Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОККУПАЦИЮ


КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОККУПАЦИЮ

Хочу напомнить, что эта статья была написана года три тому назад, когда президентом Эстонии был Арнольд Рюйтель. Но актуальности (к сожалению) не потеряла.

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОККУПАЦИЮ

Оккупация (лат. occupatio) – временное насильственное занятие вооруженными силами государства территории другого государства без приобретения суверенных прав на нее.
«Словарь иностранных слов». 1989.

Оккупация – 1. Временное отторжение, захват чужой территории военной силой. 2. Период такого захвата и пребывания гражданского населения на захваченной территории (разг.)
«Словарь русского языка». Ожегов С. П. 1990.

Писатель Александр Генис рассказывал, что один из его отсидевших знакомых говорил: «...направлять власть обычно рвутся те, кто не знает, как исправить дела дома. Что и понятно: семью спасти труднее, чем родину. Да и служить отечеству веселее, чем просто служить».

Исходя из этих слов, не буду даже пытаться что-либо рекомендовать управляющим структурам. Хотелось бы только получить ответы на несколько вопросов.

Во-первых, почему все-таки «оккупация», если вооруженной борьбы не было?

«Такую обиду можно смыть только кровью. Но мы готовы взять деньгами…»
В японском обществе правила приличия не позволяют говорить о войне. Рассказывая о ней, надо либо хвастать, либо жаловаться – и то и другое несовместимо с кодексом поведения потомков самураев.
Ну, мы-то явно не самураи…
Можно было бы и поговорить на эту тему.

Во-вторых, почему иск предъявлен к России, а не к Германии, США или той же Грузии (ведь в сороковые годы Советским Союзом управляли выходцы из Грузии – Сталин, Берия и т. д.)?

В послевоенной геополитической ситуации союзники несли равную долю ответственности за то, что происходило на занятых союзными войсками территориях.
Или - возможность получить «халяву» важнее всего?
Кажучи щирою украинською мовою – «гроши затьмарыли розум».

В-третьих, почему Балтийская Ассамблея считает себя вправе поучать другие страны и взывать к международному сообществу, если во главе Эстонской Республики находится человек, который находился во главе ЭССР?

Четвертое и последнее – почему молодежь думает, что русские до 1991 года жили так, как живут сейчас «новые эстонцы», а коренная нация была «прижата к ногтю»?

Должен сказать, что русским было точно также тошно от всяческих «политзанятий», «партийной учебы», «субботников» и т. п.
А призывали к этим «мероприятиям» такие функционеры, как тот же Арнольд Рюйтель. Да и Леннарт Мери при советской власти страдальцем не числился, а воспевал бескрайние просторы советской страны (книга «В поисках потерянной улыбки») - читайте подробней на странице http://baltija.eu/news/read/5549.

Как-то само собой подразумевается, что оккупант должен жить гораздо лучше оккупируемого. Но ведь было-то все с точностью наоборот.
Я сам работал в ЭРСПО на комбинате «Орто», и получал в середине семидесятых около четырехсот пятидесяти рублей. На этом предприятии русских почти не было.

Зато на «Пегельмана» или «Двигателе» работали преимущественно русские, а зарплаты там были существенно ниже. Можно вспомнить и совхоз им. Калинина в Виймси. Туда на работу дворником мечтали устроиться инженеры и учителя. Заработать можно было в совхозе гораздо больше, чем на любом городском предприятии.
Туристы из России поражались, что почти у каждого хутора стоит гараж, дороги к хуторам асфальтированы, общий вид сельского пейзажа радует глаз. Когда приходилось по делам выезжать в Россию, то сразу после Нарвы начинался совсем другой пейзаж – унылая застройка и жалкие сараи, которые в России называли дачными домиками. И не надо говорить, что, мол, русские постоянно пьют, ленивые, сами не хотят жить в благополучной чистоте… Мне приходилось работать летом в совхозе «Калевипоэг», где я зарабатывал за неделю на уборке камня с полей больше ста рублей. В Мартна колхозники на откорме поросят зарабатывали по 600-700 рублей в месяц.
А во время поездок в Россию мне квалифицированный специалист по ремонту холодильников хвастался, что зарабатывает 120 рублей в месяц, да еще и халтуру имеет рублей на 50-60. Мне его было жалко.

Не стоит забывать заслуг тогдашней местной власти. Дотации, которые получала Эстония из Москвы, были совсем неплохими. Иначе невозможно было бы построить Мустамяэ, Ыйсмяэ и Ласнамяэ. К престижным объектам можно причислить центр парусного спорта в Пирита, республиканскую библиотеку, горхолл и замечательную «канаву», которая обошлась в очень круглую сумму.
К этому можно прибавить бесплатную и хорошую медицину, Тартуский университет, Сельхозакадемию, ТПИ, Художественный институт и многие другие учебные заведения.
Учили там не только на русском языке, и учили бесплатно.
Либеральность местных властей позволяла проводить в Эстонии джазовые фестивали, выставки авангардных художников, печатать чуть более смелые материалы в прессе. Но излишнее свободомыслие пресекалось грозным шевелением бровей из кремлевского кабинета.
Тогда все резко (на время) затихали.

Довлатов, описывая разгон эстонского либерализма, по-щедрински сказал: «Лучшая часть народа – двое молодых ученых – скрылась в подполье».

Сейчас свободы слова стало больше, но пользуются ей крайне осторожно – как бы не задеть ненароком интересы денежного туза или надутого националиста, которому кроме принадлежности к титульной нации, гордится нечем.

Вот когда большинство жителей Эстонии, которые помнят свою былую уверенность в завтрашнем дне, спокойствие за судьбы своих детей, - скажут демократической власти, что нынче мы живем лучше, чем в те времена, тогда я первым буду благодарен такому мудрому правительству.
Пока же:

«Одному – бублик,
Другому – дырка от бублика.
Это и есть
Демократическая республика».

Маяковский

Диву даешься от «дальновидных» решений наших властей.
Зачем надо было ставить памятник воевавшим на стороне гитлеровской Германии рядом с привычным мемориалом? Люди, которые придут поклониться одному из двух памятников, как правило, к другому памятнику настроены негативно. Этим провоцируются акты вандализма.
Тут нужно либо пост охраны ставить, или постоянно держать в запасе реставратора. Тогда дополнительные расходы появятся, а платить за все это нам – налогоплательщикам. Можно было бы просто поставить новый памятник на километр дальше, и этой проблемы не было.

P.-S. Можно еще было бы поговорить о рациональности существования Языкового департамента. Предприниматель должен сам решать, какой работник ему нужен, и какие требования к нему предъявлять.
Где-то я встречал мнение, что в любой стране достаточно надо знать две фразы на местном языке: «Дайте поесть и выпить» и «Не бейте, я все скажу». Но об этом и так сейчас много пишут.





Рейтинг работы: 12
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1077
© 25.11.2008 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2008-52849

Метки: История, Эстония, оккупация,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Георгий Иванович Солнца       04.12.2008   16:09:00
Отзыв:   положительный
Хорошие размышления, подтверждённые некоторыми реальными примерами. Но они были бы действенны, если бы автор подъитожила свои заметки.
Вся проблема не в русских, или татарах.
А то, что в среде человеческой постоянно скрываются - паразиты. Которым всё равно какой строй, какая нация. Они используют и строй и нацию, как средство отвлечь внимание от себя - от ПАРАЗИТА.
Желаю счастья
















1