Аккордеон (4)


Аккордеон (4)
Фотография из Интернета

http://fotki.yandex.ru/users/tatsam63/view/359067/?page=1
___________________________________________________________________________________________




Во время уроков коридоры школы отдыхали в тишине.

Двери классов заглушали и хорошо поставленные голоса учителей, и неуверенные - учеников. Звонок на переменку выпускал весёлые, бурлящие ручейки детей: они спешили в буфет, стайками собирались у окна, переходили из кабинета в кабинет.

Для младших – отдельное крыло. Класс – аквариум для мальков. В углу стояла вешалка для одежды, на крючках которой ночевали мешки со сменкой. По утрам они вытряхивали тапки и раздувались от ботинок или валенок.



Людмила Ивановна Куриленко – "учительница первая моя"...

Добрая и строгая. С длинной линейкой в руках, которая служила то указкой, то грозной хворостиной: призывая к порядку, учительница стучала ею по первой парте. К весне линейка стала значительно короче, а кончик превратился в расщепленный хвостик. Во втором классе Людмила Ивановна поменяла её на новую. А в третьем Катя гадала, где учительница взяла магазинный метр, которым отмеривают ткань. Толстый и надёжный...

Чутким детским сердцем Катя чувствовала тёплое отношение к себе. Людмила Ивановна вызвала в школу маму, сказала ей, что Катя – удивительно умная, способная девочка, но невнимательная, несобранная, летающая в облаках...

В Катином рыжем портфеле, как в карете, ездили «тройки». Эти дважды горбатые создания сидели в тетрадях, смешно задрав ноги и прикрыв лбы чёлками.

Мама встречала Катю словами: «Пришла, троечница? Даже учительница сказала, что ты – расползшаяся куча говна!»

Сколько радости было на лице мамы!




"По просёлочной дороге вечером возвращается стадо... Сзади всех подгоняет пастух, посвистывает, постёгивает кнутом... А коровы с мычанием идут к родным воротам, их ждут хозяйки... Вот какая-то Бурёнка роняет из-под хвоста эту самую кучу... Тёплая, она расползается... Идущие следом наступают... Коровы – счастливые, их ждут дома...
А вдруг я – не куча говна, а заблудившаяся корова с ключом на шее вместо колокольчика?!"



Мама приходила на обед домой: работа была недалеко. В это время Катя старалась не возвращаться.

Из школьной библиотеки библиотекарша гнала её: «Что ты здесь сидишь, читаешь? Тебя же ждут дома!»

В Доме культуры была музыкальная школа. Когда-то сюда ходила Лариска, а Катя поджидала её на стульчике в коридоре. Теперь она просто сидела, вроде как кого-то ждёт... Несколько раз мимо проходила Лидия Алексеевна - бывшая Ларискина учительница. Катя здоровалась с ней и опускала глаза.





Сначала… предчувствие взросления и перемен.

Катин класс из резервации младшей школы влился в общий поток. Уроки стали серьёзней и интересней, учителей много, по всем предметам – разные.

И в Катиной жизни появилась музыкальная школа. Почти случайно.

Места своих «скитаний» Катя меняла. Первые осенние дни, ещё теплые, старалась провести на улице. В тот день в музыкалку её загнал дождик. Она только присела на стульчик, как подошла Лидия Алексеевна.

- Ты хочешь учиться в музыкальной школе?

- Да, но надо же покупать пианино.
Лидия Алексеевна улыбнулась.

- Пойдем!

И завела девочку в класс, где отмучившийся ученик уже собирал ноты. Увидев Катю, он стал делать это очень медленно, видимо, его начало раздирать любопытство...

Лидия Алексеевна терпеливо выждала, пока ученик уйдет, взяла в руки карандаш.

- Так, давай сначала проверим чувство ритма.

«Там-трам-тарарам!» - простучал карандаш.

- Повторить сможешь?

Катя повторила.

- А вот так...

- Да это же «Не слышны в саду даже шорохи...»

- Правильно.

Учительница присела к пианино. Нажимая красивыми, тоненькими пальцами на клавиши, сказала: « Это одна нота, вот так две, а это три. Отвернись и попробуй угадать, сколько клавиш я нажимаю».

После этого испытания она вышла и вернулась с большой, розовой тёткой. Тётка, вообще-то, была рыжая. Но волосы были зацеплены за розоватые ушки. А пухлое лицо, руки и пальцы обсыпали наглые веснушки. Тётка была толстая и нежная.

- Я - директор школы, – представилась она. - Ты можешь нам что-нибудь спеть?

Припомнилась «Капитан Гастелло», её учили на уроке пения.
На втором куплете Лидия Алексеевна стала аккомпанировать.

- Вы знаете эту песню? – удивилась Катя.

- Нет, но ты же поёшь... Вот что... Я веду занятия не только по классу фортепиано, но и аккордеона тоже. Очень хороший инструмент.

Лидия Алексеевна взяла аккордеон. И он, вдыхая воздух и расправляясь, душевным голосом запел.

- Тебе нравится? - с загадочной улыбкой спросила Лидия Алексеевна.

Катя кивнула.

- Тогда мы тебе поможем.



Вечером к Кате домой пришла Лидия Алексеевна (и не одна, а с директором!) и убедила маму отдать девочку в музыкальную школу: аккордеон можно купить дешёво у тех, кто это дело бросил.

Следующим вечером принесли дерматиновый чемодан, в котором был заветный инструмент.




А если честно, то аккордеон Кате не очень-то нравился. Девочка за пианино, это - да! А раздувать меха... Чтобы распускать их только поверху, она «забывала» отстёгивать нижний ремешок. Лидия Алексеевна это замечала, заставляла исправлять «оплошность».

Ноты в классе стояли на пюпитре.

Пю-юу-питр! а не какая-то подставка для нот.

На недоступном зубоскальском пианино учительница частенько проигрывала партию правой руки.

А аккордеон бархатно и мелодично уговаривал примириться с ним.

Да, примириться стоило..

На натянутых струнах нотного стана, открыв тональность скрипичным ключом или выдувшим пузо басовым, разбив чёрточками такты, композитор рассадил ноты своей мелодии. Бемоли и бекары, лиги и триоли - нехитрые знаки с хитрыми названиями – помощники точной записи.
Издалека-издалека тянутся тонкие провода с сидящими на них птахами...

Что бы ни начинали учить, даже этюды, тренирующие пальцы, у Кати был главный вопрос: «А этот К.Черни уже умер?»

Лидия Алексеевна про смерть К. Черни ничего не знала.

Эта хрупкая, изящная женщина на высоких каблуках целых сорок пять минут занималась с Катей. Следила за осанкой, за правой рукой, которая любила «провисать», поправляла локоть.

Девочка от неё млела...

А после занятий бежала в библиотеку узнать, что К. Черни – это Карл Черни (1791- 1857). Австрийский пианист и педагог, глава венской пианистической школы первой половины 19 века.


...........................................................................................

Отрывок из романа





Рейтинг работы: 315
Количество рецензий: 28
Количество сообщений: 60
Количество просмотров: 1052
© 07.12.2011 Марина М.
Свидетельство о публикации: izba-2011-465892

Метки: детство,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Анатолий Пасютин       31.07.2014   01:02:02
Отзыв:   положительный
Увлекся на вашей страничке, жаль уже поздно, а завтра на работу, зайду еще.
Хорошая тема. Где есть продолжение? Интересный поворот в судьбе девочки. Давно заметил, как троечники находят
себя в жизни будь то искусство, или профессия, главное занятие по душе, увлечение ставшее целью в жизни.
Благодарю мне понравилось.
Марина М.       31.07.2014   01:08:55

Спасибо, Анатолий!
Некоторые отрывки в "Главы из неопубликованного", там, в основном, из детства.
Надеюсь, что всё сложится у девочки хорошо, но сюжет ведёт меня, а не я его :-)
Сандра Шварца       31.05.2014   01:20:25
Отзыв:   положительный
Это более легкая глава - лучик света в жизни ребенка... Что мне больше всего нравится - читая, полностью окунаюсь в мир Кати - даже начинаю смотреть ее глазами.
Вы замечательно пишете:)))!
Марина М.       31.05.2014   11:33:50

Спасибо, Сандра, и за прочтение и за комплимент! :-)
Василий ХРАМЦОВ       29.05.2013   21:49:41
Отзыв:   положительный
Почитал некоторые Ваши вещи, посмотрел количество отзывов и постыдился еще что-то писать и оценивать, что ли. Наконец, выбрал про аккордеон, где меньше всего отзывов, и решил зафиксировать свое присутствие. Да, есть в вашем слоге некая магия, нечто такое, что вызывает в душе ассоциации. Читаешь одно, а чувствуешь и то, о чем читаешь, и что-то свое, пережитое. Вот это, наверное, и называется "читать между строк". Прочту и другие Ваши тексты. А Вас приглашаю прочесть мои грубо сколоченные, гвоздями скрепленные тексты и дать добрый совет. С искренним уважением Василий ХРАМЦОВ.
Марина М.       29.05.2013   23:31:14

Я не профессионал, а задумалась большая вещь. Мне интересно было, как люди меня понимают. Вот и выложила отрывки (в основном, из очень неоднозначной темы - материнской нелюбви).

Все мы разные, и тем и ценны.
В Вашей строке чувствуется уверенность, журналистское умение четко видеть, понимать.
И в этом есть свои преимущества и достоинства.

Спасибо Вам большое!
Сэр Джик       22.04.2013   17:42:20
Отзыв:   положительный
"А аккордеон бархатно и мелодично уговаривал примириться с ним.

Да, примириться стоило..
"

Что-то мне знакомое, так-так...
Марина М.       22.04.2013   18:46:38

Ну расстроили, Сэр...
Кто-то меня уже опередил и так писал?
Огорчительно.
Если вспомните, где встречали, то буду благодарна.
Я себя часто проверяю, не было ли у кого подобного.
Сэр Джик       22.04.2013   19:03:30

Вау, Марина? Чем расстроил, причем здесь: "Кто-то меня уже опередил и так писал? "

Так (как Вы) никто не писал и ... не напишет, но вот о том же ( к примеру о занятиях в детстве на аккордеоне) писал даже и я. Вы - знаете, есть даже и Ваш отзыв.
Огорчили Вы мэнэ - своим "огорчением"...
Маэми Морт       21.04.2013   17:59:22
Отзыв:   положительный
Хорошо, Марина, написано! Но я ожидала "живопись масляными красками", а тут, по моему ощущению, скорее "рисунок пастелью". :)))) Но все равно хорошо.
Марина М.       22.04.2013   00:05:26

Спасибо, Наташенька!
Верю,что честно скажите, как чувствуете.
Заглядывала к Вам на страничку. А там всё по- прежнему.
Хотя, наверное,правильно, сначала закончить, потом показывать.
Но я жду! :-)
Маэми Морт       22.04.2013   00:55:54

Марина, я рассказов сейчас не пишу - учеба, конкурсы, не до них. Из "Подставы" тоже будет сценарий, а не повесть.
Лев Фадеев       13.11.2012   09:35:40
Отзыв:   положительный
Марина мы с тобой по отношение к детству- коллеги. Но твоё чувствуется тебя терзает воспоминанием и до сих пор. Очень хороший рассказ. Удачи тебе и радости. ЛеВ
Марина М.       15.11.2012   22:32:32

Спасибо, Лев! Я Вам очень рада.
Eduard Bernhard       30.10.2012   22:14:32
Отзыв:   положительный
Марин, прекрасно!
(И удивительно, что прежде не отозвался)
Марина М.       31.10.2012   10:34:14

Ну ты же музыкант. Наверно, увидел какие-нибудь "косяки", вот и дипломатично промолчал. А твою любую критику я воспринимаю вполне адекватно. И с благодарностью.

Спасибо, Эд!
Eduard Bernhard       03.11.2012   07:34:00

Вовсе нет! И с профессиональной точки зрения там всё в порядке.
Владлена Денисова       22.07.2012   03:24:09
Отзыв:   положительный
Читала и как будто в детство возвращалась!
Мой первый музыкальный инструмент тоже был аккордеон.
Трофейный. Отец привез его из Германии.
Красивый, перламутровый!
Я запомнила его на всю жизнь, как первую любовь!
Жаль, что с музыкой потом у меня не сложилось.
С теплом. Владлена


Марина М.       22.07.2012   10:47:42

Рада знакомству с Вами! Спасибо за прочтение!
Марина.
Сергей Сухонин       21.07.2012   14:56:17
Отзыв:   положительный
Кажется Кате, наконец, повезло. Не с родителями, так с учителем. Очень занимательная повесть. Будем потихоньку дочитывать. Вас к просил зайти:))
Марина М.       21.07.2012   19:33:44

Спасибо, Сергей! Вот немного выложила, не всё :-)))
Рада, что нравится :-)))
Буду стараться!
shamanka       16.07.2012   15:37:44
Отзыв:   положительный
Образно, и читается легко. Когда-то мечтала научиться игре на гитаре, даже выпросила чтобы инструмент купили, но дальше гусей и пьяного, что поднимается по лестнице, дело не пошло, ленивица, однако.

Марина М.       16.07.2012   17:52:01

Насмешили :-))))
Анна       14.07.2012   20:52:26
Отзыв:   положительный
Марина, увлекательно и очень насыщенно, ни слова лишнего, избыточного текста. Не только содержание хорошо, но обращаешь невольно внимание и На язык, и на манеру письма. Все служит точности формулировок мыслей, ощущений. а Катя уже стала родной.
Марина М.       14.07.2012   22:45:50

Спасибо, Анна!
Кажется, удаётся писать, когда персонаж - ребенок.
И передать его видение своего окружения :-)))
Лев Куртен       14.07.2012   16:11:09
Отзыв:   положительный
У Вас нескучный язык. Когда что-то написано нескучным языком, можно с удовольствием
прочитать даже инструкцию по технике безопасности. К сожалению, сколько хороших тем
погребено под завалами скучных слов. И у меня тоже...
Марина М.       14.07.2012   22:25:10

Спасибо, Лев! Инстукции по технике безопасности писать пока не пробовала :-))))
В основном выложила грустную тему. Но приятное чтиво (как мне кажется) тоже есть https://www.chitalnya.ru/work/454452/.
Спасибо!
СИрена       11.07.2012   06:47:01
Отзыв:   положительный
сильный рассказ.финал бы более взрывной...
Марина М.       11.07.2012   11:38:56

Спасибо Вам! Это я "надёргала" глав из большого повествования, которое с трудом, но заканчиваю :-)))
Татьяна Дюльгер       10.06.2012   11:29:02
Отзыв:   положительный
Марина, я начала читать с 4 части, но девочка Катя мне сразу же понравилась. Очень жаль, что мама с ней так грубо общается. К сожалению, таких мам немало.
Интересно читать об уроках игры на аккордеоне.
Думаю, что это Катина удача.
Марина М.       10.06.2012   11:44:06

Спасибо, Татьяна! Именно о проблемах в семьях я и хочу написать... Стараюсь :-)))
вОЛК       17.05.2012   08:07:31
Отзыв:   положительный
спасибо, Марина!
Постепенно приживаюсь к твоей Кате. Так - сосущее чувство какое-то, тянущее: ведь полюбил ее уже,
а тяжко ей. Не знаю. Надо пройти все главы, потом вернусь и скажу пространнее. Они - едины, так ведь?
И еще: может, я и не прав, но вряд ли стоитт убирать острые углы. Ну в частности "говно". И что?
нет такого слова? - а выкинешь ты его, заменишь на какашки какие-то или там испражнения (прости) - и где эффект?

Олег
Марина М.       17.05.2012   11:16:32

Спасибо, Олег! Даже не ожидала, что она так тронет...Важно было, чтобы правильно понималось...
Я тоже не сторонник всякого "Г" в литературе. Но иногда, когда вещи не называешь своими именами, а смягчаешь, то ситуация выглядит совсем другой... И характер другой...
Вот так.
Спасибо тебе, дорогой друг!
Анна Ма       10.04.2012   07:54:59
Отзыв:   положительный
Очень понравилось, Марина!!! Место с тройками вообще прелесть)) Так живо всё представила будто была рядом с твоей Катей)))

Удачи и Хорошего настроения!!!


Марина М.       10.04.2012   08:15:40

Спасибо, Анечка! Вселяет уверенность, что получается...
Галина Уварова       18.02.2012   19:34:37
Отзыв:   положительный
Марина, замечательно пишете!
Ненавязчиво, штрихами... яркая картинка бытия и характеров.
Марина М.       18.02.2012   22:50:19

Спасибо, Галина. К реалистичности стремилась.
Эльвира Юрасова       06.02.2012   14:16:31
Отзыв:   положительный
С интересом читаю Ваши рассказы, Марина, очень хорошо написано :) Успехов Вам!
Марина М.       06.02.2012   14:23:58

Спасибо большое!
Ну, значит, не зря стараюсь :-))))))))))))
Голубка       27.01.2012   10:21:39
Отзыв:   положительный
Марина, после сладкозвучий Ваши произведения воспринимаются как свежий ветер, хотя говорится в них о суровой правде жизни. Нельзя, конечно, воспринимать отношения взрослых с детьми, описанных Вами, как правило для всех семей...Но, вот об обучении на аккордеоне- очень близко. Моя дочь закончила музыкальное училище по классу аккордеона, а начиналось все так похоже!!Из Кати, наверняка, вырастет отличная мама, которая никогда не обзовет дочь плохим словом... Спасибо, Мариночка, за Ваш труд, Ваш талант. Жаль, что так мало времени для чтения!
Марина М.       27.01.2012   10:56:32

Спасибо, Танечка! С прошедшим Вас Вашим "именным" праздником!
Простите, не поздравила вовремя!
Но (пусть с опозданием!) я желаю Вам всего-всего-всего!
Сколько нужно и хочется!
Большое спасибо за отзыв. Очень приятно!
Betty(Светлана Мангутова)       15.01.2012   19:02:07
Отзыв:   положительный
Нет глупых, неспособных...нет плохих детей...
Я в этом сама убедилась. Ко мне приводили самых "плохих" - детей из крутых семей, с которыми больше месяца никто не хотел заниматься школьной программой - частным образом. Даже за приличные деньги!!
Для меня они становились и умными, и способными, и самыми прекрасными друзьями...

Эх, такие мы, взрослые...
Бедные дети...

Я их всех люблю!!!

Спасибо за поучительный рассказ, Мариночка!

С уважением и теплом души!!!


Марина М.       15.01.2012   19:20:07

Бетти! Солнышко может всех согреть!
Игорь Цизман       12.01.2012   21:48:08
Отзыв:   положительный
=В Катином рыжем портфеле, как в карете, ездили «тройки». Эти дважды горбатые создания сидели в тетрадях, смешно задрав ноги и прикрыв лбы чёлками.=
Вот это - ОНО!

=Коровы – счастливые, их ждут дома...
А вдруг Катя – не куча говна, а заблудившаяся корова с ключом на шее вместо колокольчика?=
Подумайте, м.б. передать это (кое-где еще...) как мысли Кати?


=На втором куплете Лидия Алексеевна стала аккомпанировать.
- Вы знаете эту песню? – удивилась Катя.
- Нет, но ты же поёшь... Вот что... Я веду занятия не только по классу фортепиано, но и аккордеона тоже. Очень хороший инструмент.
Лидия Алексеевна взяла аккордеон. И он, вдыхая воздух и расправляясь, душевным голосом запел.
- Тебе нравится?
Катя кивнула.
- Тогда мы тебе поможем.=
Диалог "дежурный", необходимо представлять себе как говорят реальные учителя музыки, продавщицы и т.д.
Марина М.       13.01.2012   00:05:03

Спасибо, Игорь! К чему стремиться в выражении задуманного, конечно, есть...
Sergey Freeman       13.12.2011   19:24:45
Отзыв:   положительный
Полемику "говно или не говно" затеяли глупцы. Разве о том речь !?
Рассказ замечательный. О душе ребёнка, как тянется он к настоящему теплу...
Марина М.       13.12.2011   20:48:35

Спасибо, Сергей! Вы поняли о чем речь! Спасибо!
Лана Майорова       11.12.2011   22:15:16
Отзыв:   положительный
Написано замечательно. Спасибо.
Слово на г... Если это было в жизни Кати, то, я думаю, пусть и останется в книге.
С теплотой,
Лана


Марина М.       11.12.2011   22:32:45

Спасибо, дорогая Ланочка! Конечно, можно обойти всякие слова, но вот передать ощущение ребенка себя в этом мире очень сложно. Все замены что-то не то... Конечно, я знаю и другие.
Спасибо Вам, моя дорогая!
Владимир Попов       11.12.2011   15:48:36
Отзыв:   положительный
Насчет дерьма резануло (смягчи, замени). Я такое не воспринимаю ваще. Сразу бросаю читать. А насчет аккордеона интересно. Этюды Черни - как же, куда же без них. Знакомо! С уважением.
Марина М.       11.12.2011   16:05:08

Как напомнил мне один очень умный человек, В.И. Ленин сказал, что интеллигенция - это говно. Без всяких точек.И это слово часто наши поэты употребляют... Даже спорили как правильно:говно или гавно. Решили. что проверочное слово гОвны. Это признанные корифеи.
Ну мне-то можно? Я ж не Маяковский...
Простите, пожалуйста!
mishal       10.12.2011   09:16:10
Отзыв:   положительный
Очень хорошо написали, Марина!
Спасибо!
С искренним уважением, Михаил.
Марина М.       10.12.2011   09:34:29

Спасибо! От всей души!
Бен-Иойлик       09.12.2011   11:56:28
Отзыв:   положительный
Очень многим здесь это чтение придется повкусу...
Мне тоже!
Но я никогда не учился музыке.
Спасибо!
Марина М.       09.12.2011   16:47:54

Бен! Спасибо большое! Вам! понравилось - и я очень рада...
Николай Иванович Панин       08.12.2011   06:22:56
Отзыв:   положительный
Разумеется, и я хаживал в музыкальную школу - сына водил.
А самому обучаться не пришлось: в нашем таёжном посёлочке была только начальная школа...
А написано здорово: как будто и сам поприсутствовал...
Марина М.       08.12.2011   09:52:20

Cпасибо, Николай Иванович!Наверно, нет дороже этих слов: как будто и сам поприсутствовал...
Елена Халдина       07.12.2011   21:39:38
Отзыв:   положительный
Марина! Как интересно и увлекательно! Я тоже в музыкалку ходила почти 4 года. Спасибо за вдохновение! Может тоже напишу про музыкалку!))) Поклонница твоя и Кати, Елена.
Марина М.       07.12.2011   21:51:06

Спасибо, дорогая! С такими друзьями не пропадешь! И ты, конечно, вспоминай и пиши! У тебя хорошо получается!
Марина.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1