
Влияние — поведение человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей. Влияние — психологический механизм, процесс и результат изменения одним субъектом поведения и психики другого.
Автор:
Н.И. Козлов
Психология
влияния
Люди бывают разумными.
Договаривайтесь!
Психология влияния - тема полузапретная, поскольку касается технологии
власти и приемов реального управления поведением людей. А кто же будет просто
так раскрывать секреты власти людей над людьми, кто же будет властью —
делиться? Нету таких. Напротив, имеет смысл позаботиться, чтобы знания
эффективных технологий влияний в школах не распространялись, чтобы обучение
этим техникам происходило только среди высшего управленческого персонала и
чтобы эффективно влияли только — мы… То есть не вы.
Происходит любопытнейшая вещь: те,
кто этой наукой влияния повседневно пользуется, формируют общественное мнение
так, чтобы более никто этим не занимался. Профессиональные манипуляторы
нанимают бодрых специалистов, которые, активно влияя на сознание людей,
объясняют им, что эффективно и осознанно влиять на сознание и поведение других
людей нехорошо и учиться этому не нужно. И теперь уже все образованные и
воспитанные люди знают, что технологиями «промывания мозгов» и «дрессировкой»
интересуются только лидеры деструктивных культов и нравственно ущербные
манипуляторы.
То есть достаточно свободные люди,
которые эффективно и осознанно пользуется всем этим богатым арсеналом без
разрешения сверху.
Учитывая, что «промыванием мозгов»
легко называется все что угодно, от психологии рекламы до технологий привития
корпоративной культуры или методик эффективного хоть воспитательного, хоть
управленческого процесса, то под обстрел попадают, как обычно, люди самые
творческие и честные, называющие вещи своими именами.
… Коллеги, мы живем в мире, где все
влияют друг на друга — открыто или скрыто, тонко или грубо, физически или
информационно, от души искренне или по здравому размышлению… Наверное, все-таки
будет лучше, если все мы будем делать это более осознанно и грамотно, а забота
о том, чтобы при любых наших действиях количество добра в мире увеличивалось,
всегда будет ориентиром для всех порядочных и цивилизованных людей.
Может ли, тем не менее, психология
влияния использована не во благо? От этого не застрахован никто. Екатерина II в
свое время была против распространения грамоты в России на том основании, что
грамотный народ будет еще больше писать кляуз и доносов, и нельзя сказать, что
ее опасения были совсем беспочвенны. Однако разумное решение было все таки в
развитие системы школ, где дети не только учились писать, но и воспитывались
как граждане России. Аналогично и сейчас: следует не бороться с теми, кто учит
техникам эффективного влияния, а совместно с ними учиться делать это более
грамотно, обеспечивая нравственную составляющую этого процесса.
Прямолинейное же обличение
недобросовестных манипуляторов на практике приводит только к тому, что
любителей ловчить становится больше, а их хитрости — изощреннее и тоньше. Как
это происходит? Легко! Меня восхищает книга Роберта Чалдини «
Психология влияния» — действительно очень
толковая и содержательная книга. Начиная ее, автор признается, что его всю
жизнь дурачили специалисты по «достижению уступчивости», и подчеркивает свое их
осуждение. В следующих главах он пишет, как на людей влияют предъявленные им
образцы — не важно, какого свойства. А потом эти же образцы манипуляций и
представляет, подробно расписывая, как дурить народ и этим успешно продавать
свои товары — конечно, не догадываясь, как его книгу творчески используют те,
кто изучает технику успешных продаж.
А что, он здесь ни при чем. А самое
интересное, что автор действительно производит впечатление очень искреннего
человека. Не ведает, что творит?
Итого: если не будете влиять вы,
будут влиять на вас. Вы этого хотите? Если вы не хотите, чтобы влияли на вас,
тогда начинайте влиять на этих людей, чтобы они на вас больше не влияли!
Этично ли влиять на близких вам
людей? Естественно, если вы их любите. Если вы любите свою старую маму, вы
будете (хочется верить) активно промывать ей мозги, чтобы она не уходила раньше
времени в старческий негативизм, чтобы она не торопилась становиться
беспомощной старушкой, чтобы она не забывала, что она всем вам нужна. Если вы
любите своих детей, вы будете их активно воспитывать (то есть энергично влиять
на них) хотя бы потому, что если не их не будете воспитывать вы, их энергично
будет воспитывать улица и интернет.
Я очень давно выбрал влиять на своих
детей: и своим примером, и убеждением, и внушением, когда-то воодушевлением,
когда-то распоряжениями и прямым давлением - чем угодно и как угодно, лишь бы
мои дети выросли умными, свободными, уверенными в себе и порядочными людьми.
Сейчас смотрю - получилось! Значит, отлично влиял! Ура!
Тематика влияния, и особенно
эффективного влияния, интересует только
людей активных, желающих на людей и мир
влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются
мало, их чаще волнуют темы защиты (как противостоять чужому влиянию) или просто
найти объяснение, почему все так получается…
При этом влияют на окружающих, на
мир и себя - все и всегда,
хотя по разному и в разных формах. Если
младенцу месяц от роду, обсуждать с ним уместность его поведения и о чем-то с
ним договариваться - неадекват, тут более подходят методы
дрессировки.
Напротив того, взрослые и разумные люди не любят, когда с ними обращаются, как
с животными, и со взрослыми людьми лучше договариваться. Когда вам что-то надо,
вы можете человека попросить или потребовать, если есть возможность его
заинтересовать - вы предложите то, что ему будет интересно.
Как правило, предложение приятнее,
распоряжение - эффективнее. При этом нужно учесть, что систематический переход
с формы предложения в формат распоряжений знаменует более общий переход с
идеологии необязательных отношений (
свободного воспитания, если речь идет о
воспитании) к отношениям деловым (в воспитании - к
дисциплинарному подходу). Хорошо это или плохо
- смотри
Модели воспитания, а также стоить помнить, что
после
предложения давить
- нельзя. Если вы начали по-хорошему с просьбы - переход к требованию
воспринимается нормально. Но если вы начали по-хорошему по другому, а именно с
предложения, то переход к требованию будет восприниматься уже хуже, как знак
того, что вас обманывают.
Эффективное влияние - это влияние,
дающее нужный результат без нежелательных последствий.
Или, мягче: когда количество
нежелательных последствий меньше, чем нужного результата.
Нередко самым эффективным
оказывается самое прямое, непосредственное воздействие. Когда вы сильны, мир
дружественен или ситуация не сложна - тогда мудрить не нужно, можно действовать
прямо и открыто.
Попросил - и получил. Вот чек -
заверните, пожалуйста. Имею право - потребовал, имею на что - купил.
Но жизнь иногда дает нам более
трудные задачки. Иногда прямо не потребуешь, силой не принудишь, заинтересовать
особенно нечем или это расценивается как подкуп. В этом случае более
эффективными оказываются скрытые или непрямые, косвенные влияния. Как?
Непрямое воздействие - способ, когда
воздействие организуется опосредовано, через кого-то или через что-то, чем-то,
но не прямо. Чтобы запустить непрямое воздействие, нужно найти или создать
условия, которые запустят естественные процессы или чьи-то действия в нужном
нам направлении.
Иногда можно использовать
естественные природные процессы. Плотогоны не тащат на себе тяжелые бревна, они
подтаскивают их реке, которая течет в любом случае и несет их на себе в нужном
нам направлении. Ветер, который все равно дует, раскручивает лопасти мельниц и
бесплатно работает на мельника. Вместо того, чтобы убеждать водителей сбавлять
скорость, проезжая через двор, можно просто положить "лежачего
полицейского". Иногда можно воспользоваться возможностями других людей.
Мужчинам часто нравится помогать милым и немного беспомощным девушкам: девушки
раскрывают красивые растерянные глаза, молодые люди их обслуживают. Женщины
готовы заботится о тех, кто напоминает им детей - взрослые мужчины доставляют
им такое удовольствие.
И в деловой, и в личной сфере
практика влияния исключительно разнообразна. Кроме простых просьб и прямых
требований, используются скрытые
манипуляции, организуется воздействие через
третьих лиц или через выстраивание нужной ситуации. Кроме
убеждения,
используется
внушение, к
рациональной аргументации добавляется эмоциональное
заражение, прямые
инструкции усиливаются
вовлечением и затягиванием, слова
дополняются
невербальными
средствами влияния, а иногда и прямыми физическими средствами
воздействия.
Как говорил Эль Капоне, "доброе
слово и пистолет обычно оказываются эффективнее, чем просто доброе слово!"
Основные способы, а иногда стили
эффективного влияния:
- Применение силы. Принуждение, давление, напряжение, натиск, вызов,
подкуп, волшебный пендель. К этому склонен Силовик
- Влияние
мягкое, по-доброму. Использование мягкое убеждение, побуждение. К этому
склонен Душка, смотри Мотивация
- Организация (создание или выстраивание) ситуации, в которой нужные
действия происходят закономерно и естественно. К этому склонен Тактик
- Управление видением, чувствами и состоянием. Это использует Манипулятор.
Формула эффективного влияния: Умный человек с
железной рукой в бархатной перчатке. Эффективное влияние - обычно
адресное влияние.
Влияние более эффективно, когда источник влияния силен, а адресат влияния - к
влиянию открыт (расположен). Если не расположен, то не защищен или ослаблен.
Поэтому тот, кто влияет, должен заботиться о своей
репутации и своем
авторитете, а
воздействие эффективнее, когда оно вовремя и точечное.
Точечное воздействие - умное
приложение силы, удар (или контакт) по точке, влияющей на ситуацию в
целом.
Захват сознания - точечное воздействие на
мотивацию человека.
В последнее время в среде педагогов –психологов, Блогеров-гуманистов все более остро обсуждаются проблемы негативного воздействия СМИ и интернета на результаты психологической работы с т. н. «трудными», «девиантными» и им подобными детьми. Своеобразной социальной позицией педагогов-психологов, Блогеров-гуманистов как социальной группы может, пожалуй, стать следующее достаточно категоричное оценочное суждение. Мы убеждены, что если бы, в самом деле, был найден какой-нибудь способ радикального сокращения нарушений поведения «трудными» детьми, то средства массовой информации и интернет в том виде, в каком они существуют ныне, не дали бы ему возможности реализоваться.
Рассматривая отношение СМИ к детской и подростковой девиации с формальной точки зрения, можно прийти к мнению, что они видят свою, чуть ли не самую главную цель, в том, чтобы бороться с ней всеми доступными им средствами. Они постоянно публикуют и показывают многообразные факты отклоняющегося поведения детей и подростков, тщательно отслеживают их и спешат подать нам, так сказать, горячими и максимально наглядными. Вполне очевидный акцент многих СМИ на профилактику безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации приводит к тому, что почти всякая хроника событий в последние годы превращается по сути дела в хронику делинквентности детей и подростков. Бытует даже точка зрения, что нагромождение всяких трудноразрешимых проблем беспризорности и безнадзорности якобы отвращает публику от них и воспитывает у нее устойчивое неприятие алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества и попрошайничества в среде подростков и детей.
На деле такой взгляд представляет собой довольно-таки неуклюжую попытку хоть как-то оправдать особое пристрастие СМИ к маргинальности и преступности. В самом деле, отнимите у СМИ возможность и право информировать о совершающихся в подростковой среде спекуляциях, авантюрах, вымогательствах, воровстве, драках, телефонного терроризма, изнасилованиях, «затяжного» пьянства, торговли наркотиками, употреблениях наркотиков, гомосексуализме, проституции, самоубийствах и прочих бедствиях и несчастиях, и они останутся по существу голыми; они не смогут сказать ничего содержательного, и тогда раскроется убожество, пошлость многих из них и отсутствие за душой чего-то стоящего, каких-нибудь достойных внимания мыслей и идей. Вполне очевидно, что сейчас СМИ и блогеры в интернете очень мало информируют об успехах в разных областях подростковой и детской реабилитации несовершеннолетних.
В СМИ и Интернете хорошо усвоили одну черту молодого человека, а именно: страсть к необычному, к вещам, выходящим из ряда повседневных и привычных, к патологическому, к жестокости, к насилию, к откровенному сексу. С редким бесстыдством, нарочитой беспардонностью, с полным пренебрежением к тому, какой эффект все это произведет на подростков и детей, в особенности, подается широкой публике через газеты, журналы, радио и телевидение. Технике извращенного секса, убийства и любого другого преступления может научиться сегодня любой подросток в удобное для него время: все это в изобилии предоставляет ему пресса и телевидение. Самое страшное тут то, что весь этот поток гнусностей и безобразий входит в сознание миллионов подростков и приобретает свойство устойчивого стереотипа, сознания того, что эти бесстыдство, насилие и жестокость и есть нормальные явления жизни, неотъемлемые элементы цивилизованного демократического общества, что Россия приобщается к мировой цивилизации через усвоение всей этой мерзости, которая вместе с рекламными рифмовками представляются как ее достижения.
В целом, в интернете, в прессе, телепередачах идет смакование социального неблагополучия, распада семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничества детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянства и наркомании. Все это способствует раннему формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью, ведет к потере престижа образования и честного заработка.
Однако социально-психологическая дезадаптация – процесс обратимый, поэтому СМИ и Блогеры-гуманисты могут освещать безусловно положительную информацию в обществе.
Основатель психоистории и психосоциальной теории жизненного цикла человека Э.Эриксон считал что «основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества…. Именно человеку свойственно иметь длительное детство». Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальных смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал
Эрик Эриксон. (2, 79). Социологии, тьюторы, Блогеры-гуманисты, психологи-переговорщики, коммуникаторы подскажут, какими методами и средствами следует ликвидировать и разрешать конфликты между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального влияния на детей и подростков (на линии развития физической самостоятельности детей, отношения к старшим, на стадии жизненного пути личности, кризисы возрастов).
Э. Эриксон в своей схеме индивидуального развития (младенец, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность) на всех уровнях человеческих отношений применил некоторые положения этологии. Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развиваются в отношениях друг с другом через систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений, в сущности, есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и в выработке новых ритуалов Э.Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.(2, 93). СМИ навязчиво создают эти ритуалы, включая и взрослый ритуал. Подросток стихийно ищет новых ритуализаций, новых смыслов бытия человека и часто удовлетворяется готовым ответам в «лозунгах от рекламы». Взять хотя бы рекламную мотивацию: «оттянись на всю катушку», и т.д.
Общество, со своей стороны, (через инициацию, конфирмацию, посвящение и другие ритуалы) признает, что подросток неадекватно оценивает себя и свои возможности, а в социальном плане отмечает рост бедности, нищеты, обездоленности, депривации, и даже различного рода отклонений от норм – девиаций, делинквентности.
«В социально-психологическом смысле нищие – это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие себе лишь биологическое выживание. …К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством…. В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обиженными обществом, но приближенными к Богу…. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов.… После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонения от общественно полезного труда»(20, 245-246.)
Сегодня мы встречаем в общественных местах неблагополучных детей и подростков, живущих подаянием, собирающих милостыню с отчаянной просьбой: «поможите!» (помогите люди добрые!). СМИ с состраданием сообщает об открытии новых социальных приютов для детей, ночлежных домов.
Наряду с бедностью и нищетой подростков (иногда именуемой глубокой бедностью) наблюдается и их обездоленность. И часто обездоленность, бедность, возникшие из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. порождают социальную депривацию, аномию в круге общения беспризорных детей. К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы депривации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Во всех сводках СМИ ежедневно отмечают недопустимую обездоленность и населения России и депривацию детей с отклоняющимся поведением. В социальные приюты поступают все дети с обездоленостью и депривацией, а помощь государства (дотации, пособия, разовая помощь) очень скудная, но и на этом спасибо!
С помощью СМИ ежедневно показывается дезадаптированным подросткам, что «…граница между дозволенным и недозволенным, справедливым и несправедливым…совершенно не устойчива и, кажется, может перемещаться индивидами почти произвольно. Столь неопределенная и неустойчивая мораль не может создать дисциплину». Жизнь «в значительной мере лишена умеряющего воздействия образца. Именно с этим аномическим состоянием связаны непрерывно возрождающиеся конфликты и всякого рода беспорядки. Поскольку ничто не сдерживает существующие силы и не очерчивает им границ, которые бы они уважали, они стремятся развиваться неограниченно, взаимно подавить и покорить друг друга… «Если всякий авторитет…отсутствует, то господствует право сильного и явное или скрытое состояние войны непременно становится хроническим. То, что такая анархия – явление болезненное, совершенно очевидно, поскольку она противоречит самой цели существования всякого общества, которая состоит в уничтожении или, по крайней мере, ослаблении войны между людьми…»(
Дюркгейм,24. 53).
Ю.А. Клейберг замечает: «В последние годы интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. (18, 5).
Объектом коррекции для социального педагога в приюте «является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом работы социального педагога являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефекты: врожденной дебильности, перенесшие депривацию проявляющие девиацию и делинквентность, в поведении.