Та, что зажигает Звёзды-- I часть


Та, что зажигает Звёзды--  I часть
Коротенькая повесть приглашает читателей в 15 век на территорию Подолья. Это кусочек современной Украины. А тогда , это была Речь Посполита. Описан момент, когда однокровки подолян, но верные слуги крымского хана, янычары сожгли до тла Летичев (мой родной город) в 1482 г. Повесть построена на истории,  легендах, древней литературе (источники указаны в тексте) и моей фантазии. Идея зациклена на знаке вечного движения Свати. Его антистороной является Свастика.

На ВИДЕО  https://www.youtube.com/watch?v=vXjtmecn1n8
-  Сценарий 1 части . 8 минут просмотра и откроется весь сюжет (за редким исключением) Ищу продюсера. Вижу прекрасный фильм в формате Ultra HD. Актёров я бы взяла из Ночных волков. Казаки из прошлого были похожи на них.
Под видеороликом рисунок Наполеона Орды XYIII век. Эта местность — моя родина, описанная в повести. (Город Летичев, Хмельницкой области, Подолье, Украина) Посмотрите на эту дорогу — она упирается прямо в дом моего детства, расположенный рядом с костёлом. 

Предисловие
Тусклый свет лучины освещал горницу. Семейка теней наслаждалась игрой в абсолютную власть над хозяевами убогого жилища. Любознательная тень подсматривала за каждым движением матери, усердно хлопотавшей над святой вечерей. Важная тень возвышалась за спиной отца, растиравшего в ступке мак. А самая маленькая прижималась под окошком к Олюшке. Младшая тень, вслед за детским пальчиком, блуждала линиями прошлого и будущего, застывшими на морозном окне.

В процарапанной пальчиком щёлочке показалась соседская хата, укутанная под самые окна толстым снежным платком. Покуривая ровным столбом дыма, она поджидала первую зарю Святого вечера. Затем в щёлочке мелькнули три силуэта. В дверь постучали…
С тех пор прошло много лет. Олюшка из курносой девчушки превратилась в богомольную старуху. Но иногда длинными, зимними вечерами, глядя на пробивающийся сквозь худую занавеску свет звёзд, она вспоминала рассказ трёх странников из далёкого детства о «Той, что зажигает звёзды», о страшном для городка Летичева лете 1482 года.

1. Свати*

Странности слепого деда порождали любопытство округи и слежку за ним вездесущих мальчишек. 
Это самое любопытство и привело местного сорванца Гришку на берег реки Волк. Он увидел, как от тощего силуэта старца потянулись мерзкие тени, образовав крест с загнутыми концами. Потемнело. С глубин реки, где по рассказам старожилов лежал Волчий камень, пробилось изумрудное сияние. Вдруг молния, словно змея, рассекла небо и вонзилась в самое сердце изумрудной тайны. В раскате грома отчётливо прозвучал глас: "Сватииии…".
.
Запинаясь от страха, Гришка лихорадочно прошептал:
— Мати Божая Пречистая! Возри на мя грешного и от сети диавола избавь мя и на путь покаяния настави мя. Да плачуся дел моих горько...Мати Божая Пречистая!...
 
— Проклятье, — корчась от молитвы и превращаясь в чудовище, хрипел старик и, как туман, растворился в глазах, теряющего сознание, Гришки.

 Холодные брызги воды привели Гришку в чувства. Перед ним вырос нос старой лодки.
— Спишь, казак!, — переступая через ветхий борт судёнышка, молвила незнакомка. Гришка вновь лихорадочно зашептал: «Мати Божая Пречистая!...Мати Божая...».
Её улыбка, вызывающая доверие, успокоила искателя приключений и он одним духом раскрыл все детали утреннего происшествия.
Рассказ ошеломил. Вот оно — это место! Это здесь много лет назад предательская серебряная стрела убила волка и... унесла жизнь её отца — великого Волхва...
Мысли девушки напомнили ей сон прошлой ночи:
"Свеча дрожала в руке монаха, ибо бессильна молитва над уходящим в небытие казацким атаманом и...оборотнем. Ей снилось Небо. Звёзды чертили знак Свати. Звучал таинственный голос:
– Я, Та, что зажигает звёзды! Отныне тебе, Анастасия, будут подвластны птицы небесные! Пусть служат тебе, как волки служили отцу твоему! …"

Многое узнавала девушка из снов от Той, что зажигает звёзды: о том, что она дочь казацкого атамана – хранителя тайны знака Свати; о законах предков. К двадцати годам её открылись древние языческие заклинания волхвов и дан был дар получать силу от  Той, что зажигает звёзды. 
Вот и сейчас, подняв руки к солнцу, она произнесла языческое заклинание "снятия страха" для этого сорванца:
— На восточной стороне есть Окиян-море, на том Окиян-море лежит колода дубовая, да на той колоде дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь. Отдай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихоров, ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили тёмные леса, зелённые травы, быстрые реки, и так бы не сушился, не крушился, чадо божье Григорий. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!.

Свати* — созвездие Свати символ четырёх сторон света, а также мифический знак Вселенной, означающий вечное движение. Его направление движения противоположно знаку Свастика.
** — По легендам некоторые из характерников могли превращаться в волков.

2. Казачки

Задиристые брызги воды подпрыгивали от топтания ног по тяжёлому полотну. В траве притаились плоски*. Насмехаясь с женских ног и подмигнув любопытному лягушонку, они терпеливо ждали своего часа, чтобы хорошо отлупить всё то полотно.
Две казачки полоскали свои убогие пожитки и перемывали косточки соседкам.
— Гапка, чула за Одарку ?
— Чула! Мужик ейный с Дикого поля снова прибув. Счастливая баба — мужниной плетью целованная*…
— Завидно?
— Ещё как! Гляди детей сколько! А мой, сокол, сгинул в том Диком поле… А твой жив то?
— Ой, Гапцю, был жив… но сама знаешь, как холопам… как вор пришёл ночью, как вор ушёл, не то, что Иван Одарки… Его и паны боятся…
— Так, так, голубушка…
— А ты знаешь, ясонька, Ульяна приблуду Казачанскую взяла к себе. Настю! Теперь ведьмино кубло разрастётся… вот была правая среда, то бабы облили Ульку водой**…
— Не бери грех, Меланю, на душу. Ульяна ж усю твою детвору травами от хвори спасала…
— Свят, свят, прости Боже. А девка — точно ведьма! Монах шо сказал, когда увидел амулет на её груди? «Не подобает освященным или причетникам делати узы душ их. Носящих же оныя извергают из церкви».
— Да сирота она с малолетства. Приёмышем у казачанской вдовы росла. А, как та померла, то девки Настю оговаривать стали, ведьмой прозвали, житья ей не давали. Вот так и прибилась к нам  в Летичев. Так сама Ульяна мне сказала.
— Ой, Гапуню, вижу у них одна судьбинушка. Помнишь Степана Уляны? Пропал. Двадцать годов прошло, а вона всё одна. И паны, и мужики сватались. Одна…
— Как не помнить! В тот день, как пропал Степан, наша река разлилась и Волчий камень потопила. А ещё пан утоп. Шоб тем панам с их ксёндзами пусто было!
— Та шо ты говоришь, Гапко, тож те ляхи Летичеву волю дали. Ты забыла, как торбы нашим дедам трусили князья?
— Меланю, ляхи клятее! Жидов к нам привели, а мы, головы дурные, своё добро им сами в руки отдали, так и холопами стали…
— Не любят люди тех жидов, то правда, Гапуню. Они не такие, как мы. Шинок з церкви старой зробылы, а горилку сами не пьють. Хоча було один раз, шоб не сбрехать… у прошлом году. Цизя хильнув у Шмули в шинку, та на ляхов жаловался. Казав, шо они завидуют им, бо курка на обид! И шо они клятые со своими ксёндзами! Таки клятые они. Теперь без ксёндза руки не умоешь! Шоб полотно прать вот тут, к ксёндзу на споведь*** иди…
— Потише, Меланю, не сдобровать нам, якшо почуют.
— Свят, свят, молчу, не дай Боже, почует хто! Сами виноваты — родну веру православну на свитку католичью**** променяли, прости Господи…
Разговор женщин перешёл на шёпот. За кустами, словно птицы, щебетали, девчата, что уже управились со своей работой. Их полотна разлеглись на траве, подставляя свои широкие спины ласковым солнечным лучам. Ничего веселее девичьего купания в пруду придумать невозможно. А парубки любили изловчиться,  подкрасться, да заглядеться на красоту гибкого юного тела. Вокруг всё жило счастливой жизнью, как будто не было над ними ни пана, ни князя, будто забыло о набегах диких орд.

*Кнутом целованная — казак, что приезжал с Дикого Поля к жене, как правило, бил её по спине кнутом, для порядка, чисто символически.
**права середа ( Преполовение Господне –рус.) религиозный праздник , после которого можно было купаться в водоёмах, обливали ведьму, чтоб не было засухи
***сповидь – исповедь
**** свитку на веру поменяли — тем, кто перекрещивался в католическую веру из православной дарили рубаху. Более зажиточным льготы и поощрения. Например, у Гоголя в «Тарасе Бульбе» описано, что дети Тараса учились в бурсе среди поляков. Описано пренебрежительное отношение к ним со стороны детей шляхты, как к мужикам.
КазАчки****. - (с ударением на А – деревня Летичевского района Хмельницкой области)

3.Ночь в доме Ульяны

Настя приболела и сны её становились тревожнее и загадочней. На вторую ночь после того, как тётка Ульяна приютила её, приснились ей шершавые руки зелёной старухи с кружкой питья:
— Слаба ты, девонька,— бормотали беззубые уста,— а крест тяжелый на тебе…можешь не выдюжать… пей, пей взвар, набирайся силы…

Старуха зажгла свечу. Её тусклый свет задрожал по стенам избы. Бормоча себе под нос, она поднесла свечу к Насте. Свет от неё (вначале огромный – в рост человека) постепенно уменьшился, но стал ярче. Превратившись в точку, свет растворился в Настином амулете. Свеча погасла.
— Вставай, девонька. Поди уж силушка молодая вернулась? Долго жар тебя мучил. Слава Богу полегчало.
Настя открыла глаза. Перед ней вместо зеленой старухи стояла тётка Ульяна с кружкой взвара. Она улыбнулась девушке. Сквозь приоткрытую дверь слышалось пение соловушки.
—  К тебе твоя птаха снова прилетела, — молвила Ульяна, переступив порог хаты. 
Настя вышла послушать пение птицы. Затем протянула птичке ладошку. Та, вспорхнув, села ей на руку. Глаза птицы посмотрели на Настю глазами отца…
Волк подошёл к камню реки Бог** и растворился в нём. Одинокая лучина осветила подземный ход. Тень идущего человека принимала причудливые формы, сползая по стенам каменного мешка. Да и сам идущий больше походил на тень. Вряд ли, увидевшему его удалось бы разглядеть черты его лица. Это был скорее призрак, чем человек. Стены подземного прохода в одном месте сильно сузились. Тень проскользнула сквозь щель и держащий свечу очутился в просторной пещере. Капли воды эхом отзывались в этом мертвом царстве тьмы. Страж знака Свати приложил крестовидную с загнутыми концами форму к Камню надежды и его скулы разжались. Яркий изумрудный свет ударил в лицо стража. Поднеся к бледному лбу крест, он произвел ритуал поклонения знаку Свати.
Над камнем, где растворился волк, в лучах заходящего солнца забрезжил изумрудный рассвет...
Тётка Ульяна обняла Настю за плечи, прервав видение девушки:
— Ивана Купала сегодня! Время козу, нашу кормилицу, на угли вести, прогоню через них, шоб не хворала, а поутру пойду травы собирать. И мне на хлебушек и людям добро от них. Ночь Купала одна такая в году. Спать не дозволено душам христианским. От сколько себя памятаю, всегда в эту ночь и радостно и тревожно! Посмотри на нашу хату! Бачиш, она словно живая?
Ветхая хата-землянка, по соломенной крыше которой пробежала лунная дорожка, в самом деле казалась живой. Ночь на Купала вступала в свои права.

Бог** - старое название реки Южный Буг.

4. Танец слепых и цветок папоротника

Самая короткая я ночь в году звала к себе весёлыми хороводами, плясками, костром, надеждой, любовью. Яркая луна освещала зеркальную гладь реки. Нежные лилии распускали свои белоснежные короны. Слышались весёлые крики девчат, смех парубков.
— В речке не купайтесь. У водяного именины. Русалочки защекочут.
— А я не боюсь! Эх, русалку бы мне!
— Иван, смотри, русалка!
Шумная компания побежала ладить Купальницы. Иван увидел, как к реке шла девушка. Она присела у воды. Ловко сорвав лилию, Иван поднёс её незнакомке. Взгляды встретились. В это мгновение Иван услышал реальный звук, напоминающий щелчок. Этот звук, исходящий из центра груди, словно указал: вот она, родная душа твоя, Иван! Это было невероятно. Никогда ранее он не ощущал подобного. Неужели у души есть голос? Неужели она умеет именно так указать на единство душ? 
— Пойдём хороводничать?— ещё находясь под невероятным ощущением, смущённо предложил Иван.

Молодёжь возилась с хворостом для костра, а деды поучали детей малых:
— Каждый раз в эти дни Перун решает – быть Свету или тьме…Но Заря-Заряница уводит его и добро побеждает…В день этот у Симаргла и Купальницы родились дети Кострома и Купала…
— Папоротник расцветает, кто тот цвет увидит — найдет клад…
—Та ни, диду, мамка казалы, шо парень девушку приворожит…
—Так-то оно так, но каждому своё, — перекрестившись по старому обряду одним перстом,тихо молвил старик.
— Диду, не так треба хреститься, а так! — виновато заволновалась, крестясь пятью пальцами открытой ладонью, слева направо, курносая девчушечка, — Вот так рабы Божия крестятся.
— Рабы..., — прогундосил дед, — а сыны молились веками по-другому...*
И уже себе в сердцах добавил: "Клятое ярмо ляхов!"
 
— Собирайтеся, очищайтеся, святым огнём умывайтеся! – начиналась главная часть торжества – хороводы вокруг, подожжённого с четырёх сторон, костра. Молодёжь строго соблюдала ритуальный порядок. Первый круг двигался по солнцу, каждый последующий в противоположную от предыдущего сторону. Купальский костер, честно отгорев славящие солнце аккорды, готовился к очистительному ритуалу. Парни переместили догорающие ветки, раздвинув их по длине и, сузив по ширине, чтобы удобно было прыгать.
Настя переглянулась с Иваном. Её желание следовать утехам подруг было заметно и без слов.
Пара взлетела над костром. В момент величайшего восторга, окунания в горячий волшебный шар, Настю обжег холод висевшего на груди амулета. Это было возвращение с небес на землю, это был знак отречения от земной любви и напоминание о долге перед родом.
Бледное лицо девушки огорчило Ивана. В голове замутилось. Он не мог смириться с холодным  выражением полюбившегося ему лица.
Вселившийся в него бесёнок говорил не то то, что подсказывало сердце. Да и Настя  отвечала ёршиком. 
— Пошто смотришь холодно? Не люб тебе?
— А, ты, Ваня, всех девчат так любишь?
— А может и всех! А ты забыла, ночь какая сегодня? Захочу — моей будешь. Вот найду цветок папоротника — сорву его и моей будешь!
— Да скорее эта река пересохнет, прежде, чем я твоей стану!
— Ты ещё скажи — с неба огонь на голову упадёт!
— Не шути так, ты сам не ведаешь, что говоришь!
— Найду цветок — уже утром моей будешь!
Ночь была короткой. Внезапно поцеловав Настю, как позволял старый обычай на Купала, Иван бросился в лес.
Не добром встречал лес христианскую душу в Купальскую ночь. Он ворчал шорохом и хрустом сухих листьев и веток. Горбатые старые ели кривили хребты, что бы перекрыть дорогу чужаку, пугая сплошным мраком черных силуэтов. Луна мерцала холодным сиянием. От совиного «Ух-ху-х» стыла кровь. Но Ивана преследовала всего одна мысль — цветок папоротника горит красно-синим огнём и он найдет его по этой примете….
Была глухая ночь. Иван в отчаянии опустился на траву под высокой елью. Внезапно протяжный вой и проникающий в душу злобный свист послышался в округе. Он увидел, как с крошечного синего огонька разрастается красное колечко. Одно, другое, …восемь огненных цветков осветили восемь листков огромного папоротника. Четыре слепых старца с четырёх сторон приближались к нему. Взявшись за руки, под охи и свист, они начали дикий танец вокруг светящегося папоротника. Иван на слегка раздвинул ветки мешавшего смотреть кустарника. Рука была порезана до крови.
— Это то, что мне нужно. Резаная рана поможет мне сродниться с цветком,— подумал Иван и бросился к нему.
Сорвав макушку папоротника, Иван, что есть духа, рванул с проклятого места. Старые ели до крови колючими ветками били его по всему телу, цеплялись сучками. Наконец, он выбрался к реке, прижимая к груди отвоёванный у страха цветок папоротника.
Девичий хохот раздался за спиной:
— Иван оглянись…
Парень сплюнул три раза как положено, теперь видеть русалку ему совсем не чему. Заря-Заряница приближала рассвет. Иван вошел в воду. Он уже теперь был чист и никакая нечисть ему нипочем.

* — древние славяне считали себя сынами Божьими, а не его рабами. 
"Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом. За это имеется целый ряд несомненных свидетельств. Так св. Иоанн Златоуст говорит: "когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера".
Св. Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, "взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение". Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен, св. Григорий Двоеслов, Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века Андрей Критский. Только у одного Кирилла иерусалимского мы встречаем такое свидетельство: "с дерзновением да изображаем перстами креста на челе и на всем".

Из книги Н.Ф. Каптерева "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"
Католики крестятся пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

5. Каждому своё

Тётка Ульяна, наблюдавшая за молодой парой,переживала. Она вспомнила Степана.  Была тогда она вольная, а он невольный холоп ...
Хотел Степан бежать в Дикое поле от холопства, но не рвать же на куски сердце? Вот и вздумал он раздобыть цветок папоротника, да найти клад.Цветок то он нашёл,  навеки Ульяну очаровал, но ...
Пошёл Степан к Волчьему камню. В тот день как раз снова изумрудный рассвет над ним поднимался. На груди листок папоротника, как магнит, потянул Степана и земля и разверзла вход. Парень по рассказу деда ещё своего знал об этом месте. Тут шлях проходил Кучманский. Дань везли татары. Кто половчее был отбивал награбленное да прятал в подземных ходах, что тянулись от Меджибожской крепости почти до самого Летичева.
Идет Степан ходами темными, а папоротник ему дорогу освещает. Дошёл он до места узкого – человеку не пройти. Слышит: капли воды эхом пещеру разбудили, и голос говорит: «Бери Степан, что унесёшь, но помни, где взял – никому права говорить не имеешь, а то беда тебе будет!» . И каменная стена раздвинулась. Взял парень слиток золота. Поклонился месту. Земля его и выпустила. Что теперь? По-людски жить хотелось. Не мог он без Ульяны. Пошёл к пану договариваться, тому одного куска мало.
— Ещё такой принесёшь, отпущу да земли дам — хозяйствуй. Вижу, как на Ульяну заглядываешься. Девка того стоит.
Сказал, как отрезал. Попробовал Степан второй раз к камню подойти. А пан хитрым да жадным был. Что ему ещё один золотой кусок? Ему все, да сразу — вслед за Степаном прокрался. Подошёл парень к волчьему камню. Земля снова открылась. Парень исчез в глубине. Покрутился пан у камня, подойти ближе побоялся.
На третий день как пропал Степан, стали люди каждый день волка на камне видеть. Слухи разные поползли. Встревожился народ.
Жадность ядовитой пеленой замутила голову ляха. И золота хочется и к волку подойти боязно. Надумал ехидна стрелой зверя извести, да не простой, а серебренной. Эту стрелу у татар еще его дед выторговал. Подкараулил злодей волка, да выпустил подсобницу смерти. Зло скривило его тонкие губы, когда предсмертные судороги добивали зверя. Осмелев, подошёл ближе и притронулся к валуну. Волчьи глаза последний раз сверкнули огнём. Камень обжёг руку борова и качнулся в сторону. Перед ним открылся подземный ход. Но всего лишь мгновение радовался убийца: внезапно огромный вал воды, вырвавшийся с подземелья, поглотил его. Этой реке дано было имя – Волк.
С горечью смотрела Ульяна на воды реки. Когда-то было все здесь по-другому. При князьях жили. Потом пришли воеводы*. Как Степана не стало, так все и перевернулось в её жизни. Теперь знахарством и держится на этом свете. Детей у неё не было. Поэтому, как родное дитя, приняла Настю. После этой Купальской ночи Ульяна по-матерински её журила:
— Ой, смотри девонька! Парень Иван хороший, не закабалённый, кузнец местный, почитают его люди, чем не пара? Да и уже время пришло о себе думать. Я его знаю. Он от тебя не отступится.
— Нет, тётенька. И себе жизнь не устрою и ему поломаю. Времена страшные настают. Ивану здесь не место. Уходить ему нужно к вольным казакам в Поле Дикое .
— Ой, вижу, ты больше моего знаешь. Как же мы тут останемся? Что же с нами будет?
— С нами Дух рода нашего, земля матушка не даст в обиду. Такое время настало: она для нас, мы для неё.
— Больно много ты знаешь о Духе рода. Молода ты ещё знать такое. Откуда тебе знать, что в тебе Дух?
— А он, тетенька, к каждом живёт, кто его впустил в душу, кто захотел и смог мысли свои в чистоте держать. Нам душу бессмертную Бог подарил и право дал решать – жить Духу святому в нас или нет. Да только место пусто не бывает. Не захотим принять Духа святого, так Дух нечистый овладеет душой. А человек то этого не хочет показать. На людях он святой. А сам-то знает себя через мысли свои. Какие наши мысли, такие и мы сами. И вот ещё что, Дух святой силу даёт, а нечистый слабость. Нам выбирать, как жить… А через Духа святого всё, в чём он живёт, едино в этом мире! Мы едины со всем сущим миром. Поэтому мы зависим от него, как он зависит от нас.
— Хоть мудрено, но понятно и просто. Откуда мудрость твоя, девонька?
Девушка промолчала в ответ. Амулет на груди согрел её своим теплом.

*1447 год конца Киевского княжества и провозглашение польского воеводства. До перехода Летичева Польше под руководством Литвы в Летичеве строится деревянный замок, окруженный глубоким, заполненным речной водой, рвом.

Часть 2 https://www.chitalnya.ru/work/492995/






Рейтинг работы: 75
Количество отзывов: 5
Количество просмотров: 828
© 23.01.2012 Людмила Онищук

Метки: славянские символы, Родовые корни, род, символ, казаки, казачки, Летичев, Сечь, древность, Вовк,
Рубрика произведения: Проза -> Повесть
Оценки: отлично 13, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 21 авторов


Лидия Любомирская       01.10.2016   14:10:55
Отзыв:   положительный
Милая Людмила, и я поздравляю Вас с Днём Рождения!
Счастья, удачи и радости, всех благ!

Ваша повесть написана очень живо. В душе что-то шевельнулось, как будто я сама очутилась в Украине того времени.
Видео тоже понравилось.
Вы - талантище!!!


Людмила Онищук       02.10.2016   20:56:02

Благодарю, Лидия! Мне очень, очень приятно!
ВИТАЛИНА       30.10.2015   04:38:23
Отзыв:   положительный
Людочка, с интересом прочла Вашу работу, понравилось, хорошо написано.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
ЖЕЛАЮ УДАЧ, ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ И БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА!
С ТЕПЛОМ И УВАЖЕНИЕМ!


Людмила Онищук       30.10.2015   07:28:07

спасибо!
Марина М.       21.10.2012   09:10:48
Отзыв:   положительный
Прочитала по ссылочке Вашу повесть. Понравилось. Очень ценю, что передано время в котором происходят события.
Значит,автору кто-то свыше помогал :-), что заслуг самого автора не умаляет.
Спасибо!
Людмила Онищук       21.10.2012   09:22:29

спасибо Марина! это первая моя работа... она не столько художественная , сколько философская... я отдала её на рецензию, после чего она была полностью переписана, но уже на Украинском языке, добавлен художественный окрас, раздвинут сюжет и выброшена часть философии, что бы работа не казалась, как нравоучение..уже почти готово, НО ЕЩЁ ХОЧЕТСЯ СЮЖЕТНУЮ ЛИНИЮ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ
Марина М.       21.10.2012   09:37:59

Спасибо за ссылку, но я на украинском не читаю. Не знаю языка.
Может, и на русском повесть тоже измЕнится?
Только не забывайте, что пределу совершенства нет, а лучшее - враг хорошего :-)

Посмотрела интервью с Анной Март. Здорово!
Спасибо Вам!
Зиннур Хуснутдинов - Водолей       06.03.2012   05:50:09
Отзыв:   положительный
Заинтриговали. Прочту как только будет время.
Людмила Онищук       13.03.2012   12:45:58

Мне приятно










1