Упадок церковного творчества


Упадок церковного творчества
Эпиграф: «Древнее правило властителей, гласит: «Что угодно государю, то имеет силу закона»»

Мы наблюдаем в России сегодня не только усиление светской власти, когда от нашего личного мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит, но и духовной власти тоже. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство это инструмент принуждения и согласования множества свободных воль, то в случае с Русской Православной Церковью – это отступление от заветов Спасителя, который приравнял перед Богом и царя и раба, и нищего и богача. Именно он сказал: «Царствие моё не от мира сего!». И если Церковь, выстраивает отношения чинопочитания, уподобляясь светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства. С апостольских времён Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа – суть которых – любовь, сострадание, равенство всех перед Богом и, конечно же, свобода духа. То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государства, «царствия мира сего», лечила Христова Церковь. Но это возможно только в противостоянии материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...

Иисус Христос своей жизнью и проповедью Нового Завета сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства. «Дух дышит - где хочет», - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание духовной и религиозной несвободы привели Его к столкновению с фарисеями, а потом и к осуждению на крестные муки...

Чтобы понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода...

Несвобода носит различный характер и одна из форм, это гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии и Нового Завета, в том числе...

Мне вспоминается случай из истории Российской Православной Церкви, упоминаемый Георгием Флоровским в одном из своих трудов о крайней точке подконтрольности Церкви государству уже в девятнадцатом века после рождения Христова. В пажеских корпусах одно время запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия, боясь, что могут не то и не так прочитать и напитаться «свободой духа»...

Сегодня в России ужесточается церковная цензура в информационном поле под лозунгом «борьбы с сектантством». Не только в печатной продукции, но и в интернете устанавливаются разного рода запреты и ограничения под видом «разрешительности». Без «благословения» патриарха или даже областного иерарха, представленного разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете на православном сайте материалы,не соответствующие «линии партии», не только по истории церкви, но и своих впечатлений от прочтения Священного Писания.

Вам, конечно, как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения, язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят, в лучшем случае, в «не профессионализме» и печататься не позволят. И церкви в этом ужесточении негласной и гласной цензуры помогает государство. Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую, и были главными «богословами», писали законы, которые, на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию «симфонии» властей.

Церковь часто с этим мирилась и даже поддерживала «начальство». В результате такого вмешательства богословие постепенно впало в «одичание», услужая не «Богу, но Кесарю».

И для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни!

Почитайте о «подвигах» некоторых средневековых Пап, и вы поймёте о чём я говорю...

Нечто подобное может произойти и уже происходит сегодня в России. Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: «Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона». Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной «тренд», как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский «одобрям-с» или кальку с Катехизиса Макария.

И тут встаёт вопрос: «А цензоры кто?»

Если бы это были фигуры уровня Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было согласиться. Но ведь «новые цензоры» представляют из себя часто церковных чиновников, которые свою богословскую «срединность» пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...

Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны по отношению к нынешнему положению в Русской Церкви, к нынешнему Священноначалию. Однако, таких статей и авторов становится на, мой взгляд, все меньше. Большинство же пишущих о современном православии не хотят или опасаются поднимать острые вопросы, ставить наболевшие проблемы и просто говорить правду.

Ссылки на самое высокое церковное начальство становятся самой популярной темой российского богословия. Невольно вспоминаются годы застоя и упоминание кстати и некстати имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности. Чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась мы все хорошо помним!

Настораживает поголовное увлечение иерархов не только бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и личного быта пастырей. «Лексусы», «Мерсы» и прочие дорогие «безделушки» становятся лицом «владельцев» приходов, престижными вещами, которые батюшки, стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес «профессии» священника.

Сребролюбие в сегодняшней церковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая «работа» с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов. Такое отношение к Заветам Иисуса Христа вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...

Вообще, почитание богатых людей, властного «начальства» в сегодняшней церкви обретает какие-то сверх естественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных во времена дореволюционные. Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными финансовыми “наместниками” Христовой церкви на земле! А то, что это противоречит подлинному христианству, Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует.

Иногда русская церковь, вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о «симфонии» властей светских и духовных. Церковь всё чаще копирует позицию государства, как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий. Заметно сближение позиций во взглядах на богатство или чинопочитание. А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции начались гонения на церковь, которая для многих, тогда, стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...

Забывать об этом нельзя, потому что история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии. Превращение христовой веры в лицемерное фарисейство может подтолкнуть к разрушению церкви через равнодушие и ироничность. Уже сегодня можно наблюдать, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в «религиозном бизнесе». Естественно,что это вызывает у людей отвращение и насмешку...

Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может привести к разрушению веры, под напором критических, во многом обоснованных, замечаний и комментариев...

Октябрь 2011года. Лондон.

Остальные произведения автора можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 359
© 22.04.2012 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2012-551252

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1