Соответствие русской веры национальному характеру…


Соответствие русской веры национальному характеру…
« Народ – это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько – нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, то есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжении всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все – таки здоровее римского католичества. Если великий народ не верует, что в нём одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенной ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ...»
Ф. М. Достоевский « Бесы».

Достоевский верил, что у каждого великого народа свой особенный Бог, который соответствует характеру и сущности той или иной нации, того или иного государства… И в этом, на мой взгляд, заключена глубокая истина. Хотелось бы однако добавить, что и определённому историческому времени соответствует свой, особенный Бог, своя народная вера…

Попробуем показать истоки этой уверенности на примере русского Бога…

Как и когда окрестился русский народ в новую, христианскую веру? Об этом рассказывают нам простодушные летописи тех времён. Например, «Повесть временных лет»: «Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царициными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там один до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками: не буду уже царствовать более в этих странах». Люди же крестившись разошлись по домам…»

… Сам князь Владимир крестился в Корсуни, в год 988 и вместе с ним часть его дружины тоже покрестилась. Материальной же причиной крещения, помимо того, что вера христианская понравилась Владимиру во время ипытания всех других вер, была женитьба на сестре Кесаря, который не хотел отдавать её за нехристя…

Летопись сообщает также лирическую подробность:«По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать:«Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал:«Если вправду исполниться это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царициными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога:«Теперь узнал я истинного бога»…

… А перед крещением народа в Киеве, князь Владимир, погубивший в молодости брата своего Ярополка и имевший несколько жён и по триста наложниц в нескольких городах, издал указ, расправиться с прежними богами. Об этом летопись «Повесть временных лет» рассказывает так:«И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву извозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что–нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, господи, и чудны дела твои!» Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они ещё святого крещения…»

… Если со вниманием читать летописи и исторические документы, то можно сделать интересные выводы о характере русского народа…

Из этих летописей можно сделать, например, заключение, что революционность, предание забвению и поруганию прежних Богов, в крови у русского человека. Может быть этим объясняется революционность(а равно и контрреволюционность) современных русских людей. Вспомните хотя бы недавний эпизод в истории СССР, когда в газетах и журналах под статьями коммунистического содержания было модно подписываться: «Член КПСС с такого-то года». Где сегодня эти авторы? Может быть в рядах правящей партии «Единая Россия», шельмующих коммунистов–большевиков и Советский Союз?

… Христианство, однако, смешавшись с язычеством, стало почвой для множества предательств и жестокостей, мало чем отличавших «новых христиан» от дремучих язычников…

Вся история Древней Руси, показывает нам ряд отвратительных примеров предательства и нарушения крестного целования. Однако и оправдание этому есть – «Ибо слаб человек!». Но хорошо уже то, что был пример Христовой жизни и жизней святых подвижников. И на крещёной Руси во все времена язычество продолжало бороться с христианством. Да и в самом князе Владимире эта борьба продолжалась до смерти:«Когда Ярослав (сын Владимира) был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир:«Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся. Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привёл варягов, так как боялся отца своего; но бог не дал дьяволу радости»…

Так и умер Владимир не осуществив своего намерения. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нём – бояре как по заступнике страны, бедные же как о своём заступнике и кормителе». И говорили о нём:«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же.. Если и обращался он прежде к скверной страсти, однако после усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножился грех, там преизобилует благодать». Удивлению достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её»…

Дальше летопись повествует об убиение одного сына Владимира другим:«Между тем Святополк, (другой, старший сын Владимира, севший в Киеве на престол) исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису (тот возвращался после войны с печенегами с отцовской дружиной в Киев):«Хочу с тобой любовь иметь и придам тебе ещё к полученному от отца владению». А сам, призвав верных людей:«… сказал им: « Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса»»

А Борис: «…увидев, что пришли посланные убить его, начал петь псалмы: «Обступили меня тельцы тучные… Скопище злых обступили меня»… А затем закончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ владыки: «Господи, Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдания за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это во грех! И, помолившись богу, возлёг на постель свою. И вот напали на него как звери дикие из-за шатра, и просунули в него копья, и пронзили Бориса…»

Но когда убийцы привезли тело к свирепому и коварному Святополку, выяснилось, что брат:«…ещё дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда же пришли и увидели, что он ещё жив, то один из них извлёк меч и пронзил его в сердце»…

Вот такие грустные и трагические истории случались в древней, уже крещённой Руси не один раз и в конце концов, разделили алчные князья русскую землю на враждующие уделы и пришли монголы и завоевали Русь и собирали дань с русских людей почти триста лет…

… И всё–таки, именно христианство помогло выжить русской государственности и по прошествии трёхсот лет татарского ига, Россия вышла из него обновлённой и окрепшей. Ведь ничто так не толкает к христовой вере как пережитые страдания…

… Однако, языческие зверства сохранились как в народе, так и у его «руководителей»- князей, а потом и царей Московских. Вспомним хотя бы Ивана Грозного, который огнём и мечом уничтожал инакомыслие и «демократию» и, в конце концов, в этом преуспел. Но и укрепил своё царство. А ведь Иван Грозный искренне считал себя истинным, православным христианином. Правда свои зверства он оправдывал перед самим собой цитатами из Евангелия о том, что «тело бренно, а дух вечен», и « не бойся тело убивающего, но бойся душу губящего…»

Невольно хочется процитировать реплику одного из католических главарей Альбигойской инквизиции, тоже в Средние века, на Юге Франции, сказанных по поводу возможной невиновности некоторых убитых: «Мы сожжём всех подозреваемых, а на страшном суде бог разберётся и рассудит, кто был прав, а кто виноват»…

Наверное по такому же принципу действовал и Иван Грозный…
Русские люди, в конце концов, смирились и с крепостническим рабством и тяжелейшими условиями жизни и надеялись, что уж после смерти можно будет пожить хорошо…
В этой вере непонятная покорность русского народа своим тираническим властям, но в этом и корни зверских, кровавых бунтов, которые в России принимали иногда жесточайшие формы разгула страстей и эгоизмов…

Ещё с тех давних пор самосознание русского человека раздваивалось на две половинки: Официальную, «дневную» веру, и неофициальную, «ночную», где зрели кровавые планы мщения нарушителям Иисусовых заповедей… И это тоже было христианство с языческой «подкладкой».

… Пётр Первый, побывав в Западной Европе, в странах протестантских, решил силой перевести русское православие из состояния народного, христиански–языческого, в состояние христианско–государственного, индивидуального…
Это ему не удалось до конца. Христианство стало государственным, но индивидуальной верой не стало, как это сложилось в протестантских государствах Западной Европы… К тому же Пётр Первый только укрепил рабское крепостническое состояние русского крестьянства, чем, естественно, сделал невозможным отделение язычества от Христовой веры. В этом Россия повторила одну из отвратительных черт исторического движения в других христианских странах, в которых так или иначе, в той или другой форме рабство просуществовало до половины девятнадцатого века.

Однако, было в Западной Европе и приближение к идеалам христианской жизни, проявившееся в осознании божественной природы человека и тем самым прав его личности…
Отставание России в положительном историческом процессе особенно наглядно сказывается в отдельности её народной, по сути языческой, культуры от христианской веры. Достаточно сказать о народных верованиях в ведьм, домовых, леших и т. д. и т. д. … Сегодня это трансформировалось в веру в сайентизм – наукообразные формулы личной, эгоистической силы и преуспеяния, оформленной в наукообразные, с оттенками магии и мистики, термины и мантры – заговоры… Мы все знаем такие слова как астрал, космические энергии, левитация, магнетизм, с помощью которых восторженные профаны пытаются подменить христианство мистическим туманом, в основе которого лежит откровенный эгоизм…

На Западе же (я включаю сюда и США) постепенно, благодаря Реформации и Просвещению, религиозные христианские принципы растворились в народной культуре, и потому способствовали экономическому и культурному процветанию и научному прогрессу. В России же, культура давно разделилась на культуру господ и культуру народную, которые противостояли одна другой. Об этом смело и парадоксально писал в своей книге «Что такое искусство» Лев Николаевич Толстой, всегда стоявший на стороне народа против спесивого русского барства…
Были времена, когда господа говорили и на другом языке, чем народ и это только усугубило разделение в Российской Империи.

Великая Революция семнадцатого года, состоявшая из двух последовательных этапов, буржуазной и социалистической, попыталась ускорить ход, процесс развития христианской идеи в России, парадоксальным образом. Она отделила церковь от государства, объявила своих последователей атеистами и попробовала выстроить христианский рай свободы, равенства и братства уже на земле, уже при жизни пореволюционного поколения, но без Бога.

Возможно, революционеры постарались бы революционизировать русское православие тоже, но классовый радикализм помешал новому правительству договориться с церковью (а точнее, церкви примириться с новой властью добровольно) миром и потому начались гонения на официальное русское православие, закончившееся компромиссом - Русская Православная церковь обязалась не выступать против новой власти, а правительство постепенно оставило её в покое.

Во время Великой Отечественной Войны, во времена страшной угрозы уничтожения не только СССР, но и русского народа вообще (вспомните параноидальные анти-славянские настроения Гитлера и его приспешников, угрозу - уничтожить половину русских, а другую половину сделать рабами), церковь окончательно примирилась с Советским государством, и Сталин начал заботиться о её возрождении. Начало церковного возрождения пришлось на осень 1943 года, когда войска фашисткой Германии были разбиты и война повернула на Запад...

Уже после войны количество приходов увеличилось во много раз и достигло двух третей дореволюционной цифры.

Я живой тому свидетель – меня крестили в церкви, я помню как мы ходили в церковь, и помню страшную аллею из нищих и инвалидов, растянувшуюся от входа в ограду до самого церковного крыльца. Христианская вера помогала людям преодолевать физические и душевные увечья, а Русская Православная Церковь и в Великой Победе над врагом сыграла значительную роль, и после войны поддерживала в людских сердцах надежду на лучшее будущее…

Потом пришёл Хрущёв, ставленник бюрократии. Церкви вновь начали закрывать, а хождение в церковь запрещать. Новый всплеск атеизма был результатом пришествия во власть пар- и чиновной номенклатуры, и привёл к постепенной морально–нравственной деградации большинства людей неверующих, да и верующие пошатнулись в своих принципах…

Настала пора безвременья, которая окончилась крахом СССР и КПСС.

Контреволюция свершилась и РПЦ вновь стала «свободной»... Однако, упадок совести и несоблюдение принципов Христовой жизни достигло к тому времени таких масштабов, что люди стали тащить и грабить всё, что «плохо лежит». А в стране в это время много чего «лежало плохо»… Поэтому на обломках советского строя вдруг возник монстр бандитского капитализма. Многие жулики и даже бандиты, запятнанные разворовыванием государственного имущества и ограблением народа, стали ходить в церковь, проклинать большевиков и считать себя «шибко» православными, на манер некогда царствовавшего Ивана Грозного...

Теперь можете представить себе, в какого Бога веруют сегодня многие люди в России и как они поклоняются Иисусу Христу. Мне говорили, что во многих церквях в России и в самой Москве, бандиты и их подручные молились отдельно от простых прихожан и они же жертвовали большие деньги из тех награбленных, которые, прямо или косвенно отняли у большинства обнищавших граждан.

Но вот прошло время и руководство Московской патриархией от имени подлинно верующих христиан стало всё смелее выступать против нарушителей Христовых заповедей, против явных и тайных фарисеев; начали более активно выступать на стороне простых людей и это безусловно будет содействовать восстановлению чистого образа русской православной церкви за время после революции, прошедшей через драматические испытания как несвободой и гонениями, так и испытаниями безграничной свободы и покровительства государства…

На днях, патриарх Алексий Второй, выступал от имени русского православия в Страсбурге, перед Парламентской Ассамблеей Европы, говорил об ослаблении нравственных основ в современных государствах, о необходимости сочувствия и заботы о бедных и униженных, о невозможности выдавать грехи человеческие за пример для подражания, чему невольно способствуют, пропагандируемые некоторыми защитниками «прав» человека, идеи…
Вся история русского православия показывает нам взаимозависимость Мира Божьего и Мира Кесарева. И внимательный анализ подтверждает нам слова Достоевского о том, что каждый народ имеет свою, особенную веру чем и живёт, чем и подпитываются его душевные, духовные и материальные силы…

И я хочу, в качестве эпилога к первой части этой статья о вере и социальных системах управления, соответствующих каждому народному характеру и уровню развития общественного самосознания, привести ещё одну цитату из книги Достоевского «Бесы» из сцены ночного разговора Шатова с Ставрогиным: «…ни один народ ещё не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силою иною, повелевающей и господствующей, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутомимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицание смерти. Дух жизни, как говорит писание, «реки воды живой», иссякновением которых так угрожает апокалипсис.. Начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как утверждают они же. «Искание бога» - как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искания бога, бога своего. Непременно собственного, и вера в него как единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтобы у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей. Когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было ещё народа без религии, то есть без понятия о добре и зле. У всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и своё собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о добре и зле, тогда вымирают народы, и тогда самоё различие между злом и добром начинает стираться и исчезать»…

… Резюмируя, хочу повторить, что вера того или иного народа зависила и зависит от его истории, которая создает народный характер на протяжении веков и тем самым формирует его веру…

… В не меньшей зависимости находится общественная организация, нравственный и культурный уровень, преобладание той или иной религиозной конфессии в тех или иных странах Запада и Востока, от социальной системы управления тем или иным государством… А точнее выражаясь – социальная система власти, всегда производное от уровня развития культуры, экономики и религиозной веры конкретного народа или народных сообществ. Насильно установить, экспортировать новую систему правления никогда не удаётся…

Об этом мы и порассуждаем во второй части этой статьи…


Остальные произведения автора можно прочитать на сайте "Русский Альбион"
http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 405
© 29.02.2012 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2012-516175

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Александр Дубков       01.03.2012   09:18:04
Отзыв:   отрицательный
Антирусская статья.









1