
- «Может он это делает произвольно», - таков был ответ моего товарища для объяснения того, что представил я на его обозрение. В душе этого православного человека, ровным счетом ничего не произошло, ничего не всколыхнулось и не перекосилось. И мне показалось: двуперстье это или троеперстье, ему было все ровно. Ревностному христианину было параллельно, так же как и мне.
А то, что делает владыка Кирилл, по сути, это его дело. Тут принцип: что делает поп, - так и должно быть! Так в нашей стране заведено. С духовными отцами у нас спорить не принято, а принято их слушать и подчиняться. А лукавить им не к лицу. Высокому сану не позволительно.
На этом подборе фот, патриарх московский – Кирилл, показательно демонстрирует свой «перст». Да и не только он. Все держат перст, кто какой. И если мне неизменяем мое зрение, то он, патриарх наш, держит «два перста». И эта двусмысленная картина подвела меня к интересному размышлению, к написанию очерка. Заглавие появилось сразу – «двуперстье патриарха Кирилла». Почему «двуперстье»? Патриарх русского православия держит два перста – вот потому.
Придание семнадцатого века гласит, что протопоп «Аввакум перед смертью показал народу двуперстное крестное знамение и сказал: - «Коли будете таким крестом молиться, вовек не погибнете, а покинете этот крест, и город ваш песок занесет, и свету конец настанет!». Как известно: его просили отречься от своего «перста», но он оказался непреклонным. Уговаривали, угрожали… Уставший от угроз и уговоров, протопоп Аввакум этот вопрос решил кардинально: он сжег сам себя. Совершил самосожжение. Дабы не отречься от Веры своих предков! И ни он один.
Его примеру последовали: поп Лазарь, дьякон Феодор, инок Епифаний, и еще тысячи и тысячи верующих. «Один пример поражал другие», где показывались царские отряды, «толпы сами сжигали себя, нередко тысячами», отметил в своей книге, один из титанов русской исторической мысли девятнадцатого столетия.
В XVII веке, на Руси, держать два перста - строго запретили. Оказалось что это нехорошо и неправильно. Что это еще и вредно для здоровья. Опубликовали в государстве Московском указ о запрете двуперстного знаменья, а взамен разрешили троеперстье. А тех, кто был не согласен с этим нововведением, объявили «еретиками» и «раскольниками». Стали преследовать и уничтожать, наполняя ими, подвалы тюрьмы и живодерни… Кому удалось уцелеть в этой религиозной смуте и не принять нового перста, тех заклеймили «староверами», «старообрядцами». А кто из сегодняшних христиан не знаком со словом «еретик», то оно от греческого «ересь», - религиозное течение, противоречащее догматом господствующей религии. Одним словом – лгун, обманщик, сектант. Если кратко, то – богохульство.
В 1649 году в Москве, иерусалимский патриарх Паисий Лигарид вдруг находит вот эту самую ересь. Представляете себе? Откуда-то она вкралась сюда! Откуда? никто не знал. И для истребления этой заразы, святые православные отцы собирают собор. Приехали догматы православия: антиохийский патриарх Макарий, сербский Михаил, митрополит никейский, молдавский и другие. И во главе этой инквизиции, стоял грек из Рима - Паисий Лигарид. И, под руководством царя Алексея Михайловича, вся эта команда приступает к вытравливанию «клыка» и «ереси» из русской души в московском государстве.
На этом соборе Паисий произнес эпохальную речь, грек из острова Хиоса сказал: «Мы приняли предание изначала веры от св. апостола и св. отца и семи соборов творить знание чистого креста тремя первыми порогами десной рук, и кто из христиан православных не творит крестного знамения по преданию восточной церкви, сохраняемого от начала веры до сих пор, тот еретик и подражатель арианов; того ради, мы считаем такового отлучением от Отца и Сына и Св. Духа и проклятием». Другими словами, этот посланник Рима, папский легат, предал проклятию практически всю Русь. Всю русскую Православную Церковь. Оказывается? они были «подражателями арианов».
Этот выпускник иезуитской коллегии, грек из «латиномудрствовавших», вынес вердикт: «на том, кто не крестится тремя перстами, пребудет проклятие трех сот восьмидесяти св. отцов, собиравшихся в Нике, и прочих соборов». Этот хитрый лис, приказал еще, и сжечь старые русские книги. Чтобы из них, нельзя было ведать прошлое. А народная память осталась неугасимой: «был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, — хитрый, льстивый, пронырливый». А народ русский, по делам этого иезуита, вынес свой вердикт, оставив такое придание: - «признали еретиками всех святых русской церкви, которые, без сомнения, употребляли двуперстое знамение». Вот и вся история о двух перстах.
С тех давних пор, Россию «песком занесло», и «свету конец настал»! Слова Аввакума были пророческими. Народ раскололи, и он бродит в темноте с различного рода высказываниями…
Пастор держит два перста, - паства три!.. Объяснить, почему это так, никто не хочет и не желает. Полное равнодушие. Разве это не «свету конец настал»? Патриарху русской православной церкви, стоило бы напомнить слова П.Лигарида, - …творить знание чистого креста тремя первыми порогами десной рук, и кто из христиан православных не творит крестного знамения по преданию восточной церкви, сохраняемого от начала веры до сих пор, тот еретик и подражатель арианов; того ради, мы считаем такового отлучением от Отца и Сына и Святого Духа.
Или, может быть, пастор Кирилл вспомнил слова протопопа Аввакума?