Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Автономизация или самостоятельность


Автономизация или самостоятельность
Cамостоятельность присуща детям и взрослым. Ребенком движет страсть неудовлетворенности. Начиная с трех лет ребенок проявляет самостоятельность в играх, в быту (вспомним капризы малыша:"Я сам!"). Самостоятельность ребенка постепенно переходит в наставничество со стороны родителей, воспитателей. С 6-7 лет наставник формирует у ребенка самостоятельное выполнение некоторых заданий, связанных с учёбой и общественной деятельностью.
Дольто Ф. в своей книге "На стороне ребенка" пишет, что научить самостоятельности это не значит "автономизировать ребенка", так как если самостоятельность предоставляют, значит её не было. Речь же идёт о предоставлении ребёнку свободы и свободы пользоваться свободой. Для этого необходимо, чтобы родители держали дистанцию по отношению к своему ребенку и доверяли ему. Это не значит проявлять к нему безразличие - совсем наоборот. Это значит надо любить в ребенке самостоятельность. Родители же скорее готовы во всем уступить, например, не позволять себе оставить ребёнка дома одного, потому что к этому их обязывает его каприз. "Если я не сделаю того, что хочет мой ребенок, говорит такая мама, - он скажет, что я противная и что я его разлюбила". Но я не соглашаюсь с матерями, которые рассказывают о подобных сценах: "Ну и что, если он вам это сказал? Вам, что больно? Пусть выскажется. Ему это во благо, а вам большого вреда не нанесёт. Когда вы оставляете ребенка одного, объясните, что вам нужно развеяться, повидаться с друзьями. Одному дома ему будет совсем неплохо. Если будет скучно, пусть сходит к соседям, позовёт приятелей...". Для того, чтобы ребенок обрел свою самостоятельность, нужно, чтобы тот взрослый, который занимается с ним, подавал ему со своей стороны пример свободы и отстаивания собственной автономности. Сколько взрослых принимает взаимоотношения с детьми лишь как дуэль: отца с дочерью, преподавателя - с учеником.
Другое общее заблуждение - это уверенность в том, что самостоятельность ребёнка должна проявляться лишь со сверстниками, в компании, в группе. Ну и и стараются подобрать ребенку группу - заместителя семьи. Но так ли необходимо,то, чтобы ребёнок обязательно был в компании, если ему этого не хочется? Если он хочет быть в одиночестве - пусть будет; не препятствуйте проявлению этого желания ребенка. Напротив, приветствуйте любую его инициативу. Только узнав, что и как, он сможет понять, что именно ему надо. Но произойдёт это лишь в том случае, если он сможет реализовать свои желания и испытывать результаты их воплощения - сразу, потом и через некоторое время[1, c.684-685].
Е.П. Ильин замечает, что "формирование самостоятельности в учебной и общественной деятельности проходит ряд этапов , на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.
Первый этап - самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самостоятельности.
Второй этап - самостоятельность проявляется как в исполнении, так и самоконтроле за выполнением упражнения.
Третий этап - к исполнению и самоконтролю добавляется и возможность самому планировать свою деятельность.
Четвертый этап - самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.

Материал Психологос – энциклопедия практической психологии
Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.
Самостоятельность - это возможность самому направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться своей жизнью. Возможность делать то, что хочется делать именно тебе именно сейчас. Самостоятельный человек контролирует себя сам, а не кем-то снаружи. Предоставить сотруднику самостоятельность - это значит предоставить свободу выбора, чем и когда он будет заниматься. Если мальчику запрещает мама, а мужчине - жена, это не о самостоятельных, не о взрослых людях.
Право на самоконтроль - право на самостоятельность. Там, где вас контролируют, вам самостоятельность не доверяют. Там, где человек не состоятелен, контроль со стороны компетентного человека - не неприятность, а услуга.
За эту свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать. Самостоятелен тот, кто сам обеспечивает свое существование, кто не настаивает на том, что окружающие должны его содержать и поддерживать.
Самостоятельный человек - тот, кто сам стоит на своих ногах, одно из проявлений жизни Деятеля.
Самостоятельность - обязательный атрибут взрослости. Противоположность самостоятельности - несамостоятельность, а то и беспомощность. Что касается послушности, то распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен..
Получает право быть более самостоятельным тот, кто берет на себя больше личной ответственности. Теряет право на самостоятельность тот, кто не справляется со своими проблемами.

Литература:
1. Дольто.Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.






Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 683
© 21.11.2011г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2011-455717

Рубрика произведения: Проза -> Психология


Галина Титова       18.03.2023   21:52:20
Отзыв:   положительный
С точки зрения психологии, самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [41, 54].
В психолого-педагогических исследованиях выявлены основные функции самостоятельности: личностная, интегрирующая, управление, саморегуляция деятельности и поведения, самореализации личности, еѐ.
vkr.pspu.ru

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1