«Тс-с-с… Спи, маленький, спи…». Настя склонилась над кроваткой внезапно проснувшегося сынишки, заботливо поправила сбившееся на бок одеяльце.
Малыш снова засопел. А у Насти весь сон как рукой сняло. Накинув на плечи старую мамину шаль, она тихонько, чтобы не разбудить никого, вышла на крыльцо. Свет полной луны ярко освещал все окрестности…
Ванюшка родился полгода назад недоношенным, слабеньким. Сразу после выписки из роддома молодая мать буквально с головой окунулась в заботы о сынишке, родившимся с тяжелым недугом. Измотанная бесконечными проблемами, уставшая от бессонных ночей, она не видела никакого выхода, но уже и жизни не представляла без сына, который один только составлял смысл ее жизни.
Раз только лучик надежды мелькнул для нее, когда фельдшерица с их медпункта, навещавшая малыша, сказала, что мальчика можно вылечить, но для этого нужно увезти его в городскую больницу.
Настена, лишь услышав это, сразу встрепенулась, засобиралась. Но старая бабка пробурчала: «Неча тут на сумление наводить. У меня вот шестеро было – ни с одним по больницам не бегала». И Насте стало ясно, так тому и быть. Бабкина пенсия на тот момент была почти единственным источником их существования.
Еще в прошлом году Настя и представить себе не могла, что все так обернется. Выпускной вечер, красивые платья ее одноклассниц. Настя среди них гадким утенком вовсе не была, но все же чувствовала себя как-то неуютно в своем повседневном костюме, единственном, что был у нее. Семья их жила небогато, как говорится, «перебиваясь с копейки на копейку». И Настя не то, что наряды менять, на дискотеку в соседнюю деревню с подружками и то ходила редко – просто было не на что.
Как мечтала она поскорее уехать, вырваться отсюда. Нет, не от родителей сбежать. Просто хотелось увидеть другую жизнь. Настя очень хотела поступить в техникум (об институте уж она и мечтать не смела), старалась, училась. Но, видимо, все это было не для нее.
В техникум Настю не приняли – по конкурсу не прошла, потому и пришлось вернуться назад. А дома выбор невелик: в бригаду или на ферму.
Но на следующий год она непременно решила вновь попытать счастье и снова засела за учебники. Судьба же распорядилась по-своему.
К Насте давно уже подбивался в ухажеры Лешка, живший через два дома от них. Но девушка отвергала все его знаки внимания: уж очень бросалась в глаза его безалаберность: не был он тем, на кого можно было положиться. Да еще было у него две слабости, тоже сразу выделявшиеся: женщины и выпивка.
А тут вдруг стали их часто видеть вместе. И вскоре уже вся деревня гудела: «Настя ждет ребенка».
Лешка, словно на крыльях летал, все же любил он свою Настю, по-своему любил. А теперь уж уверен был: точно никуда она от него не денется.
Свадьба была скромной, только свои. И началась семейная жизнь. В родительском доме им выделили крохотную комнатушку. Поначалу Лешка старался угодить молодой жене, заботился о ней и будущем ребенке. Но нет-нет да и срывался. А Настя молча переживала и украдкой плакала по ночам.
После рождения больного ребенка Лешка было поостепенился, с головой ушел в заботы о нем, но надолго его не хватило. И опять пошло-поехало: поздние возвращения, вечный запах перегара…
С высокого неба на Настю глядела полная луна, словно вопрошая: «Что же ты делаешь? Это же твоя жизнь и твой ребенок! Неужели ты желаешь ему зла?»
Нет, это не про нее. Она сделает все, только чтобы их жизнь изменилась. Завтра же, да, именно завтра она уедет отсюда. Денег можно занять. В городе ее тетя, она не откажет в помощи, хотя бы на первых порах. А дальше? К трудностям Насте не привыкать, все можно пережить, но ее мальчик будет здоров, и они с ним еще будут счастливы. Она сумеет сделать для него все. Настя встала и вошла в дом. Теперь она точно знала, что с завтрашнего дня их жизнь будет иной.