
Чем меньше у
человека самостоятельности в труде, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты. Прежде всего,
самостоятельность включает в себе понятие самодостаточности.
Самостоятельность есть подчинение
человеком своего поведения собственным взглядам и убеждениям.
Нельзя оценивать по одним и тем же меркам
самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития.
Е.П. Ильин замечает, что "формирование самостоятельности в учебной и общественной деятельности проходит ряд этапов , на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.
Первый этап - самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самостоятельности.
Второй этап - самостоятельность проявляется как в исполнении, так и самоконтроле за выполнением упражнения.
Третий этап - к исполнению и самоконтролю добавляется и возможность самому планировать свою деятельность.
Четвертый этап - самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.
Условия формирования самостоятельности
Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания у учащихся определенных условий:
1. Развитие самостоятельности на основе приобретения школьниками знания умений и навыков учебной и общественной работы в школе и дома. Не бесконтрольность и своеволие, а организованная самостоятельность без робости и неуверенности в своих силах.
2. Развитие под контролем учителя, родителя, воспитателя без излишней опеки.
3. Руководящая роль педагога, воспитателя, наставника.
4. Самостоятельное выставление школьниками на уроке оценок по предложению учителя своим товарищам и самому себе.
Формирование стремления к самосовершенствованию проходит в три этапа:
1) создание эталона поведения и деятельности (идеала), которому учащийся хотел бы подражать;
2) самопознание и формирование самооценки;
3) целенаправленная работа над собой(2,c.220-222).
Ф.Дольто замечает: " Всё же необходимо что-нибудь придумать, чтобы предоставить этому поколению творческую самостоятельность при том, что это не будет затрагивать жизненное пространство других поколений: каждому своё. Но сейчас человеческие отношения между поколениями уступают место равнодушию и взаимной агрессивности(1,с.505)
Литература:
1. Дольто.Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/samostoya...
Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.
Самостоятельность - это возможность самому направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться своей жизнью. Возможность делать то, что хочется делать именно тебе именно сейчас. Самостоятельный человек контролирует себя сам, а не кем-то снаружи. Предоставить сотруднику самостоятельность - это значит предоставить свободу выбора, чем и когда он будет заниматься. Если мальчику запрещает мама, а мужчине - жена, это не о самостоятельных, не о взрослых людях.
Право на самоконтроль - право на самостоятельность. Там, где вас контролируют, вам самостоятельность не доверяют. Там, где человек не состоятелен, контроль со стороны компетентного человека - не неприятность, а услуга.
За эту свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать. Самостоятелен тот, кто сам обеспечивает свое существование, кто не настаивает на том, что окружающие должны его содержать иподдерживать. Самостоятельный человек - тот, кто сам стоит на своих ногах, одно из проявлений жизни Деятеля.
Самостоятельность - обязательный атрибут взрослости. Противоположность самостоятельности - несамостоятельность, а то и беспомощность. Что касается послушности, то распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен.
Получает право быть более самостоятельным тот, кто берет на себя больше личной ответственности. Теряет право на самостоятельность тот, кто не справляется со своими проблемами.
Воспитание самостоятельности
Я сам!
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
• создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам,
• создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
• создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. См.→
Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество
Встретилось мнение:
"Задача психотерапевтического тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".
Несамостоятельность
Несамостоятельность - неспособность самостоятельно принимать решения, привычка оглядываться и ждать, кто бы за тебя все решил.
Несамостоятельность - не вполне и не всегда черта характера, чаще это выученное, привычное поведение, либо шаблонно перенятое у таких же окружающих, либо используемое в связи с теми или иными условными выгодами.
Откуда берутся несамостоятельные дети - см.→
Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несомостоятельного поведения. Несамостоятельность - чаще проявление демонстрируемой либо выученной беспомощности, способ жизни Паразита.
Выученная беспомощность
Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.
Внутренняя картина:
• Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".
• Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня"
Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.
• Генерализация, общий характер установки.
Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.
Проявления
У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.).
У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.
Отчего возникает
Объективные причины: выученная беспомощность чаще возникает после более или менее длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается.
В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.
Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы.
За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности ("Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!"), привлечение внимания ("Неужели не поможете такому беспомощному?"), месть ("Раз ты жизнь - такая, то я тебе отомщу - стану совсем беспомощным") и борьба за власть ("Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!").
Что делать?
Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро.
Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, - это человека успокаивает и выученную беспомощность снижает.
Если удается показать, что задача не решается только здесь и сейчас - от беспомощности отказаться уже легче.
Если удается показать, что успехи - это его успехи, а неудачи - из-за чужой вины, ситуация облегчается.
Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом.
Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. "Выученная беспомощность" лечится "выученной успешностью" - позитивным опытом.
Цель поведения ребенка — уклонение
Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно обеспокоены ее поведением дома и в школе. Энджи стала демонстрировать своим поведением уклонение, или, другими словами, показную неполноценность.