Церковная «самодеятельность» и священное «единоначалие».


Церковная «самодеятельность» и священное «единоначалие».
Размышляя, над феноменом Епископа Чукотского и Анадырского Диомида, о причинах и следствиях этого нового раскола, невольно начинаешь спрашивать себя, а почему это случилось? Анализируя деятельность РПЦ, за последние двадцать лет, выводы напрашиваются нелицеприятные для иерархов и клира вообще. Епископ Диомид, на мой взгляд, всего лишь выразил тенденцию, просматривающуюся уже давно, в деятельности Православного клира и его «окружения». В некоторых епархиях, перешли уже полностью, на «капиталистический» метод обслуживания, Церквей и храмов и главным принципом, становится всё более явно – «оплата по труду». За церковные свечки берут плату не стесняясь, выставляя ценники, или подразумевая определённую цену, с учётом инфляции, в книжных магазинах дорого, иногда очень дорого продают церковные книги… Внутренняя жизнь прихода, тоже постепенно переходит на товарно – денежные отношения. И тут, если оплата священников и диаконов понятна, то оплата обслуживающего персонала которых становиться всё больше, вызывает вопросы. Налаживаются порой целые семейные кланы и династии, которые «приживаются» при церквях и храмах… При таком подходе, «церковные активисты», или иначе говоря церковная «администрация», становится бюрократическим образованием, ничего общего не имеющее с верой в Иисуса Христа. Ведь батюшка или епископ, как на «производстве» начальник отдела, платит деньги своим «сотрудникам», за «работу» с верующими. Надо отметить, что эта тенденция принимает со временем массовый характер, и церковный служитель и пальцем не шевельнёт без предварительного договора об оплате. Открывают иногда даже церковные столовые при храмах, но кормят за деньги. Может быть я ригорист, но братская трапеза, за деньги, у меня вызывает протест… Уж лучше ограничится чаем с сухариками… Верующие всё больше и больше начинают зависеть от денег. По деньгам – и чин святости. Вот и епархиальный Владыка, заведуя церковными финансами, становиться почти бизнесменом. А служки церковные, ведь с его благословения деньги получают. Тем самым, они от него зависят, не только духовно, но и материально, чего кажется никогда не было до сего дня в Русском Православии. Но вот появилось. Уверен, что ядром единомышленников, представляющую, так называемую «церковную общественность» являются в каждом приходе, в каждой епархии люди, которые в церкви «работают», и как бы представляют для «внешних», сам приход или епархию… Все помнят злых старушек в чёрном, которые встречали вас в церкви, с подозрением оглядывая одежду, или даже заглядывая в лица – а правильно ли вы веруете? О таких, однажды, даже Патриарх упоминал в одной из своих проповедей… Второй момент. Ещё со времён апостолов, просматривалась тенденция, когда ближние ученики, принимались временами оспаривать, кто самый ближний, среди них к Иисусу из Назарета. Вспомните эпизод из Евангелий, когда апостолы начинали мечтать, кто и где будет восседать, уже в «Царствии небесном», - кто по правую сторону от Господа, а кто по левую. Однако, не вдаваясь в богословские тонкости, по поводу Страшного Суда над всеми «претендентами», на Царствие небесное, думается, что туда попадут достойные, ибо судить будет Иисус Христос. И потом, наверное, там, земная иерархичность уже не будет соблюдаться, да и само тщеславие как понятие, не будет существовать. Ведь на Страшном Суде, определиться уже новая природа человека, в которой не будет ни славолюбия, ни иерархии, в земном её понимании. К тому же есть указания на то, что «кто был первым» на земле – станет последним, «там», и наоборот. «Там», мне кажется, начисто будут отсутствовать обстоятельства, которые «здесь», называют «карьерными» соображениями. Однако, в нашей повседневности, тон в любом приходе задают «активисты», и многие из них, уже знают, где они будут восседать, по отношению к своему «батюшке», после Страшного Суда. Именно этот «бюрократический актив», и составляет поддержу разного рода сектантских течений в Церкви. И этот же «актив», часто представляет большой препятствие для впервые вступающих в Церковь. Такие люди думают, иногда – если такие «верующие» являются мерилом христианства и его представителями, то лучше я буду держаться подальше от этих «господ». Но к несчастью, такие «активисты» верует, не в Иисуса Христа, и в святых анахоретов – мучеников, которые обходились без «свиты», а в своего приходского батюшку, но чаще в епархиального епископа, потому что он по церковному чину, как «генерал». Часто, такие «преждевременные святые», выдвигаются на эту роль, своим «активом» приближённых, своей «свитой» и начинают зависеть от них, как сегодня депутаты «зависят» от своих избирателей (особенно в период очередных выборов). Тут можно сказать, что была бы «свита», а «король» найдётся… Последствия такого чинопочитания, на почве Русского Православия, могут быть непредсказуемы… Существует и ещё одна сторона церковной жизни. Ведь очевидно, что хорошим и искренним прихожанином, становится тот, кто бесплатно, повторяю бесплатно, как служили Иисусу Христу, его ученики, будет служить общему приходскому делу, участвуя в жизни прихода. Например, в бесплатных трапезах, приготовляя еду и обслуживая церковный народ. Или в ремонте и уборке храма, в разного рода дежурствах на празднике, служа Господу нашему посильно. Но для того, чтобы организовать эту бесплатную службу, пример должны подавать сами батюшки и церковный клир, а вдохновлять их на это, наверное должен епархиальный архиерей. Энтузиасты всегда найдутся. Но надо их поддержать и не только благословить, но и помочь самоорганизоваться, помимо указаний, «актива», находящегося на денежных дотациях. В приходах же бывает часто иначе. Хорошо, когда умные батюшки выдвигают «старостой» прихода трудолюбивого и самоотверженного человека и верующего. А бывает, что и старосты, и члены приходского Совета, и даже сторожа, всегда готовы распоряжаться энтузиастами, но редко, согласятся сами поменять свой «статус», церковного «чиновника», на место «общественника» Часто бывает так, что уборщик, получающий зарплату в церкви, становиться распорядителем. Он уже без смущения заставляет убирать в туалетах и выносить мусор, добровольцев. Сам, он, невольно становиться «начальником», а потом его ни за какие деньги уже не заставишь работать бесплатно… Он даже из прихода уйдёт, если будут от него добиваться исполнения обязанностей собственно уборщика. Часто настоятели храмов и не догадываются, что за их спинами действует уже вторая «иерархия», которая и представляет приход на бытовом уровне… … Есть Епископы, которые ведут себя, как настоящие столоначальники. Их девиз – никакой инициативы снизу. Только, когда «сверху», спустят «указивку», тогда можно приступать, к делу, да и то не спеша – а вдруг наверху передумают! Сегодня, в некоторых приходах и епархиях действуют так называемые «сестричества». Они занимаются хозяйством храма, кормят или поят чаем прихожан после службы, организуют праздники и прочее. Дело мне кажется хорошее. Хотя бы потому, что сопротивляется обюрокрачиванию Церкви. И потом, если вы участвуете в жизни прихода, церковь или храм, которому принадлежит приход, становится вашим храмом, частью вашей общественной и религиозной жизни… В создании таких сестричеств и «братств», на мой взгляд, надо всячески помогать. Ведь это есть соединение нашей веры, с нашей жизнью. Однако, повторюсь, многие иерархи сегодня думают, как бы не «переборщить» с инициативами снизу. Не дай Бог, сверху будут ругать, а то и заставят упразднить, да ещё в резкой форме… … Ещё одна тема для самодеятельности – это создание православно – просветительских центров, при больших приходах и в епархиях. Уровень религиозных знаний, и уровень духовности вновь пришедших в православие, сегодня отстаёт от количественного роста верующих православных. Об этом говорил Патриарх, на недавнем Архиерейском Соборе. Чтобы помочь православным, понять и полюбить свою веру всей душой и нужны такие центры, где будут и детские приходские школы, и катехизические уроки, и церковные хоры и живопись, и концерты церковной музыки, и совместные трапезы, организованные самими прихожанами, и выступления богословов и церковных историков, будут проводиться семинары и слушания в память почивших святых и святителей… Всего не перечислить, из того, что можно сделать в таких центрах. Но для этого, тоже нужны инициативные люди. Не только из прихожан, но главное их священников и епископов. Ведь наша Церковь держится на священноначалии. Однако это священноначалие, понимаемое в бюрократическом духе, только тормозит развитие православной веры и Русской Церкви. Если бы Иисус Христос не имел учеников, если бы Апостолы не учили и не благовествовали по всему свету, то не было бы и «Учения», не было бы святой Церкви. Со времён основания Церкви Иисусом Христом, в смысле обучения неофитов, мало что изменилось. Только энтузиастов, стало меньше. Вспоминаются слова Феофана Затворника, который говорил: «Священники должны ходить в народ и зажигать сердца, огнём веры. А для этого самим надо гореть». Слово «просвещение» по корню и по смыслу происходит от слова «свет». Светом миру, пришёл на землю Иисус Христос. Но мы также знаем, что некоторые люди возлюбили тьму и не потому, что они плохи, а потому, что им никто не осветил, не «освятил» их жизненный путь… Поэтому наверное, многие, горделиво считающие себя подлинно – верующими, становятся жертвами предрассудков или «лжеапостолов», и вдруг уходят в «пещеры», ожидая, допустим в понедельник, на следующей неделе «конец света»; или выходят на крестные ходы, чтобы поддержать «своего святого». Епископ Диомид, ведь тоже по своему верует. И в его протесте много чего намешано и часто с искренностью. Однако главным мотивом его «бунта», это желание организовать своих «подчинённых», активистов, под своим началом. Вполне возможно, что вскоре он объявит себя, с помощью своих «служащих», новым «мессией», или на худой конец, Патриархом Всея Руси… Совсем недавно судили такого лжемессию, по фамилии Грабовой, который уверял, и уверил многих, (в том числе и «известных, уважаемых» граждан) что он Иисус Христос, наконец - то вернувшийся в мир. Его сторонники составляют довольно внушительное количество российских граждан, и если бы он не попался, на откровенном и циничном мошенничестве, обещая воскресить умерших в Беслане, то их со временем стало бы ещё больше. Жажда магических чудес и желание обладать сверхъестественными способностями, сегодня в России как никогда сильна. Правда у многих, она тривиально связана с желанием обогатиться. Однако есть люди, которые совмещают обогащение с желание славы и власти. Это в атмосфере теперешнего российского быта, очень заметные сегодня желания… Но повторяю, - с христианской верой, эти желания ничего общего не имеют. Вот и поэтому ещё, наверное надо создавать такие православно – просветительские центры, в которых вера Христова, будет встречаться с нашей обыденной жизнью, а потом и освещать эту жизнь, часто идущую «сегодня» в России, в сектантской полутьме, которая возвращает людей из века двадцать первого в век преследования ведьм и противостояния колдунам… Тогда, всполохи костров, на которых сжигали еретиков, многие из псевдоверующих христиан, принимали за проявление божественного света... Сегодня нам кажется, что, живя в век освоения космоса и компьютеров, мы избавлены от нелепых суеверий и чёрной магии. Однако реальная жизнь, показывает нам, что это не так. Ведь многие «верующие», особенно в России, совмещают хождение в храм и моления с верой, с верой в колдунов и магических целителей, связанных с космическими силами и астралом. Суеверия разного толка, так «популярны сегодня на российских просторах и в полутьме многих душ «полуверующих». Мне кажется, что именно из этих корней и произрастают разного рода расколы и «пещерные» настроения, как впрочем и обюрокрачивание клира или компьютеризация веры. Здесь происходит подмена или смешение «Бога и Кесаря». Не замечать этих движений в сегодняшнем Русском православии или не обращать на них внимания, сегодня уже невозможно. И пензенские «сидельцы», и яростные сторонники «возврата в прошлое» в лице Епископа Диомида, тому яркое подтверждение…
Июль 2008 года. Лондон.


Остальные произведения автора можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 359
© 12.04.2012 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2012-544964

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1