Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Престольный праздник


Престольный праздник
* * *

Престольный праздник на селе – это особо почитаемый праздник. В этот день жители отдыхали от работы, ходили в церковь, принимали гостей из соседних сел.
Обычно престол был в день, какое имя носил храм данного прихода. Если Ильинская церковь, то престол на Илью. Если храм Покрова, или Покровский собор, то, естественно, на Покров. А накануне престола в субботу был день поминовения умерших родственников, по другому - Родительская суббота. Посещали храм, раздавали всякую снедь для поминовения. Существует поверье, что розданная еда на поминовение – это пища для усопших. Чем больше раздаёшь, тем больше пищи будет на том свете покойникам.
Престольный праздник на моей малой родине в селе Казаки - 8 ноября. Церковь носит имя Дмитрия Солунского, отсюда и престол в Дмитриев день.
Во все времена это был праздник, и для односельчан, и для жителей соседних сел, окончания летних и осенних полевых работ. Убран урожай всех сельхозкультур, посеяны озимые хлеба, вспахана зябь. В старину к этому времени обмолочены снопы убранного хлеба, которые предварительно были свезены в хранилища для снопов, клуни, риги. Время отдохнуть. А тут и подходит Дмитриев день, престольный праздник.
А накануне Дмитриева дня – Дмитриевская родительская суббота. С утра прихожане спешат в храм Дмитрия Солунского, несут сумочки со всякой домашней снедью, с конфетами, пряниками. У каждого ПОМИНАНИЕ, маленькая книжица, где перечислены умершие сродники. До какого колена, это дело каждой семьи. Священник, отец Федор, с огромной черной бородой, сам довольно солидной внешности и зычным голосом, солидно ведёт службу. Хор певчих помогает ему. Берёт ПОМИНАНИЕ, читает, читает по именам из книжицы. А сродники слушают, а не пропустил ли кого. Крестятся, раздавают присутствующим угощение, зажигают и ставят свечи.
В престольный праздник рано утром подали голос колокола храма. Празднично, призывно. И снова потянулись прихожане. Меньше непосредственно жителей данного села. Дома нужно готовить трапезу, будет много гостей. Больше гостей из соседних. После праздничной церковной службы гости разойдутся к родственникам.
В храме к отцу Федору присоединились священники соседних приходов. Всего более десятка. Служба торжественна, хор поёт так, что волос на голове шевелится. Действо привычное, не наигранное, естественное. Отсюда и неповторимо красивое. Под церковный перезвон вокруг храма проводят крестный ход с иконами, песнопениями.
Около 11 часов служба заканчивается и прихожане расходятся. Священники уходят в один из домов, где для них приготовлена праздничная трапеза. И часов до четырех село притихло. Всё население по домам, идёт угощение .
А во второй половине дня, ближе к вечеру, со всех улиц села подгулявшие жители идут в центр, на церковную площадь. С песнями, гармошками, с плясками. Здесь продолжаются игры, водят хороводы, песни и пляски. Веселье и веселье до поздней ночи. Где-то кто-то пытается и подраться. Но таких, обычно, быстро отправляют домой.
Но всё это было в пору моей молодости, юности. Престольный праздник празднуют и сейчас. Только ушли в прошлое хороводы, веселье на центральной площади села. Хотя материально жить то стали лучше. Сейчас с наступлением темноты местная и приезжая молодежь собираются у кафе и начинают сводить друг с другом счёты. А это постоянные драки, которые кончаются в большей степени бедой.
В настоящее время есть попытки что-то предпринять для возрождения хороших традиций. На престольный день проводят праздники данного села. Почти не воспринимается населением, но всё-таки какое-то оживление.
На престольный праздник 8 ноября этого года глава сельской администрации пригласила самодеятельность сельского ДК соседнего села Подсереднее. А село издавна славится песенными традициями. В сельский ДК собрались жители села среднего и старшего возраста. Молодёжи мало. Песни для них – не хиты. Да и подраться нельзя в присутствии старших.
-Нам эти песни не нравятся, они какие-то непонятные, старые.
-Вот если бы Дима Белан, ВИА ГРА или что-то подобное.
Да, непонятны молодым песни, пережившие века, костюмы, которые шили около 200 лет назад. Это настоящая историческая реликвия. Вот Дима Белан в штанах, которые постоянно сползают – хорошо. Или ВИА ГРА, где костюмов и вовсе нет – прекрасно. Дима постоянно поддерживает штаны за мотню, что, почему-то, вызывает восторг молодежи. Наверное, это красиво. Но для каждого возраста, для каждого поколения свои пристрастия. Жаль, что не воспитывается уважение к своим историческим корням, к истории малой родины, да и всей страны.
Для любителей старинной песни, народного пения, я на своей страничке покажу фрагменты концерта участников художественной самодеятельности ДК села Подсереднее. Он был дан на престольный праздник. И рубрика моя – ПРЕСТОЛ.

Село Казацкое. Ноябрь 2011 года





Рейтинг работы: 11
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 954
© 11.11.2011 Петр Черных
Свидетельство о публикации: izba-2011-449630

Рубрика произведения: Проза -> Очерк


Елена       06.11.2014   17:31:03

Спасибо!!!

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  














1