Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Сергей МИНАЕВ «MEDIA SAPIENS»


Сергей МИНАЕВ «MEDIA SAPIENS»

Сергей МИНАЕВ «MEDIA SAPIENS» Повесть о третьем сроке. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 310 стр. Тираж 50 000 экз.

Безусловной правдой выглядит цитата из лондонской газеты «The Times» о том, что «...Минаев расширяет понятие «бестселлер» применительно к российской практике». Известный журналист, автор нашумевшего романа «Духless», хорошо знающий жизнь СМИ (то бишь – средств массовой информации) изнутри, Минаев пишет (с чувством здорового цинизма) о той иллюзии реальности, которую нам ежедневно «впаривают» медиаструктуры.

Главный герой нового романа Минаева считает своим учителем министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса.
Того самого Геббельса, который говорил: «Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Герой романа учит своих сотрудников тому, что журналист не собирает, а ГЕНЕРИРУЕТ новости.

«Что такое, в нашем понимании, наиболее значимая новость или главное событие? Это то, что мы – СМИ – назовем главным событием. Стакан, наполненный водой до половины, наполовину полный. Равно как и наполовину пустой. Всё зависит от того, кто на него смотрит. Знаете такую дурацкую аксиому? Знаете? ОК. Забудьте о ней. В наше время от того, кто смотрит, вообще ничего не зависит. Все зависит от того, кто в этот стакан наливает. Кто наливает, как наливает, а главное, каким словом он называет налитое. А тот, кто на этот стакан смотрит, является банальным зевакой. То есть в информационном бизнесе надо усвоить основное правило: любая аудитория – это лохи и дебилы, которые воспринимают мир через экран телевизора и реагируют на него по команде диктора или ведущего.

С аудиторией можно делать все, что угодно, в зависимости от того, какой у тебя бюджет на сопровождающие материал кадры, усиливающие нужный тебе эффект, каковы твои ресурсы (то есть скольких тысяч людей ты можешь запутать одновременно). В принципе, аудитория не достойна никакого уважения, и любой профессиональный политтехнолог докажет вам это за пять секунд. Но, тем не менее, мы относимся к ней с уважением, называя аудиторией, а раз в четыре года, даже электоратом. Не потому, что она действительно того достойна, просто мы-то с вами интеллигентные, воспитанные люди. В отличие от всякого быдла.
Именно поэтому мы находимся с ними не по разную сторону баррикад (которых, как известно, нет), а по разные стороны экрана, что гораздо важнее.

Можно сказать, что никаких событий вообще не происходит. В известном смысле. Приведу пример. Народ у Курского вокзала целыми днями смотрит шоу, состоящее из шельмовства одного лохотронщика, пары зазывал и десятка лохов, несущих им свои кровные гроши. Что делает лохотронщик? Он показывает вам шарик, потом несколько раз переставляет туда-сюда наперстки и предлагает угадать местонахождение шарика всем желающим, за умеренную плату.
Как нам известно, шарика нет ни под одним из наперстков. Есть только воздух.
Врубаетесь?
Люди платят бабки за то, чтобы посмотреть за колебанием воздуха. Сам шарик никуда не перемещается, он все это время остается в руке у лохотронщика, появляясь только на начальном этапе аферы. Таким образом, если нет перемещений шарика, нет и действия (то есть события). Есть только голый понт, на который и покупают фраеров. Шурк-шурк, наперстки поменялись местами, с шариком ничего не произошло, но кто-то все равно попал на бабки.
Чувствуете параллель? Так и у нас. Что мы имеем? Лохотронщиков – информационных Богов. Зазывал – аналитики, журналисты, политологи и прочие говорящие головы, завлекающие аудиторию и направляющие ее мнение в нужное нам русло. Самих лохов – аудиторию. Шарики – любые поводы, из которых накачивают событие. Наперстки – телеканалы, радиопередачи и интернет-порталы, которые переключает аудитория. Стоит отметить, что мы честнее лохотронщиков, ибо мы позволяем аудитории самой переключать каналы/поднимать наперстки. Так же мы позволяем ей несколько раз угадывать местоположение одного и того же шарика/делать сразу несколько выводов об одном и том же событии. Но за увеличенное количество попыток и право переключать каналы они и платят больше. Что я считаю справедливо. Исходя из этого примера, становится понятно, почему от смотрящего на стакан ничего не зависит. Ведь и лохотронщики, показывающие шарик, и зазывалы, создающие мнение аудитории, - парни из одной тусовки».

В России духовность и идеология – это одно и то же.
Просто когда лохам идеологию переименовывают в духовность, им становится легче ее употреблять. Вприкуску с пустым чаем. Поэтому люди разбирающиеся и говорят – «особенная русская духовность». А остальные, кто не в теме, блеют про «имперскую идеологию», хотя это одно и то же. И у этой имперской идеи настолько сильный брендинг, что люди готовы найти ее даже в чашке чая, если перед этим сказать, что «этот чай несет в себе малую толику Родины».
И, вместе с тем, двадцатипятилетняя барышня, светская журналистка и красавица, наверняка с высшим образованием, на вопрос главного героя:- «Даш, а ты «Триумф Воли»-то смотрела?» - не моргнув глазом, отвечает: - «Не-а, не успела еще. Я жду, когда выйдет в переводе Гоблина».

Эти люди имеют счастье жить в другом мире. Они настолько тупы и нелюбознательны, что позволяют себе путать «газенваген» с «гелендвагеном», думают, что «Равенсбрюк» - это марка холодильника, а дети в Африке умирают от жажды, потому что имеют место постоянные задержки с поставками «Сан Пелегрино». «Триумф Воли» оказывается для них новым фильмом, с Умой Турман или Милой Йовович, точно они не помнят, а международные саммиты являются чем-то вроде продолжения Миланской недели моды для супер-V.I.P.

Я люблю всех этих людей, потому что в их жизни все очень просто и понятно.
Природа вещей для них делится на «прикольную» и «не прикольную». Весь их интеллектуальный багаж строго дозирован. Он не занимает лишних кубических сантиметров сознания, компактно упакован, ультралегок и актуален, как босоножки от «Маноло Бланик». Их сознание устроено таким образом, чтобы не грузить и не отвлекать своего владельца от ежедневного ПЕРЕЖЕВЫВАНИЯ ЖИЗНИ. Они подобны коровам, пасущимся на информационном поле и изредка отрывающим свои морды от земли, чтобы прислушаться, не дудит ли рожок пастуха.
На них глупо злиться, их глупо ненавидеть, а еще глупее пытаться донести до них информацию. Если только она не в переводе Гоблина.





Рейтинг работы: 15
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 1410
© 18.10.2008 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2008-43416

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Катринка       15.01.2010   17:22:29
Отзыв:   положительный
Очень понравилось.Странное дело,не у первого человека встречаю слова Гебельса. Есть повод изучить,конечно пугает мнение привитое со школы,но из житейского опыта явно помню,что не все шелуха,что кажется. Распечатываю.Хочу прочесть еще дома.
Сергей Павлухин       21.01.2010   18:10:46

Министр пропаганды и доктор философии Йозеф Геббельс был негодяем и циником, но только не дураком (каким его пытаются иногда выставить) Мне особенно нравится его фраза, обращенная к критикам.
Встречали уже это его высказывание?
Сергей Павлухин       21.01.2010   23:47:11

На всякий случай цитирую:
«Критик должен быть готов в любой момент и по первому требованию заступить на место критикуемого им, и исполнять его обязанности профессионально, компетентно и исчерпывающе; в противном случае критика превращается в наглую, самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса».
Доктор Йозеф Геббельс
Никто не скажет, что Геббельс был глупый человек. Или – некреативный.
















1