Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Пастырь свободы (Об о. Александре Мене)


Пастырь свободы (Об о. Александре Мене)


Видео: Телевизионная беседа "Вечные вопросы" (Мысли о вечном), одна из первых, в которой еще не разрешалось произносить слово "Бог", а персонал не знал как пишется "протоиерей". Конец 80-х.
Первое фото: 3 июня 1985 года. Владимир Шишкарёв, Юрий Пастернак и Александр Мень.
Второе фото: 1987. Александр Мень на дне рожденья.
Аудио: Есть только миг (Исполняет Олег Даль). Любимая песня о. Александра.





                                                                                                 * * *
      На дворе стоял январь 1983 года. Было андроповское время, и мне и многим другим уже стало казаться, что возвращаются сталинские годы. В стране как раз в это время усилилась борьба с асоциальными элементами. Я, имея большие проблемы с трудоустройством, нигде не работал и отсиживался в пос. Заветы Ильича, что близ города Пушкино, у своего друга, гитариста "Самоцветов" Игоря Мялика. В поселке обитала небольшая коммуна выпускников Гнесинки: Володя Шишкарёв, Гриша Крылов, Юра Пастернак, Боря Евсеев, который в последствии стал известным писателем. Жил там талантливый изобретатель и музыкант Володя Двуреченский. Из Москвы постоянно кто-то наведывался; в основном кто-то из тех же мызыкантских кругов: Володя Васильков, Андрей Миансаров, ну и бесконечные ученики Мялика по гитаре, число которых исчислялось десятками. Мы с Мяликом читали тогда книги разнообразного оккультного содержания с сильным восточным уклоном. Это было содержимое черного чемодана, привезенного им с гастролей, который достался ему от родственников одного рано умершего знакомого теософа из Сибири. И не только одни мы читали… В порядке вещей было зайдя в гости к одному из товарищей, увидеть на запертой двери записку: "Просьба не беспокоить. Я медитирую". И вот самый неотягощенный Востоком из нашей компании, Володя Шишкарёв, набрел на Сретенский храм в Новой Деревне, который находился недалеко за поселком на трассе Ярославского шоссе. Познакомился со священником и пришел обратно с книгой "Сын человеческий" автора Эммануила Светлова. Потом он пришел с книгой "У врат познания". Впечатление у Володи от общения с батюшкой было настолько сильным, что вскоре мы все потянулись за ним.
      Помню, что первый раз пойдя от поселка к Сретенскому храму, мы с приятелем пошли не в ту сторону и оказались у другой церкви в живописном селе Братовщина. А уже оттуда мы оттопали около трех вёрст в сторону Москвы и оказались в Новой Деревне. Про Братовщину рассказывали, что это уникальное место, связанное с протопопом Аввакумом и что там собирались тайные общества декабристов. Мы тоже тогда себя ощущали диссидентами и "декабристами" и жили в предчувствии новой жизни.
      Сретенская церковь была деревянная и очень маленькая. Что поразительно, она была построена или как я потом узнал перенесена в Новую Деревню из другого места в 1922 году. И это в то время, когда в стране вскрывали мощи со святыми, обдирали золото с куполов и алтарей, и повсеместно боролись с религией. Тут было много символики, которая указывала, что это место связано с какой-то новой жизнью. Новая Деревня, церковь построенная во время обновленчества, молодой и какой-то непохожий на всех батюшка от которого веяло чем-то новым и необычным.
      Мое первое впечатление от общения с батюшкой было не менее сильным. Он был без рясы, в шикарном светлом костюме, и я подумал, что встреть я его на улице, подумал бы, что это профессор консерватории, ученый, капитан дальнего плавания, но только не священник. Было странно, что за каких-то полчаса мы умудрились обговорить множество проблем. О. Александр не просто располагал к беседе, он погружался весь в тебя, рушились границы, которые образуются между людьми поучающими и внемлющими. Это был разговор на равных, притом, что он явно подстраивался под ритм моих не очень стройных мыслей.
      То, что к пастве о. Александра принадлежали А. Солженицын, А. Галич, М. Юдина, Н. Мандельштам мы не знали. То, что знаменитые строчки Галича "Когда я вернусь, я войду в тот единственный дом…", - были обращены к Сретенскому храму, мы тоже тогда не знали. Я долгое время даже не знал настоящую фамилию о. Александра, кроме его псевдонимов - Э. Светлов, А. Боголюбов. Все говорили только - отец Александр.
      Вскоре весь круг моих заветинских знакомых, читал святоотеческие книги и проникался православием. И не помню, кто именно, по-моему Гриша Крылов, перекрестил поселок Заветы Ильича в "Новые заветы".
      Стал приобщаться к этому и я. Будучи крещенным в малолетстве я и раньше захаживал в церковь, но мало чего там понимал. Теперь было уже все понятнее и осмысленнее. Год-два у меня прошли под знаком воцерковления. Помню, мне так понравилось поститься, что я два года не ел мяса вообще. Ездил в Новую Деревню на все праздники, причащался и исповедовался. Потом православная радость стала как-то угасать, опять пошли внутренне неудержимые вопросы, на которые православие мне ответить решительно не могло. В 1986 году я прочитал "Очерк тайноведения" Рудольфа Штейнера и эта книга открыла мне дорогу в антропософию.
      Но душа разрывалась на части. Православие не отпускало, а душа подспудно рвалась к иному. Я писал Меню письма; тогда это было в порядке вещей, он отвечал, когда успевал. Помню в 1986 г. летом на писательских дачах, недалеко от Новой Деревни, я попросил у него час для разговора. Была хорошая компания, много детей, и много посетителей. Мы кружили по сосновому бору и говорили, а за нами следом все время двигался, как пес, один очень тогда известный журналист с ЦТ, и навязчиво напоминал о себе возгласами. А мы целый час говорили об антропософии, Штейнере, и о моих внутренних переживаниях. О. Александр меня выслушал и сказал: "А Вы знаете, что у меня дома неплохая антропософская библиотека, еще со старых времен. Я довольно много в свое время читал Штейнера. И я считаю Штейнера выдающейся личностью, хотя не разделяю многие его взгляды. Прежде всего - всё, что касается вопросов кармы и перевоплощения. И всю его христологию в целом не одобряю, хотя там очень много прекрасных мест. Очень люблю "Христианство и мистерии древности" и "Как достигнуть познания высших миров". Иногда их перечитываю". Я был поражен... Дальше разговор был уже просто несносен, ибо журналистское ухо преследователя, лежало уже чуть ли не на наших плечах. Пришлось ретироваться.
      Чуть позже мои переживания достигли апогея, и я через своих друзей стал искать путь в Печерский монастырь. Тогда там можно было жить в монастырской общине, не принимая пострига. Чтоб туда попасть нужно было рекомендательное письмо священника. Я написал отцу Александру. Он мне коротко ответил, и назначил встречу. "Зачем Вам это? Ну не Ваше это! Честны ли Вы перед самим собой? По-моему Вы просто бежите от самого себя, но этим бегством Вы не сделаете себе лучше", - сказал он мне. Он, уважая человеческую свободу, понимал, как трудно удержать человека там, где ему уже тяжело дышать. Даже если это касалось Православной церкви, которой он посвятил жизнь. После этого разговора я поехал вместо монастыря в Коктебель. Решение туда поехать я принял фактически с подачи о. Александра. Он сам любил отдыхать в Коктебеле, и мне предложил вместо монастыря ехать туда. Заодно я прихватил туда посылки. Я жил у замечательной художницы Н. В. Коноваловой и там, под волошинским небом, многое встало на место. Я укрепился тогда в собственном мироощущении и понял значимость антропософии в своей жизни.
      Я думаю, что многие, кто был рядом с ним, могут вспомнить подобное. Он тонко понимал предназначение людей, и в тяжелые периоды помогал людям принять правильное решение относительно своей судьбы. Было ощущение, что он видел какие-то скрытые потенции каждого и очень тонко чувствовал предназначение людей.
      Часто люди впервые встречались с А. Менем в момент тяжелой внутренней драмы. Помню, что Володя Шишкарёв был в момент встречи в состоянии очень сильной душевной раздвоенности, как сам он считал, что это было очень похоже на шизофрению. О. Александр ему потом говорил, что не встреть он его и не введи его в ограду Церкви, то Володя бы много не протянул. Володя Шишкарёв после воцерковления расцвёл и обрёл гармонию души, стал писать замечательные детские песни и посвятил себя работе с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями.
      Люди для о. Александра были всегда главней всего. Когда многие посетители, внезапно появившись со своими просьбами перед ним, начинали извиняться, что вот мы, дескать, не хотим отрывать Ваше драгоценное время от работы, он отвечал: "Вы - моя работа и есть!". И это было правдой. Потому что о. Александр всего себя отдавал людям. И было просто непонятно, сколько он спал и когда он успевал столько писать. И это притом, что за тридцать лет он не пропустил ни одной службы, вставал в полшестого утра, а возвращался в Семхоз за полночь. И потом еще не сразу ложился, потому что часто писал по ночам. При храме, по левую сторону от входа, рядом с хозяйственными постройками, была у него своя комнатка, где он обедал и принимал своих знакомых. Несколько раз мы там с ним говорили, а один раз даже обедали вместе. Помню, там была небольшая библиотека, стол, где он мог иногда уединяться. Но ненадолго, потому что поток посетителей практически не иссякал. Или же он ехал на встречи сам.
      Иногда о. Александру приходилось идти на нарушения, с церковной точки зрения, обрядовых исполнений. Он неоднократно крестил на дому. Была одна интересная история, рассказанная мне знакомым из меневского круга. Однажды о. Александр отказался крестить одну интеллигентную старушку, которая умирала от неизлечимой болезни. Он, узнав что инициаторами крещения были её родственники, а не она сама, крестить её отказался. При этом долго и хорошо с ней говорил, сказал, что она прожила хорошую, честную жизнь и перед Богом чиста. Правда эта история просочилась в верхние эшелоны церковного руководства и о. Александра вызывали на ковер.
      Еще в семидесятые годы о. Александру пришла в голову гениальная мысль, организовать малые группы верующих, которые он называл рабочими группами, которые внутри себя продолжали вести духовную жизнь Церкви. Это еще делалось в целях безопасности и отрезало гэбэшный контроль со стороны. Ему приходилось эти группы объезжать и корректировать их деятельность.
      Как-то раз о. Александр выразил универсальную формулу бытия православного христианина. Жить надо по правилу Т.О.М. Или М.О.Т. Что значит - труд, отдых, молитва. Надо делать только эти три вещи в жизни. Если ты делаешь что-то четвертое, то значит, потрафляешь силам зла. Четвертое - это часто лень. А лень - это путь падения души, когда ты оказываешься ни с чертом, ни с Богом. Это путь к духовному одичанию.
      О. Александр читал совершенно уникальные проповеди. Один раз я присутствовал в Серетенском храме на отпевании кого-то из местных деревенских жителей, и о. Александр после обряда обратился со своим словом к присутствующим. Надо было видеть как краснолицые, пропитые мужики, многие из которых впервые пришли в церковь, преобразились после этой проповеди. Это трудно передать словами, но внутри них явно что-то сдвинулось с места. Могу смело сказать, что о. Александр был гением проповеди, и в итоге его слово и привело к тому, что он стал на короткий период настоящим духовным лидером России.
      Весной в 1986 году на о. Александра был написан суровый пасквиль, - статья Н. Домбковского "Крест на совести". Статья была очень большая, в двух номерах газеты "Труд" и подана она была в виде "пасхального яйца" прихожанам прямо к Пасхе. Помню как мы с Володей Шишкарёвым и Гришей Крыловым читали статью вслух, придя с пасхальной всенощной. В храм наведывались люди из органов, среди прихожан было смятение. Допрашивали и прихожан. В компании моих друзей близких к Меню, царило уныние. Прогнозы были самые мрачные, казалось что о. Александр потеряет приход, будет сослан куда-нибудь очень далеко, и где-нибудь между Индигиркой и Колымой будет читать проповеди геологам и оленеводам. Но постепенно конфликт рассасывался, прихожане постепенно перешли с конспиративного общения на нормальное. Компания по "сплавлению" о. А. Меня захлебнулась на общем политическом фоне. Перестройка в стране не могла не сказаться и на жизни церковной. РПЦ готовилась к тысячелетию принятия крещения Руси, власть начинала менять свое отношение к религии. Очень помог тогда, всегда благоволивший о. Александру, митрополит Крутицкий и Коломенский, Ювеналий. Когда-то он так же помог ему, уберя из Новой Деревни о. Стефана, который буквально сживал со свету о. Александра, выполняя наказ загорских старцев-ортодоксов. Последний хотя бы стукачом не был, а так на протяжении почти всей духовной карьеры о. Александра окружали стукачи-священники. Я лицезрел, неподражаемого о. Иоанна, который пришел на смену о. Стефану, и очень нелепо пытался контролировать происходившее вокруг Меня. По-моему о. Александр относился к нему с юмором, разыгрывал его, и мастерски дезинформировал. Будучи совсем не злым человеком, о. Иоанн был удивительно завистливым, и как любая посредственность завидует настоящему таланту, завидовал о. Александру. Надо было видеть выражение его глаз, когда на исповедь к Меню выстраивалась огромная, большая живая очередь, а к нему только пять старушек из Пушкино. Эти глаза не понимали происходящего и были полны зависти. Иногда я приезжал в Храм и не заставал о. Александра, приходилось выслушивать кефирные проповеди о. Иоанна. Когда он своим неподражаемым западно-украинским диалектом произносил: "Еэст на свэте два грэха: пианство и прэлюбодэяние..."
      С 1987 года я появлялся в храме и в Заветах Ильича все реже и реже. Не пропустил правда ни одной Пасхи, но это уже было скорей данью моего большого уважения о. Александру и привязанностью к моим местным друзьям. С 1990 года я в храме не был. О чудовищной смерти о. Александра узнал только в день его похорон из газет. Сразу поехал на Ярославский вокзал, но потом решил заехать к своему приятелю Володе Ерохину, музыканту и писателю, прихожанину А. Меня с более чем 20-летним стажем и застал его только что приехавшим с похорон. Отца Александра уже похоронили.

                                                                                                * * *
      У отца Александра было много недоброжелателей и врагов. Ортодоксальные православные круги его не любили, считая его обновленцем и еретиком, и недолюбливали за то, что он еврей. Иудаисты не любили за то, что он, еврей и православный священник. Власть имущие и сотрудники органов – за то, что он был в их понимании неблагонадежен, что в круг его паствы входило много диссидентов, писателей, музыкантов, художников. Я думаю трудно сосчитать то огромное количество евреев, которых крестил о. Александр. Это получалось почти что закономерно. Просто многие евреи предпочитали креститься у него. Во многом, потому что он был не только человеком высокой культуры, но был сам еврей. И в каком-то смысле являлся гарантом их будущего воцерковления, их смелого, свободного выбора. Ведь не секрет, что крещение для еврея, очень смелый шаг. Помню, когда один мой друг-еврей крестился, то его родственники оплакивали, как фактически умершего для их рода и всей нации. Факт большого крещения евреев, раздражал и многих ортодоксальных православных и ортодоксальных евреев. Власть же это тоже не могло не раздражать, потому что евреи в то время считались главными возмутителями спокойствия в стране, и где их собиралось много, (не важно, крещенных или обрезанных) они усиливали контроль. Поэтому Сретенский храм был под пристальным наблюдением церковных и гэбэшных сексотов.
      Творческих людей в о. Александре привлекали его хороший вкус и огромные познания во всех отраслях искусства. Не секрет, что о. Александр, помимо своего писательского таланта, также писал стихи, прекрасно рисовал (даже обучался иконописи), и разбирался в музыке. Это очень притягательно действовало на людей искусства. О. Александр находил к ним ключи, выслушивая долгие отповеди о «Мастере и Маргарите», Бахе, Кафке, Кандинском, а потом плавно переводил разговор в сферу духовности и православия. И делал этот переход удивительно органично.
      В различных науках о. Александр тоже хорошо разбирался. Только рукоположение, помешало ему получить диплом биолога, на которого он 5 лет учился в институте. Он считал этот опыт очень важным для себя. Будучи специалистом по пушнине, он один раз так рассказывал о бабочках и насекомых, что я подумал, что он был специалист именно в этой области.
      Все что касалось теологии, церковного богословия, философии - он сделал себя сам. Эти области знания он самостоятельно изучал с 12-ти летнего возраста, и был рукоположен без какого-либо церковного образования. Правда потом он окончил семинарию, но мне кажется это было уже простой формальностью, он вряд ли мог там получить больше того что уже знал.
      Таким образом, о. Александр сформировал себя сам и был очень независим во многих своих взглядах. Но его большая образованность, так же была и причиной зависти для многих и делала его человеком опасным для церковной ортодоксальной жизни и для светской власти. В конце концов, эти непримиримые друг с другом круги могли одинаково желать ему смерти. Не исключаю, что они могли объединить свои усилия по устранению о. Александра. Было бы нелепо думать, что это сделал какой-нибудь черносотенец или фанатик. Не удивительно, все обстоятельства смерти и само следствие покрыты таким мраком тайны, словно кто-то нарочно запутал все следы.
      Следствие сразу повели по неверному следу. Всё пытались привести к бытовухе. Сразу нашелся какой-то бомж, который взял на себя вину, а потом отказался от показаний. Куда-то пропали все вещдоки при переезде ведомства, что вело дело, на другое место. Потом появился второй подозреваемый, который также пудрил мозги следователям и то брал на себя вину, то отказывался. В момент убийства, на станции Семхоз попала под поезд женщина, и все местные следователи занимались этим делом. И на призывы людей видящих о. Александра залитого кровью, отвечали: «Мы здесь по-другому делу». Убийство женщины было нужно для того чтобы оттянуть на него силы милиции. Значит, те, кто убивал, весьма умело развели действия милиции. Все это говорит, что убийство было заказное и очень грамотно спланированное. И даже личный контроль следствия двумя президентами, осуществление контроля ведения дела генпрокурором России не помогли даже на йоту приблизиться к его раскрытию.
      Можно только поражаться той неимоверной силе духа, которая жила в теле о. Александре, и благодаря которой он не погиб сразу от невероятного по силе удара заточенной саперной лопаткой по голове. Проковылять полтораста метров с раскроенным черепом и умереть на пороге своего дома, это уже что-то запредельно мистическое. Как такое мог сдюжить человек – непонятно.
      Похоже, что убийца очень нуждался в содержимом портфеля о. Александра, который бесследно пропал. Что там было мы так и не узнаем. Но многие накануне видели большую тревогу о. Александра. Видимо, он понимал, что за ним идет слежка, и не расставался с портфелем надолго. А на последней в своей жизни литургии, 8 сентября, он посмотрел куда-то вдаль и совершенно отчетливо произнес: «Время пришло!» Таких слов в литургии не было. Значит, он кого-то или что-то заметил. Последний месяц он предчувствовал свой конец. Поскольку тогда его довольно много снимали на видео, то это очень хорошо видно даже по выражению его глаз. Особое настроение и характер его мыслей и высказываний в последние дни говорили, что он предчувствует свою смерть. И наверно понимая, что конец не минуем, только произносил про себя: «Да минует чаша сия меня»…

                                                                                                * * *
      О. Александр искренне и свято был верен православной церкви. Когда рядят его в скрытого сиониста, протестанта или католика, то для этого нет никаких оснований. А вот то, что он толерантно относился ко всем религиям, это точно. И в принципе он никогда не скрывал свои экуменические взгляды. Но перед православием он был абсолютно честен. Православное священничество было его призвание, которому он никогда не изменял. Другое дело, что его духовный кругозор был гораздо шире православных традиций. Уже первая книга о. Александра «Сын человеческий», которую он писал в 20-25 лет, раскрывает нам его экуменическую широту взглядов и большой кругозор исследователя. В прологе книги он пишет: "Повсюду, от Китая до Италии, появились мировые учители, пытавшиеся найти новые ответы на жгучие вопросы жизни и веры. Авторы Упанишад, Будда, Махавира, Лао Цзы, Конфуций, Заратустра и греческие философы - вот те, кто духовно сформировал мир, в который пришел Иисус Назарянин. Они были Его предтечами, но в строгом смысле слова называть так можно только израильских пророков. Многое роднит их с великими мудрецами Востока и Запада. Подобно отшельникам Индии, они знали, что Бог как абсолютный источник бытия превосходит все земное; подобно персидскому реформатору Заратустре, верили в Него как в совершенный Свет и Добро; подобно Гераклиту, они созерцали в Нем динамическую, "огненную" силу; подобно Анаксагору и Платону, говорили о Нем как о вселенском Разуме, или Премудрости". В этом отрывке у о. Александра, многое совпадает с антропософской христологией. Таких совпадений в его книгах встречается много, потому что он смотрел на мир глазами современного мыслителя и понимал многие вещи, самостоятельно, исходя из собственного духа.
      О. Александр читал много теософской и антропософской литературы. В записях о своей автобиографии, он отмечает, что в 1961 году интенсивно занимается символистами, Андреем Белым и читает много из антропософии. Но, похоже, что антропософские книги он читал и намного раньше. В его жизни были два человека, которые были связаны с теософией и антропософией, и оказали на него сильное влияние в детстве и юности. Это детский врач-психиатр Валентина Сергеевна Ежова и знаменитый художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин.
      Валентина Сергеевна Ежова была близко знакома с родителями о. Александра и проводила в обществе его семьи много времени. Она давала маленькому Алику Меню книги для чтения, и они очень много разговаривали на разнообразные, в том числе и философские темы. Она была, как пишет о. Александр, совершенно гениальным педагогом и врачом. Лечила детей с синдромом Дауна и детей с большими отставаниями в развитии. А одну девочку с синдромом Дауна даже подготовила в институт. Фактически она занималась лечебной педагогикой в антропософском значении этого понятия и результаты ее практики были просто ошеломляющими.
      Василий Алексеевич Ватагин обучал о. Александра живописи в кружке юных натуралистов при зоологическом музее. Успехи юного Александра Меня в живописи были столь велики, что Ватагин не сомневался, что он станет большим художником. Они вели долгие беседы, не ограничивающиеся одной живописью. Ватагин в молодости совершил путешествие в Индию, о которой много рассказывал молодому А. Меню. Также он посещал будучи в Берлине лекции Рудольфа Штейнера и в голодном 1918 году, сделал его бюст для Дарвиновского музея. Директор Дарвиновского музея, антропософ А.Ф. Котс, хотел, чтобы этот бюст стоял на входе в музей вместе с бюстом Гёте, выполненным тем же Ватагиным. Да и сам музей А.Ф. Котс хотел назвать – музеем Гёте, но советские власти такого разрешения не дали.
      И вот с такими немолодыми, многоопытными людьми, совсем юный Алик Мень вел разговор на равных, убедительно отстаивая свою позицию. Уже тогда он ясно понимал, что его жизнь будет посвящена церковному служению и отчаянно защищал идеалы православного мировоззрения перед метафизическими рассуждениями о карме и перевоплощении.
      О. Александр писал, что школу он не любил, и что учился он без особого энтузиазма: «Все, что в школе говорилось, я воспринимал наоборот. Но ни на чем не настаивал — потому что понимал, что это рабская мертвящая система, что мы все — идиоты, начиная с директора и кончая последним учеником, что нам деваться некуда и что все, от начала и до конца — ложь». Он учился в московской, 554 школе (Теперь это школа 1060). Вместе с ним учились Андрей Тарковский и Андрей Вознесенский, которые были его на пару лет старше. Там же учился будущий священник Александр Борисов, который был на год его моложе. Рядом жил Ролан Быков, который учился в соседней школе. Не самая плохая компания самородков собралась в одном месте и в одно время. Окончив школу, он понял, что не хочет быть учителем, чтобы не стать объектом нелюбви со стороны своих учеников. Интересно, что Андрей Тарковский, говорил о своих школьных годах вещи очень похожие. О. Александр вспоминал как Андрей Тарковский в те годы читал теософские и антропософские книги, а он философско-религиозные. Но наверняка книгами и обменивалсиь... У Андрея Арсеньевича Тарковского был свой долгий и интересный путь к антропософии. Своим творчеством он и выявил свое отношение к ней. Но кристаллизация его личности была гораздо более трудной и долгой, чем это было у о. Александра. Еще не менее удивительный факт, что школа, где они учились, находящаяся в Стремянном переулке, в последствие стала главной вальдорфской школой страны. Но о. Александр до этого не дожил совсем немного. Но в своих выступлениях оставил очень лестные высказывания по поводу вальдорфского образования. Каким образом он узнал о нем, сказать трудно. В России тогда еще вальдорфских школ не было, а в Германию о. Александр ездил только в 1990 году. Как бы дальше складывались отношения Александра Меня с антропософией можно только предполагать. Как раз в конце его жизни эти отношения пришли в движение. Мне доподлинно известно, что у о. Александра на 12 сентября 1990 года была назначена встреча с пастором антропософской Общины Христиан Иреной Иогансон. Именно в этот день его хоронили.

                                                                                                * * *
      Еще в 70-е годы, когда за о. Александром была установлена спецслужбами постоянная слежка, сотрудники МВД «окрестили» его для оперативного удобства - «Миссионер». Остается только удивляться этому факту, и глубокой прозорливости наших спецов. Это название, совсем не обидное, очень точно определяло всю внутреннюю суть о. Александра. Миссионер – это человек, который имеет миссию. О. Александр имел свою миссию и она была заключена в том, чтобы приводить людей к самоидентификации, самосознанию и свободе. Такой образ церковного пастыря в наше время кажется просто фантастическим. Большинство пастырей-миссионеров начиная со времени она, занимались в основном увеличением поголовья новых христианских душ, не особо заботясь о качестве уловленного в сети человеческого материала. О. Александр был пастырем нового типа в России. Пастырем, который не стяжает дух для овец своих и держит их в стойле сытыми и довольными, а подобно сократовой майевтике, дает родиться внутри человека, его сакральному ребенку. Можно сказать, что многое его связывает с традициями старчества. Только о. Александр был старцем интеллектуальным. Поэтому он не сидел в келье и не пресыщался духом, а старался бежать в ногу со временем. Поэтому он покинул свою келью и сам пошел навстречу людям.
      Он приводил людей к себе, а потом помогал людям почувствовать Христа в себе. Это было главным для него. «О, Человек, познай самого себя!» - было его кредо, которое он повторял часто, и на лекциях и на телевидении, и цену и значение которого он прекрасно осознавал.
      Один раз я что-то промямлил про то, что червь я, и мне ли рабу Божьему… Ну что-то в этом роде… О. Александр, посмотрел на меня очень серьезно и сказал, что неправильно в наше время считать себя рабом Божиим. Нужно уже становиться чадом Божиим. Христос хочет от нас не рабского поклонения, а сознательного участия.
      Но конечно, далеко не все из его паствы, даже самые преданные, понимали это. Многие использовали его как дойную корову, получая еженедельные индульгенции, не поднимаясь качественно вверх, довольствуясь и наслаждаясь его обществом.
      Один мой хороший знакомый, талантливый литератор, который был рядом с о. Александром очень много лет, говорил мне, что получив причастие и исповедавшись, он некоторое время словно парит на крыльях, а потом наступает пустота, и у него исчезает ощущение радости жизни и он буквально начинает терять почву под ногами. И вот когда он приезжает к о. Александру на исповедь, этот кошмар заканчивается. Получается, что большевики были правы – религия опиум для народа! Он приезжает за новой дозой, получает её, и ему становится хорошо.
      Интересно пишет в своих «Воспоминаниях об о. Александре Мене», Володя Шишкарёв: «Мы называли отпуск отца, когда он жил в Коктебеле, «безотцовщиной». Эти 40 дней было невозможно вытерпеть. Не только я, все впадали в самые тяжкие. Так крутило, так вертело…» Дальше Володя продолжает: «Как мы сейчас живем – может быть только одно объяснение, что он с нами, он нас ведет... и была у меня такая мысль, без слов обращенная к Богу: «Господи, ну почему именно через отца Александра, почему именно с ним, почему нельзя напрямую к Тебе?» Тут же мгновенно был ответ прежде моих слов: «Только через отца Александра!»… Держаться пути отца Александра!» Володя Шишкарёв, светлый, солнечный человек, отразил в этих словах, свои чаянья о пастыре, и того что стоит в его восприятии по ту сторону Порога. Но знали ли многие прихожане и духовные дети о. Александра, что значит идти его путем? Этого ли он хотел от них? Просто каждый получил от него столько, сколько вместилось в его душу и разум.
      Помнится, что Рудольф Штейнер тоже был вынужден иметь много душевных общений, помимо своей воли. Один раз он обмолвился, что если я не буду оказывать знаки внимания этим людям, то они просто погибнут. Грубо говоря эти люди испытывали просто наркотическую зависимость от общения с ним. И Доктору приходилось омазывать их елеем своей дружбы, и с любовью в сердце выслушивать их метафизические бредни. А еще были толпы псевдоинкарнированных Марий Магдалин, Иоаннов Крестителей, Иоаннов Богословов и прочих великих персонажей мировой истории, которые досаждали его своими откровениями. Были стареющие дамы в огромном количестве, забрасывающие его любовными записками и нежно поедающими глазами с первых рядов кресел.
      Подобное же испытывал и о. Александр. А ведь миссия о. Александра была не только в том, чтобы согревать всех своим теплом и постоянно аккумулировать веру в душе. Он как пастырь мог утереть слёзы, и укрепить душу. Но он был не только утешителем, он еще являлся и учителем. Он хотел, чтобы люди пробивались к внутренней свободе. В конечном счете он желал, чтобы его духовные дети двигались к метанойе. И он искренне радовался, когда видел, что человек обретал равновесие и становился прямоходячим. И отпускал душу, если понимал, что эта душа обрела покой в себе. Но, метанойя, как перемена сознания, пока в православном мире движется только старым путем, путем которым шли старцы, святые, путем монашества и отшельничества. О. Александр явственно понимал, как это может быть и по-другому. Он знал, что это может происходить и чисто философически.
      О. Александр любил повторять, что учитель всегда готов, но должен быть готов и ученик. Он был открыт к диалогу на более высокой ступени сознания и если ученик поднимался выше, то он следовал туда за ним. Я думаю, что про это знали не многие из его духовных детей. Во многом, потому что для них эта дверь была закрыта Стражем Порога. Хотя и они признавали и понимали, что о. Александр нёс в России новое религиозное сознание, но что это такое пока еще не поняли.
      Феномен жизнедеятельности о. Александра был многогранен, но он явил нам нечто качественно новое, он показал что такое быть пастырем свободы. Он стоял на пороге антропософии, так же как Тейяр де Шарден, так же как все знаменитые русские религиозные философы-софиологи, и не пошел этой дорогой, потому что имел свою значимую для России религиозную миссию.

                                                                                                * * *
       В конце 19-го века, великий русский философ Владимир Соловьев узрел Ангела – Софию-Премудрость Божию, тем самым проложив путь для русской софиологии. В это же время вызревала целая плеяда русских религиозных философов, которые пошли этой же дорогой. Примерно в это же время Рудольф Штейнер начинает свою деятельность, которая в скором времени стала именоваться антропософией. В древней Греции лицезрели Божественную Софию, в средневековье – она уже являлась в виде Философии. В начале 20-го века опять повсеместно начинает ощущаться присутствие Софии. Как пишет современный философ Н. Бонецкая: «Но теперь София переживается в ее близости к человеку, как существо, непосредственно охватывающее человека. И в этой своей слиянности с человеком София вновь предстанет перед ним объективно,— но уже не как София, а как Антропософия — как София, несущая на себе человеческое существо». Русские философы-софиологи тянулись к антропософии, интуитивно чувствуя некую духовную близость к ней.
      Большое количество философов, культурнейших людей того времени, прошло через восприятие антропософии, но прирасти к ней смогли очень немногие. Н.А. Бердяев не стал антропософом, потому что боялся потерять свою самобытность. Он очень тонко воспринявший антропософию, после знаменитой встречи с Рудольфом Штейнером в Гельсингфорсе в 1913 году, когда читались лекции для русских антропософов, потом сделался ее критиком, потому что понял, что приняв импульс антропософии, ему бы пришлось отказаться от многого в себе. По сути дела ему бы пришлось перестать быть Бердяевым, авторитетным философом и властителем дум. А вот его добрый приятель, поэт и философ Андрей Белый, который был культурным светочем своего времени, гениальность которого неоспорима во всём, что он делал, смог наступить на горло своему «Я», и влился в антропософский поток, потому что не испугался потерять себя, ради обретения своего высшего "Я". Андрея Белого к антропософии привели те же внутренние поиски Софии. Живя несколько лет при постройке Первого Гетеанума, он получал письма из России, где его многочисленные друзья писали ему что не понимают, как так может быть, что светоч современной культуры бегает в фартуке со стамеской в руках, потеет над архитравами и работает ночным сторожем? Но Белый сделал свой сознательный выбор, и в общем-то помимо своей неизбежной личной кармы, отдувался там, на этих тяжелых работах еще и за все русское философское общество. Николай Лосский, после своих написанных книг об интуитивизме и книги «О перевоплощении» показал себя латентным антропософом. Но признаться в этом боялся до самого конца своей долгой жизни. Особенно живя в эмиграции. Это бы ему грозило потерей положения и он бы утратил возможность издаваться в кругу В. Зеньковского, Б. Вышеславцева и Г. Флоровского. Сергий Булгаков, напитавшись от антропософии, критиковал ее и в целом не принял, но по сути своей был очень близок к ней. А ближе всех к антропософии из той плеяды философов стоял Павел Флоренский. Во многих произведениях, особенно в «Иконостасе», «У водоразделов мысли», видно как отец Павел, хорошо проштудировав д-ра Штейнера, выражал свои мысли через призму антропософии. Да и сам дух исследователя, который жил во Флоренском был очень сродни антропософскому.
      Можно сказать, что Александр Мень являлся прямым последователем русской философской школы начала 20-го века, и являлся носителем импульса софиологии. Какая-то незримая нить протягивалась к нему от поколения Бердяева, С. Булгакова, Флоренского. Особенно много роднит его с Павлом Флоренским. И тот и другой были абсолютно свободными людьми в своем внутреннем существе человека и делали то, что считали нужным, не взирая на все превратности судьбы. Оба были связаны с Сергиевым Посадом и оба умерли мученической смертью в одинаковом возрасте – в 55 лет. В обоих жил научно-исследовательский дух познания и у обоих широта познания выходила за рамки чисто священнических обязанностей. Можно сказать, что Александр Мень и Павел Флоренский смотрели на мир гетеанистически. Флоренский этого и не скрывал, описывая, как он спал в детстве под портретом Гёте и чем был Гёте в его семье. Помимо философских и богословских трудов он нам оставил работу «О мнимости геометрии», работы по физике и математике, опыты работы с водорослями в Соловецком лагере. Александр Мень, биолог по образованию, прекрасно зная научный метод познания, это все раскрыл во всей полноте, читая публичные лекции в конце жизни.

                                                                                                * * *
      Многие еще помнят каким большим культурным событием в жизни Москвы, да пожалуй и всей страны, были публичные выступления о. Александра в 1988-1990 годах. Накануне было отмечено 1000-летие принятия Русью христианства. Эта дата отмечалась на государственном уровне, что привело к активному воцерковлению населения СССР. В эти годы страна только отходила от гнета советской власти, на прилавки хлынули ранее запрещенные и просто неведомые книги. Люди восполняли свой культурный багаж чтением и приобщались к различным духовным течениям. Вместе с православием активизировались различные сектантские организации. Выступления баптистов собирали целые стадионы. Заезжие миссионеры из США, Кореи собирали также огромные толпы народа. Им необходимо было что-то противопоставить. О. Александр посчитал своим долгом выйти к людям со своим словом и ответить на все их волнующие вопросы. Вот на этой бурной, перестроечной волне эти лекции и читались.
      Первая большая публичная лекция о. Александра состоялась в Доме Культуры пос. Заветы Ильича. Тогда им руководил, уже упоминаемый здесь Гриша Крылов, который был настоящим подвижником культуры в поселке, и белой вороной в среде самозабвенно спивающихся местных аборигенов. (К большому сожалению, в начале 90-х годов Гриша трагически погиб). Это было еще в 1987 году. Первый опыт публичного выступления о. Александра, прошел тогда сверхудачно.
      Потом о. Александр вышел на гораздо более серьезную аудиторию залов и ДК Москвы, радио и телевидения и за два года успел поломать многие стереотипы об образе православного батюшки. До этого он был хорошо известен как писатель, богослов, но слышать его могли только его прихожане, когда он читал церковные проповеди и его бесчисленные духовные дети, приватно или в очень узких компаниях.
      Залы на его лекциях всегда были полны и порой даже были не в силах вместить всех желающих. Приходилось тащить какие-то стулья, садиться на ступеньки в проходах. Многие слушатели выстраивались рядами вдоль стен. И это при том, что многие залы были не маленькие; вмещали по 1000 мест.
      Его публичные выступления носили весьма разносторонний характер, как и весь спектр вопросов. Публика на лекциях сидела очень пестрая. От тех, кто только тогда приобщался к православию и церковности до разнокалиберных оккультистов, сектантов и прочих духоискателей.
      И о. Александр отвечал на все самые сложные и часто провокационные вопросы. Не один из вопросов он не отбрасывал (разве что кроме угроз ультра-злопыхателей или просто не вполне здоровых слушателей в письменном и устном виде), любую тему пытался развить честно, неуклончиво, исходя из своих феноменальных, энциклопедических знаний и своего личного духовного опыта.
      Интересный факт, что все аудиозаписи этих лекций впоследствии подверглись довольно очевидной цензуре. То есть некоторые места оттуда были купированы. Кем и когда – остается только догадываться. Очень удивляет, что сильней всего пострадала антропософия, о которой на лекциях говорилось не мало. Тема последнего оптинского старца Нектария (Тихонова, 1853-1928), канонизированного РПЦ в 2000 году, который узрел в духе явление антропософии и феномен Рудольфа Штейнера, подверглась цензуре не только здесь, но и где только это было возможно. Даже из воспоминаний актера и антропософа М.А. Чехова, изданных в Америке, при публикации в 1995 году в России, убрали все, что надлежало убрать по этой теме. Читая расшифровки аудиозаписей читатель видит много незаконченных мыслей и последующие многоточия.
      Изданная в последствие книга "Отец Александр Мень отвечает на вопросы", по непонятным причинам не всегда отвечает тому, что запечатлелось и на аудиозаписях. Там тексты уже сильно литературно обработаны и изменены.
      В этих публичных выступлениях о. Александр открывает себя как самобытного мыслителя, у которого было свое духопознание. И свои прозрения безусловно тоже. Часто они во многом не расходятся с официальными церковными представлениями, но в своем своеобразии и смелости иногда достигают больших высот. О. Александр никогда не говорил голословно о том, чего не знал. Почти все в его жизнедеятельности проверено его собственным опытом и антропософская тематика также. Не стоит переживать о том, что он не воспринял антропософский импульс должным образом. Не он первый из великих людей, не он последний. В этой жизни перед ним стояли совсем другие задачи. И свою миссию на земле он исполнил достойно, и погиб мученически за свою веру и свои убеждения.
      
      6-9 февраля 2012

      Написано для сайта "Библиотека духовной науки" - http://predela.net/modules.php?name=Books&go=page&...







Рейтинг работы: 355
Количество отзывов: 30
Количество сообщений: 44
Количество просмотров: 1156
Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 1
© 09.02.2012г. Владимир Селицкий
Свидетельство о публикации: izba-2012-503150

Метки: Александр, Мень, религия, антропософия,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


ВВЗ       04.10.2020   13:06:32
Отзыв:   положительный
Каждая строка автора, этого историко-политического повествования, В. Селицкого, прописана с величайшей любовью и открытостью к необыкновенной и трагической судьбе А.Мень(я). Посредством этой статьи, Владимир, продолжает наполнять души людей светом, проложенным А.Мень(ем)! Большая тебе благодарность и низкий поклон, Владимир, за столь нужную и актуальнейшую информацию.Дело "Пастыря свободы" продолжает жить!
С уважением ВВЗ.
Владимир Селицкий       04.10.2020   22:49:18

Валера, дорогой, спасибо тебе за теплые слова!
Статья старая, ей 10 лет. Попинали меня за нее в свое время. Да и сейчас нет нет - да пнут. Вот решил ее на Дзене выложить, так даже пришлось отключить комментарии, ибо были исключительно злобные. Личность отца Александра до сих пор не даёт покоя многим его оппонентам.
Я же здесь выразил исключительно то что знал и чему был свидетель. Для меня его личность была во многом определяющей. Я счастлив, что встретил его и имел счастье общаться.
Доброй зимоосени!
Игорь Еремеев       03.02.2020   11:01:48
Отзыв:   положительный
спасибо, Володя! Это очень важная, нужная и актуальная статья о большом человеке светлого, созидательного Духа!
Благодарень....
Владимир Селицкий       03.02.2020   19:54:57

Рад, что заскочил на огонёшку! А то жгу тут маяки, а птицы всё мимо пролётствуют...
Это очень старая статья. Но на днях был юбилей отца Александра. 85 лет ему бы было. Еще вполне мог бы жить.
Во многом он для меня он был человеком из будущего. Он нёс в себе импульс будущей культуры. Но и для нашего времени он был вполне современен. А для священника наверно даже слишком современен. Отсюда столько врагов и непонимания было.
Светлая память ему.
Юрий Печуров       25.06.2019   01:46:35
Отзыв:   положительный
Теперь я знаю, что был знаком с о. Александром через одно рукопожатие. Глубокая и объективная статья, выходящая за рамки неформального официоза. Помню, возможно, первую публикацию "Сына человеческого" в нескольких номерах журнала "Человек и закон". Текст предваряла гравюра карты Палестины с отметками святых христианских мест. Книга эта революционна по своей сути, делающая акцент именно на человеческое начало в Иисусе и приближая Христа к читателю при помощи современного русского языка.
Когда о такой неординарной личности как Александр Мень пишет не просто современник, а мудрый очевидец, то читать многократно увлекательнее. Я для себя открыл много нового в процессе вчитывания. Автор вместе с собой погружает в свою духовную среду, кратко упоминает свидетелей триумфа пастырской созидательной деятельности о. Александра. А это все люди, заслуживающие к себе отдельное внимание и интерес. Слава Богу, что интернет даёт моментальную возможность сделать паузу и навести краткие справки о второстепенных героях публикации.
Эту статью можно бы было назвать "Отец Александр - сын человеческий".
____________________
С уважением, ЮРИЙ


Владимир Селицкий       25.06.2019   11:53:51

Юра, спасибо что заглянул сюда!
У каждого с Менем своя история.
Я безмерно уважал его как писателя, но это было ничто по сравнению с тем каким он был человеком. Это написано для моей библиотеки духовной науки, п.э. идёт канва рассмотрения через антропософский путь познания. Знаю, что многим это не по сердцу.
31 января этого года встречался со стариками меневского круга. У Юры Пастернака был юбилейный концерт, и я там увидел многих из 80-х...
Мой издатель и подыгрывающий музыкант Володя Ерохин, знал о. Александра еще с 60-х. Меневских учеников полно еще по Москве бродит. И то и дело об них спотыкаешься.
Я видел своего Меня. Он для меня так и остался в памяти как интеллектуальный старец. Человек помогающий стать на путь. Рещающий твою проблему одним поворотом бровей. Для других он был иным. За него можно было держаться всю жизнь. Но он еще мог и отпустить от себя держа тебя на духовной связи.
Его духовная связь с Флоренским для меня тоже очевидна. Он был очень современен и разбирался во всех науках, и при этом нёс много из прошлого.
Его убийство сравнимо с убийством Распутина. Убили Распутина и пало самодержавие. Убили Меня и пала советская власть. На нём держалась эпоха.
Ну в общем много можно еще тут говорить...
Спасибо еще раз.
Галина Уварова       25.05.2019   19:37:55
Отзыв:   положительный
Володя, спасибо огромное за статью!
Не читала, впитывала...
Светлая память замечательному человеку...
Владимир Селицкий       25.05.2019   20:24:52

Галечка, спасибо что прочитала!
Так и не вошёл о. Александр в новую Россию. Остался в советском времени.
Убийство о. Александра это сознательная акция, которая была направлена на борьбу с Духом. С неменьшим зверством когда-то убили Распутина, Есенина... И неудивительно, что и после смерти харизматических личностей на них продолжает литься грязь.
Я благодарен судьбе, что был с ним знаком. Он меня протолкнул в будущее.
Галина Уварова       25.05.2019   20:33:55

Володя, ты продолжаешь его дело уже на своём уровне. Это очень важно в наши дни.
Спасибо тебе!
Галина Агапова       26.12.2015   14:29:34
Отзыв:   положительный
"И свою миссию на земле он исполнил достойно, и погиб мученически за свою веру и свои убеждения."
Что верно, то верно.
Ты очень интересно пишешь, Володя!
Владимир Селицкий       27.12.2015   16:34:07

Галечка, очень благодарен тебе за прочтение этого эссе. Это одна из значимых моих статей.
Писать прозу мне еще учиться и учиться...
В этом году отцу Александру исполнилось бы всего-то 80 лет. Мог бы еще вполне жить. Но он остался в том времени. Слишком уж большой резонанс получила его публичная деятельность. Слишком много копий зависло над его головой. Шансов выжить было ничтожно мало. Ну разве что эмиграция могла бы его спасти. Но он никогда не уходил от судьбы и смотрел в глаза своему будущему бесстрашно и ясно...
Светлая ему память.
Людмила Обухова       23.07.2015   18:14:34
Отзыв:   положительный
Ваша статья, Володя - прекрасная память о прекрасном человеке! А то уже стали забывать события 30-летней давности.
Как мы тогда все подались кто-куда, заколыхались как льдины в ледоход. Вера была так притягательна, но мы ничего не знали совершенно. Из всего багажа религиоведческого только рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". И это было откровением, ведь слово "Бог" нельзя было произносить.
Спасибо огромное!
Владимир Селицкий       23.07.2015   19:54:28

Люда, спасибо Вам за чтение!
Да, действительно, опера Вебера и Евангелие от Воланда в исполнении Булгакова, и были тогда нашими христианскими знаниями в религиоведениии.
Время летит быстро. 9 сентября этого года будет ровно четверть века как не стало о. Александра.
В моей памяти он остался добрым другом и уникальным человеком, который во многом опередил время.
Аркадий Паранский       04.07.2015   18:28:16
Отзыв:   положительный
Отличная статья. Серьёзная, глубокая, искренняя, честная.
Вспомнил 90-й, как был портясён убийством и, не раздумывая, отправился в Новую деревню. Помню колышущуюся толпу, как гроб выносили... Всё помню...
Под впечатлением решил написать работу, посвящённую о.Александру. Собирал материал, фото, книги... Закончил работу в 2003 году. А начал в 92-м.

Вы всколыхнули воспоминания.
Спасибо!
Владимир Селицкий       04.07.2015   18:50:54

Аркадий!
Искренне тронут всем, что сейчас прочитал...
Помню, я был на лекции о. Александра в иностранке. Там была его лекция о мусульманстве. Где-то в январе 90-го.
А я вот на похоронах не был, опоздал. Точней прошляпил. У меня тогда был недельный запой и я вообще был вне времени и пространства.
Я видел на сайтах много икон художники написали о. Александра. Но его вряд ли канонизируют в ближайшие лет сто.
А мне Мень вспоминается как старый, добрый друг... Не было в нём пафоса.
А стихи Ваши с радостью прочту.
Виктория Бурцева       03.12.2014   18:59:48
Отзыв:   положительный
Статья эта, несомненно, интересная, что подтверждается бурными дискуссиями, которые она возбудила.

Отец Александр был не только "гением места", но и человеком конкретного времени, личностью незаурядной и, следовательно, не оставляющей шансов какой-либо однозначной трактовки. Это служило соблазном для забывших ответ Христов на вопрос апостола Петра: "Что к тебе? Ты по мне гряди." И Павлово:"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает". Для того времени многим просто необходим был такой "переводчик с духовного", как бы сейчас сказали, популяризатор православия, а в древности бы - "равноапостольный". А путь популяризаторский всегда компромиссен. Для сравнения - фрагмент Первого послания апостола Павла к Коринфянам (Узнаваемо?)
"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его." Такой подход требует широчайшей эрудиции, о чём Владимир многократно упоминает.
Лично мне знакомы и близки не только упомянутые в статье реалии, но и некоторые люди, среди которых и чада отца Александра. С самим пастырем я не была знакома лично, но общаясь с его чадами могу сказать об их духовном отце много хорошего, ибо по плодам узнаётся дерево. Под широким крылом матери-Церкви нашлось место такому явлению, как отец Александр.
Что ж, вечная ему память.
Владимир Селицкий       04.12.2014   15:37:02

Вика, благодарен Вам за прочтение и за прекрасный комментарий!
Не смог во время ответить...

Спасибо Вам за цитаты из ап. Павла. Да, очень узнаваемо! И очень к месту!

Не сказал бы что дискуссии были тут бурными.
На многих православных форумах они в десятки раз бурнее... Одни требуют его канонизации, пишут иконы с его изображением, другие так же ненавидят как и при жизни.

О. Александр многое предвидел. Он знал, что перестройка кончится и наступят времена для России куда более тяжелые. Мужество не покидало его до самого конца. А ведь он конец свой предвидел...

Да, "гением места" он был. А возможно, что уже был в ранге культуррегента.
Ди.Вано       07.12.2013   22:05:46
Отзыв:   положительный
Напрягла меня статья и обсуждение, Владимир, серьёзно.
Сразу откровенно: я внецерковный человек. Не махровый атеист, просто человек,
осознающий бремя непознанного.....
Но материалист, ближе всего моё миропонимание тяготеет к философии Вернадского.
Однако все ваши рассуждения не вызывают отторжения.
Во-первых, очень ценю А.Меня. Его путь к самому себе и к людям...гордость
для каждого порядочного человека
Во-вторых, неплохо знакома с трудами всех перечисленных вами русских философов.
Сын защищал диссертацию по культурологии Флоренского. Часто заглядываю к Соловьёву, к его работам, посвященных национальному вопросу в России.
Время сейчас такое, что нужно самоопределиться, усилить внимание человека к самопознанию.
Каждый уникален и за него никто, ничего не сделает. Начни с себя. Моё кредо.
И здесь важнО право выбора. ВЫБОРА, а не поза страуса.
Это, пожалуй третье, что вызывает уважение к статье и автору.
Да! есть только миг...
Но согласитесь, что человеку необходима свобода совести и вероисповедания.
И вы даёте читателю эту свободу выбора.
Это дорого стоит.
Думаю моё откровение не разведёт нас по разные стороны баррикад.
Мне показалось, что у нас совпадает понимание о добре и зле,
о самоценности личности.
Спасибо за глубину ваших поисков и за возможность порассуждать с вами.
С уважением.
Дина.
Владимир Селицкий       08.12.2013   03:40:27

Спасибо, Дина!
Ну что Вы, конечно не разведёт! Я ведь не позиционировал себя как человека церковного.
Статья ведь не о церкви, а о выдающемся человеке. И то что так разделились мнения неудивительно. Мне приватно приходилось слышать об о. Александре много нелицеприятного и читать приходилось много разной грязи. Но о. Александр был культурфеномен который стоял как бы над всем.
Мень продолжал традиции Сократа, и многое его роднило со старчеством. Он был с человеком и за человека, являя высокие идеалы Духа. Он был за самопознание... Я согласен со многим, что Вы мне написали. Вы очень глубоко поняли статью.

Но институт Церкви еще не исчерпал себя, и многим людям он просто необходим. Ну а тем кто может носить свой собственный храм у себя на плечах, трудно, но должно жить именно так.
Ди.Вано       08.12.2013   17:24:03

Спасибо, Владимир, что вы меня поняли.
Последняя фраза мне очень по сердцу.
С душевным теплом.
Д.
Геннадий Агафонов       04.09.2013   07:15:55
Отзыв:   положительный
Наша церковь много веков стоит на консервативных представлениях обо всем. Найти свободу в ее стенах очень трудно. Если кто и находил ее, то уже как бы поднимался над самой церковью...
---
Ну ни как не хотят венчать пидоров и рукополагать их в священники.
Воистину нетерпимая ситуация. Я Вас понимаю.
Владимир Селицкий       04.09.2013   11:42:38

Спасибо, Геннадий!
Согласен с первой частью. Все абсолютно верно Вы сказали.
Но это не отменяет на данном этапе развития саму Церковь. Кто-то без нее не может пока обойтись.

В угоду сошедшему с ума Западу, Православие не станет делать безумные вещи, п.ч. за ним стоят устойчивые представления о морали.
Галина Прохорова       08.07.2013   12:55:14
Отзыв:   положительный
Галина Прохорова 08.07.2013 12:54:20

Владимир,с большим удовольствием прочла Вашу статью!
Почему у Вас мало прозы? Вы очень интересно пишите!
Спасибо за воспоминания о А.Мене.
Радости, удачи, вдохновения.
С теплом, Галина


Владимир Селицкий       08.07.2013   15:31:36

Галина, дорогая, спасибо Вам за мужественное чтение! Видел что Вы неоднократно заходили на страницу этой статьи и читали.
Меня жена как раз ругала за эту статью. Да и за другие мне от нее досталось. Она профессиональный журналист, а я самозванец-прозаик. Но с другой стороны её советы как раз и помогли дать материал более сжато и интересней. Так что прозу я еще только учусь писать. И пока это все имеет черты некой мемуаристики. Т.е. исхожу из того что прошло по моей судьбе. Отец Александр, Саша Башлачёв, да и "Дело Дятлова" тоже. По Уралу походил и всё видел своими глазами.

Спасибо за такой символический рисунок! Это символ раскрытия самосознания...
Татиана Северинова       24.04.2013   11:36:09
Отзыв:   положительный
Прочитала статью и пробежалась по комментариям. Мне показалось, что Вы противопоставляете о. Александра и РПЦ. Но ведь о. Александр был чадом Церкви! Существует мистическое Тело Церкви и земные её представители. И каково общество в целом, такова и земная церковь. У каждого человека свои страсти, своё частное мнение. Мне вообще не понятен термин "представитель РПЦ". Существуют каноны и догматы. Главное - их не нарушать, так как это - основы нашей веры. А как проповеди читать и на каких философов ссылаться, там не прописано. И сейчас в РПЦ много неравнодушных, интересных пастырей. И отношение иерархов к ним разное. И кресты снимают, и в тьму-таракань посылают. Но причина-то - страсти человеческие (элементарная зависть подчас), а не РПЦ в целом.
А России, Вы правы, нужны такие пастыри. Ибо "никто не придёт к вере, не увидев на лице другого человека отблеск Света Христова" - митрополит Антоний Сурожский. А без Веры человек - часть природы, суть животное...
Владимир Селицкий       24.04.2013   15:49:00

Татиана, спасибо Вам что прочитали все вплоть до комментов!
Спасибо за неравнодушие!
О. Александр был служителем, а не чадом Православной Церкви и не пытался оттуда никуда уйти. Он не хотел нарушать своей судьбы, п.ч. был мудр. Но по уровню сознания он конечно же был философом. И как философ он хорошо понимал, что к Богу есть много путей. Кстати Антоний Сурожский был подобным же философом...
Я еще в бытность 80-х годов понял, что о. Александр является современным старцем. Старцем нового типа. Он помогал приходить к самосознанию и давал столько сколько просили. И открывал столько, сколько могли унести.
Татиана Северинова       24.04.2013   16:18:21

Всё же кому Церковь - не Мать, тому Бог - не Отец!
Среди пастырей Церкви много философов...
А к вопросу о судьбе... Существует понятие синергии... А судьбу выдумали слабые люди...
Хочу ещё посоветовать Вам ознакомится с творчеством моего духовного отца, если, конечно, хотите. http://m.vk.com/strannikmusic, это группа вКонтекте, веб-сайт почему-то заблокировали...(((
С уважением, я.
Сергей Павлухин       05.02.2013   22:31:31
Отзыв:   положительный
Вот именно под этой статьёй я и хотел разместить свой комментарий.

Дело в том. что я единственный раз упоминал в своих текстах имя о. Александра Меня - https://www.chitalnya.ru/work/115408/
Если будет пара свободных минут - посмотрите. Текст короткий - много времени не отнимет.

Успехов вам.


Владимир Селицкий       06.02.2013   01:09:20

Спасибо, Сергей!
Прочитаю...
И Вам всяческих благ!
Магда       27.01.2013   14:17:15
Отзыв:   положительный
За о. Александра Вам низкий поклон! Давно живет во мне неизбывная печаль по этому мощному человеку. Многим он мешал просто тем, что был таким, каким был. Спасибо Вам!
Владимир Селицкий       27.01.2013   23:02:28

Спасибо Вам, драгоценная Магда, за чтение!
...Да мешал и продолжает мешать, не взирая на то что уже даже физически устранен. Значит Дух его настолько силен, что действует и после смерти, и не оставляет равнодушным...
Магда       27.01.2013   23:10:07

Да, уж как силен! Он же знал, как Христос, на что он шел. Почему-то вспомнился рассказ Л. Андреева об Иуде. Вам- всяческих благ и побед на вашем пути.
Лев Фадеев       24.01.2013   18:14:12
Отзыв:   положительный
Владимир ощущаю себя на первой ступени знания, о которых говорится в статье. Очень интересно написано.
А если бы вместо Коктебеля судьба увела Псково-Печерский монастырь может жизнь сложилась бы по другому, как у О Тихона. Патриарх Кирилл, в начале тоже склонялся к экуменизации, но быстро отошёл от этого. С уважением. Л.Ф
Владимир Селицкий       24.01.2013   20:55:26

Спасибо, Лев!
Да, но судьба не увела... точней отвела. Это был тогда приступ социофобии... Сейчас не время прятаться за монастырскими стенами...
Не слышал, что Кирилл склонялся к такому решению! Хотя не странно, что быстро отошел, давление было наверняка сильное из окружения...
Лев Фадеев       24.01.2013   21:04:39

В то время, что указано в статье В Пско-Печерском монастыре находился автор книги "Не святые святые".
Владимир Селицкий       25.01.2013   05:55:32

Тогда там был настоятелем отец Алипий. Уникальный человек, бывший полковник советской армии... Он как настоящий старец, знал намерения всех прибывших наперед...
Флярик       27.11.2013   22:37:36

Володечка! Прости, что влезаю. Начала читать материал. Написан отменно!
И сюда нос сунула, Варвара такая...

Отец Алипий (Иван Воронов) - наместником был Псково-Печерского монастыря. И служение монашеское о. Тихон (Шевкунов), тогда послушник Георгий, начал при отце Гаврииле. Уже после Алипия.

Буду читать дальше, частями. Потом поговорим обязательно.
Христов       23.01.2013   18:17:59

Здравствуйте. Точка потому, что хочу выразить сухое приветствие а не восторг от прочитаного.
Мень был враг Христов. Читайте открытое письмо Митрополита Антония Мельникова обличившее деятельность сеониста Ал.меня.
СИрена       23.01.2013   09:12:32
Отзыв:   положительный
Какое потрясающее у него лицо: икона.
Владимир Селицкий       23.01.2013   11:47:32

Спасибо, Ирина, что прочли!
За зеленую птичку спасибо! Как раз 22 января День рожденья Александра Меня.

... икон о. Александра, кстати, нарисовали уже около 10 видов. Они были выставлены на кураевском сайте для обозрения. И там пользователи оторвались от души, на тему ненавистного ими пастыря. Но я не знаю кто и зачем рисует эти иконы. Неправильно это. И канонизация о. Александра на мой взгляд - неверный шаг. Хотя похоже всё медленно, но верно движется к этому. Лет через 30-40 обязательно канонизируют.
МИЛА РОЗОВА       30.10.2012   12:06:15
Отзыв:   положительный
Все, вместе взятые, философы не стоят одного Бога, дорогой Владимир :))) https://www.chitalnya.ru/work/309740/

С уажением, Мила.


Владимир Селицкий       30.10.2012   14:38:37

Спасибо, Мила, за прочтение!
...Фраза красивая, но лопается как большой мыльный пузырь...
МИЛА РОЗОВА       30.10.2012   15:46:27

Зачем искать Истину через "костяных и мясных" смертных, созданных Богом, когда есть первоисточник - Его нетленное Слово, Оно же Иисус Христос (Спаситель)? :)))
Вы правы, никакая, даже самая мудрая, фраза человека с Ним не сравнима.

С уважением, Мила.
P.S. "Не создай себе кумира и идола"
Игорь Белов       14.10.2012   08:05:08
Отзыв:   положительный
Ещё в прошлом веке собирался узнать побольше об о.Александре... так и прособирался.
Спасибо, что познакомили с этим удивительным человеком, философом, учителем.
Современный институт церкви, в силу ряда обстоятельств, вызывает у меня внутреннее неприятие... Прежние, хоть и слабые попытки приблизиться к церкви, её таинствам ничего, кроме разочарования не принесли. Вы верно заметили – эволюционно прошло время арифметического увеличения поголовья рабов Божьих, а к чадам Божьим сама церковь оказалась не готова, а может ей чада и не нужны вовсе...

С уважением, Игорь.
Владимир Селицкий       14.10.2012   19:19:00

Срасибо Игорь за визит!
Давно никто не заходил на эту страничку...
Очень трудный вопрос на счет - нужны ли чада нашей РПЦ?
Наша церковь много веков стоит на консервативных представлениях обо всем. Найти свободу в ее стенах очень трудно. Если кто и находил ее, то уже как бы поднимался над самой церковью... Но институт церкви еще нужен России. А самосознание российскому народу нужно еще больше.
Игорь Белов       14.10.2012   20:19:20

Звучит как противопоставление самосознания народа и института церкви.....
Владимир Попов       10.08.2012   11:11:04
Отзыв:   положительный
Вся эта публика одного поля ягода-А.Яковлев,Ельцин, Чубайс, Гайдар,Кириенко,отошедшие Бурбулисы. Да, есть и убитые "демократы". Но вы своих "кумиров" быстро забываете. Ничего лично против покойного Меня не имею, но трудно поверить,что он не из этой же когорты.
Да, нехорошо об умерших, но сколько русских мужиков перемёрло(миллионов), чтобы Рома Абрамович спокойно уехал в Англию.
Сейчас вот проснулись чуток, и намекают на сотрудничество с "западными спецслужбами" Навального и Ко. А "демократы" старой волны не имели контактов с этими же спецслужбами? Ненависть к России, к ее быдловатому народу, выпивающему и дурно пахнущему, любовь к общечеловеческим ценностям - доллару, виски, яхтам и отдыху на Майами.И в результате- имеем наверху то, что имеем.
Владимир Селицкий       10.08.2012   18:15:52

Спасибо за отзыв, Владимир!
Но зачем же все в одну кучу?
Получается как раньше. Я товарища Пастернака не читал, но осуждаю его за его антисоветскую деятельность...
Александр Мень совершенно из другой когорты...
Он к народу был гораздо ближе чем Вы думаете.
Владимир Попов       13.08.2012   10:37:06

Я оговорился, что о.Меня не знаю, и уж тем более претензий к нему не имею. И если он был достойным человеом, то лучше его выделять из этой братии. У нас любят делить людей на категории. А ведь есть просто хорошие люди вне всяких групп. Вот я о чем.Вы правы - надо с такими людьми знакомить.
Марина Миртаева       09.08.2012   20:28:34
Отзыв:   положительный
Очень интересная статья! Алескандр Мень был удивительным священником, философом, человеком!
А я ни к какой религии я так и не "причалила", хотя крестили меня в православную веру.
Владимир Селицкий       10.08.2012   02:07:12

Православие это часть нашей культуры... Главное чтобы со Христом! И быть человеком...
Спасибо, Марина!
Незабудка Кубанская       16.07.2012   16:27:40
Отзыв:   положительный
Очень понравилась Ваша статья, хотя я сама давно покинула православную церковь.
Таких бы побольше людей, как Александр Мень, и как бы изменился наш мир. И совсем неважно в какой церкви он служит, иудейской, христианской или еще какой, такие люди всегда служат БОгу и своему народу.
С уважением, Лидия


Владимир Селицкий       16.07.2012   23:04:20

Спасибо Вам за Ваши теплые слова в адрес о. Александра!
Елена Елей       14.07.2012   02:21:41
Отзыв:   положительный
Спасибо за статью.. Какая-то зловещая символика - 9.09.1991..
Владимир Селицкий       14.07.2012   02:32:30

Спасибо, Елена Вам!
Рад что прочитали!
Вы имеете ввиду - если цифры перевернуть?
Да, интересно...

Хоть одна приятная новость за вечер... А то умыли по полной сегодня меня. Что ни напишу - всё уничтожают...
Елена Елей       14.07.2012   10:55:26

Ага.. Даже, если не переворачивать, есть какая-то символика, как с башнями-близнецами и цифрой 11..
Я видела Ваш пост, целиком с ним согласна. В стирании же проявляется не только трусость, но и подлость, что и было показано слишком наглядно. Одна радость от этого - познакомилась с Вами.))
Всё уничтожить невозможно, Звенимир. Особенно в Интернете..))
Игорь Цизман       08.07.2012   11:27:12
Отзыв:   положительный
Статья мне по душе.
Не могу только согласиться с Вашим мнением,
"...что он не воспринял антропософский импульс должным образом."
Думаю, Православие содержит в себе возможность "Обресть настоящее".
---
Как тяжело узнать, что ты один

Со своей мыслью в этом мире сущем,
Что нет названья даже в этом дне,
Что мир - всего лишь гриб на пне,
К тому же не в густой заросшей пуще,

А посредине выцветшей степи,
Где если кто и жив, то только споры,
Засохшие на гильзе "Беломора",
И ждущие того, когда поэт

Посмотрит сквозь мираж дрожащий,
Даст имя миру, дав ему судьбу,
И спросит: "Как тебя зовут?" -
В ответ услышав: "Настоящее!"

С уважением, Игорь.
Владимир Селицкий       08.07.2012   12:30:45

Спасибо, Игорь!

Эта моя фраза обращена к антропософам которые часто желают большего от людей... Как раз культурфеномен антропософии о. Александр понял. Он и здесь прошел по пути всех наших великих софиологов. Но у него была иная миссия... На счет - Православие содержит в себе возможность "Обресть настоящее" - это безусловно.
Спасибо за такой метафизический стих!
Борис Бочаров       14.03.2012   21:42:09
Отзыв:   положительный
Тронуло. Доброй ночи, Звенимир, я право не знаю за что ныне русским держаться, видимо за миг. С ув. ББ
Владимир Селицкий       15.03.2012   10:30:17

Спасибо Борис! Прекрасное резюме. И это истина. Миг - это и есть та философская субстанция, к которой человек должен придти. Обресть настоящее. Но большинство людей разрывает между прошлым и будущим...
Лала Исмаил       23.02.2012   10:21:17
Отзыв:   положительный
Поздравляю Вас с праздником !
С днем Защитника Отечества!
Счастья и Успехов Вам!


Владимир Селицкий       23.02.2012   12:01:42

Спасибо! И Вас с праздником!
Лала Исмаил       23.02.2012   12:04:43

А меня -то с каким?:)

Владимир Селицкий       23.02.2012   12:23:56

Мне думается, что это общий праздник, который связан с защитой границ Отечества... Он общий, и не связан с половой принадлежностью.
Лала Исмаил       23.02.2012   12:34:54

Все равно- Это Ваш праздник!
Я ведь не совсем ваша!) Это пока я в России!:)


Владимир Селицкий       23.02.2012   14:35:30

Иллаюшка! Я думаю, что прописавшись в Избушке - Вы уже стали Нашей. То что Вы пишите и мыслите по-русски делает Вас интеллектуальной составляющей России...
Лала Исмаил       23.02.2012   15:19:48

Спасибо!) За составляющую!)

Лилия Кликич       16.02.2012   16:18:14
Отзыв:   положительный
О, как много узнала и о Вас и об о. Александре Мене. И музыка подобрана как нельзя лучше. Есть только миг!
Огромное спасибо!
Владимир Селицкий       16.02.2012   17:10:58

Спасибо, Лиля!
Александр Конвиссер       11.02.2012   22:26:24

Что тут скажешь. Если навскидку, можно так:
о. Александр - тот самый русский всечеловек Достоевского.
И есть надежда, что подлинное Православие и Христов импульс, в коем жил он и действовал, уберегут нашу Россию от очередной катастрофы, куда настырно тянут её вот этакие важно надувающие щёки православствующие умники-холманские.
Александр Холманский       10.02.2012   12:47:46
Отзыв:   отрицательный
православие выкрестов - разновидность бытового иудаизма
Владимир Селицкий       10.02.2012   13:33:09

...а караван идёт.
Валерий Белов       10.02.2012   12:09:58
Отзыв:   положительный
Раскрыли глаза на многие вещи... а точнее, позволили взглянуть по-другому и отойти от некоторых стереотипов...
С уважением
Владимир Селицкий       10.02.2012   13:35:43

Я рад, Валерий, что Вам понравилась статья!
Успехов Вам в Вашей деятельности и творчестве!














1