ВЕНОК СОНЕТОВ Объяснение в любви Юхкентали


ВЕНОК  СОНЕТОВ   Объяснение в любви  Юхкентали
Посвящаю своим учителям
Сонет 1

Вода в реке не льётся вспять,
Но память нас туда уносит,
Где первые свои вопросы
Учились в школе задавать.

Здесь, в двадцать третьей, в 1-й первый класс
Меня за парту усадили,
О чем-то важном говорили,
Но… «были слёзы больше глаз».

Непроливашки, промакашки,
Учительницы первой взгляд,
И с Букварями - первоклашки…

Душа тепло тех дней лелеет,
Но их не возвратить назад:
Жизнь повторенья не имеет.


Сонет 2

Жизнь повторенья не имеет,
И есть всему на свете срок.
Как медленно течёт урок,
Для тех, кто слушать не умеет.

Есть много славных детских дел
Для сокращения уроков,
И нет безвиннее пороков!
А кто за партой не сидел?

Кто, вместо первого спряженья,
В бои морские не играл
С лица серьёзным выраженьем?

Училка глянуть не успеет! -
Так самолётики пускал,
И вряд ли в мире кто сумеет…

Сонет 3

И вряд ли в мире кто сумеет
Сказать, не опуская глаз,
Что не списал хотя бы раз,
Да вряд ли кто из нас посмеет…

Уроки совести, стыда,
Несправедливости и дружбы,
Предательства – пройти всё нужно!
Лишь было б горе, не беда…

Так шаг за шагом узнаём,
В чём правы мы, а в чём не правы,
Но счёт потерям не ведём.

Ах, если б мудрым быть и знать:
Нельзя тот черновик исправить,
Жизнь заново прожить опять.

Сонет 4

Жизнь заново прожить опять
Когда-нибудь мы все хотели,
Особенно в конце недели –
Всё с понедельника начать!

И наши горькие уроки,
Уколы совести, упрёки,
Важней, чем с папой разговор
Важнее, чем друзей укор.

Характер так формировали…
И кто хотел, тот открывал
Судьбы своей седые дали

И к цели начинал идти...
Мы в выборе себе не лгали
и в этом искреннем пути.

Сонет 5

И в этом искреннем пути,
Когда тебе всего семнадцать,
Не стоит в чём-то сомневаться,
Лишь колеёй своей иди!

И наступает час, когда
Багаж понадобится школьный,
И вспоминаются невольно
Прошедшей юности года,

Учителей, их голос строгий…
Теплел он раннею весной,
Пророча дальние дороги.

Неважно, двадцать лет, иль сорок,
Как отгуляли выпускной, -
Нам каждый миг и мил и дорог.


Сонет 6

Нам каждый миг и мил, и дорог,
Листая старенький альбом,
Я размышляю вновь о том,
В учителях откуда порох?

Тепла откуда столько в них,
Терпенья? - будто жизнь не мчится!
А я, всё та же ученица,
и в детство забрела на миг.

Мне рыжий кот мурлычет песни:
Секрет, как бег секунд унять,
Лишь одному ему известен!


Свеча, страниц альбомных шорох
Со дна души помог поднять
Воспоминаний детских ворох.


Сонет 7

Воспоминаний детских ворох ,
В шкатулке памяти любой
Становится потом судьбой,
Как предсказание, нам дорог.

И не случайны наши встречи,
и не случайны имена,
и всё воздастся нам сполна,
Когда наступит жизни вечер.

Идея эта не нова,
Не исчезают мысли наши,
и сказанные вслух слова,

И всё, что ждёт нас впереди,
Уже случившееся раньше,
Живёт не в памяти - в груди.

Сонет 8

Живёт не в памяти - в груди,
В неровном перестуке сердца,
Судьбы таинственная дверца -
А что за дверцей - сам гляди.

И возвращает память вновь
учительские наставленья,
Вершин научных покоренье
и…нашу первую любовь.

И песни, споры у костра,
В которых нет, не побеждают.
Всё было, было, как вчера…

Но Вечность «времени печать»
На лицах ставит и рождает
Лишь светлой мудрости печаль.


Сонет 9

Лишь светлой мудрости печаль,
Нам иногда туманит душу,
Но истины я не нарушу,
Сказав, что прошлого не жаль.

Мы все однажды замечаем,
Что радость - это труд души,
Кто не проснулся, поспеши!
С улыбкой каждый день встречаем.

Жить, для себя? Зачем, не ясно!
Ведь очевидна жизни суть -
Быть людям нужным, ненапрасным!

Но понимаю лишь теперь я,
Свой каждому назначен путь,
Дар Слова дан мне, в Слово верю.


Сонет 10

Дар Слова дан мне, в Слово верю,
Начало всех начал Оно,
Им в жизни всё озарено,
Им искренность и совесть мерю.

В словах я силы нахожу,
К ним припадаю, как к истоку,
Прислушиваясь к слов потоку,
В мир безграничный я вхожу.

Найти ключи к извечным тайнам…
Загадка жизни нас влечёт…
Но ждёт у моря Старый Таллинн,

Он башнями мне покачал:
Пора вернуть долги - вот счёт!
И Юкентали - мой причал.


11 Сонет

И Юхкентали - мой причал .
Как все дороги мира к Риму
Ведут, так и корабль мой мимо
Не пролетел, а к ней помчал.

Так в юность я вернулась вновь
И в ней надолго задержалась,
А с жизнью взрослой распрощалась,
И в сердце ожила любовь.

Просторный дом на Юхкентали,
Нас всех связал судьбой одной,
И оберег наш - Старый Таллинн.

Конца любви взаимной нет:
Полгорода зовём роднёй
Уж столько школьных зим и лет.


Сонет 12

Уж столько школьных зим и лет
Звонок пронзительно поёт
Здесь юный учится народ,
А в окнах классных тёплый свет.

То перемена, то урок,
Привычный ритм, менять не смеем,
К концу уроков веселеем –
Но выжат из лимона сок.

Учить детей имею ль право?
Ни поражений, ни побед -
Суд сердца – слева, совесть - справа.

Сомненьям, страхам я не верю,
Перед собой держу ответ,
В класс снова отворяю двери.

Сонет 13

В класс снова отворяю двери
И снова рада видеть вас
Мой самый, самый, самый, класс!
Друзья, вам, как себе, я верю.

И бег не тороплю минут,
А время на часах несётся,
И что-то всё же остаётся
Несказанным… года идут…

Вас на другое представленье
Последний позовёт звонок,
И нескончаемо ученье.

И в новый класс дарить свой свет
Спешит учитель на урок.
Альтернативы школе нет!


Сонет 14

Альтернативы Школе нет!
(И пусть пророчат болтуны,
«индючьей» важности полны,
Той болтовне в обед сто лет).

На юбилейных школьных встречах,
Когда понятно всё без слов,
Когда в сердцах поёт ЛЮБОВЬ,
Я говорю: «Ещё не вечер!!!»

Поклон моим Учителям!
О, как теперь вас понимаю.
Долг Вам и школе я отдам.

НЕОБХОДИМО вспоминать
Прошедшее. Но все мы знаем:
«Вода в реке не льётся вспять!»

МАГИСТРАЛЬНЫЙ СОНЕТ


Вода в реке не льётся вспять:
Жизнь повторенья не имеет,
И вряд ли в мире кто сумеет,
жизнь заново прожить опять.

Но в этом искреннем пути
Нам каждый миг и мил и дорог…
Воспоминаний детских ворох
Живет не в памяти, в груди.

И светлой мудрости печаль -
Дар Слова дан, я в Слово верю.
И Юхкентали - мой причал:

Уж столько школьных зим и лет
В класс снова отворяю двери.
Альтернативы школам нет!

28.01.06


ВЕНОК СОНЕТОВ Стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.





Рейтинг работы: 108
Количество рецензий: 11
Количество сообщений: 16
Количество просмотров: 1142
© 08.11.2008 Елена Чичерина
Свидетельство о публикации: izba-2008-48862

Рубрика произведения: Поэзия -> Твердые формы


Сергей Сухонин       24.03.2017   08:25:33
Отзыв:   положительный
А я по наивности думал, что Вы, Елена, только композитор. А Вы, оказывается, еще и в поэзии 100 очков вперед дадите любому. Очень понравилсь произведение, и очень рад нашему, пусть виртуальному, но знакомству. Желаю Вам всего самого наилучшего!
С теплом. Сергей.
Елена Чичерина       25.03.2017   14:24:00

Я ещё в школу не ходила, а мой папа, ленинградец, врач морской офицер,
видел меня связанной с поэзией в будущем... Сохранила одно из писем ,в которых он маме об этом и сказал... Поэзия помогала мне многое осмыслить ... и музыка... а свои стихи стали своеобразным дневником... как, впрочем,и у настоящих поэтов сборники становятся лирическими летописями , "дневниками", полными автобиографический вешек...
Спасибо, Сергей, венок нашёл один увлечённыцй собиратель венков сонетов. он часть жизни посвятил созданию каталога.И моему венку там нашлось место. С. Луговцев - собиратель венков сонетов из Одессы. У него в коллекции 4100 венков более 1500 авторов.
Татьяна Симахина Дудалькеева       29.12.2014   00:47:11
Отзыв:   положительный
Читаю , читаю и перечитываю ... "исповедь - длиной в жизнь..." Мы все , все УЧЕНИКИ .
В 14 лет я написала своему любимому учителю литературы ... Думаю , любой Ваш ученик
или ученица думают так же , как я когда-то , о Вас , о своём любимом учителе , дорогая Елена :

Урок литературы .
Притихший робко класс .
Мой класс , на остальных уроках хмурый ,
С таким вниманием и чувством слушал Вас ...

Вы говорили . Нет , скорей , Вы пели !
И тихой музыкой Вам вторил за окном
Тот стройный тополь , помните , окруженный
Осинками и мелким ивняком .

Вы говорили тихо и задумчиво
О казни Разина , о пушкинских стихах .
Как запорожцы хитро ус закручивали ,
Как Чацкий бросил повышение в чинах ...

Вы говорили , нет, скорей , Вы пели !
И я боялась пропустить хоть слог ...
Как Вы заворожить сумели !?
О ! Как мне жаль , что кончился урок !


Елена Чичерина       29.12.2014   17:58:27

Танечка, тепло от Ваших слов, всю жизнь занимаюсь тем, что люблю, что нравится, потому и отдача мощная. каждый день, даже трудный, приносил радость узнавания чего-то нового, об этом и постаралась рассказать, объясниться в любви, в единственном венке сонетов. Спасибо за цветы.
сергей васильев       09.09.2011   09:23:51
Отзыв:   положительный
Леночка! Не хотел заниматься критикой, поскольку думаю, дальше Избы это не пойдёт. Согласен с А.Соловьёвым. Почти все замечания высказаны и по делу. ОДНАКО! Пение из ВАШИХ уст на 5 порядков слаще! Счастливые у тебя ученики! И ещё очень важное: есть у нас театр Елены Камбуровой, которая занимается похожим делом. Постарше тебя солидно. Вот бы ей послать небольшую твою подборку. Как на это смотришь?
(ёлка) Галина Шубарина       18.02.2010   12:49:32
Отзыв:   положительный
Я прочитала все три раза подряд! Написать, что понравилось - это просто ничего не сказать... Начала читать комменты, но... когда на второй начались "разборки" мне стало не интересно. Просто ВСЁ ТАК коснулось души, что больше , лично мне, и ничего не надо!
Как это прекрасно:"Вас на другое представленье
Последний позовёт звонок,
И нескончаемо ученье." А вообще-то всколыхнулась ПАМЯТЬ о школое и учителях, детстве, юности... Спасибо, Леночка! Честно - не ожидала такого глубокого проникновения.... Еще раз благодарю.


Елена Чичерина       18.02.2010   13:34:54

13 фераля в своей гимназии Юхкентали я встречала выпускников.
За субботний день я выходилатрижды перед полным залом - снчала поклониться своим однокашникам как бывшая щкольница, и тем, кто учился в моей школе со мной в одном классе,
затем приветствовала любимых выпускников класса, в котором учились мои самые первые ученики и мне из зала улыбался мой дорогой, любимый, единственный, мой самый дорогой и любимый ученик и выпускник...
и мои взрослые дети, тоже мои выпускникимои , уже привели своих детей ко мне в класс,
а мой кабинет - это фотоальбомы, стихи, песни о нашей школе, сценарии праздников, любимых в нашей школе традиций -
и сейчас преподаю русским детям родной русский язык.И мне очень интересно с ними- мы делаем видео, мы открываем возможности инфотехники - это необыкновенно талантливое поколение , тоже поющее ,подрастает!


(ёлка) Галина Шубарина       18.02.2010   13:44:21

Стало быть вы педагог? Как хорошо, что у вас такие ученики, как вы пишите, а не такие, как тут у нас недавно показали фильм "ШКОЛА" - я думала, что уже наступает конец света! Прелестное фото! Конечно ТАКУЮ "училку" ученики должны просто обожать!
А про ЭТУ строчку вроде сообразила... но может и ошиблась..."улыбался мой дорогой, любимый, единственный, мой самый дорогой и любимый ученик и выпускник..."
Елена Чичерина       18.02.2010   21:14:50

да это моё ежедневное счастье... с 1987 года.. о нём могу поэмы рассказывать, ему всё лучшее, что есть, посвящается, его интересы, мои - его... .. да тут есть серия песен МОЙ КОРОЛЬ там всё рассказано..."№№682-687 песен, хотя их больше... они рассеяны в авторской песне.. и всё, что нахожу , пою с тайной мыслью о нём...
(ёлка) Галина Шубарина       19.02.2010   00:54:38

Разумеется, очень интересно... Если будет желание, но, я думаю лучше на почту, ведь тут где-то есть почта, просто я не могу найти КАК ею пользоваться, при чем ОДИН раз сообразила и... все. А пока полезу читать.....
Александр Верба       03.12.2009   23:40:01
Отзыв:   положительный
Елена, я в восторге от Вашего венка сонетов. Бесподобна и сама идея и во многом её воплощение.
Некоторые строки переливаются как жемчужины. Магистральный сонет замечателен!
Подобный труд, бесспорно, заслуживает уважения.
Несколько сконфужен отзывами коллег по перу о форме. Конечно, каждый высказывается, как ему удобнее. Если всё же касаться формы, то тут не всё так однозначно. Я понимаю, что могу навлечь обиды своим строго объективным копанием, поэтому пока просто воздержусь.
Елена Чичерина       04.12.2009   01:37:01

Можете спокойно говорить всё,что Вы считаете необходимым по этому поводу сказать!...

нет , я не из железа,
но обидеть меня практически нельзя!
Во-первых, обижаются,
как правило,дураки(и дуры).
во-вторых,конструктивная, доброжелательная (
а значит -созидательная!!!)критика -
толчок к самообразованию и совершенствованию,-
это привилегия настоящих друзей(что в избушке особо хорошо заметно!!!)А я могу предполагать, что строго ОБЪЕКТИВНый анализ мне пойдёт на пользу!!! Венок написан был молниеносно,я его потом не дорабатывала, поэтому,возможно,что-то не заметила...так что,Александр,я буду ждать,если для Вас это будет не затруднительно!
Признательная Елена
Александр Верба       04.12.2009   18:18:54

Если говорить о форме, то в целом - да, но в деталях всё же есть отступления.
- в катренах не используются повторяющиеся рифмы;
- схема чередования мужских и женских рифм в катренах несистемно меняется и от сонета к сонету, и от катрена к катрену в пределах одного сонета. В первых катренах 12-го и 14-го сонетов чередования мужских и женских рифм нет (используются только мужские);
- второй сонет завершается незаконченной фразой (или я чего-то не понял);
- Избранный стихотворный размер - 4-стопный ямб, в то время как наиболее традиционным для сонета в русском стихосложении считается 5-стопный ямб, или реже - 6-стопный. Хотя и в русском стихосложении часты отступления.

Есть отдельные небольшие сбои которые лучше рассматривать отдельно (пошлю на е-мэйл).

Елена, прошу понять мення правильно. Я не ставлю цели бросить тень на замечательное произведение. Каждый автор сам для себя решает, насколько существенны для него отступления от классической формы. Но на серьёзном литературном разборе эти "шероховатости" обязательно могут "всплыть".
С неизменным уважением, А.С.
Елена Чичерина       28.01.2010   12:23:03

СПАСИБО, Александр, с уважением , восхищением и благодарностью к ВАМ!
Роза Госман       08.11.2009   18:34:25
Отзыв:   положительный
Лена милая,- БЕСПОДОБНО! Прочла на одном дыхании. Всё очень близко и дорого. Я тоже учитель, но младших классов. Но, Леночка, как я тебя понимаю! И да, это так. Замечательно сказала:
"Но в этом искреннем пути
Нам каждый миг и мил и дорог…
Воспоминаний детских ворох
Живет не в памяти, в груди."
Верно! Очень верно! Спасибо, моя хорошая! Замечательное произведение! Спасибо от души!
Обнимаю нежно, Роза


Елена Чичерина       19.11.2009   14:02:02

Роза,дорогая моя, всё можешь понять, раз сама стояла у стола учительского: этот сонет написан был так молниеносно, что я даже не успела сообразить, что происходит...потом постараюсь озвучить.Спасибо, что заглянула, это - исповедь - длиной в жизнь...
Елена Санна       05.02.2009   01:25:00
Отзыв:   положительный
Нет у меня слов!!!
Вы настолько талантливый человечек!!!!
Какая работа была проведена...
С теплыми и яркими солнечными лучами уважения,Я
Елена Чичерина       05.02.2009   03:50:00

Венок сонетов - это точная, кропотливая работа над ритмом, рифмой и каждым словом. Очень интересная форма. И чтобы собрать сонеты в венок, необходимо иметь долю азарта, я не говорю о теме, которая должна вызреть в душе. Попробуйте! Но надо очень хорошо чувствовать выбранную тему...
Всего Вамд оброго.
Елена
Елена Чичерина       05.02.2009   03:50:00

Доброго.
Наталия Скакунова       23.01.2009   07:03:00
Отзыв:   положительный
Леночка, с большим любопытством читала венок, и получила двойное удовольствие: и тема, близкая всем, трогает за живое, и форма выдержана славно! Умница! Талантище!
Елена Чичерина       05.02.2009   03:55:00

Наталия, сегодня обнаружила безответное послание Ваше. такое обязывающее, восторженное...
Я вспомнила,тогда я пошла перечитывать свой венок, чтобы посмотреть на него с Вашей точки зрения. - но искромётного не нашла ничего, хотя форма выдержана строго, это безусловно так. Спасибо за высокую оценку!
Елена
Владимир Храбров       10.01.2009   22:08:00
Отзыв:   положительный
...Воспоминаний детских ворох...

Сюда же добавились воспоминания о юности...
Прекрасная работа! Хотя бы потому, что этот труд мне известен и не только потому, что я до конца дочитал этот "венок", что труд - само по себе...
Преджагаю пготрудиться и Вам. Пока в Избе этих произведений нет:

http://www.stihi.ru/2005/04/25-284
http://www.stihi.ru/2005/04/25-287
http://www.stihi.ru/2005/04/25-286
http://www.stihi.ru/2005/04/25-282
http://www.stihi.ru/2005/04/25-291
http://www.stihi.ru/2005/04/25-292
Елена Чичерина       11.01.2009   12:45:00

Два венка прочитала на одном дыхании: Незнакомка Вечная и Fatum
Есть о чём поговорить и по содержанию и по форме.

фатальность - тема интересна каждому
...Осуществляет перемены,
А мы всего лишь созерцаем.
На самом деле это время... ВРЕМЯ?
Время - условно, ( величина непостоянная, иллюзия) чтобы организовать разумно жизнь. Изменения, процессы, которые текут от начала начал,
о которых мы можем только гадать , но похоже, что ни начал, ни концов нет...
Как электрон по кругу, так и всё остальное в макрокосме...
Философия не освобождает от страхов ,
присущих человееку, но отвлекает и развлекает...
Игра словами, в которых -то и спрятаны все ответы! Об этом можно рассуждать ВЕЧНО!
Рада знакомству с Вами. С уважением, Елена
Елена Чичерина       11.01.2009   12:49:00

Владимир, я непременно загляну и на другие странички, любопытно, интересно, созвучно во многом, но отзыв могу написать только в Избе,
я тут сосредоточилась. До встречи. Всегда Вам рада! Елена
Елена Дымарская       22.11.2008   22:13:00
Отзыв:   положительный
Замечательный "Венок"! Сама увлекаюсь этим, потому и понимаю всю филигранность работы (и сложность). Прекрасно!
Единственное замечание:

И Юхкентали - мой причал .
Как все дороги мира к Риму
Ведут, корабль мой мимо
Не пролетел, а к ней помчал. - в третьей строке сбой, не хватает слогов, надо бы:

И Юхкентали - мой причал .
Как все дороги мира к Риму
Всегда ведут, корабль мой мимо
Не пролетел, а к ней помчал.

или:

И Юхкентали - мой причал .
Как все дороги мира к Риму
Ведут, корабль мой мимо, мимо
Не пролетел, а к ней помчал.

Все остальное - блистательно!
Елена Чичерина       25.11.2008   02:46:00

И Юхкентали - мой причал .
Как все дороги мира к Риму
Ведут, т а к и корабль мой мимо
Не пролетел, а к ней помчал.


Елена! рада с Вами познакомиться. Спасибо за внимательное чтение Венка и понимание! Да, действительно уронила союз "так и".
Но я уже второй раз берусь писать ответ(?!) Куда моё послание исчезло? и союз, который по Вашему отзыву вернула на место,сегодня снова вписывала... Чудеса в избуше, правда, недавно техничесая пауза была. М.б. я послала письмо в пустоту? Всегда рада буду Вам и непременно загляну на Вашу страничку.
Сергей Морозов       13.11.2008   18:54:00
Отзыв:   положительный
Елена, работа прекрасная! Форма Венка сонетов выдержана безупречно, но и сквозное содержание его - исповедальное и лиричное в настроении - отвечает теме и логике повествования, что встречается не часто! Выдержан стиль послания учителям и однокашникам: необходимая лёгкость тона присутствует. Но и глубокой мыслью Венок не обделён. Вот, например:
"...И не случайны наши встречи,
и не случайны имена,
и всё воздастся нам сполна,
Когда наступит жизни вечер" . - Очень точно сказано.
Прочёл с удовольствием!
С уважением и симпатией, Сергей.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1