком, французском языках альманахом называют календарь или ежегодник.
В древнеримском лунно-солнечном календаре первые числа каждого месяца назывались календами, что соответствовало слову «календариум» - долговая книга. В эти дни полагалось платить проценты по долгам. Отсюда произошло слово календарь. А вот слово «високосный» появилось в первом веке. Произошло оно от дополнительного дня, который был включен в календарь в феврале после шестого дня до мартовских календ и назывался повторным шестым – бис сектус.
В дореформенном древнеримском календаре сначала было десять основных месяцев, потом стало двенадцать. Первый месяц года назывался в честь бога войны Марса – мартиус (март); название второго – априлис (апрель) – произошло, вероятно, от слова априкус – согреваемый солнцем; третий именовался в честь богини Майи – майус (май) и четвертый – в честь богини Юноны – юниус (июнь). Названия следующих шести месяцев были образованы от порядковых числительных: пятый – квинтилис, шестой – секстилис, седьмой – септембер (сентябрь), восьмой – октобер (октябрь), девятый – новембер (ноябрь) и десятый – децембер (декабрь). После прибавления двух месяцев одиннадцатый был назван в честь двуликого бога Януса – януарис (январь) и двенадцатый стал месяцем «очищения» фебруариус (февраль).
Начало года было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. Месяц квинтилис, перешедший с пятого на седьмое место, после реформы назвали именем Юлия Цезаря – юлиус (июль). Спустя некоторое время секстилис, перешедший с шестого на восьмое место, был назван в честь преемника Цезаря, первого римского императора Октавиана Августа – аугустус (август), что означает «священный».
Эрой календаря называется принятый в нем отсчет годов от определенного момента времени, связанного с каким-либо историческим событием. Предполагается, что слово «эра» происходит от латинского слова aera, что означает «число». Существует также предположение, что это первые буквы фразы «ab exordio regni Augusti» - от начала царствования Августа.
В Древнем Китае отсчет велся от легендарной даты начала царствования правителя Хуан Ди – 2637 г. до н.э.
В Древнем Египте летосчисление велось отдельно по годам правления каждого фараона.
В Древнем Вавилоне применялась эра от начала царствования Набонассара – 747 г. до н.э.
В Древней Греции было распространено летосчисление от начала первой олимпиады – 776 г. до н.э.
В Древнем Риме отсчет вели от легендарной даты основания Рима Ромулом – 753 г. до н.э.
Эра «от сотворения мира» существовала в нескольких вариантах. Христианская церковь утверждает, что мир сотворен Богом за 5508 лет до нашей эры. Один хитрец даже точно подсчитал, что первый человек – Адам появился на Земле ровно в девять часов утра в пятницу 1 марта, на шестой день после сотворения мира. Еврейские мудрецы подсчитали, что, по Библии, мир моложе и был создан лишь 7 октября 3761 года до нашей эры. Летосчисление в Израиле и теперь ведется по этому библейскому счету…
Кроме упомянутых есть исчисление по мусульманской хиджре (как по лунной, так и солнечной). Отсчет ведется от переселения основателя ислама Мухаммеда из Мекки в Медину, что соответствует 622 г. н.э.
В старославянском языке некоторые дни седмицы назывались порядковыми числительными, что перешло в современные славянские языки: русский, украинский, польский, чешский, болгарский. Название субботы происходит от древневосточного слова «шаббат», что означает отдых, покой. Отсюда и слово шабаш – конец делу.
В грузинском языке оказалось… пять суббот. Кроме просто субботы – шабати, существуют «вторая суббота» - оршабати – понедельник, «третья суббота» - (самшабати) – вторник и т.д.
Слово «неделя» в древности относилось только к седьмому дню отдыха («нет дела»). Это название сохранилось и ныне в украинском и других славянских языках. В русском же этим словом стали называть всю седмицу, а седьмой день назвали воскресеньем. От древнего значения слова неделя происходит и название понедельник, т.е. день после «недели». Любопытно, что в старославянском языке встречается и более древнее название среды – третейник.
С 1709 года в России начал печататься календарь, составленный типографом и библиотекарем Василием Киприяновым на шести листах «под надзрением его превосходительства Генерала Лейтенанта Iакова Вилимовича Брюса». С тех пор он издавался множество раз под названием «Брюсова» и полюбился читателям; еще бы, там было много полезных сведений и практических советов: о сроках сельскохозяйственных работ, предсказаний погоды, урожая или недорода, о болезнях, их лечении и тому подобная всячина. Были там и святцы, приметы на каждый день, когда брак иметь, баталии творить, дома созиждать, браду брить, даже когда «мыслити начать». Брюса в свое время считали магом-чернокнижником, колдуном и распространяли о нем легендарные небылицы.
У этих календарных прорицаний позже появился серозный конкурент – гадательная книга и предсказания «достославного Мартына Задеки, которые он на сто шестом году жизни от рождения приятелям своим открыл». Книга эта не раз переиздавалась и пользовалась вниманием пушкинской героини. После страшного сна напуганная Татьяна обращается за советом – к кому?

То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.

Брюсу принадлежит отдать должное и за труды по переводу и изданию книги голландского ученого Гюйгенса «Космотеорес», где в доступной форме рассказывалось о системе Коперника, и впервые познакомила русских читателей с идеями Джордано Бруно о множестве обитаемых миров.
Мой дед еще помнил систему определения пасхалий и вычисления фаз луны по руке. Называлась такая система «рукой богословля» или «рукой Дамаскина». Позже я встречал упоминания, что описание этого метода для проведения календарных расчетов было помещено в Ужгородском Полууставе – рукописи шестнадцатого века. Описание метода давалось и в «Псалтыре с часословцем», напечатанном Иваном Федоровым в г. Заблудове (1569 г.)
Нам уже нет нужды прибегать к довольно сложной системе расчетов так называемого «вруцелетия» - достаточно приобрести календарь, соответствующий вашему вкусу. И не забывайте, что время приближается медленно, а уходит быстро.





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1332
© 24.12.2008 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2008-59417

Метки: Календарь, время, пасхалии,
Рубрика произведения: Разное -> Научная литература


Лилия Менковская       25.12.2008   21:17:00
Отзыв:   положительный
Интересно...
















1