
Мы все часто переживаем пугающую ситуацию. Это вызывает "взрыв" тревоги, но в отличие от реального события , часто всё происходит в нашем воображении.
В.А.Кочнев пишет, что "Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как жить, с кем жить, с каким качеством жить - вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки.
Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями, такими как страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется кризисом.
Находясь в кризисе, человек может испытывать различные желания:
- уйти из жизни;
- или не менее сильное желание жить, выжить.
Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя изолированным от общества, изгоем.
Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса.
Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность. Это своего рода коридор, выход из которого трудный и пугающий. Но состояние напряжения толкает человека к выходу и к дальнейшему развитию.
В современной психологии на накоплен колоссальный опыт изучения поведения людей в кризисных ситуациях.
Необходимо отметить, что с кризисом сталкивается не только сам человек, находящийся в этом состоянии, но и очевидцы, участники спасательных операций, и даже просто телезрители, наблюдающие за происходящим в прямом эфире во время террористических актов или катастроф. И все эти люди сталкиваются с серьезными психологическими проблемами.
Психологи пытаются найти ответ на следующие вопросы:
1) что же такое кризис в жизни человека
2) каковы его причины
3) каковы последствия
4) как избежать разрушающих последствий кризиса
5) как помочь человеку выйти на новый уровень развития
6) какие факторы и психологические особенности защитят человека от негативных воз-действий кризиса.
Кризис (от греческого kreses - решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое со стояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.
Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния.
Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины:
- кризисы развития;
- травматические кризисы;
- кризисы утраты.
Отечественный психолог, специалист, рассматривающий проблему кризиса и кризисных ситуаций, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую (кризисную) ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия (компонента кризисной ситуации), которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации:
- стресс;
- фрустрация;
- конфликт;
- кризис.
Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.
Первый компонент – стресс.
Под стрессом (от английского stress - напряжение) автор этого термина, Ганс Селье, понимал неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям.
Эти условия могут быть внутренними - болезнь, усталость, или внешними - резкое изменение происходящего вокруг человека. Любая жизненная ситуация, по Г. Селье, вызывает стресс, но не каждая бывает критической.
Критическое состояние вызывает дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.
По образному замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати».
Стресс (по Г. Селье) - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
В то же время выделяют представление о психологическом стрессе, который является ре-акцией, включающей оценку угрозы для человека и защитные процессы организма.
Второй компонент – фрустрация.
Под фрустрацией (от латинского frustracio - обман, тщетные ожидания, расстройства) понимают такое состояние, при котором характерны две вещи:
а) наличие сильной мотивации достижения цели;
б) наличие преграды, препятствующие достижению этой цели.
Основные типы преград (барьеров) на пути человека к цели
1. По своему качеству (сущности):
• Физические барьеры (например, стена тюрьмы)
• Биологические - старость, болезнь
• Психологические - страх интеллектуальной недостаточности
• Культуральные - запреты, правила, нормы, принятые в том или ином обществе.
2. По отношению к субъекту:
• Внешние; это те, которые не дают человеку выйти из кризисной ситуации;
• Внутренние:
- страх;
- отсутствие жизненного опыта;
- незнание способов выхода из той или иной ситуации.
Основные чувства и состояния в кризисной ситуации
- беспокойство;
- напряжение;
- ярость;
- враждебность;
- зависть;
- ревность;
- если это состояние длится долго, то появляются чувства безразличия, апатии, утраты интереса, вины и тревоги.
Выделяют следующие виды фрустрационного поведения
• двигательное возбуждение - человек много, беспорядочно движется, кидается из стороны в сторону, не может выбрать одну линию поведения;
• апатия, например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;
• агрессивное поведение;
• стереотипное поведение - человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда-то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;
• регрессивное поведение, которое понимается как по ведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и т.д.
Третий компонент – конфликт.
Конфликт - это всегда столкновение двух и более сторон.
Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов.
Конфликты могут быть внутриличностными (внутренними) и межличностными.
Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутренне-го мира и осознании человеком этой сложности. У людей примитивных внутриличностных конфликтов практически не встречается, для них в жизни все просто.
Четвертый компонент - состояние кризиса.
Это состояние, которое порождается вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом.
Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.
Кризис первого типа - это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс вы-хода на прежний уровень жизни.
Кризис второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.
Столкновение человека с непреодолимой преградой - утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис.
Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом. До сих пор переживание связывалось с эмоцией, отражающей отношение человека к вызвавшему ее фактору.
Ф.Е. Василюк рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации.
Типы переживаний по Ф.Е. Василюку
1. Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его - «ни-чего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.
2. Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.
3. Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, что-бы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.
4. Творческое переживание - этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.
Любой кризис предполагает два выхода:
а) либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее
б) либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.
2. Динамические характеристики кризисных ситуаций
Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.
Основные стадии (динамика) кризиса по Дж. Каплану
1-я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.
2-я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
3-я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.
4-я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.
Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.
Ф.Е. Василюк под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути.
Несмотря на то, что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов – кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое военное расстройство и так далее, - можно любой кризис описать по определенной схеме.
Схема описания кризиса
• источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;
• симптомы, т.е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;
• возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;
• обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
• пути выхода из кризиса;
• влияние кризиса на успешность деятельности человека;
• формы «расплаты» за невыход из кризиса;
• особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.
Каждая конкретная критическая ситуация не является каким-то застывшим образованием, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций влияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение человека и его последствия.
В состоянии кризиса человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств
1. Депрессивную реакцию, которая проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.
2. Деструктивные чувства: раздражительность, злость, обиду, агрессию, ненависть, до-сад, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.
3. Одиночество, которое выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, не-понимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом.
У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.
В ряде исследований было показано, что есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.
Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы фемининности, существующие в общественном сознании, разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении.
Подобное же поведение у мужчины не одобряется, даже осуждается обществом. Поэтому схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю невидимую работу над кризисной ситуацией. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия.
В это же время напряжение внутри человека склонно накапливаться и может про-явиться в том числе аутоагрессивно, суицидально.
Исследования показали, что во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина. Традиционно считается, что муж-чина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация кардинально меняется.
Основные признаки приближающегося кризиса
1. Наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни.
2. Напряженные отношения на работе, которые продолжают крутиться в голове и дома, на отдыхе, при встрече с друзьями.
3. Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, совершенно перестает приносить удовольствие.
4. Изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми.
5. Начинает раздражать то, на что раньше совершенно не обращали внимание.
6. Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают.
7. Возникает стойкое ощущение, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешает продвижению вперед в самом общем смысле, мешает как карьерному росту, так и личностному совершенствованию.
Психологами, исследующими психологический кризис, было показано, что большинство психологических кризисов такого типа наблюдается у практически здоровых психически и физически людей. Однако существуют раз личные личностные реакции на кризисное состояние.
Известный отечественный исследователь состояния психологического кризиса А.Г. Абрумова выделяет шесть типов ситуационных реакций на стресс.
1. Реакция эмоционального дисбаланса, для которой характерно доминирование отрицательных эмоций.
Основные признаки данной реакции:
- снижение общего фона настроения;
- присутствует чувство дискомфорта в той или иной степени;
- повышается тревожность;
- сокращается круг общения, общение становится более поверхностным и формальным;
- повышается уровень утомляемости.
Длительность такого рода реакций - до двух месяцев.
Психологическая помощь - именно в этот момент человек наиболее открыт для психологического воздействия и психологическая помощь при такой реакции наиболее эффективна.
2. Пессимистическая ситуационная реакция.
Основные признаки данной реакции:
- изменение мироощущения;
- установление мрачной окраски мировоззрений, суждений, оценок;
- изменение и переструктурирование системы ценностей;
- стойко снижается уровень оптимизма;
- снижается продуктивность планирования деятельности в будущем.
- на первое место выходят мрачные прогнозы;
- события и их динамика окрашены в черные тона;
- эмоциональные нагрузки воспринимаются как удары судьбы, которые можно только принимать, но им нельзя противодействовать;
- события представляются неконтролируемыми, а собственная воля – ничтожной;
- активность человека при таком типе реакции падает до нуля, человек даже не пытается что-то изменить в своей жизни;
- оценка своих возможностей может быть завышена;
- создается как бы ситуация искусственно преувеличенного стресса.
Длительность такого рода реакций - имеет самую большую длительность - в среднем три месяца.
Психологическая помощь при такой форме реакции крайне затруднена и сложна.
3. Реакция отрицательного баланса.
Основные признаки данной реакции:
- рациональное подведение жизненных итогов;
- оценка пройденного пути;
- определение реальных перспектив существования;
- сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни.
- при наличии преимущественно внутренних конфликтов в личности выводится отрицательный жизненный баланс;
Подобные механизмы наблюдаются у лиц с тяжелыми заболеваниями (рак, лейкоз), знающих о неизбежности углубления страданий и печального исхода, у одиноких лиц старшего возраста, критически оценивающих свое прогрессирующее физическое одряхление. Подведение баланса предполагает высокий уровень критичности, четкость и реалистичность суждений.
Длительность такого рода реакций - длится в среднем до месяца.
4. Ситуационная реакция демобилизаций.
Основные признаки данной реакции:
- отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов (отказ от привычных кон-тактов или их значительное ограничение);
- устойчивое переживание одиночества, беспомощности, безнадежности;
- наблюдается частичный отказ от деятельности; человек избегает какой-либо деятельности, кроме самых необходимых, жизненно важных сфер деятельности.
Длительность такого рода реакций - в среднем составляет один месяц.
Если человеку созданы условия для отдыха, он освобождается от тяжелых забот и ответственности - то эта ситуация разрешается.
5. Ситуационная реакция оппозиции.
Основные признаки данной реакции:
- внешнеобвинительная позиция;
- человек становится агрессивным;
- резко отрицательно оценивает окружающих, их деятельность.
Эта реакция обычно постепенно угасает сама по себе. Но в случае глубокой и высокой интенсивности требует принятия защитных мер, иначе резко нарушается адаптация человека.
6. Реакция дезорганизации.
Основные признаки данной реакции:
- наблюдаются наиболее выраженные изменения на уровне организма - гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы;
- нарушения сна.
Длительность такого рода реакций - обычно не превышает в среднем двух недель.
Эта реакция не несет защитной функции, тогда как предыдущие типы в известном смысле могут быть признаны реакциями психологической защиты, поскольку они как бы экономят психическую энергию, тем или иным способом ограничивая реально практическую деятельность человека без нарушения системы адаптации.
Основные факторы ситуационных реакций на стресс
• активность или пассивность человека, в зависимости от этого реакция будет более длительной или менее длительной, активный энергичный человек включает всю систему защиты, в результате чего срабатывает адаптация и интенсивные отрицательные эмоции быстро изживаются.
• степень интеллектуального контроля, а также коммуникативные навыки конкрет-ной личности.
Причины возникновения кризисных ситуаций разнообразны.
1. Социальные факторы
2. Ситуационные факторы
3. Психологические особенности человека
4. Индивидуальные особенности человека.
Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика:
- у детей;
- у подростков;
- у лиц старшего возраста;
- у людей с физическим истощением;
- у лиц, имеющих психотравму;
- у лиц, переживших тяжелую потерю.
Большое значение для возникновения кризисных ситуаций имеют характер и интенсив-ность стрессовой ситуации.
Стрессовые факторы могут быть:
- острыми, внезапно возникающим, опасными для жизни: природные и техногенные ката-строфы, войны, аварии;
- хроническими, постоянными, растянутыми во времени: социально-экономические труд-ности, конфликтные ситуации в семье или на работе.
Стрессы подразделяются на:
- единичные;
- множественные;
- периодические.
Основные специфические стрессогенные ситуации:
- поступление в высшее учебное заведение;
- служба в армии;
- вступление в брак;
- выход на пенсию;
- резкое изменение служебного положения и т.д.
Кризис в жизни - это всегда неприятно. Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним.
Кризис - это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления.
Выход из кризиса иногда сравнивают с решением сложного математического уравнения, запись которого занимает целую страницу и которое надо упростить. В результате правильных действий мы получаем простое равенство, неправильные действия приводят к усложнению и запутыванию исходного материала.
Вход в кризис - это начало математического уравнения. Главное - правильно сократить компоненты, найти правильный обмен. Сокращая лишнее, мы оставляем сущность. Как только все получается, мы можем сказать, что вышли из кризиса.
Все простое - гениально, а примитивное - вульгарно. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Как говорят в народе, «за одного битого двух небитых дают». Зная собственную природу, адекватно оценивая себя, нужно выбирать необходимые средства для достижения поставленных целей. Изменение внешнего мира дается нам сложнее. Мы можем изменять себя, хотя для некоторых людей это сложнее, чем изменять внешние обстоятельства.
3. Понятие и сущность биографических кризисов
Р.А. Ахмеров (1994 г.) ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности.
Под биографическим кризисом он понимает такую особенность внутреннего мира чело-века, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути.
В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как из-лишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности, т.е. игнорирование межсобытийных связей.
Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, чем больше он уверен в вероятности высокозначимых событий.
Краткая характеристика биографических кризисов:
- снижение оценки человеком продуктивности своей жизни;
- существенное усиление переживаний своей исчерпанности, опустошенности, бесперспективности;
- снижение переживаний своей реализованности;
- как правило, сопровождаются ухудшением здоровья;
- занижается ожидаемая продолжительность жизни.
По данным исследований, женщины в целом более продуктивно оценивают своей жизненный путь, чем мужчины, и менее категоричны в оценке жизненных событий.
Источником биографического кризиса является неоптимальная жизненная программа личности, автором которой личность сама и является.
Три типа биографических кризисов по Р.А. Ахмерову
1. Кризис нереализованности
2. Кризис опустошенности
3. Кризис бесперспективности.
1. Кризис нереализованности.
Сущность. Возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни.
Характеристика:
- возникают переживания, что «вот, моя жизненная программа не выполнена», «жизнь не удалась», «не повезло»;
- человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи;
- в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.
Причины:
- одной из причин такого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью.
2. Кризис опустошенности.
Сущность. Возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее.
Характеристика:
- несмотря на то что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он уже «прочитанная книга», что у него нет сил и нет заметных привлекательных целей в будущем, а тогда зачем жить?
Причины:
- одной из причин такого состояния может служить некоторая усталость после длительно-го периода самозабвенной и упорной работы, штурма высоты в жизни и профессии;
- резкая смена социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего, когда «не знаешь, за что ухватиться».
Рекомендации:
- оправданы передышка, отдых от утомившего образа жизни и бурной деятельности;
3. Кризис бесперспективности.
Сущность. Возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем.
Характеристика:
- дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть вполне определенным (гарантированная скука; безнадежный застой; отсутствие перспектив профессионального роста);
- переживания, обозначаемые словами типа «впереди ничего не светит»;
- у человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях;
- затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.
1. Общая характеристика возраста
Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.
Ларошфуко
Возраст (в психологии) - это понятие, служащее для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.
В науке различаются понятия возраста хронологического и возраста психологического.
Хронологический возраст - это количество лет, прожитых человеком.
Всю жизнь человека принято делить на определенные возрастные периоды. Существует очень много концепций возрастной периодизации развития человека.
Древнекитайская классификация включает в себя семь основных периодов:
• молодость - до 20 лет;
• возраст вступления в брак - до 30 лет;
• возраст выполнения общественных обязанностей - до 40 лет;
• познание собственных заблуждений - до 50 лет;
• последний период творческой жизни - до 60 лет;
• желанный возраст - до 70 лет;
• старость - от 70 лет.
Знакомясь с различными периодизациями индивидуального развития человека, следует учитывать, что не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии, каждый человек индивидуален, и процессы в каждом возрасте происходят неравномерно.
В 1965 г. на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве была принята следующая международная периодизация возрастов:
• новорожденный - от 1 до 10 дней;
• грудной возраст - 10 дней - 1 год;
• раннее детство - 1-2 года;
• первый период детства - 3-7 лет;
• второй период детства:
- 8-12 лет для мальчиков
- 8-11 лет для девочек
• подростковый возраст:
- 13-16 для мальчиков
- 12-15 для девочек
• юношеский возраст:
- 17-21 для юношей
- 16-20 для девушек
• средний (зрелый) возраст
первый период
- 22-35 для мужчин
- 21-35 для женщин
второй период
- 36-60 для мужчин
- 36-55 для женщин
• пожилой возраст
- 61-74 для мужчин
- 56-74 для женщин
• старческий возраст - 75-90 и для мужчин, и для женщин
• долгожители - старше 90 лет.
2. Сущность и динамика возрастных кризисов
Психологический возраст обозначает определенную качественно-своеобразную ступень развития человека, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретное общественно-историческое происхождение (см. табл. 1).
Таблица 1
Стадии развития личности (по Э. Эриксону)
Стадии
развития Нормальная линия
развития Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество.
(от рождения до 1 г) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция
2. Позднее младенчество.
(от 1 г до 3 л) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело-века Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождения). Слабо развитая речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей
3. Раннее детство
(около 3-5 л) Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям. Подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения
4. Среднее детство
(от 5 до 11 л) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья пе-ред бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5. Половая зрелость, подростничество и юность
(от 11 до 20 л) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее, само-определение в вопросах: каким быть? кем быть? Активный по-иск себя и экспериментирование... Учение. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним ми-ром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость
(от 20 до 40-
45 л) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми. Желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил.
7. Средняя взрослость
(от 40-45 до 60 л) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, все-прощение себя.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни та-кой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность при-мириться с неизбежным. Пони-мание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти
Возрастной кризис - это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.
Основные причины возрастных кризисов
1. Изменения и физиологические сдвиги в организме
2. Морфофункциональные перестройками.
Такие кризисы принято называть нормальными, поскольку они сопровождают человека на всем протяжении жизни.
Протекание возрастного кризиса зависит от ряда особенностей человека:
- темперамента человека;
- характера;
- индивидуальных, биологических и социальных отношений.
Во время кризиса личность, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами, что иногда приводит к непрогнозируемым эффектам.
В исследовании Лазаруса (1966 г.) было показано, что при столкновении с кризисным периодом у человека появляются разные типы преодолевающего поведения.
Основные типы преодолевающего поведения в кризисе (по Лазарусу)
Первый тип - это поведение, направленное на разрешение проблемы.
Сущность - это приспособление к изменившимся условиям.
Второй тип - это регрессия.
Сущность - в основе которого лежат детские формы поведения, которые во младенчестве позволяли преодолеть проблему путем перекладывания ответственности на других.
Одним из вариантов регрессивного поведения считается алкоголизм и наркомания.
Третий тип - отрицание.
Сущность - восприятие реальности искажается таким образом, как будто бы проблема исчезает сама собой. Инерция - это состояние бездействия, основанное на мнении человека, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять и любые действия обречены на провал.
Аффективные реакции. Возникновение проблемной ситуации у аффективных людей вызывает чаще всего гнев, страх, тревогу, печаль. Если попытка преодоления трудностей терпит неудачу, то развиваются основные фазы кризиса.
Форма, длительность и острота кризиса значительно различаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, общества в целом.
Ряд исследователей (З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни) считают возрастные кризисы нормативным процессом, определенным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. Другие видят в кризисах отклоняющееся, девиантное поведение.
Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Для такого периода характерен отказ от старого, когда человек теряет некоторую часть из приобретенного прежде.
Основной смысл переходного периода состоит в таких изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт. Центральное для определенного возраста новообразование несет в себе побуди-тельную силу и становится исходным для формирования личности человека следующего возраста.
Наиболее общие черты возрастных кризисов
1. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто конфликтуют с окружающими взрослыми, особенно с родителями.
2. Возникает отрицательное отношение к ранее спокойно выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Дети как бы раздвигают границы можно - нельзя, хочу и надо.
3. Если взрослые помогают ребенку расширить его возможности по овладению средства-ми, необходимыми для того, чтобы удовлетворять новые потребности, осваивать новые сферы жизни, то кризис преодолевается и ребенок выходит на новый уровень развития. Если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис обостряется и затягивается.
4. На грани возрастов ребенок открывает для себя сам факт наличия иных форм жизни, деятельности, сотрудничества, общения, и подобное открытие провоцирует буквальное воспроизведение этого, пока еще очень наивного представления в собственном поведении. Неадекватность этого нового провоцирует конфликты.
5. Разворачивание конфликтной ситуации приводит к обнаружению внешних и внутренних препятствий на пути реализации желаемого поведения. Внешние со временем исчезают, но обнаруживаются и иные ограничения - внутренние. Эти ограничения связаны с недостаточными возможностями ребенка в реализации новых видов деятельности.
Известный исследователь детских кризисов К.Н. Поливанова выделяет пять этапов развертывания кризиса возрастного развития:
1. Открытие
2. Мифологизация
3. Конфликт
4. Рефлексия
5. Разрешение.
В этой логике бесконфликтное протекание кризиса невозможно, если понимать конфликт как закономерный этап в развитии кризиса. Если же понимать конфликт как бытовую ссору, скандал, то в таком смысле его можно избежать.
Основоположником отечественного учения о кризисах психологического развития детей является П.П. Блонский, который выделил три стадии течения кризиса:
1. Предкризис;
2. Собственно кризис;
3. Посткризис.
1. Предкризис является переходной стадией от стабильного периода развития ребенка к кризисному изменению его психологических функций.
2. Кризис является временем максимального обострения имеющихся психологических проблем детей или их первичного проявления.
Характеристика кризиса:
1) В кризисе степень отклонения психофизиологических параметров от определенной условной нормы становится максимальной;
2) На фоне кризиса отмечается повышение неустойчивости личности, возрастает частота колебаний, как в сторону повышения, так и в сторону снижения;
3) Для кризиса также характерно явление психологической диссоциации;
4) В частности Д.Б. Элькониным было показано разделение признаков интеллектуально-го и эмоционального развития ребенка. В условиях кризисного периода интеллектуальные показатели снижаются, а эмоциональные - повышаются. В связи с этим у многих детей снижается успеваемость и повышается их конфликтность и агрессивность. Во время кризиса психологическая система утрачивает устойчивость, целостность, происходят резкие перепады настроения, эмоции, меняется мотивация. Может развиваться астения или депрессия, которая является типичным эмоциональным фоном кризиса. Во время кризиса психика ребенка активно усваивает социальные влияния;
5) Объединяющее начало для эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка имеет коммуникативная система. Характер коммуникаций отражается в особенностях речи, поведения, жестов, мимики. В стадии кризиса наблюдается резкое снижение коммуникативности до уровня прекращения большинства социальных контактов, уход в себя до следующей стадии - посткризиса. На этой стадии наблюдается противоположное явление - быстрое увеличение объема социальных контактов и восстановление всех форм коммуникативной деятельности. При этом происходит как бы прорыв коммуникаций, с постепенным за тем восстановлением до обычного уровня. При отклонениях в развитии адаптирующая роль коммуникаций страдает. В этом случае наблюдается нарушение развития не только коммуникаций, но и интеллектуальной системы ребенка.
3. Посткризис, наоборот, характеризует их возвращение к нормальному состоянию.
Итак, можно подвести предварительные итоги: ребенок (как и взрослый человек) развивается неравномерно, есть периоды относительно спокойные или стабильные, а есть так называемые критические периоды.
Историческая справка: Основные кризисы развития были открыты эмпирическим путем, причем не по очереди, а в случайном порядке: семь лет, три года, тринадцать, один, ноль.
Во время критических периодов за очень короткий период человек меняется весь, цели-ком, в основных чертах. Это эволюционное, отборное, стремительное изменение как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
Для критических периодов характерны следующие особенности:
1. Границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных периодов крайне неотчетливы, возникает кризис как бы незаметно. Очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса, в точке апогея.
2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой для их изучения. В этот период наблюдается строптивость, негативизм, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов. Внутренняя жизнь ребенка в это время сопровождается мучительными переживаниями.
3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не только приобретает, но и теряет из приобретенного прежде. Эти приобретения Л.С. Выготский назвал новообразованиями.
К началу каждого периода складывается неповторимое соотношение ребенка и окружаю-щей действительности, социальная ситуация развития, закономерно определяющая его образ жизни, ведет к возникновению новообразований, которые, в свою очередь, влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение его отношений.
3. Основные кризисные возрастные периоды и их краткая характеристика
1. Кризисы детского возраста
Кризис новорожденности - ноль - 2 мес.
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка.
Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами:
а) с одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, который не в со-стоянии удовлетворить ни одной своей жизненной потребности без взрослого;
б) с другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок еще лишен основных средств общения в виде человеческой речи.
Основное новообразование этого возраста - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что его жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.
Проявляется это новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
- общее двигательное возбуждение при приближении взрослого;
- использование крика и плача для привлечения к себе внимания;
- обильные звуки во время общения с матерью и реакция улыбки.
Сущность комплекса оживления – он служит границей критического периода новорожденности, а срок его появления служит основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.д.), но и общаются, играют с ним.
Кризис первого года жизни.
Кризисом первого года обычно называют переходный период между младенчеством и ранним детством
Сущность - как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, с появлением новых аффективных реакций. Эмоциональные вспышки у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, жестов, мимики или понимают, но не выполняют того, чего требует ребенок.
Характеристика кризиса первого года жизни. Поскольку ребенок в это время уже ходит или активно ползает по дому, резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду, книги и так далее. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут навредить ему самому и окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом нельзя, но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Эмоциональные реакции на очередное нельзя или нет могут достигать относительной силы. Некоторые дети начинают пронзительно кричать, плакать, падают на пол, бьют по нему руками и ногами, выгибаются дугой.
Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности в некоторых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогая ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение этого пери ода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи по звуковой форме и по смыслу. Детские слова по своему звучанию напоминают взрослые, а иногда резко отличны от них.
Особенностью автономной речи являются своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен, слова не объединяются в предложения, а переходят в друг друга, как междометия, напоминая ряд восклицаний. Поскольку автономная детская речь отличается от взрослой, она понятна только очень близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.
Кризис первого года характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием.
Это проявляется в следующих нарушениях:
- нарушении биоритмических процессов (сон - бодрствование);
- нарушении удовлетворения всех витальных потребностей, например, чувства голода: дети отказываются есть, снижается аппетит, те блюда, которые раньше вызывали у ребенка интерес, этот интерес теряют;
- появляются вспышки плаксивости, обидчивости, угрюмости.
Однако этот кризис не относится к числу острых.
Кризис трех лет
Характеристика. При подходе к трем годам присутствует четкая симптоматика. У ребенка появляется острый интерес к своему изображению в зеркале, появляется интерес к своей внешности, к тому, как он выглядит в глазах других. У девочек это проявляется в интересе к нарядам, у мальчиков в озабоченности, например, своей эффективностью в конструировании. И те, и другие остро реагируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Поведение ребенка почти не поддается коррекции. Этот период трудный как для взрослого, так и для самого ребенка.
Основные симптомы кризиса называют созвездием кризиса трех лет и включают в себя семь основных элементов:
1. Негативизм. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство, ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Он связан самим фактом первоначального решения.
3. Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, образа жизни, которые сложились до трех лет.
4. Своеволие. Ребенок все стремится делать сам.
5. Бунт-протест. Ребенок находится в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания, который проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких.
7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать то, что он требует. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Сущность. Кризис протекает как кризис социальных отношений, и связан с установлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я», «Я сам». Ребенок познает различия между хочу и должен. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии эмоциональной и волевой сторон личности.
В этот период у ребенка активно формируется воля, дети перестают нуждаться в ежеминутной опеке со стороны взрослых и сами стремятся сделать свой выбор. Если со стороны родителей появляется ограничение в проявлении независимости ребенка, детей наказывают или высмеивают в попытке самостоятельности, у ребенка появляется чувство неуверенности, стыда и вины.
Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребенку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность. И такой сферой деятельности является игра. Игра с ее особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и пробовать свою независимость.
Кризис семи лет
Сущность. Этот кризис напоминает кризис первого года жизни, это кризис саморегуляции.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами, которые он сам для себя устанавливает. Раньше послушный, покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. В работах Л.С. Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничанье и кривляние.
Источником кризиса является несоответствие позиции школьника старой системе отношений, характерной для более раннего периода детства. Ребенок еще не владеет своими чувствами, не может их сдерживать и не умеет ими управлять. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не приобрел другие.
Основная социальная потребность в этом возрасте - потребность в уважении. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему, как к взрослому, на признание его суверенитета. Если его потребность в уважении не будет удовлетворена, невозможно строить отношения с этим ребенком на основе понимания.
В современных условиях кризис семи лет осложнен тем, что современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. Многие дети приходят в школу социально, эмоционально и личностно незрелыми, неготовыми к обучению. И основной проблемой является то, что большинство современных детей не любят, не хотят и не умеют учиться.
Некоторые авторы считают, прошел ребенок кризис семи лет - он школьник, не прошел - он психологически является дошкольником. Однако в современных условиях кризис семи лет уже давно стал кризисом восьми и даже девяти лет.
Один из известных отечественных психологов описывает кризис семи лет с помощью следующего примера. Мальчик с врожденным вывихом бедра, увидев в окно, как мальчишки играют в футбол, начинает проситься на улицу. Мама напоминает ему, что вчера было то же самое, что он прибежал домой в слезах и говорил, что больше никогда не будет играть в эту противную игру с этими противными мальчишками. Однако мальчик уверяет, что это было вчера, а сегодня все будет по-другому. Не проходит и десяти минут, как ребенок с громкими рыданиями возвращается домой. Его либо не приняли в игру, либо приняли, но у него не получается, и в конечном счете его выгоняют из игры. «Это плохая игра, я никогда не буду в нее играть, и мальчишки тоже злые и плохие, сами меня попросят, но я с ними больше играть не буду», - говорит он сквозь слезы. Однако на следующий день, а иногда даже в тот же самый день, ребенок вновь просится на улицу, искренне веря, что в этот раз все будет по-другому.
Л.С. Выготский объясняет, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, у них еще нет обобщения переживания. Однако, продолжает свой пример Л.С. Выготский, спустя некоторое время мать замечает, что ребенок больше не просится на улицу, на ее предложение пойти погулять ребенок отвечает, что он вообще не любит гулять и что ему гораздо интереснее посидеть дома и почитать книгу. По словам Л.С. Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет, он научился обобщать свои эмоции.
Итак, ребенок, пройдя через кризис семи лет, теряет непосредственность, научается пред-видеть свои эмоции и научается намеренно и произвольно уходить от ситуации. Ребенок начинает сознавать свои эмоции, учится ими управлять и, наконец, приобретает способность из бегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать те ситуации, которые имеют положительный характер.
Особую остроту кризис семи лет приобретает с появившейся сейчас инвариантностью систем обучения. Перед родителями и воспитателями встает вопрос, когда лучше отдавать ребенка в школу, какой тип учебного заведения лучше выбрать, на какие параметры следует ориентироваться, выбирая время начала учебных занятий.
Вот что говорят по этому поводу медики.
Известный доктор медицинских наук Анатолий Берестов называет семь издержек акселерации:
1. Связана с тем, что в возрасте 6-7 лет начинается период первого физиологического вытяжения. Кости ног растут быстрее, и за ними не успевают мышцы, что отзывается тянущей болью в ногах. В результате такой диспропорции весь организм испытывает дискомфорт.
2. Связана с тем, что после 7 лет строение коры головного мозга становится таким же, как и у взрослого. Только после семи лет нервные волокна одеваются изолирующей оболочкой специального вещества - белка миэлина. Пока процесс миэлинизации не завершен, нервные импульсы проводятся медленнее. Это значит, что ребенок будет быстрее уставать, медленнее соображать, дольше усваивать информацию и по чисто физиологическим причинам не сможет оставаться внимательным в течение длительного времени. Вот почему шестилетним детям каждые 15-20 минут требуются хотя бы десятиминутные перерывы в занятиях для подвижных игр, снимающих нервное напряжение.
3. Наплыв информации может пробудить у шестилеток потребность в дневном сне. Если ее игнорировать, то это прямая дорога к неврозам. Лишь только после семи, семи с половиной лет большинство ребят смогут не испытывать сонливости, особенно на последних уроках.
4. Связана с развитием навыков координации. Шестилетним детям хуже даются навыки письма, и дело не в недостатке прилежания, а в том, что тонкие движения пальцев и кисти координируются пока еще с большим трудом. Этот навык координации окончательно созреет к концу седьмого года жизни.
5. Письму и чтению в шесть лет мешают особенности зрения. Младенец рождается дальнозорким, а с возрастом дальнозоркость уменьшается. Умение видеть достаточно хорошо вблизи, чтобы регулярно и подолгу работать с прописями и букварем, приходит только после семи лет. Шестилетние вынуждены усиленно напрягать глазные мышцы, поэтому уже в начальной школе рискуют получить близорукость. Не зря же говорят, что «близорукость - это профессиональная болезнь умных детей».
6. Лишь к восьмому году жизни в полную силу включаются в оборону миндалины, форпост иммунной системы, защищающие слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительного тракта от инфекции. Шестилетки, попадая в новый коллектив, менее защищены от микроорганизмов, больше рискуют заболеть.
7. К концу начальной школы количество хронических заболеваний сердца, бронхов, легких, желудка и кишечника, случаев близорукости и нарушения осанки у детей, приступивших к учебе с шести лет, увеличивается в несколько раз, по сравнению с их сверстниками, севшими за парту в семилетнем возрасте.
Поэтому, принимая решение о том, в каком возрасте следует отдавать ребенка в школу, необходимо учитывать не только физическое, психологическое, но и социальное и личностное развитие ребенка.
2. Подростковый кризис
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле.
В литературе он описан как возраст второй перерезки пуповины. Характеризуется определенной остротой.
Основные симптомы кризиса подросткового возраста
1. Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен.
2. Негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет.
3. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Первый вариант - негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20% подростков.
При втором типе ребенок - потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающие действия обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%.
И третья ситуация - когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20% детей.
В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.
Особое значение имеют две группы факторов, имеющих хронический характер:
а) это неправильное воспитание;
б) конфликтные ситуации.
К конфликтным относятся следующие ситуации:
- эмансипационный конфликт, в том числе отравление свободой;
- конфликт на основе реакций группирования со сверстниками;
- насильственное лишение;
- прерывание общения со сверстниками;
- отвержение;
- неумение вступать в контакты;
- повышенное нереализуемое притязание на лидерство;
- конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой);
- конфликт на почве краха завышенных притязаний;
- конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.
Из приведенного перечисления видно: в значительной степени психологические конфликты подростка - это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.
Характеристика данного периода. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.
Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.
Особенно чувствительны к последствиям психологического кризиса следующие категории подростков:
- подростки, перенесшие насилие, ставшие жертвами жестокого обращения в семье в раз-личных бытовых ситуациях;
- подростки, перенесшие психическую травму в связи со смертью родителей, с потерей близких;
- подростки, оказавшиеся в ситуации развода родителей;
- застенчивые подростки;
- подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства;
- одаренные дети, уже имеющие высокие результаты по сравнению со своими сверстниками.
В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванные гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм, нонконформизм.
Многие подростки тяжело переживают стремление быть таким, как все, и одновременно не похожим ни на кого, не таким, как все.
3. Кризис юношеского возраста
Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 18-19 лет и отмечает три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте.
Первый - это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря осознанию смысла использования конструктивных копингстратегий, внутренних ресурсов.
Второй способ - это неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях.
Третий - уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.
Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисных ситуаций и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к жизненным аспектам трудных ситуаций, наделять их особым смыслом.
Специфической особенностью юношей в этом возрасте является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захваченными негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.
Характеристика данного периода.
Завершает переход от юношества к зрелому возрасту кризис перехода к зрелости - 22-23 года. Его основная детерминанта - построение плана на всю жизнь, осуществляемое с максималистских позиций. Профессия, семья, друзья - все должно быть самым лучшим, уникальным, неповторимым.
Формируются и укрепляются границы психического образа «Я». Сложность кризиса в этот пери од заключается в том, что формирование черт характера молодого человека еще не завершено, на функциональное состояние оказывают влияние гормональный фон, эмоциональные реакции, которые являются неадекватными и интенсивными.
В профессиональной деятельности этот период чрезвычайно ценен, для него характерно:
- стремление быть лучшим;
- высокая обучаемость;
- отсутствие профессиональных стереотипов;
- высокая точность, пластичность реакций;
- индивидуальная чувствительность к ошибкам.
В качестве показателей кризисного состояния выделяют следующую симптоматику:
- снижение работоспособности;
- застой;
- снижение и изменение мотивации;
- неустойчивость, неадекватность самооценки;
- нечеткость собственных профессиональных представлений;
- неадекватная эмоциональная реакция;
- неадекватность поведения.
4. Кризис зрелого возраста
Это кризис 33-х лет или возраста Христа.
Сущность. Человек осознает собственные ограничения, реальные возможности.
Характеристика данного периода:
1) Происходит окончательное прощание с молодостью;
2) Полным ходом идет строительство собственного гнезда, будущей стабильной жизни;
3) Многолетние дружеские связи охладевают;
4) Мужчины в это время обычно:
- заводят первую постоянную любовницу, помимо жены;
- втягиваются в карьеру;
- меньше времени уделяют дому и ребенку.
5) Эмансипированные женщины переживают период 33-х лет таким же образом, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него.
6) Возникает желание сменить профессию. В этот момент начинает казаться, что перспективы довольно туманны, а потолок развития еще не достигнут. На этом рубеже многие люди меняют работу, открывают собственный бизнес, иногда радикально меняют сферу деятельности. Причем две трети людей ссылаются на разочарование в работе, связанное именно с психологическим кризисом, а не по материальным соображениям.
По мнению профессора И.С. Кона, ярче всего этот кризис проходит у людей успешных и креативных. Они многого достигли, но их собственные достижения делают их заложниками резюме, признания и стабильного уровня жизни, им есть что терять.
Смена профессии - это и есть один из выходов, который причисляют к кардинальным. Люди, которые в 30 лет резко меняют свою карьеру, более пассионарны, а это и часто именно то, что требуется расширяющимся экспансивным компаниям. Для таких людей смена работы - это риск, возбуждение, они заинтересованы в успехе глубинным образом. И это кардинально отличает их от тех людей, кто уже имеет опыт в данной работе и на новом месте ищет только дополнительный источник заработка.
5. Кризис середины жизни
В 38-40 лет разворачивается кризис середины жизни, период жизненных экстраординарных перемен.
Характеристика данного периода.
1) Основные достижения в этом возрасте - высокий уровень профессионализма, личностная зрелость, высокий уровень рефлексии
2) Уже оформлены черты характера, границы психического образа
3) Стабилизируются религиозные, экономические, социальные, политические интересы и ценности личности
4) Четко очерчена профессиональная траектория.
5) Современное общество предъявляет все более и более повышенные требования к особенности психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей жизни человека, контингент взрослых людей также включен в процесс обучения. Появляются новые технологии, информационные и другие, которые требуют постоянного повышения уровня информированности человека.
6) Возраст периода зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 40-45 годам жизни в таких науках, как математика, физика, химия, философия, политика.
7) И именно в середине жизненного пути, в 40-45 лет, человек мучительно ищет ответы на вопросы: как жить дальше, для чего жить дальше, зачем вообще жить дальше, с кем жить дальше? Для возникновения такого противоречия необходимо наличие достаточно развитой структуры личности, высокого уровня развития системы высших чувств и ценностей человека.
8) Ближе к 40 годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с ходом и результатом их осуществления.
9) Творческие люди отмечают, что с возрастом прибывает мастерство, возникают все более интересные и заманчивые проекты, но при этом силы резко снижаются.
10) Отмечается частота смерти творческих работников, особенно поэтов, художников, актеров, между 30 и 40 годами.
Кризис середины жизни имеет свои объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. Уже неадекватными будут юношеский максимализм, излишняя эмоциональность. Серьезные трудности в отношениях могут возникнуть, если человек средних лет будет проявлять умственную и поведенческую жесткость, неумение и нежелание адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Количество проблем во взрослой жизни по сравнению с периодами детства, юности и молодости не убавляется, а наоборот, нарастает, в том числе и таких, к которым человек не со-всем готов. Если человек осознает и оценивает реальное положение вещей, он готов решать проблемы, а не сетовать на невезение и коварство жизни.
Специалисты считают, что самым опасным в период взрослости следует считать период застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит.
Симптомами приближающегося кризиса являются:
- психическое насыщение текущей деятельностью;
- исчерпывание возрастной доминанты.
С профессиональной точки зрения возникает потребность в подведении промежуточных итогов, потребность в ощутимых переменах, наряду со страхом перед ними.
При этом возможны следующие пути разрешения этого кризиса:
- прекращение профессионального роста;
- стабилизация на достигнутом уровне;
- ограничение профессиональных притязаний;
- смещение основных мотивов в другие сферы жизни: личная жизнь, хобби, выбор более успешного профессионального направления и повышение квалификации в нем, переход на иной, качественно более высокий профессиональный уровень;
- возможен и другой выход из кризиса - срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, переезде в другой город, попытке начать все сначала;
- деструктивный способ выхода из кризиса - это суицид и распад личности.
Выход из кризиса середины жизни возможен путем перестройки всей личности в соответствии с изменившимся положением дел и обстоятельствами.
Одним из выходов часто люди считают смену профессии. Однако смена профессии часто сопровождается болезненной потерей социальных контактов, поэтому нежелательно менять все сразу: и работу, и профессию, и место жительства, и спутника жизни, что-то в жизни должно оставаться стабильным. Небольшой стресс полезен только в том случае, если он не стоит в череде жизненных беспрерывных испытаний.
Для того чтобы последствия смены профессии не сказались в целом на жизни человека, необходимо адекватно оценить свои ресурсы:
- личностные, социальные - опыт и умение преодолевать трудности;
- интеллектуальные - коэффициент умственного интеллекта;
- профессиональные - арсенал навыков, способность к переобучению;
- социальные - адаптивность, физические - здоровье, уровень энергии;
- эмоциональные - саморегуляция, поддержка ближайшего окружения, наличие хобби и друзей.
Прежние заслуги и статус в новой сфере уже не в счет, поэтому ситуации фрустрации возникают в новой сфере деятельности гораздо чаще, чем в старой. При освоении принципиально новой профессиональной сферы приходится сталкиваться и с завистью, с яростной конкурентной борьбой, что требует от человека высокой психоэмоциональной устойчивости.
6. Кризис пожилого возраста
«Когда я думаю о старости, я вижу четыре причины, из-за которых мы по привычке считаем ее несчастным периодом нашей жизни» (Марк Тулпий Цицерон):
1) Она отстраняет нас от активной жизни
2) Ослабляет физические силы
3) Лишает чувственных удовольствий
4) Приближает смерть.
Основные виды старости:
1. Хронологическая. Основным фактором при ее определении является количество прожитых лет.
2. Физиологическая. Основной фактор - состояние здоровья.
3. Психологическая. Определяется самоощущением человека, видением своего места в возрастной структуре.
4. Социальная. Как бы вбирает в себя признаки всех видов и является синтезом от-ношения человека к прожитой жизни.
Для пожилого и старческого возраста характерен ряд специфических особенностей, которые могут усиливать протекание возрастного кризиса:
1. Этому возрасту свойствен эгоцентризм
2. Нетерпимость к каждому, кто не проявляет особого внимания на самом высоком уровне.
3. Все окружающие зачисляются в эгоисты, коль скоро они не поглощены заботой о ста-ром человеке. Как говорится, эгоист - это тот, кто любит себя больше, чем меня.
4. Происходят изменения в трех основных сферах:
- интеллектуальной;
- эмоциональной;
- моральной.
В интеллектуальной сфере с трудом приобретаются новые знания, приспособления к непредвиденным обстоятельствам. Все, что раньше не вызывало трудностей: подсчет каких-то величин, запоминание дат - воспринимается с трудом. Для пожилого возраста характерна так называемая ретроактивная память. Люди плохо запоминают то, что с ними происходит сейчас, но очень хорошо помнят события отдаленных лет.
Изменяется и эмоциональная сфера пожилого человека, появляются приступы беспричинной грусти, слезливости. Сильное нервное возбуждение возникает в ответ на совершенно незначительные раздражители по самому ничтожному поводу. Поводом для такой реакции может быть фильм о прошлых временах не потому, что жаль эти времена, а жаль себя, молодого, в тех временах. Или разбитая посуда - жалко, опять-таки, не чашки, а того, что вместе с ней уходит частичка памяти.
Изменения в моральной сфере касаются неприятия новых норм поведения, одежды, привычки проводить свободное время и так далее. Старики бывают иногда резки до грубости в критике этих новых веяний. Меняется отношение ко многим сторонам жизни.
Так, при отношении к труду для пожилого человека имеет значение не только и даже не столько материальная сторона, сколько эмоциональная. Для пожилого человека важна его востребованность, его самоутверждение. Труд из средства жизни становится смыслом жизни.
По словам одного из основателей отечественной психологии Б.П. Ананьева, парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей физическое одряхление наступает гораздо позже, чем происходит социальное умирание. Такое состояние возникает у тех людей, которые по собственной воле изолируются от общества, сужают личностные контакты. По сравнению с долгожителя ми, сохраняющими свою личность и активность на многие годы, не-которые начинающие пенсионеры в 60-65 лет кажутся резко подряхлевшими, страдающими от образовавшегося вакуума и чувства социальной неполноценности. В этот период для них начинается драматический период умирания личности. Если человек до пенсии вел активную, наполненную, творческую жизнь, а с выходом на пенсию резко ее прекращает, процесс старения обрушивается лавинообразно.
И в то же время история знает много примеров, когда именно в пожилом возрасте человек достигал не просто творческого расцвета, но и был на пике своего подъема.
Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не толь-ко в пожилом, но и в старческом возрасте. Вот некоторые факты о творческом долголетии. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др.
А. Гумбольдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет).
Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: Гюго Виктор Мари - французский писатель (1802-1885); Вольтер (на стоящее имя - Мари Франсуа Аруэ) - французский писатель и философ-просветитель (1694-1778); Бунин Иван Алексеевич - русский писатель (1870-1953; Нобелевская премия - 1933); Шоу Джордж Бернард - английский писатель (1856-1950); Гете Иоганн Вольфганг- немец кий писатель, мыслитель и естествоиспытатель (1749-1832); Толстой Лев Николаевич - русский писатель, граф, член-корреспондент Петербургской академии наук (1828-1910), написал в 71 год «Воскресение», в 72 - «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат». Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. Назовем несколько имен: Микеланджело Буонарроти - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло - французский живописец, испанец по происхождению (1881-1973); Ци Бай-Ши - китайский живописец (1860-1957); Куба Людвик - чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечеллио) - итальянский живописец (ок. 1476/77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе - итальянский композитор (1813-1901); Касальс Пабло - испанский виолончелист, дирижер (1876-1973); Стравинский Игорь Федорович - русский композитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер - американский актер, кинорежиссер, сценарист (1889-1977)и др.
И в то же время на пути трудовой занятости пенсионеров возникает много сложностей. Датский социолог С. Форсман говорит о тех трудностях, которые встречаются на пути решения практического вопроса о трудоспособности пенсионеров.
Проблемы, испытываемые российскими пенсионерами, во многом сходны с теми, о которых говорит датский ученый.
1. Психологическая, связанная с объективной самооценкой пожилых людей, которые не видят перспективы в своей дальнейшей производственной деятельности. В некоторых фирмах уже в 37-40 лет человек считается бесперспективным, и фирма не хочет вкладывать деньги в его дальнейшее продвижение.
2. Финансовая, так как пожилым людям предприниматели стараются платить поменьше.
3. Демографическая, связанная со старением всего населения и обострением конкуренции среди пожилых и молодых.
4. Адаптационная, так как по жилые люди не всегда хотят оставить прошлую профессию и приобрести новую, современную. Достаточно вспомнить, с каким трудом в бухгалтерской среде среди пожилых работников осваивался сначала калькулятор, а потом компьютер, на-сколько людям были привычны и родные счеты, и арифмометры.
В этот период очень многое зависит от отношения человека к самому себе. В самооценку включается само ощущение старости.
Есть пятидесятилетние женщины с поникшей головой, с потухшим взглядом, неопрятной прической, мужчины с глазами побитой собаки, плохо выбритые, в нечищеных ботинках, эти люди досрочно записали себя в старики.
Случается и другая крайность - бабушки в шортиках, с ярко накрашенным лицом, с кокетливыми бантиками на не очень густых волосах, дедушки с тоненькими усиками и блестящими при встрече с молодой женщиной глазами. Они мнят себя молодыми, молодящимися. На первых смотреть грустно, на вторых - грустно и смешно. Цицерон о таких говорил: «Он остался прежним, но прежнее ему не шло».
Британский психолог Д. Бромлей выделила пять типов приспособления к старости
Первый - конструктивная установка. Когда чело век внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен своими эмоциональными контактами с окружающими, по отношению к себе достаточно критичен, с юмором и терпимостью обращается с другими людьми. Он принимает старость как факт своей жизни, завершающий его профессиональную личную карьеру, с оптимизмом относится к жизни и смерть рассматривает как естественное явление, без отчаяния и сожаления. Жизненный баланс такого человека вполне положителен. Он обращается за помощью к окружающим в необходимых случаях.
Второй - установка зависимости. Она присуща тем людям, которые проявляют пассивность и склонность к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейное окружение обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии. Поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и стресса.
Третья - защитная установка. Такая позиция характерна для самодостаточных людей, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни для них значит больше, чем внутренние переживания. Они боятся смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности.
Четвертая - установка враждебности. Присуща так называемым разгневанным старикам, которые агрессивны, вспыльчивы, имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению: близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и боятся ее.
Пятая - это та же установка враждебности, но направленная на самого себя. Характер-на для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях, они не восстают против своей старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и со чувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается такими людьми как освобождение от страданий.
Интересный подход к типологии старости встречается у А. Качкина, социолога из Ульяновска. Он предлагает разделять пожилых людей по типам в зависимости от интересов, которые являются центральными в их жизни:
1. Семейный тип, нацелен на семью и ее благополучие.
2. Одинокий тип. Наполненной жизни достигает главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями.
3. Творческий тип. Не обязательно это человек творческой профессии, это человек, который реализует себя и полон творческих планов.
4. Социальный тип - пенсионер-общественник. Занятый общественно-полезными в его представлении делами и мероприятиями.
5 Политический тип - заполняет свою жизнь активным или пассивным участием в политической жизни.
6. Религиозный тип. Человек, полностью поглощенный конфессиональными проблема-ми.
7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам.
8. Больной тип. Это люди, занятые не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием своей болезни. Они холят и лелеют болезнь так, как не-которые старики холят и лелеют кошечек или собак.
И все-таки центральным симптомом кризиса в пожилом возрасте является страх смерти.
В исследовании В.В. Болтенко выделен ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть опосредованной - через чтение специальной литера туры, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то минуя первый этап, человек попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, осуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто - врачом, кто был счетоводом, а кто - профессором философии.
На третьем этапе главное - забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.
На пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.
Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором - четырех, третьем - трех, втором - двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.
Античный мудрец Сенека уверял: «Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться».
Лев Толстой учил, что «оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его».
Литература:
1. В.А.Кочин. Лекции.
2. И.Г.Малкина-Пых. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2008.