Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИСТОКИ ГАРМОНИИ


ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИСТОКИ ГАРМОНИИ

Макеева Е. И. Явилась музыка ко мне (поэтическая рапсодия о музыке и музыкантах). – Симферополь, 2005; Макеева Е. И. Лечение творчеством (Стихотерапия. Т. 6). – Симферополь, 2005; Макеева Е. И. Лечение радостью (Стихотерапия. Т. 5). – Симферополь, 2005.

Теплым янтарным светом сияют три изящно оформленных сборника Елены Ивановны Макеевой, изданные в едином ключе и продолжающие тему духовного преображения – сквозную тему творчества поэта. Сияние – мягкое, живое, целительное излучает каждое стихотворение в сборниках. Действенная сила слова известного психотерапевта, обретшая в последние двенадцать лет поэтическую плоть, заставляет сознание каждого, кто прикоснулся к ее творчеству, отрешиться от рутины социума, обыденной реальности, прикоснуться к истинным истокам бытия. Более того, дает возможность понимания предназначения собственной судьбы, понимание смысла единства сущего и великую силу интегрированности человека в окружающий мир.
Елене Макеевой, бережно и с любовью относящейся к человеку, даровано глубинное знание о предназначении каждой судьбы, которая должна сбыться в том, лучшем, варианте, что предписан ей изначально. Обретение счастья возможно только в русле выполнения индивидуальной единственной уникальной программы и только при условии достижения верхней планки предлагаемого выбора. Поэта-психолога волнует: все ли понимают это? В сборнике «Явилась музыка ко мне» она предлагает каждому прислушаться к себе: «Настройся! Музыка в глубинах Твоей души уже звучит», ощутить себя творцом собственной судьбы, осознать свою великую ценность и великую ответственность за качество собственной проживаемой жизни. Собственно, предлагает один из возможных вариантов исцеления, достижения гармонии – путь, освоив который, можно стать счастливым. Тонкий знаток душевных струн, Е.Макеева представляет вселенную великолепно звучащей симфонией, несущей «высоких обобщений силу», она уверена, что «всё вливается в музыку чуткой Вселенной…» И задание каждого отдельного человека – не влить диссонирующей ноты, сыграть безупречно свою партию во вселенском оркестре.
Сборник «Явилась музыка ко мне» является ключевым для поэта – и как мироощущение, и как некое промежуточное звено между двумя видами творчества. Е. Макеева, творящий поэт и композитор, осваивает новые пути выражения, дабы представить полифонизм миров емким и целостным. Не случайно музыка для нее – это и божественная изначальная «музыка Света», «Музыка Вечности», «Неба симфония», это и жизнь природы, души: «Слышу внутреннюю музыку свою…Отголоски в ней небесного огня». Чарующе звучит «грустная музыка желтой листвы», динамичен летний дождь (барабаны), свою партию «поют мимоза и платан», «поет псалмы луна» – собственно, весь видимый мир имеет свою тайную звуковую партитуру. Но и записанная «партитура листвы, партитура травы» звучит по-разному, ибо время суток, время года вносят свои коррективы, и лишь чуткий камертон – человеческая душа, также столь по-разному звучащая, улавливает малейшие изменения цвета, фактуры, запахов, звуков, движения: «Вечера в Ливадийском парке…Белой розой в цветочной арке Полнит душу напев живой, Удивляет ноктюрн морской – Начинается ароматом, Многоптичьей бе-моль сонатой, А вершина – орган-прибой… Звезд плесканье… Концерт ночной…».
Прочувствовать красоту мира в единстве бесконечных вариантов и комбинаций, ощутить единую связующую нить и усилить эту связь – вот призвание творца. Оттого в поэзии Е. Макеевой часто звучит восхищение музыкантами-гениями, талантливыми исполнителями – стихи-посвящения Фредерику Шопену, Сергею Рахманинову, органистам. Особенное внимание уделено П. И. Чайковскому; ярким и убедительным ответом на бестактные инспирации желтой прессы, на выбросы маскультуры стала поэма «Русский гений», представившая высокий дух композитора, чистоту и возвышенный склад его души. Редкостное умение Е. Макеевой, проникнуть в истоки вдохновения музыкантов-творцов, как бы заново пережить в стихе тонкие энергии их творчества, передать их мятеж, искания, их мироощущение позволяет ей прикоснуться к области, почитавшейся священной тысячелетиями – начиная от Пифагорийских мистерий, Орфических культов (поэма «Орфей») и заканчивая современностью (поэма «Две бездны»). Автор понимает, что высшей ценностью для человека является вневременное, внепространственное ощущение целостности мира, которое открывает «в век больной, век незрячий Взрывом – Музыки ливень святой». Такая включенность возможна в особые минуты. К примеру, в стихотворении «Фламенко на Казантипе» представлен этот своего рода сакральный момент: «Час таинственный, поздний, Древних образов смешанный строй…Дух общенья соборный, Дух взлетающий к звездам, И особый на Встречу настрой».
Подобные мгновения катарсиса, обновления – основа подлинного творчества, это истинная, не суррогатная, пища души. Возможно, поэтому миссия человека врачующего диктует Е. Макеевой название другого сборника: «Лечение творчеством». Сборник проводит важную идею для современного, пресыщенного информационными потоками, человека-потребителя – идею оздоровления, исцеления духа, идею акцентуации личностного созидательного потенциала. Необходимость включить ценностные структуры духовного роста, обострить внимание человека к особым высшим состояниям, находящимся за пределами многих искусственных допингов нашего века: вдохновения, медитативного или экстатического молчания, творческого воображения, состояниям вчувствования, молитвы – вот вызов эпохи. Ответ на него – в небольшом томике. Примечательны даже названия разделов: Радость вдохновения; Стала песнею жизнь; Вхожу в свое молчание; Спасение – в творчестве; Воображение; Молитвы. Отдельно – посвящения художникам, поэтам.
Пожалуй, только психологам, всю жизнь обязанным обозначать с максимальной точностью любые фортели души, дано вот так полно, многомерно и с предельной объективностью передать невыразимое. У Блока в таких случаях было одно определение: «несказанное». Опыт Е. Макеевой ценен тем, что она расплывчатое «несказанное» облекает в словесную форму. Вот предельно откровенно, предельно точно обозначено состояние вдохновения – парения, полета, крылатости («крыл дуновение») часто ассоциирующееся со световым потоком: «Сияй в стране души огонь!», «Святое пламя вдохновенья», «ливни света», «Восторг огнистый», «ловлю эту музыку светлых волнений», «музыки ливень и светообилие», «мои чувства в смятении – Будоражит их душ золотой», «Торжественно сияющим потоком Магический к нам ниспадает свет», «Потоком льется Свет живой», «в окно небесное Пробился тонкий луч ко мне. Мой стих – на световой струне», «Луч струится золотой Из глубин моих таинственных», «струи серебристых рек», «Вот малое идет сиянье И первой строчки обаянье. Летит, звенит, сверкает стих…», «Гуляю в аллеях своих вдохновений, Сюда не доносятся звуки мирские…Сияют огнем небеса золотые». Вдохновение здесь – проводник световых начал: «Не могу не творить, Радость бьется во мне, Свет поет в глубине» и, сознавая себя медиатором Света, поэтесса уверена: «Искоркой света, лаской нежданной, Светлой звездой золотого заката В память твою упаду я когда-то».
А вот молчание – цветное, цветовое: «Дерево в сердце цветет», «В сиреневой тиши умолкнувшей души Всплывают странные видения», «звезд глицинии – мечтаний зов», «видений пар цветной клубится», «внутри шевелится цветное звучание», «Тишиною пропитаны серой часы», «В мире загадочном темно-зеленом Розовый жемчуг русалкой ищу», «Слово… ягодою красной горько-сладкой Видится в пустом листе тетрадки». Включая собственные, чрезвычайно емкие, точные механизмы наименования – на подсознательном, интертекстуальном уровне, автор достигает максимального эффекта воздействия на читателя. Важно в данном контексте и то, что Е. Макеева в диалоге с читателем постоянно пользуется столь необходимым приемом самораскрытия: «Проникнуть в ваши души песней Могу лишь, отворив свою». Она предельно ясно очерчивает и мегазадачу своего творчества – «бросая стих в водоем души», она, наравне с обычным читательским пониманием ее образа мира, ждет положительных изменений в образе мира самого человека, ждет его работы над гармонизацией микро и макрокосмоса: «Утешить, ободрить стихом хочу»; «настроена душой на состраданье…Утешить вас сейчас – мое призванье».
Все творчество Макеевой-поэта нацелено на то, чтобы привнести в мир гармонию, на пробуждение радостного мироощущения в человеке – ибо, повторяет она в эпиграфе к сборнику «Лечение радостью» за А. Сурожским: «радостной душе легче найти Бога, а душе горькой – трудно». Бесконечны источники радости, счастья, которыми дети эпохи глобализации не умеют пользоваться. Поэтому естественно горячее желание поэта, психолога, музыканта напомнить о них, подарить их, еще не замутненные, каждому нуждающемуся, указать пути к радости-мечте, радости-любви, радости-творчеству, радости-пению, радости-природе, радости-здоровью. Щедрость ее души, убедительность слова, происходящего от огрома знаний и опыта, высокой веры, духовности и труда, непрекращающегося всю жизнь в любом контексте, в любых условиях, заставляют с благодарностью принять эти вечные истины – эти дары ее великого сердца.


Леся ГЕНЕРАЛЮК,
доктор филологических наук,
старший научный сотрудник
Института литературы им. Т. Шевченко
Национальной академии наук Украины





Рейтинг работы: 10
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 498
© 14.12.2011 Леся Генералюк
Свидетельство о публикации: izba-2011-470088

Метки: поэзия, психология,
Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


















1