Та, что зажигает Звёзды-- I часть


Вступительное слово от автора

Я, Онищук Людмила , автор повести «Та, что зажигает звёзды» в двух частях:
https://www.chitalnya.ru/work/492957/
https://www.chitalnya.ru/work/492995/

Место жительства автора - Крым, Евпатория . конт. тел. +79780167792 почта nikcity.art@gmail.com

Ищу продюсера для создания кинофильма по данной повести. Наброски сценария для первой и заключительной части повести:
https://www.youtube.com/watch?v=vXjtmecn1n8
https://www.youtube.com/watch?v=oc4LUje1NWs

Жанр повести "Та, что зажигает Звёзды": историко-фольклорная легенда с элементами эзотерики.
Описаны события на Подолье и Диком поле (позже — Запорожская Сечь) после сожжения в 1482 года янычарами по приказу крымского хана подольского городка Летичев. ( Карательные отряды янычар были созданы в 1365 году Османской империей, подданство которой принял и крымский хан после падения Византии. Набор в янычары осуществлялся по повинности девширме из христиан.) 
Ключом к информации для повести является литература XV — XVII веков (ссылки указаны). Множество фраз повести взяты из фольклора, как источники народной мудрости, а также максимально отражена история этого периода.

Фабула
Эта повесть об истоке родовых корней, о их силе, о том, где их начало. Исторический период 15 век. Можно было назвать повесть просто: «Корни рода твоего», но она названа «Та, что зажигает звёзды». Это сделано преднамеренно для того, чтобы донести мысль, что есть некая сила во Вселенной, связывающая людей с энергией космоса, названной в повести Свати (знак противоположный свастике). Но для получения энергии Свати людям важно не прерывать свой корень рода, беречь его.
Правила сбережения корня славянского рода, как и любого другого, основываются на религии. Для славян – это и язычество, на котором основывалась племенная общность, и православие, давшее начало формированию государства Русь. В момент нашествия врагов и навязывания чужой религии наступает опасность разрыва корней и потеря источника энергии. Также для православия вреден уклон в католицизм.
В повести главная героиня Настя выступает потомственной хранительницей корней рода . Она наделена силой и её поддерживает Та, что зажигает звёзды. Настя умеет с помощью отцовского амулета видеть прошлое, смещать время, оживлять людей, снимать карму, управлять птицами и людьми даже на расстоянии. Её отец был волхвом-язычником, умел превращаться в волка и погиб охраняя священной место Свати.
Злая сила в лице бездушного колдуна пытается украсть силу Свати, чтобы пополнится энергией. Он вызывает янычар – людей потерявших свою веру. Но погибает, столкнувшись с православной верой Ивана – любимого Насти. Иван уходит в Дикое поле, чтобы бороться с янычарами.
Повесть основана на историческом факте – сожжении янычарами города Летичев в 1482 году. Показана слабость людей из-за постоянного насаждения чужой веры. Описаны различающие веру моменты.
Второстепенные герои нужны для демонстрации надприродной силы Насти.
Пролог и эпилог использованы, чтобы передать преемственность поколения хранителей корней рода. Они происходят в нынешнее время.

Сюжет
Первая часть посвящена периоду , когда Подолье, местность на которой расположен сам Летичев, является окраиной Польши.
В начале повести колдун проводит ритуал с целью украсть силу Свати. За ним следит Гришка. От ужаса увиденного теряет сознание и приходит в себя с появлением Насти.
Разговор (сплетни) казачек на пруду вводит в саму эпоху. Так узнаём об отношении людей к вере и о событиях, связанных с героями повести. В языческий праздник Купала Настя встречает Ивана. Но, чувствуя приближение нашествия янычар, решает, что Иван должен уходить в Дикое поле. История силы места, где хранится родовой знак доносится несколько раз различными героями повести.
Во второй части на Подолье нападают янычары. На Диком поле зарождается сопротивление.
Настя видит опасность, благодаря амулету. Беженцы покидают город, но потерялся Гришка. Мать Гришки беспокоится, что он остался в городе вместе с отцом и несколькими горожанами. Настя вызывается отыскать Гришку. Гришка попадает к янычару. Им оказывается брат Ивана Андрей. Настя находит обоих и возвращает Андрею его родовые корни.
Янычары сжигают Летичев и убивают его защитников. Гришка находит мёртвое тело отца. Настя оживляет отца Гришки и они все вместе уходят в лес к беженцам.
На сходке мужики рассуждают о янычарах, принимают решения, как спасаться дальше. Колдун ставит целью убить спящую Настю. Но , когда в его руках оказывается Настин амулет, он видит в нём Ивана с православным крестом, Настя просыпается и амулет сжигает колдуна.
Повесть заканчивается битвой казаков с янычарами. Настя спасает с помощью птицы Ивана в решающий момент боя. Победа над врагом позволяет им создать семью и их дети перенимают их миссию хранителей корней рода.



PS Летичев малая родина автора повести.

        
«Та, что зажигает звёзды»
1ч. Подолье под Польшей
1. Свати*

Семейка теней наслаждалась игрой в абсолютную власть. Искусница, тень матери, заведовала вечерей. За спиной отца, растиравшего в ступке мак, возвышалась Важная. А Вертлявая, Олюшкина, гадала над прошлым и будущим по узорам мёрзлого оконного стекла. В процарапанной детским пальчиком щёлочке виднелась соседская хата в толстом снежном платке. Покуривая ровным столбом дыма, хата поджидала первую зарю Святого вечера. Затем под окном мелькнули три силуэта. В дверь постучали…
С той поры прошла целая жизнь и Вертлявая превратилась в Сгорбленную старушечью. Ей было тоскливо. Как не печалиться, если та, что прячет тебя от света, живёт одними воспоминаниями? Этим вечером Сгорбленную ждала "байка трёх странников", услышанная в далёком забавном детстве.

На окраине Польши в маленьком городке Летичев жил слепой дед. Поговаривали, что у него нет души, ибо серым, безжизненным лицом он "походил на мертвеца". Его причуды не давали покоя ребятне, частенько выслеживавшей слепого.
Однажды утром за непонятными телодвижениями старика подсматривал местный сорванец Гришка. Когда старик прокричал:“Вижу Знак Вотана!”, от тощего его тела потянулись четыре тени и образовали крест с загнутыми концами.
— Мати Божия Пречистая! Возри мя грешного. От сети диавола избавь мя! На путь покаяния настави мя. Да плачуся дел моих горько... Мати Божия Пречистая!..., — взмолился паренёк.
Округу быстро поглощал мрак, а из-под вод речушки пробивалось изумрудное сияние. Вдруг небо рассекла молния. Она полоснула огненной плетью по свечению, мгновенно сменив его цвет. Гришке показалось, что из сияния пролилась кровь, а в раскате грома послышалось: "Сватииии…".
Сердце заколотилось, в голове зашумело, ноги подкосились и он свалился в прибрежную траву.
Прохладные брызги привели в чувства охотника за приключениями. Еле приподняв замутнённую голову, Гришанька растерянно уставился в новое видение — нос лодки. День был ясным, а кромешной тьмы будто бы и не было совсем.
— Спишь, казак**, — переступая через ветхий борт скарлупины, именовавшейся лодкой, молвила незнакомка. Малец вновь забормотал: "Мати Пречистая!...Мати Божия... ".
Девичья улыбка немного успокоила паренька и вскорости Настя (так звали незнакомку) уже знала всё, что стряслось с ним этим утром.
История ошеломила! Вот оно — это место! Это здесь много лет назад предательская серебряная стрела убила волка и... унесла жизнь её отца...
Настя вспомнила свой давний сон:
"Свеча дрожала в руке монаха, ибо бессильна молитва над уходящим в небытие казацким атаманом и...оборотнем***".
Ох, эти сны! В снах Настя принимала ношу отца**** — волхва, хранителя родового знака Свати, познавала древние знания, открывала магию своего амулета. Ей часто снилось Небо и Звёзды, что чертили знак Свати. В снах звучал таинственный голос называвшей себя "Той, что зажигает звёзды".
Вот и сейчас, подняв руки к солнцу, она произнесла языческое заклинание "снятия страха" для этого сорванца:
— На восточной стороне есть Окиян-море, на том Окиян-море лежит колода дубовая, да на той колоде дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь. Отдай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихоров, ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые сушили, крошили тёмные леса, зелёные травы, быстрые реки, и так бы не сушился, не крушился, чадо божье Григорий. Ныне, и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

*Свати — знак вечного движения, в данной повести рассматривается, как корень рода человеческого. Он противоположен направлению символа современной фашистской Свастики. Свати — древняя символика. В данном контексте она левосторонняя. Символ, в виде креста с концами, загнутыми влево, был любимым знаком последней русской императрицы Александры Фёдоровны.
**Слово «казак» впервые упоминается в значении «стража» в письменном памятнике — многоязычном переводном словаре куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции, «Codex Cumanicus».
***— По легендам Волхвы могли превращаться в волков.
****"Ох, эти сны! Через них Насте был передан крест отца" — это Я-Сно-Видение. В самом термине существует подсказка, когда объясняется дар ясновидения.
“Вижу Знак Вотана!” – строки из стихов Гитлера,
Внезапно, в горькой ночи
Вижу Знак Вотана, окруженный немым сиянием,
Выковывая связь с таинственными силами.
Луна, в своем магическом колдовстве, чертит руны.
Все, что в течение дня было полным грязи,
Стало ничтожным пред магической формулой.
Так поддельное отделилось от подлинного.
А я нахожусь перед Связкой Мечей


2. Казачки

Задиристые брызги воды подпрыгивали от топтания ног по тяжёлому полотну. В траве притаились плоски. Насмехаясь над женской маетой и подмигивая любопытному лягушонку, они терпеливо ждали своего часа, чтобы хорошенько отдубасить всё то полотно.
Казачки, перетирая свои убогие пожитки, вволю судачили о соседках, да жаловались на свою долю холопскую.
— Гапка, чи чула шо за Мотрю?
— Чула! Мужик ейный с Дикого поля то возвернулся. Счастливая баба — мужниной плёткой любованная*…
— Завидно?
— А шо! Гляди детей сколько! А мой сокол сгинул в том Диком поле… А твой жив то?
— Ой, Гапцю, был жив… но сама знаешь, как холопам… как вор пришёл ночью, как вор ушёл, не то, что Василь Мотри… Его и паны боятся…
— Так, так, кумонько … А бабы шо-то плели за её старшенького Гришаню. Може шо чула? Ото ж шебутной хлопец. Кажуть , шо вин бачив слепого ведьмака у камня Вовчого. Нибы тот гадюкою став.
— Ни не чула. Та то не диво, шо гадюкою став – у нёго ж весь рид проклятый до сёмого колина. А ты знаешь, ясонька, Ульяна приблуду Казачанскую** взяла к себе. Настю! Теперь ведьмино кубло разрастётся… Вот была правая среда, то бабы облили Ульку водой***…
— Не бери грех, Меланю, на душу. Ульяна ж усю твою детвору травами от хвори спасала…
— Свят, свят, прости Боже. А девка — точно ведьма! Пустынник божий шо сказал, когда перлы её узрел: «Не подобает делати узы душ, носящих же оныя извергают из церкви».
— Да сирота она с малолетства. Приёмышем у казачанской вдовы росла. А, как та померла, то девки Настю оговаривать стали, ведьмой прозвали, житья ей не давали. Вот так и прибилась в Летичев. Так сама Ульяна мне сказала.
— Ой, Гапуню, вижу у них одна долюшка. Помнишь Степана Уляны? Пропал. Двадцать годов прошло, а вона всё одна. И паны, и мужики сватались. Одна…
— Как не помнить! В тот день, как пропал Степан, Вовча речка разлилась та каминь Вовчий потопила. А из-под воды в повный мисяць перед Купала завсегда свет горить, як яхонт. Як будь-то хто плаче по тому камню. А ещё, когда Степан пропал, пан утоп. Шоб тем панам с их ксёндзами пусто было!
— Та шо ты говоришь, Гапко, то ж те ляхи Летичеву волю дали****.Ты забыла, как торбы нашим дедам трусили князья?
— Меланю, ляхи клятее! Жидов к нам привели, а мы, головы дурные, своё добро им сами в руки отдали, так и холопами стали…
— Не любят люди тех жидов, то правда, Гапуню. Они не такие, как мы. Шинок з церкви старой зробылы, а горилку сами не пьють. Хоча було один раз, шоб не сбрехать… у прошлом году. Цизя хильнув у Шмули в шинку, та на ляхов серчал. Казав шо  ляха завыдкы беруть, колы у жида курка на обид! И шо они клятые со своими ксёндзами! Таки клятые они. Теперь без ксёндза руки не умоешь! Шоб полотно прать вот тут, к ксёндзу на споведь***** иди…
— Потише, Меланю, не сдобровать нам, якшо почуют.
— Свят, свят, молчу, не дай Боже, почует хто! Сами виноваты — родну веру православну на свитку католичью****** променяли.
— Так, так, кумонько! Обляшились православни зовсим. Спаси, Господи…
Разговор женщин перешёл на шёпот. За кустами, словно птицы, щебетали, девчата, что уже управились со своей работой. Их полотна разлеглись на траве, подставляя свои широкие спины солнечным лучам. Ничего веселее девичьего купания в пруду придумать невозможно. А парубки любили изловчиться, подкрасться да поглядеть на гибкую девичью красу. Вокруг всё жило счастливой жизнью, как будто не было над ними ни пана, ни князя, будто забыло о набегах диких орд.
 


*Плёткой любованная — казак, приезжая с Дикого Поля, как правило, символически бил жену по спине плёткой, для порядка.
** Казачки – деревня Летичевского района Хмельницкой области.
***права середа ( Преполовение Господне) религиозный праздник , после которого можно было купаться в водоёмах, обливали ведьму, чтоб не было засухи.
****ляхи Летичеву волю дали – речь о Магдебургском праве, временно отменившем пошлины из-за крайне разорённого состояния города.
*****сповидь (исповедь (рус.) в католическом обряде в средневековье применялась исключительно во всех делах.
****** свитку на веру поменяли — тем, кто перекрещивался в католическую веру из православной, дарили рубаху.

3.Ночь в доме Ульяны

Настя приболела и сны её стали тревожнее и загадочней:
— Слаба ты, девонька,— бормотали беззубые уста зелёной старухи,— а крест тяжелый на тебе…можешь не выдюжать… пей, пей взвар, набирайся силы…
Старуха зажгла свечу и тусклый свет задрожал по стенам избы. Бормоча себе под нос, она поднесла свечу к Насте. Свет от неё (вначале огромный – в рост человека) превратился в точку и растворился в Настином амулете или перлах, как назвали его казачки у пруда. Эти перлы силу имели. Не спроста о них скитник говорил.
Свеча погасла.
— Вставай, девонька. Поди уж силушка молодая вернулась? Долго жар тебя мучил. Слава Богу полегчало.
Настя открыла глаза. Перед ней вместо зеленой старухи стояла тётка Ульяна с кружкой взвара. Она улыбнулась девушке. Сквозь приоткрытую дверь слышалось пение соловушки.
— К тебе твоя птаха снова прилетела, — молвила Ульяна, переступив порог хаты.
Настя вышла послушать пение птицы. Затем протянула ей руку. Та, вспорхнув, села на ладонь. Глаза птицы смотрели на Настю глазами отца ...
Волк подошёл к Волчьему камню и растворился в нём. Одинокая лучина осветила подземный ход. Тень идущего человека принимала причудливые формы, сползая по стенам каменного мешка. Да и сам идущий больше походил на тень. Вряд ли, увидевшему его удалось бы разглядеть черты его лица. Это был скорее призрак, чем человек. Капли воды скатываясь по стенам, монотонно отбивали безвременье в этом лабиринте вечности. Идущий произвел ритуал поклонения знаку Свати и над Волчьим камнем забрезжил изумрудный рассвет...

Тётка Ульяна обняла Настю за плечи, прервав видение:
— Ивана Купала сегодня! Время козу, нашу кормилицу, на угли вести, прогоню через них, шоб не хворала, а поутру пойду травы собирать. И мне на хлебушек и людям добро от них. Ночь Купала одна такая в году. Спать не дозволено душам христианским. От сколько себя памятаю, всегда в эту ночь и радостно и тревожно! Посмотри на нашу хату! Бачиш, она словно живая?
Ветхая хата-землянка, по соломенной крыше которой пробежала лунная дорожка, в самом деле казалась живой. Ночь на Купала вступала в свои права
.

4. Танец слепых и цветок папоротника

Самая короткая ночь в году манила весёлыми хороводами, плясками, костром, надеждой, любовью. Даже одолень-трава, любимый цветок русалок, не успевала спрятать свою красу от Купальской ночи.Она  покорно подставляла белоснежную корону под магическое лунное сияние. Слышались весёлые крики девчат, смех парубков.
— В речке не купайтесь. У водяного именины. Русалочки защекочут.
— А я не боюсь! Эх, русалку бы мне!
— Иван, гляди русалок целый пруд! — указывая на одолень-траву, смеялись девчата. Они то знали, что цветок этот русалки пуще глаза берегут и иной раз сами облик одолень-травы принимают, чтобы людей сушить. Да и Иван ведал, что прежде, чем ту красу сорвать, заговорить с ним надо ласково и он сам в руке окажется. Но коль возьмешь одолень-траву — будет у тебя власть над нечистиками водяными и полевыми, любой спор иль тяжбу с одолень-травой выиграешь, ею же сердце девицы любой в полон возьмешь.  

Шумная компания побежала ладить Купальницы. А Иван остался, залюбовавшись водяными лилиями. Вдруг в глади реки Иван увидел отражение девушки. Он обернулся и... взгляды встретились. В этот миг Иван услышал внутри себя реальный звук, напоминающий щелчок. Это было невероятно. Никогда ранее он не ощущал подобного. Этот щелчок будто голосом молвил, что незнакомая красавица — самый родной в этом мире человек. Рука сама потянулась к водяной лилии: так хотелось хоть чем-то удивить девушку.   
— Не рви цвет! Траву эту породили водица с самою мать-сырой землей. Жалко её, — остановила Ивана незнакомка. 
— Как звать то тебя красавица? — смирился с приказом Иван.
— Настя!
— Пойдём хороводничать, Настенька?— ещё находясь под хмелящим разум ощущением, предложил Иван.

Молодёжь возилась с хворостом для костра, а деды поучали детей малых:
— Каждый раз в эти дни Перун решает – быть Свету или тьме…Но Заря-Заряница уводит его и добро побеждает…В день этот у Симаргла и Купальницы родились дети Кострома и Купала… Папоротник расцветает, кто тот цвет увидит — найдет клад…
—Та ни, диду, мамка казалы, шо парень девушку приворожит…
—Так-то оно так, но каждому своё, — перекрестившись по старому обряду одним перстом,тихо молвил старик.
— Диду, не так треба хреститься, а так! — виновато заволновалась, крестясь пятью пальцами открытой ладонью, слева направо, курносая девчушечка, — Вот так рабы Божия крестятся.
— Рабы..., — прогундосил дед, — а сыны молились веками по-другому...*
И уже себе в сердцах добавил: "Клятое ярмо ляхов!"
— Собирайтеся, очищайтеся, святым огнём умывайтеся! — начиналась главная часть торжества: хороводы вокруг, подожжённого с четырёх сторон, костра. Молодёжь строго соблюдала ритуальный порядок. Первый круг двигался по солнцу, каждый последующий в противоположную от предыдущего сторону. Купальский костер, честно отгорев славящие солнце аккорды, готовился к очистительному ритуалу. Парни переместили догорающие ветки, раздвинув их по длине и сузив по ширине, чтобы удобно было прыгать.
Настя переглянулась с Иваном. Её желание следовать утехам подруг было заметно и без слов.
Пара взлетела над костром. В момент величайшего восторга, окунания в горячий волшебный шар, Настю обжег холод висевшего на груди амулета. Это было возвращение с небес на землю, это был знак отречения от земной любви и напоминание о долге перед родом.
Грустные глаза Насти огорчили Ивана. Вселившийся в него бесёнок говорил не то то, что хотелось сердцу. Да и Настя отвечала чужими её сердцу словами.
— Пошто смотришь холодно? Не люб тебе?
— А, ты, Ваня, всех девчат так любишь?
— А может и всех! А ты забыла, ночь какая сегодня? Захочу — моей будешь. Вот найду цветок папоротника — сорву его и моей будешь!
— Да скорее эта река пересохнет, прежде, чем я твоей стану!
— Ты ещё скажи — с неба огонь на голову упадёт!
— Не шути так, ты сам не ведаешь, что говоришь!
— Найду цветок — уже утром моей будешь!
Ночь была короткой. Внезапно поцеловав Настю, как позволяет обычай на Купала, Иван бросился в лес.
Не добром встречал лес христианскую душу в Купальскую ночь. Он ворчал шорохом и хрустом сухих листьев и веток. Ели пугали сплошным мраком черных силуэтов. Луна мерцала холодным светом. От совиного «Ух-ху-х» стыла кровь. Но Ивана преследовала всего одна мысль — цветок папоротника горит красно-синим огнём и он найдет его по этой примете….
Была глухая ночь. Иван в отчаянии опустился на траву под высокой елью. Внезапно протяжный вой и проникающий в душу злобный свист послышался в округе. Он увидел, как с крошечного синего огонька разрастается красное колечко. Одно, другое, …восемь огненных соцветий осветили восемь листков огромного папоротника. Четыре силуэта с четырёх сторон приближались к светящемуся кусту. Они двигались на ощупь, так, как двигаются слепые. Взявшись за руки, под охи и свист, они начали дикий танец вокруг папоротника. Ивану начало казаться, что силуэты слились в одну старческую фигуру. Он слегка раздвинул ветки, мешавшего просмотру, кустарника. Рука была порезана до крови.
— Это то, что мне нужно. Резаная рана поможет сродниться с цветком,— подумал Иван и бросился к нему.
Сорвав макушку папоротника, Иван, что есть духа, рванул с проклятого места. Казалось, заколдованный лес никогда не закончится. Кто-то хватал за рубаху, мешался под ногами, наводил блуд.Только с приближением рассвета, Иван выбрался к реке.
Девичий хохот раздался за спиной:
— Иван оглянись…
Парень сплюнул три раза, как положено. Теперь видеть русалку ему совсем не к чему. Заря-Заряница развеяла ночной мрак и Иван вошел в воду. Он уже теперь чист и никакая нечисть не властна над ним.


* — "Первоначальною древнейшею формою перстосложения ... было единоперстие".
Из книги Н.Ф. Каптерева "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"
Католики крестятся пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.
Свати** — древняя символика. В данном контексте она левосторонняя. Символ, в виде креста с концами, загнутыми влево, был любимым знаком последней русской императрицы Александры Фёдоровны.

5. Каждому своё

Нет такого счастья на грешной земле, что бы его не подстерегали зависть, коварство или беда.
Тётка Ульяна, наблюдавшая за молодой парой, переживала и вспоминала своего Степана. Была тогда она вольная, а он голь подневольная ...
Хотел Степан бежать в Дикое поле. Но не рвать же на куски сердце! Вот и вздумал он раздобыть цветок папоротника, да найти клад. Цветок то он нашёл, навеки Ульяну приворожил, но ...
Пошёл Степан к Волчьему камню, как раз, когда изумрудный рассвет над ним поднимался.
Идет ходами темными, а цветок ему дорогу освещает. Дошёл до места узкого – человеку не пройти. Слышит – капли воды эхом пещеру разбудили и голос говорит: «Бери Степан, что унесёшь, но помни, где взял – никому права говорить не имеешь, а то беда тебе будет!». И каменная стена раздвинулась. Взял золото, поклонился месту, земля его и выпустила. Что теперь? По-людски жить хотелось. Пошёл к пану договариваться. Но тому мало было.
— Ещё столько же принесёшь, отпущу да земли дам — хозяйствуй. Вижу, как на Ульяну заглядываешься. Девка того стоит.
Сказал, как отрезал. Попробовал Степан второй раз к камню подойти. А пан хитрым да жадным был. Вслед за Степаном прокрался. У Волчьего камня земля снова открылась. Парень исчез в глубине. Покрутился пан у камня, подойти ближе побоялся.
На третий день, как пропал Степан, стали люди каждый день волка на камне видеть. Слухи разные поползли. Встревожился народ.
Жадность помутила голову ляха. И золота хочется и к волку подойти боязно. Надумал вражий сын стрелой зверя извести, да не простой, а серебреной. Эту стрелу у татар еще его прадед выторговал. Ехидство и алчность тронули тонкие губы пана при виде предсмертных судорог зверя. Осмелев, подошёл ближе и притронулся к валуну. Волчьи глаза последний раз сверкнули огнём. Камень обжёг руку убийцы и качнулся в сторону. Перед ним открылся подземный ход. Внезапно огромный вал воды, вырвавшийся с подземелья, поглотил и пана, и всю округу.
Этой реке дано было имя – Волк.
С горечью смотрела Ульяна на воды реки. Когда-то было все здесь по-другому. При князьях жили. Потом пришли воеводы*. Как Степана не стало, так все и перевернулось в её жизни. Теперь знахарством и держится на этом свете. Детей у неё не было. Поэтому, как родное дитя, приняла Настю. После этой Купальской ночи Ульяна по-матерински её журила:
— Ой, смотри девонька! Парень Иван хороший, не холоп, кузню свою имеет, почитают его люди, чем не пара? Да и уже время пришло о себе думать. Я его знаю. Он от тебя не отступится.
— Нет, тётенька. Времена страшные настают. Ивану здесь не место. Уходить ему нужно к вольным казакам в Поле Дикое .
— Ой, вижу, ты больше моего знаешь. Как же мы? Что же с нами будет?
— С нами Дух рода нашего, земля матушка не даст в обиду. Такое время настало: она для нас, мы для неё.
— Больно много ты знаешь о Духе рода. Молода ты ещё знать такое. Откуда тебе знать, что с нами Дух рода?
— А он, тетенька, с каждом, кто его в душу свою пустил. Нам душу бессмертную Бог подарил и право дал решать – жить Духу рода в нас или нет. Да только место пусто не бывает. Не захотим принять родного Духа, так чужой Дух овладеет душой. И вот ещё что, родной Дух силу даёт, а чужой слабость. Нам выбирать, как жить.

Лето 1482 года ударило в первый набат.**  


При князьях жили. Потом пришли воеводы* — В Средние века Подолье было частью Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества. В Галицко-Волынской летописи эта территория известна с XII века под названием «Низовья». В XIII веке было разорено монголами и более столетия находилось под властью ханов Золотой Орды. Примерно с 1363 года, после битвы при Синих Водах Подолье, находилось в составе Великого княжества Литовского, в 1430 на Подолье вторглись поляки и Летичевский уезд вместе с Каменец-Подольским и Червоноградским перешёл Польше. С 1569 года западное и восточное Подолье — в составе Речи Посполитой.
Лето 1482 года ударило в первый набат**   — 1482  год сожжения Летичева Крымским ханом с помощью янычар.


Часть 2 https://www.chitalnya.ru/work/492995/






Рейтинг работы: 78
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 938
© 23.01.2012 Людмила Онищук
Свидетельство о публикации: izba-2012-492957

Метки: историко-фольклорная легенда с элементами фантастики и мистики, славянские символы, Родовые корни, род, символ, казаки, казачки, Летичев, С,
Рубрика произведения: Проза -> Повесть


Лидия Любомирская       01.10.2016   14:10:55
Отзыв:   положительный
Милая Людмила, и я поздравляю Вас с Днём Рождения!
Счастья, удачи и радости, всех благ!

Ваша повесть написана очень живо. В душе что-то шевельнулось, как будто я сама очутилась в Украине того времени.
Видео тоже понравилось.
Вы - талантище!!!


Людмила Онищук       02.10.2016   20:56:02

Благодарю, Лидия! Мне очень, очень приятно!
ВИТАЛИНА       30.10.2015   04:38:23
Отзыв:   положительный
Людочка, с интересом прочла Вашу работу, понравилось, хорошо написано.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
ЖЕЛАЮ УДАЧ, ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ И БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА!
С ТЕПЛОМ И УВАЖЕНИЕМ!


Людмила Онищук       30.10.2015   07:28:07

спасибо!
Марина М.       21.10.2012   09:10:48
Отзыв:   положительный
Прочитала по ссылочке Вашу повесть. Понравилось. Очень ценю, что передано время в котором происходят события.
Значит,автору кто-то свыше помогал :-), что заслуг самого автора не умаляет.
Спасибо!
Людмила Онищук       21.10.2012   09:22:29

спасибо Марина! это первая моя работа... она не столько художественная , сколько философская... я отдала её на рецензию, после чего она была полностью переписана, но уже на Украинском языке, добавлен художественный окрас, раздвинут сюжет и выброшена часть философии, что бы работа не казалась, как нравоучение..уже почти готово, НО ЕЩЁ ХОЧЕТСЯ СЮЖЕТНУЮ ЛИНИЮ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ
Марина М.       21.10.2012   09:37:59

Спасибо за ссылку, но я на украинском не читаю. Не знаю языка.
Может, и на русском повесть тоже измЕнится?
Только не забывайте, что пределу совершенства нет, а лучшее - враг хорошего :-)

Посмотрела интервью с Анной Март. Здорово!
Спасибо Вам!
Зиннур Хуснутдинов - Водолей       06.03.2012   05:50:09
Отзыв:   положительный
Заинтриговали. Прочту как только будет время.
Людмила Онищук       13.03.2012   12:45:58

Мне приятно










1